Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 20:06, доклад
О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др. Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки.
Музыка Древней Греции
О музыке Древней Греции можно судить преимущественно по памятникам литературы (художественной и научной) и изобразительного искусства. Уцелели лишь некоторые фрагменты собственно музыкальных памятников – лирических и погребальных песен, 12 строк гимна радости в честь бога Аполлона и др.
Слово «музыка» в переводе с греческого буквально означает «искусство муз». В древнегреческой мифологии музы – богини, покровительницы искусства и науки. Их девять:
Урания – покровительница астрономии
Клио – истории
Каллиопа – эпической поэзии
Эрато – любовной поэзии
Эвтерпа – лирической поэзии (музыки)
Полигимния – священных гимнов
Мельпомена – трагедии
Талия – комедии
Терпсихора – танца.
Возглавлял группу муз Аполлон – древнегреческий бог, покровитель знаний, науки и искусства. Все музы – сёстры, и в их родстве заключается глубокий смысл: миф в образной форме отражает суть реальных явлений. В Древней Греции музыка возникает не как самостоятельное искусство, а в триединстве: поэзия – музыка - танец. Во главе – поэзия, музыка сопровождала её всего несколькими звуками на лире или кифаре. Вот почему Эвтерпа, Эрато, Каллиопа и Полигимния олицетворяли собой не отдельные искусства, а разные жанры внутри музыкально-поэтического искусства. Песни и гимны вначале сопровождались танцем. Музы театра – Талия и Мельпомена – также олицетворяют союз разных искусств. В греческом театре музыка была обязательным элементом, актёры произносили свои роли нараспев. Важное значение имел хор, раскрывавший слушателям смысл происходящего действия.
Древнегреческая трагедия, соединившая в себе драму, танец и музыку, возникла на основе дифирамба – гимна в честь бога вина и веселья Диониса (у римлян – Вакх). Его сопровождала свита – менады (вакханки) с бубнами, плющом или змеями в волосах, сатиры – полулюди с козьим хвостом и лошадиными ушами, нимфы, музыканты и танцоры. Во время Дионисий (праздник в честь бога Диониса) участники надевали козлиные шкуры, рога, бороду, изображая спутников Диониса. Поэтому термин «трагедия» («трагос» - козёл, «одэ» - песня) в переводе с греческого означает «песнь козлов». Во время Дионисий хор исполнял дифирамбы. Из хора впоследствии выделился запевала (корифей). Между хором и корифеем возник диалог, затем появился первый, второй и третий актёры. Так постепенно хоровая песня превратилась в драму, известную в Греции в трёх видах – трагедия, комедия, сатировская драма. Термин «комедия» от греческого «комос» - праздничная процессия и «одэ» - песня. В комедии текст часто сопровождался игрой на кифаре, в спектакль вводились народные песенные мелодии, пляски, хороводы ряженых шутников. Наиболее выдающиеся авторы древнегреческой трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии – Аристофан.
Древнегреческая музыка была преимущественно вокальной и одноголосной, так как была тесно связана с поэзией. Метр стиха определял ритм музыки. Господствовало хоровое мужское пение. Понятие «необразованный» означало «не умеющий петь в хоре». Платон определял музыку как «искусство управлять хоровыми коллективами».
Большое место в древнегреческой музыке отводилось гимнам - песнопениям в честь богов: Аполлона (номы), Артемиды (парфении), Диониса (дифирамбы, фаллики) и т.д. Древнейший ритуал жертвоприношений представлял собой синкретическое музыкально-танцевальное действо. Аэды и рапсоды были одновременно поэтами, композиторами и певцами, аккомпанировавшими себе на каком-либо струнном инструменте.
Сохранившиеся сведения о различных жанрах народных песен (георгики - крестьянские, эпиталамы и гименеи - свадебные, трены – плачи и др.) свидетельствуют о развитом музыкальном фольклоре. Из народного музыкально-поэтического искусства берёт свои истоки профессиональное искусство древнегреческой хоровой и сольной лирики (первоначально лирика – песня под лиру).
Наиболее распространёнными
Высшего расцвета хоровая лирика достигла в одах - песнопениях, создававшихся в честь победителей на Пифийских, Олимпийских и других играх. Отсюда торжественность, приподнятость настроения, особое строение оды: в центре – легендарное повествование, обрамлённое воспеванием победителя (трёхчастная форма: строфа-антистрофа-эпод). Классическим образцом древнегреческой оды могут служить творения Пиндара (VI-V вв. до н. э.).
В конце VIII – начале VII вв. до н.э. на острове Лесбос образуется музыкально-поэтическая школа, имевшая особое значение в развитии сольной лирики (Сафо, Алкей, Анакреон). Там возникает школа кифаристов во главе с Терпандром.
Роль инструментальной музыки в Древней Греции была менее значительной, нежели вокальной. Вначале инструменты использовались для аккомпанирования пению. Распространение получили:
Кифародия – сопровождение пения игрой на кифаре (струнный щипковый инструмент, родственный лире. Количество струн – от 4 до 18);
Лиродия – на лире;
Авлодия – на авлосе (род свирели) – обычно сопровождала военные действия, гимнастические упражнения, трагедийные хоры.
В области сольного инструментального исполнительства - авлетика и кифаристика (игра на авлосе и кифаре соло, без пения).
Появляются следующие жанры: авлодический и кифародический номы (песнопения в сопровождении авлоса или кифары), авлетический и кифаристический номы (виртуозные пьесы для солирующих авлоса или кифары).
Популярным духовым
Хоровая и сольная лирика, трагедия и комедия, инструментальная музыка – все эти виды искусства включались в Пифийские игры (названы в честь Аполлона, победившего дракона Пифона), на которых, наряду с атлетами, выступали поэты, певцы, музыканты. Победителей награждали лавровыми венками.
В Древней Греции применялась буквенная
нотация. Древнегреческая музыка была,
в принципе, одноголосна, но при инструментальном
сопровождении напевов и
В Древней Греции развивались также музыкальная теория и музыкальная эстетика, находившиеся в глубокой связи с античной наукой и философией. Пифагор и пифагорейцы научно сформулировали ряд акустических законов музыки. Аристоксен стал главой школы гармоников, которые исходили в анализе музыкальных явлений из чувственно-слухового восприятия музыки, в отличие от каноников – сторонников абстрактно-математических построений. Они являлись последователями Пифагора, который полагал, что в основе музыки, как и всего мироздания, лежат числовые соотношения. Аристоксен осознал необходимость темперированного строя (почти на два тысячелетия предвосхитив его появление), в то время как пифагорейцы настаивали на «чистом» пифагорейском строе, осуществляемом в точном соответствии с математическими соотношениями интервалов, но резко расходившемся со слуховым восприятием.
Пифагору принадлежит учение о «гармонии небесных сфер». Он считал, что акустические соотношения музыкальных звуков аналогичны соотношениям расстояний небесных светил, и движение светил должно рождать музыкальные звуки – «гармонию небесных сфер», «гармонию мира». Вот почему древние греки поместили Уранию среди муз, покровительниц искусства.
Этическую концепцию музыки (учение о музыкальном этосе – от греч. «нрав», «характер») разрабатывали многие античные учёные, в т. ч. Платон и Аристотель. Исходное положение этого учения сводилось к установлению причинной связи между характером, складом музыки и душевными переживаниями, которые музыка способна вызывать.