Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:10, реферат
Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее – вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки – от Баха и Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи.
Введение 2
Структура личности 3
Личностная динамика 5
Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8
Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11
Личность музыканта (характеристика, направленность). 14
Заключение 18
Список литературы 19
Введение 2
Структура личности 3
Личностная
динамика
Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8
Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11
Личность музыканта (характеристика, направленность). 14
Заключение 18
Список литературы
Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Наставить на путь и вселить
надежду, обжечь душу красотой, чтобы
она стала праведнее и
Было бы, наверное, банальностью и тавтологией утверждение, что сущностью музыканта является его музыкальность. Под этим термином мы будем понимать способность «омузыкаленного» восприятия и видения мира, когда все впечатления от окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов.
Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.
А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:
Все эти структуры возникают
из взаимосвязи психических
В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно–психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).
С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.
Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов). Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:
1 и 2 – социально обусловлены, 3 и 4 – генетически обусловлены.
Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности – ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.
По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.
Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:
Структура личности – основные части личности и способы взаимодействия между ними. Структура личности – то, из чего (из каких частей и элементов) и как построена личность.
В зависимости от того, как мы представляем структуру личности, мы по–разному строим свою работу с нею.
Главные элементы структуры здоровой личности с точки зрения ее жизнедеятельности – это направленность личности и ее личностная база: мировосприятие, опыт и способности человека, его темперамент и характер, а также рисунок тела. Подробнее об этом:
В личности есть много и других интересных и важных частей и элементов (самосознание и роли, самооценка и уровень притязаний, убеждения и ценности), но такая детализация возможна лишь при анализе разных уровней структуры личности. Важно, что в зависимости от типа и уровня развития личности в человеке есть или отсутствует «Я»: хозяин, который умеет всем этим хозяйством управлять.
В психологии труда есть термин «профессиограмма» (буквально – «описание профессии»).
В состав профессиограммы входят:
Для успешности в профессиональной
деятельности недостаточно качественных
знаний умений и навыков. Порой профессиональные
удачи и неудачи коренятся
в личностных особенностях человека:
в его умении общаться с другими
людьми, хорошо выглядеть, уверенно чувствовать
себя на публике, справляться с конфликтными
или иными стрессовыми
Сущность психограммы музыканта:
Индивидуальный стиль деятельности – устоявшийся психологический термин. Это индивидуальная система навыков, методов, приемов, способов решения задач той или иной деятельности, обеспечивающая более или менее успешное ее выполнение. Поэтому человек, сознательно или стихийно мобилизуя свои ценные для данной работы качества, в то же время компенсирует или как–то преодолевает те, которые препятствуют достижению успеха. Иными словами, индивидуальный стиль деятельности – проявление уникального для данного человека комплекса способностей и других личностных качеств. Например, при выполнении работы, требующей быстроты и точности, человек с подвижным типом нервной деятельности решает трудовые задачи за счет своей динамичности и расторопности, способности переключать внимание с одного объекта на другой. Человек же с более инертными нервно–психическими процессами будет успешно решать ту же задачу за счет внимательности, предусмотрительности и основательности.
Работа музыканта – обширное поле для выработки индивидуальных стилей деятельности. Речь идет не только о вашем стиле как музыканта–исполнителя, композитора, педагога или музыковеда, предоставляющего на суд публики некий итог выполненной работы. Задача музыканта – выработать собственный стиль работы над музыкальным произведением или музыковедческой статьей, стиль подготовки к уроку или к докладу. В результате человек будет выполнять работу намного быстрее и эффективнее, кроме того, ему будет легче отразить в ней собственную творческую индивидуальность. Другая задача – совершенствовать стили запоминания и восприятия музыкального материала, вследствие чего музыкант, прежде всего, улучшит свою память и слух, что уже немаловажно и стоит затраченных усилий.
Наличие положительной профессиональной мотивации предполагает потребность заниматься конкретным видом деятельности, любовь к своему делу. Поэтому человеку важно знать резервы своей профессии, уметь найти именно ту нишу, в которой он будет успешен.
Что делает человек, выступая на сцене? Только ли исполняет произведение? Далеко не всегда. Нередко он «выясняет отношения» с коллегами по ансамблю или концертмейстером. Зачастую творческие коллективы «мстят» автократическим дирижерам, ускоряя или «затягивая» темпы исполнения. Ярким примером может послужить «месть» одного хорового коллектива, когда к концу каждой части исполняемого и произведения темп снижался, и высота звучания опускалась почти на четверть тона. Создавалось ощущение, что коллектив «сопротивляется», заставляя дирижера тянуть себя чуть ли не силой…
В процессе сольного выступления исполнитель также может, сам того не ведая, решать внемузыкальные задачи, например, «показывать себя» или «прятаться». Например, одна из студенток–пианисток во время открытого прослушивания чрезвычайно волновалась из–за возможности присутствия одной из своих, критически настроенных, соучениц. В процессе игры она была предельно скованна, ошибалась, несмотря на хорошую подготовку. Оказалось, что из–за слабого зрения пианистке показалось, что ее недруг присутствует в зале (там сидела девушка в похожей одежде). Узнав об этом, студентка хлопнула ладонью по лбу со словами: «Если б я знала! А то все исполнение только и думала, что про нее… Что она назло пришла…» Что же на самом деле делала студентка? Была ли ее деятельность деятельностью музыкальной? Фактически, она «выясняла отношения» с сокурсницей (хотя это происходило исключительно в ее голове), «боролась» с нею, сердилась. Сам процесс исполнения оказывался для пианистки далеко на втором месте.