Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея, изучить историю формирования региональных музеев Сибири.
Задачи:
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
1.2 Классификация музеев……………………………………………
1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА…………
2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Наиболее распространенный вид комплексного музея – краеведческий. Краеведческие музеи собирают коллекции  по природе, экономике, истории, культуре и т.д. определенного административно-территориального региона, населенного пункта. Это самая массовая группа музеев в России. На начало 1992 г. их насчитывалось 513 (из них 338 – филиалы), что составляет 41,5% всей музейной сети страны. Краеведческие музеи не имеют аналогов в зарубежной музееведческой практике. Местные музеи в Европе и Америке документируют, как правило, один из аспектов жизни региона: культуру, быт, развитие экономики и хозяйственной деятельности, конкретный раздел истории. Обычно музеи истории города (в США, а также музеи истории штата) более похожи на российские краеведческие музеи     [17, c. 55].

К комплексным музеям стоит  отнести и большую часть мемориальных музеев, так как хотя «сфера интересов» того лица, которому посвящен музей, и  определяет приоритет определенных профильных изысканий, но музеи мемориальные, кроме того, документируют быт  определенной эпохи, историю страны и отдельного региона. В этом смысле мемориальный музей чаще всего –  комплексный, с преобладанием в  его деятельности определенного  профиля. Первые такие музеи появляются в XVIII в. в связи с желанием увековечить память Петра I – первым можно считать «Императорский кабинет» кунсткамеры. В СССР мемориальных музеев насчитывали около 450, из них в РСФСР на 1986 г. – 181 (19,8% от всей музейной сети республики): 87 – литературные, 55 – исторические, 15 – посвящены художникам и скульпторам, 13 – деятелям театра, 11 – ученым и естествоиспытателям.

Данная классификация  по профилю не является окончательной. Сам вопрос о выделении некоторых  профильных групп (технических музеев из естественнонаучных, промышленных и сельскохозяйственных музеев) до сих пор остается дискуссионным, несмотря даже на организационное оформление определенных профильных групп, в том  числе и на международном уровне. Классификации по профилю различны и в различных национальных традициях  музееведения [2, c.12].

1.3   Музейный предмет и его свойства

 

   Термин «музейный предмет» еще в начале 1930-х гг. ввел в отечественный научный оборот Н.М. Дружинин. Однако теоретическая разработка этого понятия началась спустя несколько десятилетий. В исследованиях зарубежных и российских ученых З. Странского, Й. Бенеша, К. Шрайнера A.M. Разгона, В.Ю. Дукельского, В.В. Кондратьева музейный предмет стал изучаться и как источник особого вида познания, и как основной элемент системы музейной коммуникации.

Попытаемся в общих  чертах схематично представить себе, как протекает процесс включения предмета в музейное собрание, какие качества и свойства он при этом утрачивает, а какие приобретает.

     В природе  и обществе существует немало  объектов и предметов, которые  обладают научной, художественной, исторической или мемориальной  ценностью и в силу этого  имеют значимость для использования  в музее. Их принято называть  предметами музейного значения. Для того чтобы приобрести  статус музейного предмета, они  должны пройти ряд последовательных  операций, в ходе которых их  подготавливают к длительному  хранению и многоплановому использованию.

       Сначала  предмет музейного значения выявляют  в так называемой среде бытования,  то есть в той части природной  или социальной среды, где он  находится, используется или хранится, взаимодействуя с другими предметами  или с человеком. Изъятый из  среды бытования предмет музейного  значения поступает в музей,  принимается на учет и хранение, проходит полную или первичную  научную обработку, и только  после этого он приобретает  статус музейного предмета.

      После включения  предмета в музейное собрание  его связи и отношения со  средой бытования разрываются,  и он лишается того функционального  значения, которое имел прежде, будучи, например, орудием труда или предметом  быта. В музее главным становится  не функциональное значение предмета, а его общественное значение  как памятника истории и культуры. В музейном собрании он превращается  в документальное свидетельство,  знак, символ конкретного факта,  события, явления или процесса. В ходе изучения музейного  предмета специалисты реконструируют  его отношения со средой бытования,  выявляют присущие ему признаки  и характеристики; в фондовых  коллекциях и экспозиции он  приобретает новые связи с  другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст [3,с.57].

 

 

1.4  Социальные функции музея

 

       В отечественном  и зарубежном музееведении в  качестве основополагающих традиционно  выделяют две исторически сложившиеся  функции, определяющие специфику музейной деятельности, место и роль музея в обществе и культуре — функцию документирования и функцию образования и воспитания.

 Функция документирования  предполагает целенаправленное  отражение в музейном собрании  с помощью музейных предметов  различных фактов, событий, процессов и явлений, происходивших в обществе и природе. Суть музейного документирования заключается в том, что музей выявляет и отбирает объекты природы и созданные человеком предметы, которые могут выступать подлинными (аутентичными) свидетельствами объективной реальности. После включения их в музейное собрание они становятся знаком и символом конкретного события и явления. Это присущее музейному предмету свойство отражать действительность в еще большей степени раскрывается в процессе изучения и научного описания предмета. Функция документирования отвечает научным и культурным потребностям общества и реализовывается главным образом в процессе комплектования музейных фондов, их хранения и изучения.

    Функция образования  и воспитания основывается на  информативных и экспрессивных  свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев [11,с.14].

    По мнению ряда  исследователей помимо этих двух  функций для музея характерна  еще и функция организации  свободного времени, которая обусловлена  общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

    Социальные функции  музея тесно связаны между  собой и находятся в непрерывном взаимодействии. Процесс документирования продолжается в русле экспозиционной и культурно-образовательной деятельности музея. Ведь экспозиция представляет собой специфическую форму публикации той научной работы, которая ведется в процессе комплектования музейных предметов, их изучения и описания. Преимущественно на основе экспозиций осуществляется и функция образования и воспитания. Экскурсии, лекции и другие формы просветительной деятельности музея служат комментарием к экспозиции и представленным в ней музейным предметам.

    Повышение роли  музеев в организации досуга  людей, в свою очередь, влияет на экспозиционную и культурно-образовательную деятельность. Это наглядно проявилось в тенденции создавать более привлекательные для посетителей экспозиции путем воссоздания в них интерьеров, помещения в них действующих моделей и различных технических средств — звукового сопровождения, киноэкранов, мониторов, компьютеров, а также в использовании театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов [11,с.19].

1.5   Музейная коммуникация

 

      Коммуникация  — это передача информации  от одного сознания к другому.  Общение, обмен идеями, мыслями,  сведениями — такой смысловой  ряд выстраивается в связи с этим понятием. Коммуникация обязательно протекает посредством какого-либо носителя; в его качестве могут выступать материальные объекты, логические конструкции, речь, знаковые системы, ментальные формы и другие проявления. Когда субъекты коммуникации не вступают в прямой контакт, коммуникация осуществляется посредством текста или другого носителя информации. Главная черта коммуникации — это наличие возможности для субъекта понять ту информацию, которую он получает.

     В начале  XX в. появился термин «социальная коммуникация», а после второй мировой войны возникли философские концепции развития общества, рассматривающие социальную коммуникацию как источник и основу общественного развития [5,с.37].

     Понятие «музейная  коммуникация» ввел в научный оборот в 1968 г. канадский музеолог Дункан Ф. Камерон. Рассматривая музей как коммуникационную систему, он считал ее отличительными специфическими чертами визуальный и пространственный характер. Согласно его трактовке, музейная коммуникация — это процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой «реальные вещи». В основе этого общения лежит, с одной стороны, умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные «высказывания», а с другой, — способность посетителя понимать «язык вещей».

    Такой подход  позволил Д.Ф. Камерону сформулировать ряд предложений по организации музейной деятельности и взаимодействию музея и аудитории. Во-первых, наряду с хранителями-экспозиционерами полноправное участие в создании музейной экспозиции должны принимать художники (дизайнеры), которые профессионально владеют языком визуально-пространственной коммуникации. Во-вторых, экскурсоводам (музейным педагогам) следует отказаться от попыток перевести визуальные «высказывания» в вербальную форму, а обучать «языку вещей» тех посетителей, которые этим языком не владеют. В-третьих, в музей должны прийти новые специалисты — музейные психологи и социологи, которые будут обеспечивать «обратную связь» в целях повышения эффективности музейной коммуникации путем коррекции, как процессов создания экспозиции, так и процессов ее восприятия [5,с.43].

    Постепенно в  музееведении сформировался новый, коммуникационный подход, при котором посетитель рассматривался в качестве полноправного участника процесса коммуникации, собеседника и партнера музея, а не пассивного получателя знаний и впечатлений, как это имело место в рамках традиционного подхода.   

 Одна из наиболее распространенных моделей состоит в том, что посетитель общается с сотрудником музея с целью получения знаний, а экспонаты служат предметом или средством этого общения. В рамках другой модели посетитель общается непосредственно с экспонатом, который приобретает при этом самоценное значение. Цель этого общения — не получение знаний, а эстетическое восприятие, которое не должно подавляться информацией искусствоведческого характера. Такая форма коммуникации в большей степени характерна для художественных музеев, которые вместо сообщения искусствоведческих знаний создают для музейной аудитории условия для эстетических переживаний и учат эстетическому восприятию экспоната как особому искусству [5,с.43].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА

2.1   Понятие «музейный  туризм»

Музейный туризм не являлся  изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление возникло сравнительно недавно - в середине 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. «Меняющийся музей в меняющемся мире» - это выражение прочно вошло в современную жизнь в последней четверти XX века.

Раньше главным в определении статуса музея были его коллекции. Сегодня эта точка зрения меняется: в центре деятельности музея - посетитель. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек со свойственными ему социокультурными, психологическими и возрастными особенностями (так называемый, антропологический подход). Глобализация экономики и специфика постиндустриального общества с превалированием сферы услуг над сферой производства оказали влияние и на туризм, придав ему рыночный характер.

Музейный туризм стал средством внутренней мобилизации и адаптации к условиям рынка, способом формирования деловой политики, прояснения целей деятельности и определения стратегии,

возможностью выстроить  внешние отношения, выработать особую политику музея, открытого окружающему миру.

В системе музейной работы туризм не побочная, а структурообразующая деятельность. Одна из стратегических задач сегодняшнего музея трансформация его в своеобразную туристскую фирму. Одна из кардинальных проблем, связанная с целым комплексом организационных и психологических факторов, заключается в изменении концепции музея, долгие десятилетия представлявшей его модель как социально-обслуживающую, теперь же направленную к рыночно-сервисной модели. Особенность музея состоит в том, что он включен одновременно в две системы — государства, где он ведает частью национального достояния, и рынка услуг, где он сбывает свою продукцию.

В этом таится серьезное противоречие, поскольку госучреждение реализует свою функцию «сверху вниз», а фирма, напротив, отталкивается от потребителя. Разрешение этого противоречия, создание комфортного для обеих сторон баланса является одной из задач музейного туризма.

Объектом научного изучения в музейном туризме следует считать музеи и туристические дестинации, связанные с ними.

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири