Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:53, реферат
Альфред Гарриевич Шнитке - крупнейшая фигура в русской музыке последних десятилетий 20 века. Его музыка в любых жанрах поражает как профессионалов, так и любителей. Новаторские находки, отточенность композиторской техники, коллажные совмещения музыкальных комплексов разных эпох, и в то же время непосредственная яркость музыкального языка и образов. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности. Шнитке - прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.
Целостный
облик концерта и «Стихов покаянных»
не вызывает сомнений в их принадлежности
к православной традиции. От нее - и свобода
синтаксического дыхания, и нерегулярная
метрика, и отсутствие характерного тематизма.
При этом оба. опуса «не скрывают» своих
связей с западной католической традицией.
В партитурах значительная роль принадлежит
приемам полифонического стиля - обычным
и каноническим имитациям, пропорциональным
канонам, стереттам, образцам двойного
контрапункта...
В
кульминационные моменты
И строки, полные моим страданьем,
Пусть станут для кого-то назиданьем.
Пусть кающийся в черном прегрешенье
Найдет в моих писаньях утешенье
Пусть обратит мой труд, мое усердье
Себе во благо человек любой.
И стих мой, став молитвой и мольбой,
Да вымолит Господне милосердье.
Принцип перехода горизонтали в вертикаль особенно важен в произведении для хора a cappella, где все - гармония, фактура — вырастает из мелодии.
Таким образом, в Хоровом концерте, текст которого проникнут упованием на Божественное милосердие и предчувствием «света» и «благодати», композитору удается достичь возвышенной красоты и объективности тона лучших страниц отечественной духовной музыки.