Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 20:10, реферат
Что представляет собой личность музыканта? Каковы ее отличительные черты? Какие качества нужно в себе культивировать, чтобы стать хорошим музыкантом и на что надо обращать внимание педагогу, воспитывающему начинающего музыканта?
Наставить на путь и вселить надежду, обжечь душу красотой, чтобы она стала праведнее и милосерднее – вот что люди ждут от музыкантов и что они обязаны им давать, чтобы иметь право называться музыкантами. И если мы посмотрим на историю музыки – от Баха и Палестрины, а лучше – от Апполона и Орфея до Бернстайна и Шостаковича, то мы увидим, что все великие музыканты – и композиторы, и исполнители – стремились решать именно эти задачи.
Введение 2
Структура личности 3
Личностная динамика 5
Связь содержания музыки со смыслообразующей функцией личности. 8
Музыка как способ самопознания и самовыражения человека 11
Личность музыканта (характеристика, направленность). 14
Заключение 18
Список литературы 19
Навыки общения формируются по–разному в зависимости от того, к какому типу личности относится человек:
«Сольный тип личности. Человек – «солист» любит действовать самостоятельно, предпочитает работу, которую выполняет один, без посредников и помощников. Любит отвечать сам за себя, но не за других. Многие из «солистов» любят быть «на виду». Но не любят приспосабливаться к другим людям. Поэтому недостаток ярко выраженного «сольного» типа личности – отсутствие гибкости в общении, непонимание чужого мнения, чужих чувств и действий. «Идеальный сотрудник» для «солиста» не существует, но к нему может приспособиться «ансамблист» и «оркестрант». С «дирижером» деловые отношения затруднены.
«Ансамблевый» тип личности. Человек – «ансамблист» любит действовать сообща с небольшой группой единомышленников. Для него важна команда равных ему по статусу и духу людей. Решения предпочитает принимать коллегиально. Хорошо умеет слушать и действовать согласованно с другими людьми. Для него важно чувство опоры, которое дает близкое окружение. Недостаток ярко выраженного «ансамблевого» типа личности – страх самостоятельных решений, неспособность действовать в одиночку и зависимость от чужих «советов». «Идеальный сотрудник» – такой же «ансамблист».
«Оркестровый» тип личности. Человек – «оркестрант» любит быть членом большой «команды». Для него важно быть частью «целого», и он гордится принадлежностью к своей группе. Хорошие рядовые сотрудники, исполнители чужой воли и реализаторы чужих идей. Не любят принимать решения и проявлять инициативу. Недостаток ярко выраженного «оркестрового» типа личности – зависимость от сильного лидера, неспособность действовать без руководства. «Идеальный сотрудник» – человек «дирижерского» типа личности.
«Дирижерский» тип личности. Человек «дирижер» предпочитает руководящую деятельность (как правило, в больших группах). Любит управлять другими людьми и не любит, когда управляют им. К другим людям не приспосабливается, но в отличие от «солиста» хорошо чувствует и знает свое окружение, используя подходящие приемы воздействия на него. Недостаток ярко выраженного «дирижерского» типа личности авторитарность в мышлении и общении, желание «настоять на своем» любой ценой. «Идеальный сотрудник» – человек «оркестрового» типа личности.
Как правило, у человека присутствуют черты более, чем одного типа личности. К тому же, недостающие черты личности можно развивать.
Еще до осуществления любой деятельности человек осуществляет мыслительный процесс планирования, предвидения, моделирования как общих и частных результатов, так и хода выполнения деятельности, который связан с определением фаз, этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов деятельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и процессам восприятия информации о начальном текущем и изменяющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.
Уже с самого начального
этапа – моделирования и
Музыка в жизни человека играет огромную роль. Переоценить ее значение очень трудно. Звуки музыки вершат чудеса – меняется настроение, пробуждается, преобразуется душа. Музыка властвует над нашими эмоциям, объединяет и роднит людей. Мудрецы древности считали, что музыка родилась одновременно с творением мира. Сила воздействия музыки не только на человека, но и на растения и животных отмечалась в учениях древнейших земных цивилизаций.
Пифагор считал музыку точной наукой, основал науку о гармонии сфер. Важность исследований Пифагора заключается в том, что это была первая дошедшая до нас научно- обоснованная теория музыкальной гармонии. Восприняв высшую истинность и красоту музыки, древнегреческий мыслитель распространил ее на космологию. Пифагорийцы были уверены, что музыка благотворно влияет на интеллект и занятия математикой сопровождали музыкой, и с яростью и гневом боролись, используя специальные мелодии.
С помощью музыки можно определенным образом влиять на формирование человека, утверждал Аристотель, он считал, что музыка в большой степени воздействует на этическую сторону души.
Музыкой можно стимулировать выполнение различных физических упражнений и трудовую деятельность. Это понимали еще в античной Греции. Интерес к музыке проявляли все греческие философы, так как считали ее составной частью философии. Большое значение древние греки придавали развитию моральных и духовных качеств, наряду с физическим развитием. В этом социальном процессе музыке отводилась важная роль.
Грекам также во многих житейских ситуациях помогала музыка. Она воспитывала, облегчала жизнь, успокаивала душу на отдыхе, помогала в труде, способствовала улучшению спортивных показателей. Наши предки считали музыку одним из обязательных общеобразовательных предметов, наряду с чтением, письмом, гимнастикой.
Музыка как, пожалуй, никакое другое искусство, может влиять на настроение, создавать его. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе как средство самопознания, самовыражения, самосовершенствования. У каждого свое восприятие и понимание музыки. Мы слушаем музыку когда нам грустно и когда нам весело, когда сильно устаем и когда отдыхаем. Она может расслаблять, успокаивать, а может активизировать и тонизировать человека. Многим из нас музыка помогает справиться с депрессией, грустью, плохим настроением.
Многие люди не признают
силы влияния музыки на психологическое
и эмоциональное состояние
Все исследования последних десятилетий сходятся в главном: музыка стимулирует работу мозга, помогает в преодолении трудностей. Два столпа школьного обучения – владение языком и математические навыки – оказываются у музыкантов на большей высоте, нежели у представителей других профессий.
Интересен опыт выдающегося музыкального педагога Шиницу Судзуки. Он практикует раннее начало занятий на скрипке и активно вовлекает родителей в процесс музыкальных занятий. Мамы соучаствуют в музыкальных занятиях ребенка и помогают ему дома. Судзуки, вероятно, рассчитывал создать питомник музыкальных талантов. На самом деле занятия способствовали умственному развитию детей больше, чем развитию их музыкальных данных: памяти, понимания сущности иерархических отношений, осознания деления пространственных структур на уровни, умения оперировать различными структурами. Уже через четыре месяца занятий «группа Судзуки» обогнала своих сверстников по уровню развития визуально-моторных навыков.
Исследования показывают благотворное влияние музыки на интеллектуальный рост личности. Музыка стимулирует мозговую деятельность в целом: музыкальные занятия оптимизируют работу мозга, и это не может не сказаться на лучшем выполнении самой разнообразной умственной работы.
Слушание музыки, ее сочинение и исполнение требуют постоянного обмена информацией между полушариями, их чередования, взаимодействия. У музыкантов меньше выражена асимметрия мозговых полушарий (в процессе мозговой деятельности они легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции), увеличен отдел мозга, отвечающий за моторные навыки и их связь с поступающей от органов чувств информацией (связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у немузыкантов).
Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков, на которые во многом полагается наука, так как среди всех видов искусств музыка наиболее абстрактна и структурирована. Занимаясь музыкой, легче развить мыслительные навыки, которые понадобятся для занятий любой умственной работой.
Музыка – лучший педагог, она не преподносит готовые знания, а учит мыслить. У музыкального ученика не может быть проблем с успеваемостью. Есть много профессий, где нужно реагировать на одновременные показания многих приборов, мгновенно аккумулировать информацию из разных источников и тут же принимать решение, то есть делать несколько дел одновременно подобно Цезарю. Чтобы уметь мыслить многоканально, принимать адекватные решения и осуществлять их, нужно, прежде всего, не напрягаться. Музыка снимает мышечное напряжение. Контроль над сложными движениями дается музыкантам легче и требует меньших затрат энергии. А привычка прислушиваться и чутко откликаться на внешние впечатления становится «второй натурой».
Музыкант воспринимает многообразие как норму. Большой музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание. Чем больше и активнее человек занимается музыкой, тем менее вероятны его трения с законом. Обычное музыкальное образование уменьшает вероятность антисоциального поведения.
Музыкальное образование, включающее самостоятельное музицирование, уменьшает эту вероятность очень сильно. Овладение сложными музыкальными навыками (чтение с листа) напрочь исключают всякий криминальный опыт. Привычка слушать другого и понимать его делает музыкантов мягче и терпимее. При этом их волевые качества не страдают. Они многое видят и чувствуют, но менее подвержены паническим настроениям.
Изучая особенности личности мастеров искусства, – будь то музыкант, актер, артист балета или художник, – нельзя не заметить, что они все необъяснимым образом группируются вокруг пяти «Т». Это – Талант, Творчество, Трудолюбие, Терпение, Требовательность. Как правило, большинство выдающихся мастеров обладают не только выдающимися специальными способностями, но и целым рядом других, которые говорят о разносторонности их дарования. В начале XX в. английский психолог Спирмен выдвинул двухфакторную теорию интеллекта, основанную на предположении о существовании фактора общей одаренности и фактора специальных способностей. Очень часто эти два фактора оказываются связанными – чем выше уровень развития специальных способностей, тем чаще и сильнее проявляются способности и к другим видам деятельности.