Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:48, курсовая работа
Важное место в истории русской культуры занимает русская духовная музыка. Что касается профессиональной светской музыки, она стала известной в России приблизительно в XVII веке, а вот церковное пение существует уже около десяти веков. В очень тесной связи с церковью была народная жизнь в России, она была просто пропитана религиозным влиянием, поэтому все церковное искусство на Руси было народным. Именно это искусство, дарит нам гармоничный и прекрасный мир звуков, облагораживает, развивает наши чувства и возвышает наши потребности над обыденным. Свою самобытность и своеобразие, национальную духовную природу смог выразить в духовной музыке русский человек.
Ведение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение…………………………………………………………………………....4
2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность……………………………………………….6
3. Анализ авторов.
3.1Программы и методики преподавания……………………………………...13
3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ………………………………16
4. Опыт работы учителей. Анализ периодической печати……………………22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
Проблема увлеченности является основой этой задачи. « Постараться увлечь детей музыкой, данный, и очень важный вопрос учитель не должен игнорировать, начиная с самого первого урока в 1 классе» - пишет Кабалевский в «Объяснительной записке» к этой программе. Совсем не случайно программа содержит высокохудожественные произведения: советских композиторов (Г.В. Свиридова «Время, вперед!»); русских композиторов (концерт №1 П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром); русские народные песни - «Вниз по матушке, по Волге»; зарубежных композиторов (5 симфония Л. Бетховена).
4.Программа авторов И.В. Кошмина, В.В. Алеев. «Духовная музыка: Россия и Запад» (1-4 классы)17.
Важной целью этой программы является воспитание уважения, духовности к ценностям мировой и отечественной культуры с помощью приобщения к новому пласту музыкальной культуры - духовной музыке как методу нравственного и эстетического воспитания.
Религиозно-духовную музыку И.В. Кошмина анализирует в двух аспектах, подчеркивая ее многофункциональность: как форму богослужения и как часть музыкальной культуры. С первым аспектом связаны религиозные ценности, со вторым общечеловеческие ценности - нравственные и эстетические.
5.Программа «Искусство» 8-9 кл , Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская18.
Программа «Искусство» содержит девять разделов.
Методологическую основу программы составляют современные концепции в области психологии художественного творчества, эстетики, культурологи, художественного образования, развивающего обучения.
Целью программы, является развитие опыта, эмоционально ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме восприятия мира, имеющей воздействие на общество и человека.
Задачи программы «Искусство»:
1.культурная социализация школьников в современном информационном пространстве, которое наполнено различными явлениями массовой культуры;
2.актуализация присутствующего у детей опыта общения с искусством;
развитие художественно-
3.развитие понимания о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
4.воспитание художественного вкуса;
5.формирование творческих и интеллектуальных способностей подростков;
6.развитие навыков и умений художественного самообразования;
7.приобретение социально-эстетической и коммуникативной компетентности, культурно-познавательной.
Можно с большой смелостью сказать, что духовная музыка в структуре грамотно организованного урока и правильно подобранных методов, помогает более эффективному музыкальному развитию детей, а также их внутреннему повышению духовных и нравственных ценностей и обогащению.
4.Опыт работы учителей. Анализ периодической печати.
В рамках программы "Алтарь Отечества", с 21 по 23 октября 2009 года педагоги системы среднего профессионального образования города Москвы участвовали в ряде мероприятий по обмену опытом работы в области преподавания православной культуры, духовно-нравственного воспитания который прошли в Смоленске19.
Главными организаторами мероприятия, являются: Смоленская епархия Русской Православной Церкви (кандидат философских наук, профессор Довгий Т.П.), Департамент образования Смоленской области (Андрицова М.Ю.), Учебно-методический центр по профессиональному образованию Департамента образования города Москвы (координатор межрегиональной программы "Алтарь Отечества" Петракова Т.И., доктор педагогических наук, профессор).
22 октября, на базе ОГОУ СПО Смоленский технологический техникум был проведен семинар, в котором приняли участие священство, преподаватели, студенты и учащиеся.
Директор техникума Николаев Э.Т. приветствовал участников, вниманию участников была предоставлена презентация об истории техникума и его характеристике, был проведен рассказ о тех проблемах, которые существуют на данный момент.
Дополнен рассказ был выступлениями Садовой С.Н., зам. директора, рассказавшей об опыте педагогов учебного заведения в области духовно-нравственного воспитания, которые обучаются через факультативный курс "История православной культуры земли Смоленской" и учебный предмет.
Андрицова М.Ю. консультант Департамента образования акцентировала внимание на специфике работы по духовно-нравственному воспитанию в Смоленской области в целом начиная с детского сада, заканчивая вузом, были приведены результаты анкетирования. Было выяснено, что учащиеся колледжей и школ показывают огромный интерес к истории родного края, его православным истокам. На сегодняшний день готов новый договор о сотрудничестве между епархией и Департаментом образования.
Зотина А.Н., преподаватель общественных дисциплин ФГОУ СПО Смоленский строительный колледж рассказала об опыте работы по воспитанию духовно-нравственной личности, поделилась различными формами работы в этом направлении. Очень большое значение в рамках факультативного курса "История православной культуры земли Смоленской" уделяется таким темам, как "Феномен благоверных князей", "Крещение Руси", "Женская святость", "Русские монастыри", "Духовная музыка", "Кто мой ближний?" "Икона" и ряд иных тем. Очень активно на занятиях со студентами применяются видеоматериалы проекта "Земное и Небесное", использующиеся педагогами с учётом характерных особенностей аудитории. Несмотря на то, что зачёты по пройденному предмету студентам ставятся, проверять по-настоящему их будет сама жизнь, так красиво Алла Николаевна закончила своё выступление.
Студентка Смоленского строительного колледжа Елена Титова, уроженка д. Лужной Бежецкого района, сделала презентацию на тему своего исследования, которое имеет отношение к народным традициям в православной духовной культуре, а также был рассказ о празднике Свечи.
Елена сделала вывод, что наличие этого народного праздника в отсутствии храма, воспитывал благоговение перед святыней, развивал у людей чувство религиозной общности.
Сообщение протоиерея Владимира Дмитриева, преподавателя спецкурсов по религиоведению и истории мировых религий в ФГОУ ВПО Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского было выслушано с огромным интересом.
Довгий Т.П., профессор Смоленского государственного университета, кандидат философских наук уделила внимание в своём выступлении проблеме подготовки кадров.
Остановилась на такой форме работы, как научное общество школьников (НОШ) Лукашенко Ж.В., преподаватель МОУ СОШ № 33.
Тема её выступления такова - "НОШ как средство образования и духовно-нравственного воспитания". Помимо иных секций этого добровольного сообщества учащиеся и педагогов, существует секция "Духовное возрождение". Эта секция разрешает эффективно организовывать работу по духовно-нравственному воспитанию.
Проведена вторая часть семинара в ОГОУ СПО Смоленском педагогическом колледже, вошедшим в десятку лучших педагогических колледжей России по Центральному федеральному округу.
С огромным интересом участники изучили музей этого учебного заведения. Его директор Кольцова О.С., кандидат педагогических наук, Заслуженный деятель просвещения РФ и её коллеги: Буравлёва Р.И., Сынкина Л.Ф., Панова О.П., Соловьёва Г.В. ознакомили присутствующих с тем, каким образом проходит образование будущих педагогов по специальности "Православная культура".
В день памяти прп. Амвросия Оптинского, 23 октября, участники семинара уделили ознакомлению с опытом духовно-нравственного воспитания в православных учебных заведениях Смоленской епархии.
Огромный интерес был вызван посещением НОУ православной гимназии № 1 г. Смоленска. Началось знакомство с учебным заведением в храме гимназии, в котором прозвучали песнопения и молитвы , в исполнении детского церковного хора.
После такого яркого приветствия, с рассказом о гимназии выступила зам. директора Царёва Н.В.. Самыми основными задачами работы гимназии, является предоставление возможности воспитанникам: иметь возможность приобрести нужные знания о Церкви и православной вере, воспитываться и жить в православной среде; понять эффективные способы организации действия и мышления, иметь возможность приобрести качественное образование.
Самой важной целью внеурочной работы в Православной гимназии, из рассказа Натальи Владимировны, можно назвать: формирование православного мировоззрения. Этому благоприятствуют утренние молитвы, совместное участие в богослужении, постоянная исповедь у духовника гимназии, проведение праздников Рождества и Пасхи, паломнические поездки: пробуждение интереса к различным наукам.
Также, участниками семинара была посещена Смоленская православная духовная семинария.
Большой интерес вызвал рассказ преподавателя патрологии, Казакова М.М., профессора, доктора исторических наук, ознакомивший всех со своими инновационными разработками и использовании новых методов в педагогической деятельности. По его новой методике, курс какой либо дисциплины выложен на Интернет-сайте, где студент всегда имеет возможность доступа к определенным разделам: тематика лекций и семинаров; общие требования к изучению курса; программа; планы семинарских занятий; лекции по всем темам; библиотека по предмету (электронный вариант), литература для обязательного чтения (электронный вариант). Выше перечисленный материал имеется на сайте преподавателя и имеется на внутреннем сервере семинарии.
Итак, руководителем семинара, доктором педагогических наук профессором Петраковой Т.И., были подведены общие итоги двух дней.
Семинар оказался разнообразным, содержательным, с высокой эффективностью всех мероприятий, прошедших в рамках семинара.
Педагоги, произнесли всеобщее пожелание и далее встречаться, для обмена опытом работы, что очень даже возможно в рамках межрегиональной программы "Алтарь Отечества".
Что касается периодических изданий, основной тематикой которых, является музыкальная жизнь России, то известны такие издания как:
МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ (2001-2010 гг.)
Критико-публицистический и ежеквартальный научно-теоретический журнал, который на данный момент занимает место главного музыковедческого издания страны, этот журнал освещает почти все стороны научной и культурной жизни России в области музыкального искусства. Он находится в списке журналов, рецензируемых ВАК РФ, которые рекомендуются для печати результатов исследований кандидатских и докторских диссертаций по искусствоведению.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ (2008-2010 гг.)
Здесь содержатся известные очерки о современных композиторах и классиках; присутствуют рассказы о шедеврах настоящего и прошлого, с которыми каждый год имеют возможность встретиться наши слушатели; рецензии на удачные театральные премьеры и концертные программы Санкт-Петербурга, Москвы и иных культурных центров страны.
Также не обходят вниманием балеты, оперы, мюзиклы, музыкальные фильмы, оперетты; проводится активное обсуждение болезненных проблем настоящего, не пропуская главных событий — фестивалей, юбилеев, промахов и достижений в осуществлении культурной политики, конкурсов; постоянные встречи с современными звездами исполнительского искусства.
Печатаются беседы с артистами, их творческие портреты. Печатаются не только академические жанры. Вы найдете на журнальных страницах новости от мастеров джаза, а также проблемы шоу-бизнеса, где идет рассказ о крупных событиях в художественной жизни Америки, Азии, Европы. Здесь можно найти нотные публикации современных авторов, пьес классиков. Важное место отводится различным связям музыки с иными видами искусства — живописью, литературой, драматическим театром, кинематографом; различные публикации материалов, которые имеют отношение к творчеству и личной жизни знаменитых музыкантов; присутствует календарь юбилейных дат, что дает возможность творческим организациям вовремя подготовиться к проведению соответствующих акций;
Газета «Железногорские новости».
Анализируя информацию о музыке в периодической печати города Железногорска показало, что важные материалы о музыкальной жизни района показаны в газете «Железногорские новости», начавшая издаваться с середины 1930-х годов (с 1 марта 1935 года – газета «Вперед», затем «Ударный фронт», далее – «Железногорские новости»).
В настоящее время тираж газеты составляет 1550 экземпляров. Это является официальной газетой администрации города Железногорска.
Газета «Эхо недели».
А вот в 1994 году в городе появился первый выпуск газеты «Эхо недели».
Из статей 1980–2000-х годов необходимо отметить некоторые, наиболее ярко показывающие духовную музыкальную жизнь города. Самая важная информация показана в последующих выдержках-цитатах.
Агаркова А. Песня – это радость // Ударный фронт. 1987. № 58. С. 4.
В ДК МГОКа состоялся очередной смотр юных талантов, проходящий в рамках 2-го Всесоюзного фестиваля народного творчества, который был посвящен 70-летию Великого Октября. В фестивале принимали участие около 500 детей. Для членов жюри и слушателей выступали десять хоровых коллективов из хоровой студии «Дружба», школы искусств, а также из музыкальной школы сл. Михайловки.
Необходимо привести материалы статей, которые в итоге имеют возможность быть источниками научных исследований.
Бессарабов В. На счастье дарит музыку // Ударный фронт. 1987. № 79. С. 4.
Известному народному коллективу духового оркестра, под руководством Семёна Викторовича Аксельрода исполняется 25 лет. Известен коллектив даже в Курске, где он каждый год побеждает на марш-парадах духовых оркестров области.
Вербицкая И. А позади – целый век // Ударный фронт. 1988. № 52. С. 4.
Состоялся большой праздник 20 марта у музыкантов, и просто у всех русских людей, посвященный 100-летие со дня основания оркестра русских народных инструментов. Руководителем оркестра является, виртуоз-балалаечник, известный музыкант, Василий Васильевич Андреев.