Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея, изучить историю формирования региональных музеев Сибири.
Задачи:
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
1.2 Классификация музеев……………………………………………
1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА…………
2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

         ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4

1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4

          1.2 Классификация музеев……………………………………………

          1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6

          1.4 Социальные функции музея………………………………………......7

          1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9

          2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО  ТУРИЗМА…………

          2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………

2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13

3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16

3.1 История формирования  региональных музеев Сибири…………....16

3.2 История музеев Алтайского  края…………………………………....21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..…32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Музеи занимают определенное место среди социокультурных институтов сегодняшнего общества, которое живет в условиях эволюционной динамики знаний как основного фактора развития современной цивилизации. В них фиксируются, сохраняются и представляются в своеобразной форме предметное и природное окружение человека, и они становятся важным для него каналом распространения информации.

Музей представляет исчезающие из общества ценности и может привлечь внимание к тем постоянным общечеловеческим ценностям, утратой которых угрожает современный прогресс. Он подчеркивает их значение как наследия для поддержания  непрерывности и преемственности  культуры.

Сегодняшнее музееведение ввиду  появления перед ним новых  усложняющихся задач вынуждено  в силу своих внутренних потребностей по логике развития уделять внимание разработке теоретических и методологических проблем, в том числе осмыслению истории музейного дела, поскольку  оно представляет собой оптимальную  модель для изучения тенденций развития современного музейного дела

Использовать повышение  интереса общества к предметно реализованным  в музеях ценностям можно только с учетом и полезного многовекового  опыта коллекционирования и музейной работы.

           Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный  институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея,  изучить историю формирования региональных музеев Сибири. 

           Задачи:           

      Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская  деятельность.    

 

 

  1. МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

    1. Понятие «музей»

Современная музееведческая мысль разработала целый ряд  определений музея, что связано  как с различными исследовательскими подходами специалистов, так и  с разнообразием целей и задач, ради которых создаётся определение. Например, в Российской музейной энциклопедии феномен музея рассматривается М.Е. Каулен и Е.В. Малеевым с философских позиций: музей - это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, - музейных предметов».

 В международной практике обычно используется определение, выработанное Международным советом музеев (ИКОМ), согласно которому музей - это «постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей».

Между тем подход к музею  как к научно-исследовательскому и культурно-просветительному учреждению, вполне закономерный и удобный в  социально-организационной сфере  культуры, оказывается недостаточно продуктивным для проведения аналитических  или прогностических исследований, поскольку он не позволяет выявить  природу музея и его обусловленность  той средой, в которой он возник, существует и развивается. «Учрежденческий» подход к музею уже не вполне соответствует  и современным реалиям музейной практики. Поэтому многие исследователи используют в качестве аналитической абстракции представление о музее как о социокультурном институте [1,с.39].

Основу музея составляют вещи как предметы культуры: он их собирает, хранит, изучает и экспонирует, раскрывая  заложенный в них информационный и эмоциональный потенциал. В  качестве вещи может выступать не только артефакт, но и природный  объект, имеющий музейное значение и в силу этого неизбежно становящийся объектом культуры. По образному выражению  М.С. Кагана, «вещь имеет "двойное  подданство" - она есть природно-материальный и одновременно культурный объект». Вещи обладают не только объективно присущими  им характеристиками, но и социально  значимой информацией, ведь в них  зафиксированы, или «опредмечены», знания человека, его представления, опыт, цели, желания, воспоминания и  т. п. Именно со «сверх природным» качеством  вещей заключать в себе социокультурный  смысл, служить человеку его собственной  проекцией, выступать символом абстрактных  понятий, идей или же иного «невидимого мира». Связан такой специфический вид деятельности человека, который словацкие музееведы З. Странский и А. Грегорова обозначили понятием «музейное отношение к действительности». Суть его состоит в том, что на определенной ступени своего развития человек осознал, что некоторые предметы, даже утратившие свою изначальную функцию, надо собирать, хранить, выставлять и пр., поскольку они представляют для него и для общества определённую ценность.

Таким образом, музей в  качестве социокультурного института  интегрирует в себе: «сверхприродные» качества самого человека, проявляющиеся  в его особом, «музейном» отношении  к миру. Различные виды, способы  и механизмы деятельности, направленной на сохранение и актуализацию культурных ценностей; продукты этой деятельности, их потребление человеком, в процессе которого он меняется, развивается, интеллектуально  обогащается; учреждение как организационно оформленную структуру для осуществления этой деятельности [1,с. 64].

    

1.2  Музеи и их классификация

Классификация музеев –  это их группировка по признакам, существенным для организации и  развития музейной сети и для осуществления  музейной деятельности. Современное музееведение знает несколько систем классификации музеев: по масштабам деятельности (музеи центральные, региональные, местные); по форме собственности (государственные, ведомственные, общественные, частные); по административно-территориальному признаку (республиканские, краевые, областные, городские, районные и т.п.).

Кроме того, есть классификация  по типам. Выделение типа происходит в зависимости от выполнения музеем своих социальных функций и их приоритета в его деятельности. В  соответствии с этой классификацией музеи делят на исследовательские, учебные, просветительские. Исследовательские музеи (академические музеи) чаще всего создаются при научных учреждениях. Такой музей нуждается, прежде всего, в коллекциях, которые служат базой для организации научных исследований. Формирование фондов и их изучение (т.е. он выполняет по преимуществу научно-документационную, охранную и научно-исследовательскую функции) – главное в его работе. Такой музей может вовсе не иметь экспозиционно-выставочных площадей, не организовывать экспозиций, не проводить выставок. Типичные исследовательские музеи в Приморском крае – Музей биологии моря Института биологии моря ДВО РАН, Геологический музей Дальневосточного геологического института ДВО РАН [7,c. 3-7].

Учебные музеи нацелены на решение, прежде всего, образовательной  функции. Как правило, они создаются  при школах, вузах и др. учебных  заведениях, иногда при ведомствах (особенно военизированных: таможня, МВД  и т.п., где есть необходимость  выработки у сотрудников особых навыков). Школьные, вузовские и др. музеи формируют коллекции, помогающие приобрести необходимые навыки в процессе образования, а также помогающие в реализации учебных программ и педагогических методик. Но учебные музеи достаточно часто относятся к музеям закрытого типа: их экспозиции доступны ограниченному числу посетителей. Например: Музей таможни в г. Чоп (Молдова): среди экспонатов вещи-тайники – чемоданы с двойным дном, туфли с полыми каблуками, куклы и другие игрушки, служившие контейнерами, книги, в обложки которых вклеивали денежные знаки. Вряд ли такую информацию стоит делать доступной для общего пользования.

Просветительские музеи (массовые музеи) ориентированы на посетителя всех возрастов, социальных групп и  т.д. Главное в его деятельности – организация работы с посетителем (через экспозиции, организацию доступа  исследователям к коллекциям музея, проведение рекреационной работы и  т.п.). Деятельность просветительского  музея, как правило, связана с  выполнением всего многообразия социальных функций современного музея. Именно эти музеи относятся к  музеям в полной мере публичным (общедоступным).

Среди просветительских музеев есть ориентированные на специфическую  аудиторию детские музеи. Они  ориентированы на психологические  и возрастные особенности детей. В коллекции таких музеев, наряду с редкими (уникальными) предметами, включают и те, с которыми ребенок  сталкивается в повседневной жизни, это специально сконструированные  модели с обучающими целями. Важное значение имеют экспонаты, которые можно потрогать, привести в движение, использовать в игре и т.п. Родина этих музеев – США. Первым детским музеем, появившимся в мировой музейной практике, принято считать Бруклинский музей (1899 г.). В Приморском крае пример действующего детского музея – Приморская краевая детская картинная галерея (филиал Приморской государственной картинной галереи) [3,c.23-34].

Своеобразной советской  интерпретацией идеи детского музея  были существовавшие в 1918–1924 гг. пролетарские музеи. Они создавались в отдаленных от центра города районах Москвы. Это  были художественные музеи, которые должны были стать «подготовительной школой», «музеями первой ступени», призванными привить интерес и бережное отношение к произведениям искусства представителям победившего в революции класса.

В 1960–1980-е гг. в связи  с развитием сети музеев-ансамблей, музеев-заповедников создается классификация  по признаку осуществления музеем своей  научно-документационной функции. В  соответствии с этой классификацией выделяют музеи коллекционного и  ансамблевого типов. В основе музея  коллекционного типа лежит коллекция  предметов, соответствующая профилю  музея (основные усилия направлены на ее формирование). Документирование такие  музеи осуществляют посредством  сохранения, комплектования, изучения фондов музея. Музеи ансамблевого типа осуществляют функцию документирования посредством сохранения недвижимых памятников, интерьеров, ландшафтов (основные усилия направлены на сохранение сложившейся  природной и культурно-исторической среды).

Развитие музейной сети ведет  к усложнению классификаций. Однако до сих пор основной классификацией остается классификация музеев по профилю.

Профиль музея – отношение  музея к профильной дисциплине, комплексу  наук, виду искусства, отрасли культуры или производства. Может также  иметь территориальные, хронологические  границы, в которых музей документирует  социальные феномены (например, Музей  нового искусства относится к  группе художественных музеев, но при  этом ограничен в своей деятельности собиранием предметов только современного искусства, классическое искусство, прикладное – для него, непрофильное).

Развитие науки, культуры и производства приводит к выделению  новых профильных дисциплин, сфер культуры, новых отраслей, что соответственно отражается и на классификации по этому признаку – профильных групп  становится все больше. Профильная классификация делит музеи на крупные группы, которые в свою очередь могут быть разделены на более узкие подгруппы. Впоследствии эти подгруппы могут преобразоваться в новую профильную группу музеев. При всех сложностях создания полноценной классификации по профилю можно выделить следующие группы музеев:

1.     Исторические  музеи:

а) общеисторические (вся  история человечества);

б) национальной истории (история  отдельных стран);

в) региональной истории (история  отдельных регионов);

г) истории отдельных периодов или исторических событий, феноменов (историко-революционные, истории декабризма, истории религии или атеизма  и т.п.);

д) узкоспециализированные (археологические, этнографические, нумизматические, военно-исторические и т.д.).

2.     Музеи отдельных  отраслей культуры (в узком смысле  слова):

а) художественные музеи;

б) литературные музеи;

в) музыкальные музеи;

г) театральные музеи;

д) музеи физкультуры и  спорта.

3.     Педагогические  музеи.

4.     Естественнонаучные  музеи.

5.     Промышленные  музеи:

а) музеи торговли, промышленности и ремесел;

б) музеи техники (музеи  отдельных отраслей);

в) музеи отдельных предприятий.

6.     Сельскохозяйственные  музеи.

7.     Комплексные.

Исторические музеи. Коллекции  таких музеев документируют историю  человечества с древнейших времен до сегодняшнего дня, могут включать материал по истории человечества в целом, ориентироваться только на национальную историю, могут быть и узкоспециализированными: археологическими, этнографическими, нумизматическими и т.п. На рубеже 1980–1990-х  гг. в РСФСР насчитывалось около 300 исторических музеев и около 200 филиалов. До сих пор исторические музеи  остаются одной из самых крупных  профильных групп отечественных  музеев. Военно-исторических музеев в  РФ около 120; около 80 музеев-заповедников, 26 этнографических и свыше 15 историко-этнографических  и архитектурно-этнографических  музеев и т.д. Практически все  профильные группы исторических музеев имеют международные объединения: Международная ассоциация музеев военной  истории и оружия при UNESCO, Комитет ICOM по музеям археологии и истории; Международный совет по охране памятников и исторических мест (International council on monuments and sites – ICOMOS), Организация городов Всемирного наследия (Organization of world heritage cites – OWHC) [8, c.76-87].

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири