Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.
Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире
3. Выявить перспективы развития в России
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ………………………………………………………………...............5
1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6
1.2 Развитие джаза в США в первой четверти XX века ……………................ 6
1.3 Биг-бэнды ………………………………………………………………….....8
1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9
1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10
1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11
1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11
1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12
1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12
1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13
1.8 Ладовый (модальный) джаз ……………………………………………..….14
1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..15
1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....16
1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16
1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17
1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..18
1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19
1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20
1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21
1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24
2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24
2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27
2.3 Джаз в современном мире …………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ……………………………………………………………
1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6
1.2 Развитие джаза в США в первой четверти XX века ……………................ 6
1.3 Биг-бэнды ………………………………………………………………….....
1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9
1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10
1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11
1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11
1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12
1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12
1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13
1.8 Ладовый (модальный) джаз ……………………………………………..….14
1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..
1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....
1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16
1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17
1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..
1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19
1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20
1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21
1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24
2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24
2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27
2.3 Джаз в современном мире …………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..…………….……33
Введение
Актуальность исследования. На сегодняшний день джаз имеет все большее проникновение в мировую культуру. Приобретает все более активное значение в развитии современных музыкантов. Сфера культуры не успевает выпускать все больше качественных передач и запускать известные джазовые стандарты на радио. Несмотря на то, что молодое поколение подвержено сильному влиянию действующих, на данный момент, принципов и взглядов, о том, что попса – это самое что ни на есть модное и профессиональное, джаз имеет своих продвиженцев и тем более достойную историю, о которой я и расскажу в данной работе.
Объектом исследования данной работы является история, которая рассказывает нам, как, каким образом и за счет кого и чего джазовое искусство проникло в мировую культуру.
Предметом исследования выступили различные музыкальные течения и люди, которые способствовали развитию джаза.
Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.
Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире
3. Выявить перспективы развития в России
Методологической основой исследования явились: история джазового исполнительства ( В.Фейертаг, Е.Барбан и др.), джазовые опыты ( Е.Барбан), джазовая одиссея и легенды джаза ( О.Питерсон).
В ходе написания данной работы использовались следующие методы:
Теоретические – изучение и анализ джазовой культуры, использование методических пособий, авторской биографии и поддержка интернет ресурсов.
В качестве теоретической базы написания данной контрольной работы выступили работы как отечественных, так и иностранных специалистов области джаза: В.Б Фейертаг, М.М Митропольский. Так же использованы материалы интернет ресурсов на заданную тему.
Структура и объем контрольной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. История развития джаза
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания . На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр - регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу. Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан. Особенность стиля джаз — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха [2].
Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы [3].
После закрытия Сторивилла
джаз из регионального фольклорного
жанра начинает превращаться в общенациональное
музыкальное направление, распространяясь
на северные и северо-восточные провинции
США. Но его широкому распространению
конечно не могло способствовать
только закрытие одного увеселительного
квартала. Наряду с Новым Орлеаном,
в развитии джаза большое значение
с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити
и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился
рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903
он распространился по всему североамериканскому
континенту. С другой стороны представления
менестрелей, с их пёстрой мозаикой
всевозможных музыкальных течений
афроамериканского фольклора от
джиги до рэгтайма, быстро распространились
повсюду и подготовили почву
для прихода джаза. Многие будущие
знаменитости джаза начинали свой путь
именно в менстрель-шоу. Задолго
до закрытия Сторивилла новоорлеанские
музыканты отправлялись на гастроли
с так называемыми «
Классическая, сложившаяся
форма биг-бэндов известна в джазе
с начала 1920-х годов. Эта форма
сохранила свою актуальность вплоть
до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие
в большинство биг-бэндов как
правило чуть ли не в подростковом
возрасте, играли вполне определённые
партии, или заученные на репетициях,
или по нотам. Тщательные оркестровки
вместе с крупными секциями медных
и деревянных духовых инструментов
выводили богатые джазовые гармонии
и создавали сенсационно
Хотя популярность биг-бэндов
после Второй мировой войны значительно
снизилась, оркестры во главе с Бэйси,
Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном,
Гарри Джеймсом и многими другими
часто гастролировали и записывали
пластинки в течение нескольких
следующих десятилетий. Их музыка постепенно
преображалась под влиянием новых
течений. Такие группы, как ансамбли
во главе с Бойдом Райберном, Сан
Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом,
Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом
После окончания господствующей
моды больших оркестров в эпоху
биг-бендов, когда музыку больших
оркестров на сцене стали теснить
маленькие джазовые ансамбли, свинговая
музыка продолжала звучать. Многие знаменитые
свинговые солисты после
Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её горячей, подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятёрка и Горячая Семёрка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счёте в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл [4].
В эпоху Великой депрессии
и сухого закона, джазовая сцена
Канзас-Сити превратилась в своеобразную
Мекку новомодных звуков конца 1920-х
и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего
в Канзас-Сити, характерны проникновенные
пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся
как биг-бендами, так и маленькими
свинговыми ансамблями, демонстрировавшими
очень энергичные соло, исполнявшиеся
для посетителей кабачков с подпольно
продававшимся спиртным. Именно в
этих кабачках и выкристаллизовался
стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего
в Канзас-сити в оркестре Уолтера
Пэйджа и впоследствии у Бенни
Моутена. Оба этих оркестра были типичными
представителями стиля Канзас-