Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 14:51, курсовая работа
Современный танец — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Современная культура – сложное, внутренне противоречивое и неоднородное явление, в пространстве которого параллельно сосуществуют самые различные по своей природе творческие идеологии, стратегии, концепции, артефакты и технологии.
Глава 1. История развития джаза.
Глава 2. Истоки этно-джаза и его направления.
2.1 Танец афро-джаз.
Глава 3. Составление комбинации по теме: «Афро-джаз».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ВГПУ)
Кафедра народного художественного творчества
КУРСОВАЯ РАБОТА
по эстрадному танцу на тему:
«Этно-джаз. Истоки и основные направления»
|
Выполнил студент:
Глаголева К.А. 4 курса отделения народного художественного творчества факультета искусств и художественного образования
Руководитель:
Смагина Т.М. Ст.преподаватель ______________________________ |
Воронеж
2013
Содержание.
Глава 1. История развития джаза.
Глава 2. Истоки этно-джаза и его направления.
2.1 Танец афро-джаз.
Глава 3. Составление комбинации по теме: «Афро-джаз».
Введение.
Современный танец — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX-начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Современная культура – сложное, внутренне противоречивое и неоднородное явление, в пространстве которого параллельно сосуществуют самые различные по своей природе творческие идеологии, стратегии, концепции, артефакты и технологии.
В наше время существует
очень много различных
Целью данной работы является изучение истоков возникновения этно-джаза и его направлений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объект исследования – Этно-джаз.
Предмет исследования – Афро-джаз.
Глава 1.История развития джаза. Его основные течения.
Соединенные Штаты Америки привнесла в мировую хореографическую эволюцию два художественных открытия: «свободный» танец Айседоры Дункан и афроамериканский джазовый танец, который был привезен неграми - рабами из Африки, но исторически сложился и эволюционировал именно в США. Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода движений всего тела танцора и отдельных частей, как по горизонтали, так и по вертикали сценического пространства. Джаз и классика,- прежде всего танец формы. Но, в отличие от классики и модерна, джаз не возможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и эти эмоции в большей степени зависят не от идеи или сюжета, как в классике или в танце модерн, а от телесных ощущений танцовщика при исполнение заданной хореографом формы.
Джаз (англ. jazz) возник в конце XIX — начале XX века. Слово «джаз» впервые встречается в литературе в 1909 году. Существует много версий происхождения слова «джаз»; от английского chase (гнаться, преследовать), от африканского jaize (тип звучания барабанов), от арабского jazib (соблазнитель), от звукоподражания jazz, имитирующего звучание африканских медных тарелок. Оно происходит от многих корней, но исследователи склоняются к тому, что оно употребляется неграми и как существительное, и как глагол. В качестве существительного оно переводится как «сила, порывистость, экстаз», а в качестве глагола - «возбуждать, активизировать, восхищать».
Джаз как художественное явление является результатом эволюции танцевально-музыкальной культуры Африки. Танец на Африканском континенте – это не вид творчества, он является неотъемлемой частью повседневной жизни, входит в состав всех таинств и ритуалов, играя в них важную роль. Существуют танцы отдыха и танцы, отображающие трудовые процессы, танцы ритуальные, бытовые, магические. Танцевальная культура африканцев столь развита и значима, что существуют своеобразные «пластические диалекты», т.е. по танцу можно определить этническую принадлежность.
Традиционные африканские музыкальные инструменты, как правило, ударные: настроенные на разную высоту звука барабаны, ксилофон размером в несколько метров, погремушки и трещотки. Завывание саксофона гораздо ближе к традиционным песням Франции, нежели Африки. Черный человек, по словам известного путешественника Джоффри Говарда, это тот, кто свои эмоции и настроения передает посредством танца. Рождение или смерть, свадьба или похороны - черный человек танцует. Без танца он не в состоянии прожить и недели. При этом под танцем подразумевается ритм. О хорошем танцовщике в Африке говорят: "Он имеет хорошие уши". Конечно, зачастую ритм накладывается вполне определенные па, однако вся входящая в транс толпа и тем более солист постоянно импровизируют. Практически каждое селение в Черной Африке содержит группу профессиональных танцоров с репертуаром, в который входит и уникальный танец данной местности, костюмами и т.д. Основные принципы джаз-танца подобны принципам джаза в музыке. Это, возможно, и стало причиной единого названия.
Пионером джаз-танца считается Джек Кол. Он обработал и соединил элементы индийского, африканского, модерн-танца с ритмами свинга и создал свой неповторимый стиль. Именно его система позволила развить джаз-танец до современного уровня. Ученик Кола Матт Маттокс соединил эту систему с базовой балетной техникой. Расцвет стиля джаз пришелся на 1960-е гг. вместе с расцветом джазовой музыки. Яркими особенностями джазового танца считаются импровизация (которая следует из самой природы африканского танца) и изоляция. Изоляция (или полиритмия, полицентрика) означает, что движения танцующих как будто выходят из различных центров, разные части тела двигаются независимо друг от друга, в разных ритмах, часто с разной скоростью и разной амплитудой. Каждая часть тела может двигаться не только изолированно, но и противоположно. Исполнители джаз-танца двигаются мягко; создается впечатление, что все движения начинаются из расслабленных положений. Танцевальные фигуры строятся из сочетания сложных перемещений рук и замысловатых движений тела под интенсивный ритм музыки. Для того, чтобы танцевать джаз, нужно быть в прекрасной физической форме и обладать особой гибкостью. Помимо внешней техники, джаз требует от исполнителя некоторых черт характера, таких, как легкость, раскованность, жизнерадостность, чувство юмора.
Зарождение джаза относится к тому моменту истории, когда начался массовый завоз рабов с Западного побережья "черного" континента в Новый Свет. Условия жизни рабов были крайне тяжелые, унизительные. Однако хозяева разрешали им музицировать, т.к. считали, что это способствовало росту производительности труда. Кроме того, считалось, что играющий, поющий, и танцующий раб не думает о побеге. Работорговцы, исходя из тех же практических соображений при вызове "живого" товара из Африки в Новый Свет, разрешали брать с собой музыкальные инструменты, поощряли пение и танцы во время длинного и изнурительного пути. По-разному сложилась судьба рабов в зависимости от географии населения, от тех социально-экономических условий, в которые они попали, от того, с какими национальными культурами столкнулась их культура - с английской, испанской, португальской, французской и т. п. В новых условиях менялась психология негров. Рабовладельцы часто специально смешивали представителей разных племен, что лишало их возможности общения и постепенно приводило к исчезновению отличительных региональных традиций. Возникали диалекты смешанного типа, но, что показательно, при наличии разного рода барьеров (языковых, культовых и др.) музыка и танец являлись для представителей разных племен фактором сплочения, объединения.
В Латинской Америке африканские традиции слились с португальскими и испанскими. Возникла креольская музыка, что дало толчок к появлению новых жанров: хабанера, танго, болеро, румба, бегин, калипсо, конга, самба и др. В Южных областях страны проживала основная масса рабов, которые трудились на плантациях. Их хозяева - католики (испанцы или французы) - терпимее относились к разного рода пережиткам в представлениях негров, включая и чисто религиозные африканские культуры, чем протестанты на севере страны. Церковь являлась тем местом для рабов, где они могли получить хоть какую-то возможность для краткого, но все же ухода от реальной, полной тяготы, страшной жизни. В целом негры не противились обращению в новую веру, т.к. она давала им пусть иллюзорную, но все же надежду на освобождение - так трактовали они доктрину о спасении души, от избавления от всех невзгод. Склонные к изобразительной культовой символике, к костюмированной театрализации своих религиозных церемоний, идолопоклонничеству, негры нашли аналогии и параллели своим представлениям к католической церкви, с ее богато украшенным ритуалом, иконами, статуями святых, различными торжественными шествиями с музыкой и пением. Возник своеобразный дуализм святых, которые рассматривались неграми с точки зрения как африканской, так и христианской религии. Например, изображение святого Патрика, изгоняющего змей из Ирландии, легко ассоциировалось с образом африканского бога Дамбаллы - покровителя змей в Дагомее. Одетый в лохмотья святой Антоний вызывал аналогию с дагомейским богом дорог и перекрестков Легбой, архангел Михаил с мечом в руке напоминал Огуна - бога войны племени Йоруба и т.д. Вознося свои молитвы католическим святым, в результате такой двойственной оценки их роли и значения негры включали в церемониал свои исконные традиции, имеющие африканские корни.
Ярким примером слияния европейской и африканской традиций, встретившихся на американской земле и давших новые художественные формы, является жанр ринг-шаут. Он представляет собой групповой танец с пением, являвшийся кульминацией молитвенного собрания негров. Исполнители двигаются по кругу друг за другом против часовой стрелки, не отрывая ног от пола, как бы шаркая, плечи согнуты, руки расставлены, продвижение происходит за счет быстрых и резких движений корпуса, что придает танцу интенсивность, динамику. Расположившиеся в стороне ритмично хлопают в ладоши и топают ногами, что создает сложный ритмический узор.
Основная сложность в джаз-модерн - а равно и самое интересное в его освоении - состоит в том, что он во многом противостоит законам классической хореографии, одновременно являясь ее логическим продолжением! Но это отнюдь не отрицание, а просто вариант! Нарушая правила земного притяжения, что возможно только в джаз-модерне, мы постигаем законы классического танца. Недаром же величайшие балерины мира не гнушались исполнять оригинальные номера в этом стиле - вспомним Майю Плисецкую!
Как мы уже знаем, важнейшая особенность джаз-танца - импровизация. Она помогает танцору отражать те изменения, которые происходят в окружающем мире (эстетические и социальные). Отличительные особенности джаз-танца - это также чувственность, эмоциональность. Душа в джаз-танце живёт вместе с телом, в одном ритме, настрое... Импровизация, заложенная в самой природе афро-джаза, получает в джаз-модерне свое логическое продолжение и достигает определенного витка исторического развития. Четкость линий, законченность движений, не отрицающие при этом плавность перетекания поз из одной в другую. Причудливость и в некоторой степени "космизм" хореографических решений отражают музыкальный замысел - вслед за музыкой, тело чутко повторяет ее прихотливый рисунок! Много внимания в танце уделяется поиску баланса и использованию тела для создания формы в пространстве. Также важными принципами джаз-модерна - особенно его разновидности Блюз-джаз танца - являются некоторая хаотичность движений, замысловатость переводов рук, подчеркивающие интенсивный ритм музыки.
Интересен тот факт, что джазовую технику используют и танцоры бальных танцев в латиноамериканской программе. Джаз сегодня - одна из лучших дисциплин для комплексного развития тела. Он позволяет почувствовать парный танец, ведение, управление, трюки, поддержки, вращения по одному и в паре. Джаз очень многообразен. Различают мюзикл-джаз - облегченное направление, позволяющее танцовщику петь и танцевать одновременно; балет-джаз, бродвейский джаз.
Джаз соединил в себе элементы
классического танца (в джазе
существуют и выворотные и параллельные
позиции ног), движения и приемы модерна
и народного танца. Этно-джаз возвращает
к истокам африканских и
В наше время джаз-танец, конечно, преобразился. Он как бы "повзрослел", как взрослеют дети. В нем подчас слышатся жёсткие ритмы, эмоциональный напор, даже некоторая агрессия. В джаз-модерне органично переплетаются элементы хип-хопа, брейка, рэпа, фанка. И он по-прежнему привлекает поклонников во всех странах мира! Музыкальная основа джаз-танца - как правило, джазовая музыка, которая отличается стилевым разнообразием. Но сегодня наибольший интерес и трудность для джазовых танцоров представляет постижение сплава джазовой и электронной музыки... Многие люди думают, что джаз только для старшего поколения, музыка, под которую можно расслабляться обедать или засыпать, музыка easy listening. На самом деле джаз-танец может исполняться под быстротемповые, иногда даже агрессивные ритмы Swing/Bebop, Afro Cuban, Brazilian, Latin, Funky Jazz.
Информация о работе Этно-джаз. Истоки и основные направления