Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:53, контрольная работа
Широкое распространение в начале XX века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей(начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.
1. Общая характеристика…………………………………………………....................3-4
2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений……....5-6
3.Виды музыкально-ритмических движений ………………………………………...6-7
4. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………………...7-8
5. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
средней группы………………………………………………………………….....9-10
6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
старшей группы……………………………………………………………………10-12
7.Литература……………………………………………………………………………..13
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
« БОРИСОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ « МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
ТЕМА: МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.
Вариант 6
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: « ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ « ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Выполнил
Тихончик Элина Машаллаковна
Учащегося 5курса 55 «Д»
Проверил
Колосовская Ольга Вячеславовна
БОРИСОВ 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика…………………………………………
2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений……....5-6
3.Виды музыкально-ритмических движений ………………………………………...6-7
4. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………………...
5. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
средней группы………………………………………………………………
6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
старшей группы………………………………………………………………
7.Литература………………………………………………
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
« Есть что-то удивительное в том, что как соединяются между собой развивающие ребёнка начала - игра, язык и песня. С полным основанием можно сказать, что детская песня рождается в играх. Практика детских игр является как бы первоначальной школой музыкальной культуры детей…. Может быть, ответ на вопрос о том, что такое русская пляска для детей, нужно искать в этих играх. В них выведен тот красивый ритмичный рисунок, который доступен ребёнку, и дан он в форме игры»,- писала А.П. Усова. В этих образных словах подчёркивается мудрость народной педагогики, которая умело, использовала и передавала ребёнку всё лучшее, что есть в её опыте.
Широкое распространение в начале XX века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей(начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.
Положительное влияние музыки на общефункциональную деятельность организма доказано. Об этом писал И.М.Сеченов, характеризуя взаимосвязь слуховых и мышечных ощущений.
Развитие музыкальных способностей осуществляется в процессе совершенствования слуха и умения согласовывать свои движения с музыкой. Необходимо возможно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для детей дошкольного возраста форме: ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов.
В разработке содержания ритмики участвовали М.А.Румер. Н.А.Метлов.,
В.В. Цивкина., Е.П.Иова. и др. Некоторые предложения по совершенствованию этой системы внесли С.Д. Руднева., Л.С. Генералова.
МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчёркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив, позволяет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми.
Связь между музыкой и движением не ограничивается только согласованностью их общего характера. Развитие музыкального образа, сопоставление контрастных и сходных музыкальных построений, ладовая окрашенность, особенности ритмического рисунка, динамических оттенков, темпа-всё это может отражаться и в движении.
Художественный образ, развиваясь во времени, передаётся с помощью сочетания и чередования средств музыкальной выразительности. принцип контрастности и повторности в музыке вызывает по аналогии контрастный характер движения и его повторность. Несложные ритмы, акценты воспроизводятся хлопками, притопами, динамические, темповые обозначения - изменением напряжённости, скорости, амплитуды и направления движений.
Движение помогает полнее воспринимать музыкальное произведение, которое в свою очередь придаёт ему особую выразительность. В этом взаимодействии музыка занимает ведущее положение, движения же становятся своеобразным средством выражения художественных образов.
В условиях интересной, увлекательной деятельности – ритмики – совершается музыкально- эстетическое развитие ребёнка, его познавательной, волевой и эмоциональной сфер.
Познавательные способности развиваются в силу того, что дети многое узнают благодаря разнообразной тематике музыкальных игр, хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Например, изображая в танце конькобежцев, дети получают правильное представление о спокойном и плавном скольжении по льду. Однако познавательные процессы во время занятий ритмикой активизируются в том случае, если ребёнок может сосредоточиться на особенностях музыкальных средств выразительности. Речь идёт о слуховом внимании, его устойчивости. Ребёнок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание.
Выполняя движения под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребёнок воспроизводит музыкально- игровой образ по – своему в новых, необычных связях, комбинируя( на основе ранее воспринятого) элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трусливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Музыкально- ритмические движения можно рассматривать как волевые проявления, так как ребёнок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Музыка и движения как бы рассказывают о чём-то, выражая торжество, праздничное веселье, ощущение радости труда, восхищение природой или сочувствие несчастью, и т.д. Музыкально – ритмические движения заставляют ребят переживать выраженное в музыке. А это в свою очередь оказывает влияние на качество исполнения.
Эмоциональная отзывчивость малышей выражается, прежде всего в непроизвольных движениях во время слушания музыки: изменяется мимика, непроизвольно двигаются руки, ноги, туловище. Старшие дети проявляют эмоциональную отзывчивость посредством произвольных движений в процессе игры. Например: ребятам достаточно услышать первые музыкальные звуки, как они вновь организуются и становятся на места.
ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
Программа последовательного освоения музыкально-ритмических движений составлена на основе проведённых научных исследований и обобщения опыта практических занятий ритмикой в детском саду с учётом возрастных особенностей дошкольников.
В ранним детстве (на первом году жизни) музыкально-ретмическия деятельность малыша выражается в чисто импульсивной реакции на звуки и отличается большой подражательностью. Взрослый, активизируя ребёнком исполнением, на плясовую мелодию и более спокойно на колыбельную. Возникают первые проявления эмоционального отклика на музыку посредством движения.
Дети второго и третьего года жизни готовы к самостоятельным музыкально-двигательным выражениям. Отображая в играх внешнюю сторону действий персонажей, они пытаются под влиянием музыки показать их различный характер. При индивидуальном исполнении могут выполнить отдельные разрозненные действия, затрудняясь связывать их в целое. Ребята ощущают смену частей произведения( особенно в двухчастной форме с контрастными построениями) и соответственно изменяют движения с помощью взрослого. Чувствуя метрическую пульсацию, дети пытаются отметить её хлопками.
На четвёртом году жизни малыши могут высказываться об игре, вспоминая её отдельные моменты. Они способны самостоятельно изменять движения в соответствии с двухчастными музыкальным произведением, если звучание каждой части достаточно продолжительно(примерно 8 тактов) . однако эти реакции ещё несовершенны. Дети легко осваивают метрический рисунок в хлопках, труднее при ходьбе и совсем затрудняются при беге. Ясные темповые и динамические изменения вызывают у них желание бегать.
Дети пятого года жизни могут делать краткие замечания по поводу музыкально-ритмических игр, упражнений, касаясь тематики, сюжета, меньше говорят о музыке, способны отменить двух и трёхчастную форму в движениях, произвольно изменяя их характер и направление, ощутить выразительность музыкально-игрового образа, пытаясь выразить его каким-либо характерным движением.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и предают движениями повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определены, симметричны и продолжительны. Отмечается более развито чувство ритма- умение воспроизводить постоянный ритм( который длится некоторое время), выделять акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети седьмого года жизни, активно воспринимая музыку, отмечают её связь с движением, чувствуют выразительные особенности музыкального звучания. Они самостоятельно двигаются в пляске, хороводе, у3пражнениях, различая форму произведения: деление на фразы , предложения, асимметричность построения.
Успехи и достижения в области музыкально-ритмического воспитания, безусловно, зависят от общего физического развития ребёнка, однако в большей мере этому способствуют правильная организация и систематичность занятий.
Сформируем конкретные задачи воспитания и обучения на занятиях ритмикой:
Эти задачи решаются при выполнении основного программного требования- соответствия характера движений содержанию и развитию музыкального образа.
Программа по музыкально-ритмическому движению имеет два подраздела: музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучивания игр, плясок, хороводов, упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать её общее настроение, характер.
Навыки выразительного движения чтобы двигаться в соответствии с характером музыки, надо иметь определённый запас движений.
- из физкультуры основных движений: ходьба, бег, прыжки.
- из сюжетной драматизации берётся принцип построения - инсценирование сюжета песен, программной музыки.
- из области танца используются, прежде всего, элементы народных плясок, доступные восприятию дошкольников. Включаются несложные движения бального танца (шаг польки, шаг галопа и др.).
Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительного движения тесно взаимосвязаны и являются единым процессом восприятия музыки и воспроизведения её особенностей в разнообразных движениях.
ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ.
Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.
Своеобразной формой музыкально-ритмических движений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений. Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать.
Информация о работе Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей