Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:53, реферат
Альфред Гарриевич Шнитке - крупнейшая фигура в русской музыке последних десятилетий 20 века. Его музыка в любых жанрах поражает как профессионалов, так и любителей. Новаторские находки, отточенность композиторской техники, коллажные совмещения музыкальных комплексов разных эпох, и в то же время непосредственная яркость музыкального языка и образов. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности. Шнитке - прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.
Альфред
Гарриевич Шнитке - крупнейшая фигура
в русской музыке последних десятилетий
20 века. Его музыка в любых жанрах поражает
как профессионалов, так и любителей. Новаторские
находки, отточенность композиторской
техники, коллажные совмещения музыкальных
комплексов разных эпох, и в то же время
непосредственная яркость музыкального
языка и образов. Его творчеству присуще
острое внимание к проблемам современности,
к судьбам человечества и человеческой
культуры. Для него характерны масштабные
замыслы, контрастная драматургия, напряженная
экспрессия музыкального звука. В его
сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной
бомбардировки, и борьба с неотступным
злом на земном шаре, и моральная катастрофа
человеческого предательства, и взывание
к добру, заложенному в человеческой личности.
Шнитке - прирожденный создатель крупных
музыкальных полотен, концепций в музыке.
Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры
и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие
его творчество, делают произведения композитора
эмоционально выраженной философией.
Хоровая музыка А.Шнитке - яркое и самобытное явление не только отечественной музыки, но всей мировой музыкальной культуры. Однако до недавних пор оно было недостаточно известно, особенно в России, наиболее исполняемыми оставались инструментальные произведения композитора, которым он и сам долгое время отдавал предпочтение. Неожиданный перелом в восприятии хорового наследия Шнитке произошел сразу после его ухода из жизни. Гражданская панихида в Большом зале Московской консерватории 10 августа 1998 года почти полностью прошла под звуки «Реквиема» Шнитке и других духовных хоровых сочинений композитора в исполнении Государственной академической симфонической капеллы России под управлением В.Полянского. Прошедший в следующем, 1999, году фестиваль, посвященный 65-летию со дня рождения композитора, включал уже обширную хоровую программу. Сегодня хоровая музыка Шнитке постоянно звучит в нашей стране и за. рубежом, покоряя слушателей красотой и оригинальностью, захватывая своей необычайной духовной силой.
Хоровая музыка Шнитке обширна и разнообразна по жанрам:
• кантатно-ораториальные циклы для солистов и хора в сопровождении оркестра (оратория "Нагасаки", 1958г.; кантата "Песни войны и мира", 1959г.; Реквием, 1975г.; кантата "История доктора Иоганна Фауста", 1982г.);
• вокально-инструментальные произведения с участием хора {"Голоса природы" для 10-ти женских голосов и виброфона, 1972г.; "Sonnengesang" для хора и ансамбля на слова Франциска Асизского, 1976г.; "Eroffnungvers zum 1 Festspielsonntag"для смешанного хора и органа, 1989г.; "Торжественный кант" для скрипки соло, оркестра и хора, посвященный 60-летию Г.Рождественского, 1991г.; "Agnus Dei" для двух сопрано соло, женского хора и оркестра, 1992г.; CommunioII из "Requiem of Reconciliation", 1995г.).
• произведения для хора a'cappella {"Minnesang" для 52 солистов на тексты миннезингеров XII-XIII ст., 1980г.; "Три хора" на провославные тексты.
К хоровому творчеству примыкают и сочинения других жанров, в которых используется хоровое звучание (Вторая симфония, 1980г.; Четвертая симфония, 1984г.; балеты "Желтый звук", 1973-1974г.г.(2-я ред.1983) и "Пер Гюнт", 1986-1987г.г.; оперы "Жизнь с идиотом", 1991г., "Джезуальдо",1993-1994г.г. и "История доктора Иоганна Фауста", 1983-1994г., музыка для кино и театра).
Хронология
появления хоровых произведений
в творчестве композитора имеет
свои особенности. В начале творческой
биографии обращение
С начала 80-х ситуация коренным образом изменилась: почти каждый год приносил крупномасштабное сочинение, связанное с использованием хора, при этом даже в жанре симфонии (Вторая, Четвертая) доминировало собственно а'саррell'ное его звучание. В результате к середине 80-х хоровой жанр не только "сравнялся в правах" с излюбленными инструментальными жанрами композитора - симфонией и концертом, но и занял приоритетное положение, оказав определенное влияние на образно-эмоциональный мир и стилистику музыки последних. Написанные в это время два замечательных монументальных хоровых цикла, Концерт для хора на стихи Г.Нарекаци (1984-85; в дальнейшем изложении - Хоровой концерт) и "Стихи покаянные"(1988), явились своеобразным конденсатом идейно-образных и музыкально-языковых черт значительного слоя сочинений, так или иначе связанных с хором. Также в середине 1980-1990-х годов было создано несколько небольших по объему произведений для хора или с его участием, оригинальных по своему замыслу, но стилистически соприкасающихся с одним из хоровых циклов. К Хоровому концерту примыкают "Три хора": "Eroffnungvers zum 1 Festspielsonntag" и "Agnus Dei" развивают некоторые музыкально-языковые идеи "Стихов покаянных". Стилевой этап 1984-1988 годов можно считать своеобразным "хоровым периодом " творчества Шнитке.
Все
хоровые сочинения этого
В Хоровом концерте, при всей обобщенности его тона и господстве "наддичной" хоральной фактуры, индивидуальность авторской стилистики ощутима в полисемантичности первого же хорового аккорда, в широте амплитуды фактурных и стилистических модуляций первой же музыкальной фразы - от средневековья ("органум") - к XX веку (кластер). Этому произведению можно адресовать высказывание А.Белоненко, относящееся к "Песнопениям и молитвам" Г.Свиридова: "Это - современная русская музыкальная речь, ясная, простая, и одновременно возвышенная, способная к передаче сложных душевных состояний и высоких мыслей" (17, 3). Таким образом, органичный синтез традиций хорового искусства и авторской стилистики характерен для Хорового концерта, что сближает его со многими современными духовными сочинениями, стилистически свободно претворяющими литургические тексты.
В
том же русле - "Три хора" - единственное
сочинение на канонические православные
тексты. Предназначенное для
Музыкальный облик "Стихов покаянных" совсем иной. В контексте творчества Шнитке это произведение связано со светскими сочинениями - с медитативно-конфликтными инструментальными концертами, прежде всего - Первым виолончельным, и оперой "Жизнь с идиотом". Учащенный ритм и широкая амплитуда образных чередований, сами образы - смятение терзаемой совестью кающейся души, преобладание хоровой декламации и разнообразие приемов ее фактурного воплощения, как и ориентация на более широкий и исторически-конкретный жанрово-стилевой спектр (от архаичного строчного трехголосия до романса, от стилизованного обихода до современного экзальтированного речитатива) - роднят "Стихи покаянные" с сугубо концертными по замыслу сочинениями "Новой духовной музыки", например - "Запечатленным ангелом" Р.Щедрина.
У "Agnus Dei" есть и конкретные образные прототипы в музыке "Стихов покаянных". Например, завороженное, как бы бесконечное "парение" хроматизированных линий у женских голосов - их свободные взлеты по цепи однонаправленных интервалов в "заоблачную высь" и столь же неожиданный - немотивированный! - спуск созвучны другим страницам музыки "четвертого измерения" - прежде всего, N11, 12 из "Стихов покаянных".
Стилистические особенности "Agnus Dei" - особая современность языка и, вместе с тем, ориентация на традиции западноевропейской богослужебной музыки - связаны, очевидно, с его замыслом. Напомним, что "Agnus Dei" должно было стать частью Мессы мира, произведения, призванного объединить в совместном молении - молении о мире! -композиторов, разных как по своей национальной принадлежности, так и по творческому облику - О.Мессиана и Р.Либерманна, И.Матцсудайра и Д.Менотти, Шнитке и К.Пендерецкого (кстати, создателя православной "Херувимской"!). Символично, что автором Domine Deus должен был стать лауреат "Приза за мир" (Prise for Peace).
Таким образом, круг явлений современной хоровой культуры, с которыми можно проследить связи хорового творчества Шнитке, включает в себя течение Новой духовной музыки, с одной стороны, и современную западноевропейскую музыку, с другой. При этом, оба художественных направления ориентированы на "диалог эпох" - возрождение традиционных жанров, а вместе с ними - фактурных формул, мелодических типов, как духовных вневременных символов в контексте современной стилистики. Оба предполагают ощущение времени "как связанной линии", почти как "единовременного аккорда" (А.Шнитке), обоим созвучны проповедываемые композитором идеи универсальности культуры и ее единства, никогда не потеряющие своей актуальности.
Каждое из зрелых сочинений Шнитке для хора и с его участием - произведение глубоко мировоззренческое. Именно здесь наиболее полно воплощены этические идеалы композитора, его отношение к животрепещущим вопросам бытия. При этом некоторые аспекты философского мировоззрения композитора находят непосредственное отражение в музыкальной организации его произведений, включая и их музыкальную ткань. Этим во многом определяется оригинальность хорового письма Шнитке.
Произведения разных жанровых сфер объединяет и общая музыкальная лексика. Мелодика и гармония хоровых сочинений основаны на системе сформировавшихся в инструментальной музыке композитора звуковысотных структур (ЗВС); в то же время, инструментальный мелос нередко отличается поистине вокальной выразительностью. В инструментальной сфере широко используется семантика хоровых жанрово-фактурных стереотипов, а боровая фактура пронизана инструментальными влияниями и т.д. Универсальным качеством фактуры произведений композитора является гетерофонный генезис - проекция на музыкальную ткань идеи стереофонической многомерности мира. Хоровая фактура ассимилирует из инструментальной музыки целый ряд сонорных фактурных типов со стереофоническими эффектами, приемы тембровой и фактурной драматургии, которые в новом контексте приобретают новые особенности тканевой структуры и семантики.
При
глубокой стилистической общности сочинений
различных жанровых сфер, каждая из
них сохраняет свою специфику. Хоровую
музыку композитора, в особенности
- на духовную тему, в целом отличает
особая возвышенная простота музыкального
языка: кантиленность диатонических мелодий,
"классические" ассоциации в гармонии,
рельефно прослушиваемая полифония и
т.д. Несмотря на "инструментальное"
слышание хора и использование авангардных
техник письма, большинству хоровых произведений
Шнитке присущи важнейшие "родовые"
качества фактуры хоровой музыки - осмысленность
голосоведения, гибкая модуляционность
ткани, эффектная темброфоническая контрастность;
сохраняет свою приоритетную роль "символ"
хорового начала - хоральная фактура, не
уступающая по количеству разновидностей
модификациям канонической техники. Эти
особенности стилистики хоровой музыки
обусловлены не только пониманием автором
"охранных качеств" хорового жанра,
но и его сознательной ориентацией на
сложившиеся хоровые традиции.
«Желтый звук» («...der gelbe Klang»), сценическая композиция по В. Кандинскому для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло и смешанного хора (1973—1974, 2-я ред.— 1983), основывается не на какой-либо живописной картине знаменитого русского художника, а именно на сценической композиции, опубликованной в известном альманахе «Синий всадник» (1912). У Кандинского это синтетическое произведение, соединяющее краску, пластику, слово, музыку (пантомима, цветные проекторы, оркестр, певцы). «Klang» означал и звук, и тембр, и «тон», и пластический жест, и т. п. Словесный текст в оригинале дан на немецком языке, и Шнитке для своего произведения сам сделал перевод на русский. Либретто Кандинского бессюжетно — здесь уже появился тот абстракционизм, теоретиком и родоначальником которого он стал. В публикации в «Синем всаднике» есть подробная световая партитура, указания характера музыки и движений пантомимы. При этом в соотношении компонентов Кандинский стремился не к унисону, как Скрябин в «Прометее», а к контрапункту музыки и цвета. Например, когда в цвете дается максимум интенсивности, в музыке, наоборот, следует спад.
Появление замысла «Желтого звука» Шнитке было связано с предложением Г. Рождественского написать произведение для готовящегося им концерта «Музыка и живопись». Рождественский подал мысль выбрать в качестве темы что-нибудь из живописных произведений, например, П. Клее. Шнитке выбрал сценарий «Желтый звук». Следуя либретто Кандинского, он писал сочинение двоякого назначения: чтобы можно было его и поставить на сцене, и сыграть в концерте с репродуцированием картин того же Кандинского. Однако намеченного исполнения в концерте Рождественского по каким-то причинам не произошло. Премьера состоялась в 1975 г. во Франции, на маленьком фестивале в местечке Сен-Бом (хореограф Польери).