Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:48, курсовая работа
Важное место в истории русской культуры занимает русская духовная музыка. Что касается профессиональной светской музыки, она стала известной в России приблизительно в XVII веке, а вот церковное пение существует уже около десяти веков. В очень тесной связи с церковью была народная жизнь в России, она была просто пропитана религиозным влиянием, поэтому все церковное искусство на Руси было народным. Именно это искусство, дарит нам гармоничный и прекрасный мир звуков, облагораживает, развивает наши чувства и возвышает наши потребности над обыденным. Свою самобытность и своеобразие, национальную духовную природу смог выразить в духовной музыке русский человек.
Ведение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение…………………………………………………………………………....4
2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность……………………………………………….6
3. Анализ авторов.
3.1Программы и методики преподавания……………………………………...13
3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ………………………………16
4. Опыт работы учителей. Анализ периодической печати……………………22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Таким образом, многоголосные обработки этих, а также знаменного распевов показывают нам ранний вид гармонического партесного пения с постоянной плотностью многоголосной ткани, с большим количеством аккордового полнозвучия; сама традиционная мелодия в качестве установленного традицией напева (cantus firmus) находилась обычно в теноре.
Что касается другого типа партесного многоголосия, то он более подходил для жанра хорового концерта a cappella, попавшего под влияние барочных хоровых концертов итальянских, польских и немецких композиторов XVII в9.
Церковное пение 2-й пол. XVIII-XX в.
Во времена правления Екатерины II (1762-1796), общение между западноевропейской и русской культурой были очень тесными. Деятельность Д. Сарти и Б. Галуппи, писавших церковную музыку на православные тексты, занятия в Италии М.С. Березовского (1745-1777), Д.С. Бортнянского (1751-1825)-все это, повлияло на создание нового стиля в русской церковной музыке, имеющего название "итальянский". В конце XVIII - начале XIX в. в сфере церковной музыки, трудились такие крупные мастера как А.Л. Ведель (1772-1808), Л.С. Гурилев (1770-1844), С.А. Дегтярев (1766-1813), С.И.Давыдов (1777-1825). Бортнянский и его младшие современники продолжили деятельность в этом жанре, несмотря на указ Святейшего Синода 1797 г., не допускающий проведение хоровых концертов на литургии. В те времена, в церковных сочинениях усилилось влияние инструментальной, романсовой и оперной музыки, также можно увидеть стремление к разнообразию и целостности композиционных решений.
Таким образом, певческое искусство с XVIII в. очень часто начинает вступать в конфликт с традиционным православным представлением о пении.
Самым ярким композитором XIX - 1-й четв. XX в., установившим характерные черты петербургского стиля, является А.А. Архангельский, один из первых, который заменил в хоре детские голоса женскими (с 80-х гг. XIX в.).
Важным событием, для развития церковной музыки, стало учреждение в 1866 г. кафедры истории и теории русского церковного пения в открывшейся Московской консерватории, ее самым первым профессором был прот. Д. Разумовский10.
Таким образом, в 60-е гг. XIX в. начал возрождаться Синдальный хор, который был в упадке с нач. XVIII в. А.Д. Кастальским, бывшим регентом Синодального хора в 1910-1917 гг. директором Синодального училища, был разработан новый подход к гармонизации древних распевов, который утвердил оригинальный национальный стиль в русской церковной музыке.
Следовательно, развитие хоровой исполнительской культуры и стилистические находки Кастальского имели влияние на создание в нач. XX в. большого количества произведений церковной музыки.
Хочется отметить, что наряду с развитием церковной музыки, в православной церкви, имелось традиционное церковно-певческое направление, представленное старообрядчеством.
Старообрядцы в свою очередь были разделены на две ветви – принимающих священство - поповцев и не принимающих его - беспоповцев.
Что касается поповцев, то ими были приняты литургические тексты в редакции времени Патриарха Иосифа, а беспоповцы отказались от принятия этих текстов. Почти до XX в. они пытались сохранить культуру рукописной певческой книги и пение по крюкам.
Разрушение после 1917г. церковно-певческой культуры, дало начало кризису церковной музыки. Некоторые русские композиторы писали церковные сочинения за рубежом (Л.Г. Чесноков, Шведов, Гречанинов). А также, продолжалось работа в области церковной композиции, авторов не уехавших из России Н.С. Голованова, П.Г. Чеснокова11.
Творчество советского периода имело три основных направления:
1. сочинения на канонические литургические тексты композиторов, более продуктивных в области светской музыки (Е.К. Голубева, Г.В. Свиридова, Н.Н. Сидельникова, В.В. Рябова, В.И. Мартынова, и др.);
2. духовная музыка, которая написана не для исполнения в церкви;
3. сочинения регентов и преимущественно церковных композиторов.
Анализ авторов.
3.1Программы и методики преподавания.
Существуют следующие программы:
1. Действующая программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов)12.
Эта рабочая программа, разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Работая по этой программе необходимо использовать следующий учебно-методический комплект: рабочие тетради, учебники, нотная хрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской, фонохрестоматия.
2. В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Современная программа по музыке. Музыка. 1-4 классы13.
3.Д.Б. Кабалевский. Музыка. 1-4 классы.
В концепции Д.Б. Кабалевского самой важной целью школьных занятий музыкой, является воспитание музыкальной культуры детей, как важной и неразделимой части всей духовной культуры.
Работая по этой программе необходимо использовать следующий учебно-методический комплект: рабочие тетради, учебники, нотная хрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Д.Б.Кабалевского, фонохрестоматия.
4.Программа «Духовная музыка: Россия и Запад» (1-4 классы), авторы И.В. Кошмина, В.В. Алеев.
Эта программа очень актуальна, сформирована с учетом потребностей современного общества, она ориентирована на восстановление традиций в формировании мировоззрения.
Работая по этой программе необходимо использовать следующий учебно-методический комплект: рабочие тетради, учебники, нотная хрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией В.В.Алеева, И.В.Кошмина , фонохрестоматия.
5.Программа «Искусство» 8-9 кл , Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, Е.Д. Критская.
Существование программы «Искусство», вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и имеет острую потребность введения подростка в современное социокультурное, информационное пространство. С помощью этой программы ребята научаться понимать значение искусства в жизни общества и человека, программа поможет сформировать ценностно-нравственные ориентации и повлиять на его духовный мир.
Методика преподавания.
Вообще в педагогике разработаны различные классификации методов14:
1.по характеру познавательной деятельности (эвристический, объяснительно-иллюстративный и т.д.);
2.по источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.);
3.по их назначению (формирование навыков и умений, приобретение знаний и т.д.).
Все они, конечно же, используются и в педагогике музыкального образования. Очень популярен метод сравнения, поскольку отвечает слуховой природе музыкального искусства и подразумевает наблюдение (термин Б.В. Астафьева) за родственными и контрастными элементами музыкальной ткани на всех её уровнях.
Что касается музыкальных занятий, то этот метод сравнения функционирует в различных модификациях:
• существует метод идентификации - угадывание ранее известного произведения среди других;
• существует метод перекодирования – описание содержания в другой знаковой системе;
• существует метод нахождения различия и сходства, который Д.Б. Кабалевский определяет в качестве одного из самых главных в музыкальном образовании.
Специальные методы музыкального образования.
1. Метод размышления о музыке (Д.Б. Кабалевский)
2. Метод музыкального обобщения (Э.Б. Абдуллин);
3. Метод захождения вперёд и возвращения к изученному, на новом уровне (Д.Б. Кабалевского), ориентирован на установления различных связей между определенными музыкальными произведениями, темами программы;
4. Метод эмоциональной драматургии (Д.Б. Кабалевский, Э.Б. Абдуллин).
Анализ авторов
3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ.
1.Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 – 7 классов)15.
Целью данной программы, является развитие музыкальной культуры школьников как неразделимой части духовной культуры.
Задачей данной программы является:
- качественное восприятие музыки и знаний о музыке, ее жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка, интонационно-образной природе; классическом наследии и современном творчестве зарубежных и отечественных композиторов, музыкальном фольклоре; о влиянии музыки на человека; о ее связи с иными видами искусства и жизнью;
- развитие музыкальности; певческого голоса, способности к сопереживанию; музыкальной памяти, ассоциативного и образного мышления, творческого воображения, музыкального слуха;
- помощь в воспитании эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и иных народов мира, музыке; музыкального вкуса учащихся; потребности к музыкальному самообразованию и самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой; исполнительской и слушательской культуры;
- учащихся качественное овладение практическими навыками и умениями в различных видах музыкально-творческой деятельности: пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), слушании музыки, импровизации, инструментальном музицировании, драматизации исполняемых произведений, музыкально-пластическом движении.
Реализация программы «Музыка», опирается на конкретные методы музыкального образования:
• метод интонационно-стилевого познавания музыки;
• метод эмоциональной драматургии;
• метод нравственно-эстетического, художественного знакомства с музыкой;
• метод ретроспективы и перспективы;
• метод разработки «композиций»;
• метод художественного контекста.
На учебный предмет «Музыка», с учетом учебного плана, в 6 классе дается 35 часов (из расчета 1 час в неделю). Курс направлен на изучение различных взаимоотношений музыки с природой, жизнью, обычаями, живописью, литературой, психологией музыкального восприятия, историей, а также с другими предметами и видами познавательной и художественной деятельности.
Программа включает в себя богатый материал, вбирающий в себя разные виды искусств, дающие прекрасную попытку детям воспринять духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности художественной мировой культуры, и обогащают духовный мир человека, его душевное состояние. Все содержание программы «Музыка», реализуется в учебных темах каждого полугодия. В наиболее усовершенствованном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически подходящего изобразительного и литературного рядов.
Также, в программе 6 класса изучается богатство музыкальных образов, находящихся в жанрах инструментальной, вокальной и инструментально-симфонической музыки. Сам музыкальный образ исследуется как обобщенное, живое представление о настоящем, которое выражается в звуках. В область изучения включены приемы взаимодействия и развития разнообразных образных сфер в музыкальном искусстве, а также интонационная природа музыкальных образов. Мир образов религиозной, народной, современной и классической музыки. Своего рода, музыка, в семье искусств.
Виды существующего контроля:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы существующего контроля:
При проведении учебно-воспитательного процесса для применения программы «Музыка» 6 класс наиболее подходящими формами организации учебного предмета считаются:
1.самостоятельная работа;
2.индивидуальные;
3.групповые;
4.фронтальные;
5.наблюдение;
6.тест;
7.коллективные.
Перечислим основные виды организации учебной деятельности:
1. викторина;
2.конкурс;
3.творческая работа;
4.самостоятельная работа.
2.Современная программа по музыке В. Алеев, Т.Н. Кичак, Т.И. Науменко. Музыка. 1-4 классы16.
Целью данной программы является формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников, посредством знакомства с музыкальной культурой, как важнейшим компонентом гармоничного развития личности.
Существуют следующие задачи программы:
1.Постараться научить принимать музыку, как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
2.Постараться привить уважение и любовь к музыке как предмету искусства;
3.Постараться привить основы художественного вкуса;
4.Постараться научить замечать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства;
5.Постараться развить потребность в общении с музыкой;
6.Повлиять на формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
7.Постараться обучить основам музыкальной грамоты.
Саму музыкальная основа программы содержит произведения композиторов-классиков, включающие очень богатый временной диапазон от эпохи барокко до наших дней, образцы духовной музыки, народная музыка России и стран дальнего и ближнего зарубежья, и естественно значительно обновлённый репертуар композиторов-песенников.
3.Д.Б. Кабалевский. Музыка. 1-4 классы.
Конечная цель данной программы состоит в том, чтобы музыкой воспитывать человека. Именно с помощью музыки учитель умело работает с внутренним миром ребенка, его нравственностью.
Цель программы имеет ряд задач:
1. На основе восприятия музыки, сформировать деятельно-практическое отношение к музыке, то есть это формирование творческих способностей детей на уроках музыки: знакомятся с элементами пластического интонирования (музыкально - ритмические движения, даже импровизация), играть на детских музыкальных инструментах, они учатся петь.
2.Также очень важная задача состоит в формировании осознанного отношения к музыке, с помощью ее восприятия, то есть мы обязаны научить детей слышать музыку и анализировать ее. Данная задача сплетена с задачей формирования художественного вкуса.
3. Развитие эмоциональных отношений к музыке с помощью ее восприятия.