Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 18:08, курсовая работа
Цель работы: исследование истории и распространения джаза, его необходимость существования в современной культуре.
Цель обозначала задачи, которые можно свести к следующим пунктам:
1. Рассмотреть теоретические аспекты
2. Определить роль джаза в культуре прошлых лет и современном мире
3. Выявить перспективы развития в России
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЖАЗА. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ………………………………………………………………...............5
1.1 Новоорлеанский джаз ……………………………………………………..….6
1.2 Развитие джаза в США в первой четверти XX века ……………................ 6
1.3 Биг-бэнды ………………………………………………………………….....8
1.4.Мейнстрим …………………………………………………………….….…..9
1.4.1 Северо-восточный джаз. Страйд ………………………………….….10
1.4.2 Стиль Канзас-сити ………………………………………………….…11
1.4.3 Джаз Западного побережья …………………………………………...11
1.5 Кул (прохладный джаз) ………………………………………….……….…12
1.6 Прогрессив-джаз ………………………………………………………….....12
1.7 Хард-боп …………………………………………………………………..…13
1.8 Ладовый (модальный) джаз ……………………………………………..….14
1.9 Соул-джаз ………………………………………………………………..…..15
1.9.1 Грув ……………………………………………………………….…....16
1.10 Фри-джаз ……………………………………………………………….…..16
1.11 Криэйтив …………………………………………………………………...17
1.12 Фьюжн ………………………………………………………………….…..18
1.13 Постбоп ………………………………………………………….…………19
1.14 Эйсид-джаз …………………………………………………………….…...20
1.15 Смуc-джаз ……………………………………………………….……….…21
1.16 Джаз-мануш …………………………………………………….………….22
Глава 2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ДЖАЗА ……………………..……………24
2.1 Джаз в СССР и России ……………………………….……………………..24
2.2 Латиноамериканский джаз …………………………………….…………...27
2.3 Джаз в современном мире …………………………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….…………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..
Период постбопа охватывает
музыку, исполнявшуюся джазовыми
музыкантами, которые продолжали творить
на ниве бибопа, уклоняясь от экспериментов
свободного джаза, развивавшегося в
течение того же самого периода 1960-х.
Также, как и вышеназванный хард-боп,
эта форма основывалась на ритмах,
ансамблевой структуре и
Термин «Эйсид-джаз» или «кислотный джаз» свободно используется применительно к весьма широкому диапазону музыки. Хотя эйсид-джаз не вполне правомочно относить к джазовым стилям, которые развивались от общего древа джазовых традиций, но его нельзя и совершенно игнорировать при разборе жанрового многообразия джазовой музыки. Возникнув в 1987 на британской танцевальной сцене, эйсид-джаз как музыкальный, преимущественно инструментальный стиль сформировался на базе фанка, с добавками избранных классических джазовых треков, хип-хопа, соул и латинского грува. Собственно этот стиль является одной из разновидностей джазового возрождения, вдохновлённого в этом случае не столько выступлениями живых ветеранов, сколько старыми записями джаза конца 1960-х и раннего джазового фанка начала 1970-х. Со временем, после завершения стадии формирования из этой музыкальной мозаики, совершено исчезла импровизация, что явилось основным предметом спора о том, является ли эйсид-джаз собственно джазом.
К числу известных представителей
эйсид-джаза относятся такие
На российской сцене этот
жанр представлен многими
Развившийся из стиля фьюжн,
смус-джаз отказался от энергичных
соло и динамических кресчендо предшествующих
стилей. Смус-джаз отличает прежде всего
намеренно подчёркнутая отполированность
звучания. Импровизация также в значительной
степени исключена из музыкального
арсенала жанра. Обогащённый звуками
множества синтезаторов в соединении
с ритмическими семплами глянцевый
саунд создаёт гладкую и
Джаз-мануш — направление в «гитарном» джазе, основанное братьями Ферре и Джанго Рейнхардтом. Соединяет в себе традиционную технику игры на гитаре цыган группы мануш и свинг.
глава 2. Распространение джаза
Джаз всегда вызывал интерес
среди музыкантов и слушателей по
всему миру вне зависимости от
их государственной
Художественный Ансамбль
Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним
пионером в слиянии африканских
и джазовых форм. Позднее мир узнал
саксофониста/композитора
2.1 Джаз в СССР и России
Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с её расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва). Ранние советские джаз-банды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актёра и певца Леонида Утёсова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Весёлые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утёсов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза [6].
Важную роль в популяризации
и освоении стиля свинг сыграли
также московские коллективы 30-х
и 40-х гг. , которыми руководили Александр
Цфасман и Александр Варламов.
Джаз-оркестр Всесоюзного
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жёсткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).
Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чьё творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др. )
Многие из вышеперечисленных
мэтров советского джаза начинали свой
творческий путь на сцене легендарного
московского джаз-клуба «Синяя Птица»,
который просуществовал с 1964 года по
2009 г, открыв новые имена представителей
современного поколения звёзд отечественного
джаза(братья Александр и Дмитрий
Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман
Мирошниченко и другие). В 70-х годах
широкую известность получило джазовое
трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в
составе пианиста Вячеслава Ганелина,
барабанщика Владимира Тарасова
и саксофониста Владимира Чекасина,
просуществовавшее до 1986 года. В 70 -
80-х годах так же был известен
джазовый квартет из Азербайджана «Гайя»,
грузинские вокально-инструментальные
ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».
Первая книга о джазе в СССР
вышла в ленинградском
Следующая книга о джазе вышла в СССР только в начале 1960-х годов. Она была написана Валерием Мысовским и Владимиром Фейертагом, называлась «Джаз» и представляла из себя по сути компиляцию информации, которую можно было получить из различных источников в то время. С этого времени началась работа над первой энциклопедией джаза на русском языке, которую удалось издать только в 2001 году в петербургском издательстве «Скифия». Энциклопедия «Джаз. XX век. Энциклопедический справочник» была подготовлена одним из самых авторитетных джазовых критиков Владимиром Фейертагом, насчитывала более тысячи имён джазовых персоналий и была единодушно признана главной русскоязычной книгой о джазе. В 2008 году увидело свет второе издание энциклопедии «Джаз. Энциклопедический справочник», где джазовая история была проведена уже до XXI века, добавлены сотни редчайших фотографий, а список джазовых имён увеличен почти на четверть.
В 2009 году коллективом авторов во главе с тем же В. Фейертагом был подготовлен и опубликован первый российский краткий энциклопедический справочник «Джаз в России» - единственное на сегодняшний день полное собрание джазовой российской и советской истории джаза в печатном виде - персоналии, оркестры, музыканты, журналисты, фестивали и учебные учреждения. После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодёжной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей [6].
2.2 Латиноамериканский джаз
Соединение латинских
ритмических элементов