Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:48, курсовая работа
Важное место в истории русской культуры занимает русская духовная музыка. Что касается профессиональной светской музыки, она стала известной в России приблизительно в XVII веке, а вот церковное пение существует уже около десяти веков. В очень тесной связи с церковью была народная жизнь в России, она была просто пропитана религиозным влиянием, поэтому все церковное искусство на Руси было народным. Именно это искусство, дарит нам гармоничный и прекрасный мир звуков, облагораживает, развивает наши чувства и возвышает наши потребности над обыденным. Свою самобытность и своеобразие, национальную духовную природу смог выразить в духовной музыке русский человек.
Ведение…………………………………………………………………………….2
1. Понятие - Духовная Музыка. Ее культурологическое, педагогическое значение…………………………………………………………………………....4
2. Практика преподавания в разные исторические периоды. Духовная музыка: история и современность……………………………………………….6
3. Анализ авторов.
3.1Программы и методики преподавания……………………………………...13
3.2Краткий анализ, объем, репертуар программ………………………………16
4. Опыт работы учителей. Анализ периодической печати……………………22
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемой литературы……………………………………………...37
2.Ибрагимов Г.Г. Духовная музыка в учебно-воспитательном процессе. //Гуманитарные исследования. 2008. № 4. С. 173-176.
3.Калачева Л.А. Музыка как фактор духовного развития личности школьника. //Музыка и время. 2007. № 3. С. 54-56.
4.Труханова А.Г. Духовная тематика в русской хоровой музыке конца XX века. //Опыт типологического исследования: диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Саратов, 2006
5.Кузякина Т.И. Музыка и духовный мир человека. /Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 17-2. С. 23-33.
6.Комарова А.Н. Феномен русской духовной музыки. //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2008. Т. 14. № 4. С. 257-259.
7.Пырикова О.В. Средства духовной музыки как фактор формирования нравственно-эстетической культуры будущего учителя музыки. //Вестник Брянского государственного университета. 2008. № 1. С. 54-62
8.Мосягина Н.В. Фестивали православной духовной музыки.// Вестник Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. 2012. № 1[29]. С. 58-58
9.Давыдова Н.А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX – начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии // Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2009
10.Щирин Д.В. Педагогика формирования восприятия духовной музыки. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук // Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт-Петербург, 2007
11.Шиповская Л.П. Музыка как феномен духовной культуры. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук // Москва, 2005
12.Чупахина Т.И. Музыка-искусство времен. //Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. 2010. Т. 31. № 4. С. 36-45.
13.Живаева О.О. Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно певческого искусства. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 10. С. 21-24
14.Боброва Л.А. Православная культура: Богослужебное пение. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.// Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2000. № 3. С. 149-159.
15.Школяр Л.В. Основные тенденции преподавания предметов искусства в современной общеобразовательной школе (на примере уроков музыки). /Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 45-48.
16.Гантумур Э. К вопросу приобщения младших школьников к народной музыкальной культуре на уроках музыки.// Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 53-55
17.Цымбалюк Е.А. Общее музыкальное образование: теоретический обзор // Медицина и образование в Сибири. 2007. № 4. С. 17.
18.Знаменская И.А. Проблемы дидактических принципов в музыкальном образовании. //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № S6. С. 107-116
19.Критская Е. Три вечные струны: Молитва, Песнь, Любовь. К 135-летию С.В.Рахманинова. //Искусство в школе. 2008. № 2. С. 44-48.
20.Красильников И.М. Развитие музыкального образования в современном мире. /Педагогика. 2010. № 10. С. 88-94
21.Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ – Москва: “Просвещение”, 2007 год
22.Нечаева Н.Л. Особенности формирования музыкально-исторического образования в России.// Ярославский педагогический вестник. 2005. № 1. С. 68-74.
23.Демченко-Анохина А.В. Реализация оптимизационного подхода в курсе музыкальной литературы. //Среднее профессиональное образование. 2008. № 2. С. 52-54.
24.Нургаянова Н.Х. Повышение качества подготовки будущего педагога-музыканта на основе модульной технологии обучения. /Образование и саморазвитие. 2010. Т. 1. № 17. С. 51-56.
25.Нечаева Н.Л. Программно-методическое обеспечение предмета «Современные художественные направления музыки 20 века»//Ярославский педагогический вестник. 2007. № 2. С. 115-124.
26.Черватюк А.П. К вопросу профессионального мастерства и взаимной интеграции российского и европейского музыкального образования. //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 6. С. 173-176.
27.Алеев В.В. Вопросы интеграции на уроках музыки. /Искусство и образование. 2009. Т. 62. № 6. С. 16-20.
28.Конференции и семинары. Мир науки, культуры, образования. 2007. № 3. С. 112-113.
29.Сладков П.П. К проблеме формирования стилистического слуха. //Музыковедение 2009. № 2. С. 50-56.
30.Ефремова М.Г. Русский романс – эффективная форма развития певческих навыков на уроках сольфеджио в ДМШ. /Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 334-339
31.Нечаева Н.Л. Культурологические основания историко-музыковедческой подготовки будущих 187 педагогов. //Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1-2. С. 187-190.
32.Шамтиева М.Р., Тагильцева Н.Г. Музыка XX века в развитии музыкальной культуры младших школьников. //Искусство и образование. 2007. № 5. С. 61-66
33.Черватюк А.П. Теоретико-методологические и инновационные методики повышения музыкально-эстетической культуры школьников: на примере курса «Музыкальная Москва». //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 2. С. 124-127.
34.Алеев В.В. Метод междисциплинарных взаимодействий и уроки музыки. //Музыка в школе. 2010. № 6. С. 3-6
35.Кашапова Л.М. Музыкально-этнографическая подготовка студентов в условиях педагогического вуза. //Педагогический журнал Башкортостана. 2007. № 6. С. 72-89.
36.Умнова И.Г. Явление литературоцентризма в музыкальном искусстве XX века. //Мир науки, культуры, образования. 2008. № 5. С. 129-134.
37.Сергеева Г.П. Изучение педагогами-музыкантами основ музыковедения в процессе последипломного образования. //Наука и школа. 2012. № 4. С. 59-64.
38.Глазырина Е.Ю. Пространство-время музыки. /Педагогика искусства. 2011. № 3. С. 95-115.
39.Трифонова И.А. Вокально-педагогическая подготовка учителя музыки: эстетический аспект проблемы. /Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 160-168
40.Старобинский С.Л. Мы хотим перемен! Музыкальное образование на рубеже веков.// Музыка в школе. 2010. № 5. С. 31-36.
41.Слепкина Ю.В. Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного музыкального образования: теоретикометодологические аспекты. //Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3. С. 288-291.
1 Зеленская А. Духовная музыка на уроках в начальной школе. Искусство в школе. 2008. № 1.
2 Ибрагимов Г.Г. Духовная музыка в учебно-воспитательном процессе. //Гуманитарные исследования. 2008. № 4.
3 Ибрагимов Г.Г. Духовная музыка в учебно-воспитательном процессе. //Гуманитарные исследования. 2008. № 4.
4 Живаева О.О. Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно певческого искусства. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 10.
5 Живаева О.О. Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно певческого искусства. //Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 10.
6 Боброва Л.А. Православная культура: Богослужебное пение. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.// Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2000. № 3
7 Боброва Л.А. Православная культура: Богослужебное пение. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.// Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2000. № 3
8 Боброва Л.А. Православная культура: Богослужебное пение. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.// Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2000. № 3
9 Боброва Л.А. Православная культура: Богослужебное пение. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература.// Серия 3: Философия. Реферативный журнал. 2000. № 3
10 Давыдова Н.А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX – начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии // Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2009
11 Давыдова Н.А. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX – начала XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии // Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2009
12 Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ – Москва: “Просвещение”, 2007 год.
13 Алеев В.В. Вопросы интеграции на уроках музыки. /Искусство и образование. 2009. Т. 62. № 6. С. 16-20.
14 Красильников И.М. Развитие музыкального образования в современном мире. /Педагогика. 2010. № 10.
15 Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ – Москва: “Просвещение”, 2007 год
16 Алеев В.В. Метод междисциплинарных взаимодействий и уроки музыки. //Музыка в школе. 2010. № 6.
17 Программа авторов И.В. Кошмина, В.В. Алеев. «Духовная музыка: Россия и Запад» (1-4 классы).
18 Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ – Москва: “Просвещение”, 2007 год
19 Конференции и семинары. Мир науки, культуры, образования. 2007.