Дабы иностранцам, для которых делался
этот спектакль, было любопытно, в театре
полы застелили домоткаными ковриками,
развесили рушники, обрядили артистов
в национальные костюмы с вышивкой и изобилием
пестрых лент от художника Станислава Бенедиктова, ловко
тиражирующего самые что ни на есть шаблонные
туристические представления о быте малороссов.
Нарочито бутафорские тыквы и подсолнухи,
хомуты и луковые косы окружают не только
певцов, но и зрителей. Оркестр, одетый
в такие же наряды, расположился за плетнем.
Все артисты очень стараются в имитации
«правды жизни», с гиперболизированным
энтузиазмом выполняя режиссерские предписания Бориса
Покровского, легендарное мастерство
которого воплощается лишь в сцене ярмарки,
где жизнь толпы выстроена с математической
точностью. Остальное — суета, из которой
искра искренности никак не высекается.
Взаимоотношения подкаблучника Черевика (Виктор
Боровков) с женой Хиврей (Людмила Колмакова), поведение
хитрого Цыгана (Ярослав Радивоник) и похоть
поповича Афанасия Ивановича (Николай Курпе) кажутся
не менее искусственными, чем декорации.
Чуть более естественно выглядит романтическая
пара Параси и Грицько (Оксана Лесничая и Олег Губарев). За
исключением Лесничей голоса у всех певцов
«стерты» и звучат крайне невыразительно
- устало и антимузыкально, хотя Мусоргский
максимально упростил задачу певцам, очень
стараясь максимально приблизить вокал
к разговорной речи. А оркестр под дирижерской
палочкой Ары Маркосяна настолько апатичен,
нестроен и фальшив, что музыку Мусоргского
иногда просто даже узнать невозможно.
Но как картинка для безмолвного туристического
буклета, спектакль вполне мил и привлекателен.
Заключение
Творчество М.П. Мусоргского – в сфере
как камерных, так и монументальных жанров
– давно уже вошло в золотую сокровищницу
человеческой культуры, многократно и
разносторонне освещено во многих музыкально-исторических
исследованиях. Его оперное наследие давно
приобрело титулы классического, гениального и, в связи
с этим, в значительной степени утратило
способность быть материалом для полемики
по поводу принципов и путей дальнейшего
развития оперного искусства. Тем не менее,
Мусоргский не только стал великой исторической
фигурой, но проложил новые пути и по-своему
решил «вечные» проблемы оперного искусства.
«ХХ век не мог обойтись без Мусоргского»11
не только как создателя великих произведений,
но и как вдумчивого музыканта, стремившегося,
в силу собственных знаний и опыта, к теоретическому
(в рамках полемики) обоснованию своих
творческих исканий.
Опера «Сорочинская ярмарка» еще раз
раскрывает перед слушателями характернейшие
черты творчества Мусоргского. «…высокая
идейность, основанная на признании истоков
классической музыки в музыкальном творчестве
народов, глубокое уважение и любовь к
народу, его музыке и песне», - составляют
главные достоинства этого превосходного
произведения.
Список использованной литературы
Абрамовский Г. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. –
Л., 1981. – 486 с.
- [Электронный ресурс]– Режим
доступа: http://www.smotr.ru/pressa/rec/pokr_sy.htm#vmn . – Сорочинская ярмарка.
Камерный музыкальный театр п/р Б.Покровского. Пресса. ( Дата обращения: 23.11.2014).
- Мусоргский
М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову. – М., 1930. – 81 с.
- Мусоргский
М.П. Письма и документы. – М., 1932. – 421 с.
- Мусоргский М.П. Сорочинская ярмарка. Клавир. – М.,
1982. – 513 с.
- Файн Я.Н. Музыкальные
драмы М.П. Мусоргского: к проблеме завершённости.
- М., 1973. – 231 с.
- Шумская Н. Сорочинская ярмарка М.П. Мусоргского. – М., 1952. –
- с.
- Яголим Б. Сорочинская ярмарка М. П. Мусоргского. – М., 1952. – 113 с.
1
Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову
/ Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 69.
2
Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский
М.П. – Москва, 1932. – с. 384.
3
Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский
М.П. – Москва, 1932. – с. 69.
4
Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский
М.П. – Москва, 1932. – с. 401.
5
Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову
/ Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 73.
6
«…эти мелкие вещицы… вызвали охоту…
задать мне не тронутую (в историческом
ходе музыки) задачу – музыкально изложить
житейскую прозу, музыкальной же прозой».
(Из письма М.П. Мусоргского В.В. Никольскому).
– Мусоргский. М.П. Письма и документы.
/ Мусоргский М.П. - Москва, 1932. – с. 146.
7
Мусоргский. М.П. Письма и документы. / Мусоргский
М.П. - Москва, 1932. – с. 315.
8
Мусоргский М.П. Сорочинская ярмарка. Клавир.
/ Мусоргский М.П.– Москва, 1982. – с. 302.
9
Показательным примером точности речитативной
интонации может служить цикл «Детская».
Неожиданная аналогия связывает этот
вокальный цикл Мусоргского с оперой Р.
Щедрина «Мёртвые души» (тоже, кстати,
на сюжет Гоголя). «Ситуация-трафарет»
(в «Детской») предстаёт аналогом «портрета-маски»
(в «Мёртвых душах»). И в том, и в другом
случае это некий зафиксированный аффект, предполагающий закреплённость типа движения при внутренней свободе
детально проработанных интонаций.
10
Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову
/ Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 70.
11
Файн Я.Н. Музыкальные драмы М.П. Мусоргского:
к проблеме завершённости. / Файн Я.Н. –
Москва , 1982. – с. 87.