Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 11:30, реферат
Колоссальное влияние на развитие отечественного музыкального образования в XIX веке оказал князь Владимир Федорович Одоевский
(1804 – 1869). Его работы в области философии музыки, музыкальной палеографии и этнографии, собранная им уникальная коллекция древнерусских певческих рукописей и народных песен заложили тот фундамент, на основе которого стало возможным проведение более глубокого и многостороннего анализа этих пластов русского музыкального искусства и их педагогическое осмысление как важнейших составляющих содержания музыкального образования.
Николаева Е.В.
Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения В.Ф. Одоевского
и их значение для развития отечественного музыкального образования
Колоссальное влияние на развитие отечественного
музыкального образования в XIX веке оказал князь Владимир
Федорович Одоевский
(1804 – 1869). Его работы в области философии
музыки, музыкальной палеографии и этнографии,
собранная им уникальная коллекция древнерусских
певческих рукописей и народных песен
заложили тот фундамент, на основе которого
стало возможным проведение более глубокого
и многостороннего анализа этих пластов
русского музыкального искусства и их
педагогическое осмысление как важнейших
составляющих содержания музыкального
образования.
Музыкальные и музыкально-педагогические воззрения В.Ф. Одоевского способствовали:
— расширению и углублению представлений отечественных музыкантов об исконно русской музыкальной культуре и дальнейших путях ее развития;
— поискам и созданию педагогической системы, сориентированной, во-первых, на возрождение русских национальных традиций во всех сферах музыкального творчества, и, во-вторых, на рассмотрение с этих позиций целесообразности применения в России педагогических систем, разработанных педагогами-музыкантами других стран, которые доказали свою эффективность в зарубежной музыкально-педагогической практике.
Согласно «Родословной князей Одоевских», по отцовской линии Владимир Федорович был представителем одной из древнейших ветвей дерева Рюриковичей. Мать его — крепостная крестьянка. Получив образование в Московском университетском благородном пансионе, В.Ф. Одоевский впоследствии занимал высокие государственные должности. В том числе, в 60-е годы он был сенатором в Москве.
Сфера жизненных интересов Владимира Федоровича необычайно огромна.
В то же время, на протяжении всей жизни Владимир Федорович придавал особое значение музыкальной деятельности в самых разных ее проявлениях.
Начало музыкально-публицистической деятельности В.Ф. Одоевского, направленной на пропаганду музыкального искусства и популяризацию музыкальных знаний, относится к 20-м годам XIX столетия. Его первая статья, посвященная проблемам музыкального искусства, была напечатана в 1822 году, когда ему было всего 18 лет. С тех пор на протяжении немногим менее полувека Владимир Федорович регулярно выступал в печати со статьями, рецензиями, обзорами важнейших музыкальных событий в жизни Петербурга и Москвы. В его публикациях рождались и утверждались
Подлинными шедеврами музыкально-литературного творчества стали созданные им новеллы: «Последний квартет Бетховена», «Себастиян Бах» и многие другие его произведения. Достаточно прочитать несколько страниц из этих сочинений, чтобы увидеть величие его творческой натуры, его музыкального и литературного таланта. И каждая публикация Владимира Федоровича, будь то маленькая заметка или масштабная проблемная статья, набросок или законченное музыкально-литературное произведение, становилась значительной вехой в музыкальной жизни страны, оказывалась в центре внимания широких слоев общества, способствовала повышению их музыкальной культуры.
Большое влияние публикации В.Ф. Одоевского оказывали и на композиторов, исполнителей, педагогов-музыкантов. Этому способствовали также:
— музыкально-литературные вечера, которые проходили в его доме, и на которых звучала музыка, обсуждались различные вопросы, связанные с музыкальным искусством и музыкальным образованием;
— переписка, которую вел Владимир Федорович с такими выдающимися музыкантами, как: А.Н. Верстовский, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, Д.В. Разумовский, А.Г. Рубинштейн, В.В. Стасов, А.Н. Серов и многими другими.
Несмотря на большую занятость на государственной
службе,
В.Ф. Одоевский находил время
и на собственно музыкально-педагогическую
деятельность:
— изучал состояние музыкального образования в России и за рубежом;
— следил за постановкой музыкального образования в различных учебных заведениях страны;
— изучал и пропагандировал методы обучения, главным образом, инструментальному исполнительству и музыкальной грамоте, которые, на его взгляд, способны были оказать влияние на повышение музыкальной культуры, в том числе и музыкальной грамотности, народа;
— проводил музыкальные беседы, на основе которых создал в последствии учебное пособие: «Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов»;
— освещал музыкально-педагогические проблемы на страницах периодической печати и в специальной литературе, предназначенной для всех, кто интересуется музыкой и музыкальным образованием;
— способствовал созданию Русского музыкального общества и его региональных отделений, был одним из инициаторов открытия бесплатного класса хорового пения при его Московском отделении;
— состоял в Совещательных комиссиях Петербургской и Московской консерваторий.
Более того, неоднократно В.Ф. Одоевский готовил и представлял
документы по вопросам
содержания и организации музыкального
образования в стране в различные государственные
ведомства. Обращался Владимир Федорович
с такими официальными, а также и конфиденциальными
записками и письмами к великому князю
Константину Николаевичу (брату императора
Александра II), великой княгине Елене Павловне,
которые поддерживали его начинания в
области музыкального образования и содействовали
воплощению его идей в практику.
Проблемы, поднимаемые В.Ф. Одоевским в опубликованных при его жизни и рукописных трудах, свидетельствуют об обширном круге его музыкальных интересов, о воистину энциклопедическом характере знаний Владимира Федоровича в сфере музыкального искусства.
В своих работах В.Ф. Одоевский предстает перед читателями:
— как первооткрыватель и исследователь древнейших пластов русской музыкальной культуры;
— как музыкант, обладающий огромной эрудицией в области отечественной и зарубежной музыки;
— как музыкальный критик, способный пробудить у читателей интерес к музыкальной жизни страны; заставить задуматься о предназначении музыкального искусства, путях его развития, об истинном и «ложном» в оценках тех или иных музыкальных явлений;
— как публицист, в совершенстве владеющий искусством слова, умеющий привлечь слушателей в концертные залы, в музыкальные театры и выдвинуть на всеобщее обсуждение острые животрепещущие вопросы;
— как педагог, способный помочь музыкантам по-новому увидеть перспективы развития отечественного музыкального образования, обогатить арсенал своих педагогических средств, а не-музыкантам — облегчить вхождение в мир классической музыки, овладеть основами музыкальной грамоты.
Характеризуя музыкально-педагогические воззрения В.Ф. Одоевского, прежде всего следует отметить, что весь пафос его музыкально-просветительской и музыкально-педагогической деятельности был направлен на то, чтобы способствовать развитию русской национальной композиторской школы и исполнительского искусства, убедить общество в необыкновенной музыкальности русского народа и необходимости признать обучение музыке каждого русского человека важнейшей общественной задачей.
Он писал: «… почти каждый русский человек в душе музыкант, даже в отличие от других народов — гармонист1, даже хоть с грехом пополам, исполнитель, хоть по крайней мере посредством голоса. К его сожалению, нет для него места, где выучиться и образовать свою музыкальную потребность. У нас лишь одно Музыкальное общество занимается преподаванием музыки. Дайте Вы нашему народу средство развить свои художественные способности посредством музыкальных школ, посредством театра, который есть школа своего рода, преимущественно посредством оперы, но такой оперы, которая бы отвечала настроению русского духа, и наш народ отстанет от тех полудиких ндравов, вследствие которых производит часто столь грубые явления, столь несообразные с другими превосходными качествами, которыми господь бог одарил русского человека»2.
Призывая общество к созданию условий для развития системы музыкального образования, В.Ф. Одоевский пишет: «Меньше было бы у нас пьянства, воровства, разора в семействах, одним словом, всего того, что творится от нечего делать, когда убедятся у нас, что ни умственное, ни нравственное развитие народа невозможно без художественного развития …»3.
При этом В.Ф. Одоевский считал, что область искусства — «огромная мастерская, где всякому есть дело: кто мастер, кто подмастерье, кто рабочие. Усилия всех — к одной цели; но эта цель тогда лишь достижима, когда каждый старается вникнуть в общее дело. В этой мастерской должность простого любителя не освобождает его от ответственности пред искусством, а напротив, налагает обязанность изучать его, чтобы, сколь возможно, верно присоединять свои усилия к усилиям других деятелей»4.
И усилия всех должны быть, по мнению Владимира Федоровича, направлены, в первую очередь, на проведение в общественное сознание мысли о том, что «музыка не должна служить, как многие еще полагают, потешным препровождением праздного времени»5.
Заметим, что термин «любитель» имел для В.Ф. Одоевского особый смысл и включал множество градаций. Это — и «простой любитель», о котором только что шла речь в одной из цитат, и «необразованный любитель», и «просвещенный любитель», и «образованный любитель», и «опытный любитель», и даже — «истинный любитель» музыки.
Именно к ним — к любителям музыки — независимо от уровня их музыкальной образованности, и обращался, главным образом, Владимир Федорович в своих статьях. Показательно, что даже сам В.Ф. Одоевский некоторые из своих публикаций подписывал как: «Любитель музыки». И это в то время, когда и в Москве, и в Петербурге, он был известен как необычайно одаренный музыкант, блестящий пианист, владеющий даром импровизации, уникальными способностями чтения с листа, признанным музыкальным критиком, , по слова. Когда. По словам
Столь многогранная трактовка данного термина в значительной мере объяснялась тем, что вплоть до 60-х годов XIX века, как известно, профессия музыканта была неприемлема для дворянина. Вместе с тем, именно в дворянской среде престижным являлось слыть «образованным любителем музыки» и обучение музыке в той или иной форме являлось неотъемлемой частью образования дворянских детей.
Сравнивая «область искусства» с «огромною мастерскою», Владимир Федорович особо подчеркивал, что из всех искусств подобное сравнение наиболее полно применимо по отношению к музыке. Ни в какой другой области, по его мнению, «не требуется столько (без всякой игры слов) согласия»6.
Развивая эту мысль, он пишет: «Действительно: живописец, скульптор работают одиноко; кончили они свой труд, перешел он в общую принадлежность, — опять каждый зритель наслаждается этим трудом также отдельно, одиноко. В музыке — напротив, — и в этом её характеристическое отличие от других искусств, — в музыке, оконченная в кабинете партитура есть лишь начало дела; для его полного совершения необходимо дружное содействие многих деятелей. Уже в одном этом смысле музыка сближает людей между собою. Она не только говорит языком для всех доступным, — она служит представительницею внутренних, самых сокровенных, самых задушевных чувств, общих всякому человеку, но не выражаемых словесным»7.
При этом музыка, по словам Владимира Федоровича, способна оказывать «миротворное влияние на всю общественную жизнь, на нравы и обычаи, как отдельных людей, так и целых народов»8.
Вот почему В.Ф. Одоевский считал, что «образовать публику в музыкальном отношении необходимо; это — долг всякого знающего музыку, как долг всякого знающего грамоте научить ей неграмотного»9.
Но, что значит: образовать публику в музыкальном отношении?
Об основной направленности педагогических воззрений В.Ф. Одоевского можно судить по той характеристике, которую Владимир Федорович дает педагогике как науке: «Педагогика, как медицина, — пишет он, — одна и та же в своих высших основаниях, но на практике должна изменяться с каждой страной, почти с каждым человеком. Посему ни одна метода не может быть переведена или целиком перенесена из одной страны в другую: всякая учебная книга должна быть сочинена для своей земли»10.
Данная установка была принята автором и по отношению к новой только что зарождающейся области науки, которую в наше время принято называть педагогикой музыкального образования.
Исходным основанием для написания такого
рода «книги» в области музыкального образования
становится для В.Ф. Одоевского убежденность,
прежде всего, в необходимости познакомить
широкие слои публики с
русской музыкой:
—произведениями русских композиторов, в которых находит претворение самобытность русской народной музыки;
— собственно народной музыкой, в особенности старинными народными напевами;
— древнейшими образцами церковной музыки, в которых получило воплощение искусство знаменного пения.
При этом В.Ф. Одоевский особо подчеркивает, что в вопросе о том, «что именно следует называть русскою музыкою, в обществе ходят весьма разнородные суждения». «Я разделяю мнение тех, — продолжает он, — прежде немногих, а теперь многих людей, которые убеждены не только в том, что русская музыка существует, но и в том еще, что ее самобытный характер способен к развитию в чисто художественной сфере. В этом деле еще много спорного, или скорее темного, потому, что хотя у нас есть произведения, доказывающие на деле возможность такого развития, но критика еще недостаточно разъяснила: какие именно технические отличия отделяют собственно русскую музыку от так называемой общей или полифонической?»11.
Поясняя данную мысль, Владимир Федорович замечает, что широко бытует точка зрения, согласно которой, «если в музыке употреблена какая-нибудь из народных песен, да подпущено много минора, то такая музыка уже и есть русская. Довольно трудно для многих выразуметь, — продолжает он, — что музыкальное произведение может не содержать в себе ни одного народного напева, а музыка быть вполне русскою, и что, напротив, можно так переиначить ноты любой народной песни, что она сделается всем, чем вам угодно: итальянскою, немецкою, французскою, испанскою, — только не русскою»12.