Опера «Сорочинская ярмарка»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2015 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Модест Петрович Мусоргский - великий русский композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства. Взгляды Мусоргского сложились под воздействием демократических идей 1860-х гг. Композитор видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальной несправедливости самодержавно-крепостнического строя.

Файлы: 1 файл

Кырмызы Сорочинская ярмарка.docx

— 57.16 Кб (Скачать файл)

Дабы иностранцам, для которых делался этот спектакль, было любопытно, в театре полы застелили домоткаными ковриками, развесили рушники, обрядили артистов в национальные костюмы с вышивкой и изобилием пестрых лент от художника Станислава Бенедиктова, ловко тиражирующего самые что ни на есть шаблонные туристические представления о быте малороссов. Нарочито бутафорские тыквы и подсолнухи, хомуты и луковые косы окружают не только певцов, но и зрителей. Оркестр, одетый в такие же наряды, расположился за плетнем.

Все артисты очень стараются в имитации «правды жизни», с гиперболизированным энтузиазмом выполняя режиссерские предписания Бориса Покровского, легендарное мастерство которого воплощается лишь в сцене ярмарки, где жизнь толпы выстроена с математической точностью. Остальное  — суета, из которой искра искренности никак не высекается. Взаимоотношения подкаблучника Черевика (Виктор Боровков) с женой Хиврей (Людмила Колмакова), поведение хитрого Цыгана (Ярослав Радивоник) и похоть поповича Афанасия Ивановича (Николай Курпе) кажутся не менее искусственными, чем декорации. Чуть более естественно выглядит романтическая пара Параси и Грицько (Оксана Лесничая и Олег Губарев). За исключением Лесничей голоса у всех певцов «стерты» и звучат крайне невыразительно - устало и антимузыкально, хотя Мусоргский максимально упростил задачу певцам, очень стараясь максимально приблизить вокал к разговорной речи. А оркестр под дирижерской палочкой Ары Маркосяна настолько апатичен, нестроен и фальшив, что музыку Мусоргского иногда просто даже узнать невозможно. Но как картинка для безмолвного туристического буклета, спектакль вполне мил и привлекателен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Творчество М.П. Мусоргского – в сфере как камерных, так и монументальных жанров – давно уже вошло в золотую сокровищницу человеческой культуры, многократно и разносторонне освещено во многих музыкально-исторических исследованиях. Его оперное наследие давно приобрело титулы классического, гениального и, в связи с этим, в значительной степени утратило способность быть материалом для полемики по поводу принципов и путей дальнейшего развития оперного искусства. Тем не менее, Мусоргский не только стал великой исторической фигурой, но проложил новые пути и по-своему решил «вечные» проблемы оперного искусства. «ХХ век не мог обойтись без Мусоргского»11 не только как создателя великих произведений, но и как вдумчивого музыканта, стремившегося, в силу собственных знаний и опыта, к теоретическому (в рамках полемики) обоснованию своих творческих исканий.

Опера «Сорочинская ярмарка» еще раз раскрывает перед слушателями характернейшие черты творчества Мусоргского. «…высокая идейность, основанная на признании истоков классической музыки в музыкальном творчестве народов, глубокое уважение и любовь к народу, его музыке и песне», - составляют главные достоинства этого превосходного произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Абрамовский Г. 100 опер. История создания. Сюжет. Музыка. –

Л., 1981. – 486 с.

  1. [Электронный ресурс]– Режим доступа: http://www.smotr.ru/pressa/rec/pokr_sy.htm#vmn . – Сорочинская ярмарка. Камерный музыкальный театр п/р Б.Покровского. Пресса. ( Дата обращения: 23.11.2014).

 

  1. Мусоргский М.П. Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову. – М., 1930. – 81 с.

 

  1. Мусоргский М.П. Письма и документы. – М., 1932. – 421 с.

 

  1. Мусоргский М.П. Сорочинская ярмарка. Клавир. – М., 1982. – 513 с.

 

  1. Файн Я.Н. Музыкальные драмы М.П. Мусоргского: к проблеме завершённости. - М., 1973. – 231 с.

 

  1. Шумская Н. Сорочинская ярмарка М.П. Мусоргского. – М., 1952. –
  2. с.

 

  1. Яголим Б. Сорочинская ярмарка М. П. Мусоргского. – М., 1952. – 113 с.

 

 

 

 

 

 

1 Мусоргский М.П.  Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову / Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 69.

2 Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский М.П. – Москва, 1932. – с. 384.

3 Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский М.П. – Москва, 1932. – с. 69.

4 Мусоргский М.П. Письма и документы. / Мусоргский М.П. – Москва, 1932. – с. 401.

5 Мусоргский М.П.  Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову / Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 73.

6 «…эти мелкие вещицы… вызвали охоту… задать мне не тронутую (в историческом ходе музыки) задачу – музыкально изложить житейскую прозу, музыкальной же прозой». (Из письма М.П. Мусоргского В.В. Никольскому). – Мусоргский. М.П. Письма и документы. / Мусоргский М.П. -  Москва, 1932. – с. 146.

7 Мусоргский. М.П. Письма и документы. / Мусоргский М.П. -  Москва, 1932. – с. 315.

8 Мусоргский М.П. Сорочинская ярмарка. Клавир. / Мусоргский М.П.– Москва, 1982. – с. 302.

9 Показательным примером точности речитативной интонации может служить цикл «Детская». Неожиданная аналогия связывает этот вокальный цикл Мусоргского с оперой Р. Щедрина «Мёртвые души» (тоже, кстати, на сюжет Гоголя). «Ситуация-трафарет» (в «Детской») предстаёт аналогом «портрета-маски» (в «Мёртвых душах»). И в том, и в другом случае это некий зафиксированный аффект, предполагающий закреплённость типа движения при внутренней свободе детально проработанных интонаций.

10 Мусоргский М.П.  Письма к А.А. Голенищеву-Кутузову / Мусоргский М.П. – Москва, 1930. – с. 70.

11 Файн Я.Н. Музыкальные драмы М.П. Мусоргского: к проблеме завершённости. / Файн Я.Н. – Москва , 1982. – с. 87.

 

 


Информация о работе Опера «Сорочинская ярмарка»