Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Широкое распространение в начале XX века во многих странах получила система ритмического воспитания, основанная швейцарским музыкантом-педагогом Э.Жаком-Далькрозом. Его метод сводится к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей(начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластичную выразительность движений. Эти положения заслуживают внимания и учитываются советской педагогикой, получая дальнейшую разработку на основе научных данных физиологии, психологии, музыкознания.

Содержание работы

1. Общая характеристика…………………………………………………....................3-4
2. Программные требования развития музыкально-ритмических движений……....5-6

3.Виды музыкально-ритмических движений ………………………………………...6-7

4. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
младшего дошкольного возраста…………………………………………………...7-8

5. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
средней группы………………………………………………………………….....9-10

6. Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей
старшей группы……………………………………………………………………10-12

7.Литература……………………………………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

контрольная по музыке..docx

— 41.22 Кб (Скачать файл)

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительн6ого движения в передаче игрового образа, в ходе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

 

 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ  МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ  ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основа на показе педагога и его коротких указаний. В работе над точностью выполнения задании я всеми детьми очень важно правильно и четко показывать движение. Выполнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также использование различных игрушек и атрибутов.

Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо играть её детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть.

   Если выполнение  какого-либо движения, построения  вызовет у  малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом  отдельно. Включая в занятие, например  игру « Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько  непринуждённо дети могут ходить  по кругу, а затем присоединить  к этому движению второю часть  игры-пляску.

   Усвоению содержания  игр и необходимых навыков  способствуют многократные, последовательные  повторения.

    Обучая трёхлетних  детей подражательным пляскам  и пляскам с зафиксированными  движениями, воспитатель использует  различные приёмы.

Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями. Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят которые двигаются лучше, и танцуют с ними повторно(остальные дети смотрят). На следующем занятиях усвоившим пляску воспитатель предоставляет возможность действовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым ещё требуется помощь.

    Обучая четырёхлетних  детей  музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как и  свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих заданий. Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определяя особенностей её заучивания( хлопками в ладоши , взмахи рук и т п).

Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, педагог делает замечание ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредотачивали своё внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания. В процессе обучения можно пользоваться такими приёмами: показав детям пляску, упражнение  целиком, в дальнейшем педагог разучивает её по частям. Упражняя ребят в точном ритмичном выполнении каждого движения повторяя его несколько раз педагог показывает движения сам одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре « Воробушки и автомобиль» на музыку Г, Фрида и М.Раухверга. когда навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша « шофёром» автомобиля , остальным  детям быть «воробушками».

Прежде чем самому  демонстрировать характерные для ним движения, педагог  может предложить детям показать под соответствующую музыку, как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т д.

Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями, напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчёркивая плавные движения рук, педагог говорит: « У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и  отмечает: Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду». В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмичсеских навыков, оценивая, чувствуют ли детки  контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или лёгкой, подвижной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней  движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музыкального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сменой музыкальных частей.

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

 

Музыкально- ритмические движения- привлекательная для дошкольников деятельность, способствующая развитию их инициативы и самостоятельности: они по-своему «изображают» персонажей игр, танцуют, запоминают последовательность движений. Художественные движения углубляют представления ребят об окружающем, рассказывают о многих интересных событиях, обогащают, радуют, воспитывая интерес и любовь к музыке.

    На пятом году  жизни ребят учат различать, чувствовать  и осознавать наиболее простые  элементы музыкальной выразительности, воспринимая  музыку целостно, ощущая её настроение, общий характер.

Обращается внимание на то, что, например, с помощью темпа, динамики и регистра в пьесе можно передать характер медленной поступи медведя, быстрых движений зайчиков. В хороводах , играх подчёркивается необходимость обдуманных действий в соответствии с особенностями выразительных музыкальных средств. Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбу н6а бег, сильный энергичный шаг на тихую поступь и т.п.

   Чтобы выразительно  двигаться под музыку, надо чувствовать, воспринимать её и владеть  некоторым запасом движений- основных, гимнастических, плясовых, образных, уметь  ориентироваться в пространстве, согласованно действовать в коллективе.

Приведём объём музыкально-ритмических навыков и умений, которые должны быть усвоены детьми 5 лет: двигаться в соответствии с характером музыки динамикой (тихо, громко), регистрами (высокий, низкий)легко пружинить ноги, слегка приседая, выполнять плясовые движения: ставить ногу на пятку, притопывать одной ногой, хлопать  в ладоши по коленям, исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений.

Методические  приёмы видоизменяются в зависимости от сложности заданий. Главным и обязательным остаётся одно- выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями. Педагогу необходимо продумать, в каких случаях детям доступны задания самостоятельных поисков движений, а в каких нужна наглядная помощь взрослого. Если разучивается пляска, упражняя, в которых движения последовательно зафиксированы, то можно  предложить такую методику: сначала проигрывается музыка, отмечается её характер, а затем показываются движения, объясняется их построение. Некоторые игры, пляски, упражнения усваиваются детьми сразу( играя, танцуя, они радуются звукам музыки,  прислушиваются к ним, движения становятся более точными, непринуждёнными) иногда детей затрудняет ориентировка в пространстве, изменение перестроения, либо им не удаётся тот или иной элемент движений. В этих случаях нужны дополнительные предварительные упражнения.

В конце года следует выяснить качество усвоения музыкально-ритмические навыки:

- способен ли ребёнок  прослушать незнакомое музыкальное  произведение и передать настроение.

-умеет ли ребёнок отмечать  различными движениями двухчастную  форму незнакомого музыкального  произведения(например, тихо похлопать  на первую спокойную часть  музыки и « поплясать» руками  – на вторую подвижную.

- насколько точно и  правильно выполняют дети элементы  танца: прямой галоп, выставление  ноги на пятку, ритмичные притопывание.

- какие плясовые движения  ребята применяют в самостоятельных, « свободных» плясках.

Каков уровень навыков коллективного движения при перестроениях из круга в «свободное» расположение и обратно, а также движения парами по кругу.

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Музыкально-ритмические движения определяются характером музыки, развитием её музыкальных образов. Дети шестого года жизни могут воспринимать произведение в целом и, передавать его характер, настроение. Они легко ощущают изменения темпа, динамических оттенков, двухчастную форму пьесы(особенно изложенную контрастно), но движение может стать более выразительным, если ребёнок понимает значение разнообразных музыкальных средств.

   Особое значение  имеет творческое развитие детей, умение самостоятельно действовать: построиться в круг без помощи  взрослого, встать парами, изменить  построение, запомнить последовательность  движений пляски, придумать выразительные  движения.

Важно развивать навык комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по-своему варьируют знакомые элементы танцевальных движений.

   Дети 5-6 лет должны  иметь следующие музыкальные  навыки: ритмично двигаться в  соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо громче, тише), регистрами(высокий, средний, низкий), а также метр( сильную долю такта, метрическую пульсацию) и несложный ритмический рисунок(хлопками). Изменять движения в соответствии с двух-трёхчастной формой, музыкальными фразами.

Согласовывая движения с музыкой, ходить легко, бегать ритмично, быстро, поднимая ноги, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами и без них, пружинить на двух ногах, встать самостоятельно в ровный круг, соблюдать расстояния между парами, уменьшать и увеличивать круг, из построения парами разойтись в разные стороны, передавать игровые образы различного характера.

    В танцевальных  движениях поочерёдно выставлять  вперёд ноги на прыжке, кружиться  шагом, делать приставной шаг  с приседанием, плавно поднимать  и опускать руки( вперёд-в стороны), двигаться парами, отходить назад(спиной) от стоящего в паре. Исполнять  пляски, состоящие из этих элементов.

    В музыкальных  играх действовать самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу, в «свободных»  плясках по-своему (творчески) использовать  знакомые элементы, согласовывать  движения с музыкой.

Музыкальные произведения, указанные в программе, развивают ребят, воспитывают целостное восприятие музыки, понимание образа, характера, настроения. Вместе с тем каждое из них позволяет привлечь внимание детей к отдельным средствам музыкальной выразительности и передать это в движениях.

Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика- средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный, правильный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.

 

В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием в программной музыке, литературным текстом. Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, слова песни, самостоятельно, по –своему изобразить.

Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определённые движения(« Ищи игрушку» под русскую народную мелодию, в обработке В, Агафонникова, « Будь ловким» под музыку Н.Ладухина). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приёмы.

В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. можно предложить детям придумать, как надо двигаться под музыку, обсудить варианты( используя детский показ) и в заключении показать построение, которое ребятам следует выучить.

Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Например, в « Круговой пляске» ( русская народная мелодия в обработке С. Разоренова) ребятам не удаётся « дробный» шаг или перестроение в кругу( увеличение и уменьшение его) педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

Выразительности музыкально-игровых образов помогают творческие задания- дети сами ищут движения, характеризующие тот или иной персонаж. Некоторые упражнения носят вспомогательный характер- направлен на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Усвоение основного навыка- выразительного движения в соответствии с характером, содержанием музыки- можно проверить следующим образом: детям исполняется незнакомая пьеса, например « Мы военные» Л.Сидельникова, прослушав которую ребята называют участвующих персонажей»Трубачи», Пехотинцы»,Кавалеристы»( программный характер музыки помогает это определить) затем всех детей распределяют на три подгруппы, и каждая поочерёдно импровизирует образные движения, подчёркивая их характерные особенности.

Информация о работе Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности детей