Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный  институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея,  изучить историю формирования региональных музеев Сибири. 
           Задачи:           
      Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская  деятельность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
          1.2 Классификация музеев……………………………………………
          1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
          1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
          1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
          2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО  ТУРИЗМА…………
          2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования  региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского  края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30
Предметом исследования музейного туризма является управление и структура музеев (институциональный подход), рынок сбыта музейной продукции (интеллектуальной, информативной, полиграфической, сувенирной, книжной и др.), и в этом направлении музейный туризм опирается на исследования других дисциплин: менеджмента и маркетинга. Предмет исследования в музейном туризме и аудитория музеев (целевая, реальная, потенциальная), изучаемая с помощью достижений в социологии и психологии. Музеи управляют значительными финансовыми активами, обладают в своем штате функциональными специалистами— людьми, связанными с продажей, покупкой, продукцией, финансами (кураторы, хранители и т.д.), что является также предметом изучения музейного туризма. Туризм пользуется экономической парадигмой, остающейся его основной теоретической базой. Музейный туризм в данном случае не представляет исключения. Экономические факторы — приоритетная область исследования в музее. однако поддержание правильного музейного имиджа — задача более важная, чем любой сиюминутный доход [9,с.56].
2.1 Цели и задачи музейного туризма
Музеи обладают отличиями от бизнес-фирм. Хотя они целенаправленны, но их целью не является получение прибыли. Музейная первостепенная цель уникальна: собирать, хранить и интерпретировать памятники искусства, науки и истории. Подобные цели музея могут казаться неосязаемыми, но они очень реальны. Они — более общественно-культурные, чем экономические, а, следовательно, оценки музея должны быть связаны с пониманием этих правильно определенных целей.
 Многие социальные 
факторы должны быть 
Атмосфера, создаваемая в музее, является частью предлагаемого
им туристического продукта, так же, как дизайн и качество музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений; зданий, территории, рекламы, печатной продукции - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. В определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями.
Музей предлагает:
1) экспозиции и выставки;
2) экскурсии и лекции;
3) специальные программы;
4) услуги, ассортимент которых 
определяется возможностями 
коллектива и инфраструктуры;
5) авторские права на 
воспроизведение предметов, 
собрание;
6) сувениры — качественные 
и неслучайные, снабженные 
маркой музея, или сертификатом, удостоверяющим точность их воспро-
изведения;
7) книги, каталоги, буклеты 
и другую полиграфическую 
Следовательно, музей может предложить туристу множество продуктов - материальных и нематериальных, созданию которых предшествует исследовательская работа. Таким образом, предметом музейного туризма можно считать широкий круг объективных закономерностей, относящихся к процессам получения и анализа информации о туристическом рынке и потребителе музейной продукции, к созданию условий подготовки и продажи музейного продукта, а также правовых и экономических основ для его рекламы и сбыта.
Музейный туризм, будучи новой развивающейся дисциплиной, прикладной по отношению к всеобъемлющей науке музеологии, использует различные методы гуманитарных, общественных и экономических наук, в зависимости от решения конкретных задач. Музейный туризм активно пользуется методами маркетинга и менеджмента, в то же время на более высоком уровне обращается к методам дисциплин, общим срезом которых является культурология - междисциплинарное знание, использующее парадигмы исторической, социологической, психологической и других наук.
Музейный туризм представляет собой объектную форму межкультурной коммуникации, под которой понимается коммуникация (взаимодействие) между субъектом и «предметами» культуры и искусства, часто в процессе невербальной коммуникации. В этом случае можно говорить о передаче информации через архитектуру, музейные экспонаты. Своеобразие межкультурной коммуникации в сфере музейного туризма проявляется в том, что объем воспринятой невербальной информации часто превышает объем воспринятой вербальной информации.
Среди главных задач музейного 
туризма условно можно выделить 
общетеоретические и прикладные.                   
К общетеоретическим задачам 
могут быть отнесены:                     
К прикладным задачам относятся:
1)изучение коллекций музеев 
и                             
4) разумное сочетание 
просветительской ориентации 
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ
3.1 История формирования региональных музеев Сибири
Появление музеев в Сибири 
было обусловлено экономическими, общественно-политическими 
и культурными потребностями 
региона. Музеи здесь создавались 
при местных городских 
 При городских 
Первый музей в Сибири появился в начале XIX века. Это был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К.Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края [2,с.55]. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула.
В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), при котором создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи Сибири, Центральной Азии и Алтая Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также за счет добровольных поступлений от граждан. В течение многих лет проблема помещения для музея была актуальной .
   При Тюменском 
Александровском реальном 
   Небольшой музей 
открылся и при Томском 
   Музейные собрания 
по археологии, этнографии, истории, 
нумизматике, бонистике, 
   В 1910-х – 1940-х 
гг. создаются губернские и 
   По настоянию интеллигенции 
Томска городские власти в 
1911 г. принимают решение об 
открытии Областного 
   Горно-Алтайский музей 
свою историю ведет с 29 октября 
1918 года, с приобретения Каракорум-
   Музей в Новониколаевске 
(ныне – Новосибирск) был 
   Кемеровский областной 
краеведческий музей открылся 6 октября 
1929 г. Он разместился в правом 
крыле на третьем этаже Дворца 
труда. Все собранные 
8 ноября 1929 г. пожар уничтожил 
многие экспонаты и 
В 1943 г. музей приказом отдела при НКП РСФСР получил статус областного и был переподчинён Кемеровскому областному отделу народного образования .