Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 20:22, реферат
Историко-культурный процесс на Урале включал развитие сети институтов образования, становление которой началось с создания учебных заведений низшего типа. Они являлись наиболее распространенными в регионе. С деятельностью первых из них связано начало общественно-организованной практики передачи детям музыкальных знаний и исполнительского опыта.
Закрытые и публичные концерты хоровых коллективов учащихся средних учебных заведений в конце XIX – начале XX века характеризовались разнообразными и довольно сложными программами, которые включали народные песни, многоголосые хоровые произведения, хоры из опер, юбилейные гимны и кантаты.
Наряду с хоровой работой в женских гимназиях, а сначала XX века и в епархиальных женских училищах получает распространение обучение игре на фортепиано. Примером организации пианистического образования для них служили столичные учебные заведения, в практике которых фортепианная игра всегда занимала значительное место. По мысли А. Л. Гензельта, издавшего в 1869 году специальную школу для получающих фортепианную подготовку в общеобразовательных учебных заведениях, из их стен должны были выходить достаточно квалифицированные пианистки, способные стать «музыкальными авторитетами целых семейств, даже целых местностей».
Первые сведения об организации фортепианных классов в женских гимназиях Пермской губернии относятся к периоду, когда старейшие из этих учебных заведений только начинали свою деятельность. В середине 1860-х годов в штате Пермской мариинской женской гимназии состояла учительница музыки Малиновская, а в Екатеринбургской первой женской гимназии – учительницы Сорокина и Штейнфельд. Возможность получить пианистическую подготовку предоставлялась и в последующие годы, как правило, всем желающим за отдельную плату. Особенно широко обучение игре на фортепиано практиковалась в гимназических пансионах.
Начиная с последнего десятилетия XIX века в мужских средних учебных заведениях большое распространение получили духовые оркестры, а позднее, в связи с возросшей популярностью в обществе, - оркестры народных инструментов, которые возглавляли театральные или военные капельмейстеры.
Школьные оркестровые коллективы комплектовались из учеников разных классов, по их желанию; занятия с ними проводились, как правило бесплатно. Оркестрантов, так же, как и участников ученических хоров, для лучшей организации обучения подразделяли обычно на основной и подготовительный составы.
Музыка занимала важное место во внеурочной деятельности средних учебных заведений. Существовавшие правила запрещали или ограничивали посещение учащимися театральных представлений и концертов, предназначенных для взрослой аудитории. На устраиваемых же в гимназиях и училищах «домашних» спектаклях, вечерах, концертах школьники были и главными участниками, и зрителями.
Музыкально-
Деятельность
средних учебных заведений с
наиболее высоким уровнем музыкального
обучения явилась важным вкладом
в развитие профессиональной музыкальной
школы в регионе.
Используемая литература: Беляев С. Е. «Музыкальное образование на Урале: два века истории». Екатеринбург, изд-во Урал. ун-та, 1998.