Хоровое творчество Шнитке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Альфред Гарриевич Шнитке - крупнейшая фигура в русской музыке последних десятилетий 20 века. Его музыка в любых жанрах поражает как профессионалов, так и любителей. Новаторские находки, отточенность композиторской техники, коллажные совмещения музыкальных комплексов разных эпох, и в то же время непосредственная яркость музыкального языка и образов. Его творчеству присуще острое внимание к проблемам современности, к судьбам человечества и человеческой культуры. Для него характерны масштабные замыслы, контрастная драматургия, напряженная экспрессия музыкального звука. В его сочинениях нашли резонанс и трагизм атомной бомбардировки, и борьба с неотступным злом на земном шаре, и моральная катастрофа человеческого предательства, и взывание к добру, заложенному в человеческой личности. Шнитке - прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения композитора эмоционально выраженной философией.

Файлы: 1 файл

Хоровое творчество.docx

— 40.16 Кб (Скачать файл)

     Целостный облик концерта и «Стихов покаянных» не вызывает сомнений в их принадлежности к православной традиции. От нее - и свобода синтаксического дыхания, и нерегулярная метрика, и отсутствие характерного тематизма. При этом оба. опуса «не скрывают» своих связей с западной католической традицией. В партитурах значительная роль принадлежит приемам полифонического стиля - обычным и каноническим имитациям, пропорциональным канонам, стереттам, образцам двойного контрапункта... 

     В кульминационные моменты возникают  хоралы, где происходит нарушение  ритмической регулярности, время  как бы приостанавливается, и выразительность слова выходит на первый план. Ритмическое, гармоническое, мелодическое единство этой музыки создает ощущение художественной целостности: рождается образ личной скорби, растворяющейся в непрерывном течении времени и приходящей к очищающему душу катарсису.

     И строки, полные моим страданьем,

     Пусть станут для кого-то назиданьем.

     Пусть кающийся в черном прегрешенье

     Найдет  в моих писаньях утешенье

     Пусть обратит мой труд, мое усердье

     Себе  во благо человек любой.

     И стих мой, став молитвой и мольбой,

     Да  вымолит Господне милосердье.

     Принцип перехода горизонтали в вертикаль  особенно важен в произведении для  хора a cappella, где все - гармония, фактура — вырастает из мелодии.

     Таким образом, в Хоровом концерте, текст  которого проникнут упованием на Божественное милосердие и предчувствием  «света» и «благодати», композитору удается достичь возвышенной красоты и объективности тона лучших страниц отечественной духовной музыки.


Информация о работе Хоровое творчество Шнитке