Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея, изучить историю формирования региональных музеев Сибири.
Задачи:
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
1.2 Классификация музеев……………………………………………
1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА…………
2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30
Наиболее распространенный
вид комплексного музея – краеведческий.
Краеведческие музеи собирают коллекции
по природе, экономике, истории, культуре
и т.д. определенного административно-
К комплексным музеям стоит
отнести и большую часть
Данная классификация по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях музееведения [2, c.12].
1.3 Музейный предмет и его свойства
Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследованиях зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.
Попытаемся в общих чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.
В природе
и обществе существует немало
объектов и предметов, которые
обладают научной,
Сначала
предмет музейного значения
После включения
предмета в музейное собрание
его связи и отношения со
средой бытования разрываются,
и он лишается того
1.4 Социальные функции музея
В отечественном
и зарубежном музееведении в
качестве основополагающих
Функция документирования предполагает целенаправленное отражение в музейном собрании с помощью музейных предметов различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.
Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев [11,с.14].
По мнению ряда
исследователей помимо этих
Социальные функции музея тесно связаны между собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.
Повышение роли музеев в организации досуга людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов [11,с.19].
1.5 Музейная коммуникация
Коммуникация — это передача информации от одного сознания к другому. Общение, обмен идеями, мыслями, сведениями — такой смысловой ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо носителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает.
В начале XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития [5,с.37].
Понятие «музейная коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».
Такой подход
позволил Д.Ф. Камерону
Постепенно в
музееведении сформировался
Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения — не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству [5,с.43].
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА
2.1 Понятие «музейный туризм»
Музейный туризм не являлся изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. «Меняющийся музей в меняющемся мире» - это выражение прочно вошло в современную жизнь в последней четверти XX века.
Раньше главным в определении статуса музея были его коллекции. Сегодня эта точка зрения меняется: в центре деятельности музея - посетитель. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек со свойственными ему социокультурными, психологическими и возрастными особенностями (так называемый, антропологический подход). Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер.
Музейный туризм стал средством внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка, способом формирования деловой политики, прояснения целей деятельности и определения стратегии,
возможностью выстроить внешние отношения, выработать особую политику музея, открытого окружающему миру.
В системе музейной работы туризм не побочная, а структурообразующая деятельность. Одна из стратегических задач сегодняшнего музея трансформация его в своеобразную туристскую фирму. Одна из кардинальных проблем, связанная с целым комплексом организационных и психологических факторов, заключается в изменении концепции музея, долгие десятилетия представлявшей его модель как социально-обслуживающую, теперь же направленную к рыночно-сервисной модели. Особенность музея состоит в том, что он включен одновременно в две системы — государства, где он ведает частью национального достояния, и рынка услуг, где он сбывает свою продукцию.
В этом таится серьезное противоречие, поскольку госучреждение реализует свою функцию «сверху вниз», а фирма, напротив, отталкивается от потребителя. Разрешение этого противоречия, создание комфортного для обеих сторон баланса является одной из задач музейного туризма.
Объектом научного изучения в музейном туризме следует считать музеи и туристические дестинации, связанные с ними.