Развитие музейного туризма в Сибири

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея, изучить историю формирования региональных музеев Сибири.
Задачи:
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
1.2 Классификация музеев……………………………………………
1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА…………
2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30

Файлы: 1 файл

курсовик 2.docx

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Предметом исследования музейного туризма является управление и структура музеев (институциональный подход), рынок сбыта музейной продукции (интеллектуальной, информативной, полиграфической, сувенирной, книжной и др.), и в этом направлении музейный туризм опирается на исследования других дисциплин: менеджмента и маркетинга. Предмет исследования в музейном туризме и аудитория музеев (целевая, реальная, потенциальная), изучаемая с помощью достижений в социологии и психологии. Музеи управляют значительными финансовыми активами, обладают в своем штате функциональными специалистами— людьми, связанными с продажей, покупкой, продукцией, финансами (кураторы, хранители и т.д.), что является также предметом изучения музейного туризма. Туризм пользуется экономической парадигмой, остающейся его основной теоретической базой. Музейный туризм в данном случае не представляет исключения. Экономические факторы — приоритетная область исследования в музее. однако поддержание правильного музейного имиджа — задача более важная, чем любой сиюминутный доход [9,с.56].

 

 

 

2.1  Цели и задачи музейного туризма

 

Музеи обладают отличиями  от бизнес-фирм. Хотя они целенаправленны, но их целью не является получение прибыли. Музейная первостепенная цель уникальна: собирать, хранить и интерпретировать памятники искусства, науки и истории. Подобные цели музея могут казаться неосязаемыми, но они очень реальны. Они — более общественно-культурные, чем экономические, а, следовательно, оценки музея должны быть связаны с пониманием этих правильно определенных целей.

 Многие социальные  факторы должны быть рассмотрены  в таких оценках:

    • количество посетителей в музее;
    • количество и качество выставок;
    • количество студентов и исследователей, использующих льготы;
    • количество новых членов клубов и обществ друзей музеев;
    • сохранение членства;
    • удержание волонтеров;
    • выбор штата сотрудников;
    • признание профессиональных обществ;
    • признание обществом.

 Атмосфера, создаваемая в музее, является частью предлагаемого

им туристического продукта, так же, как дизайн и качество музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений; зданий, территории, рекламы, печатной продукции - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. В определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями.

Музей предлагает:  

1) экспозиции и выставки;

2) экскурсии и лекции;

3) специальные программы;

4) услуги, ассортимент которых  определяется возможностями его 

коллектива и инфраструктуры;

5) авторские права на  воспроизведение предметов, входящих  в его

собрание;

6) сувениры — качественные  и неслучайные, снабженные фирменной

маркой музея, или сертификатом, удостоверяющим точность их воспро-

изведения;

7) книги, каталоги, буклеты  и другую полиграфическую продукцию,  видеофильмы, слайды, CD-ROM и прочие издания, использующие современные информационные технологии.

Следовательно, музей может  предложить туристу множество продуктов - материальных и нематериальных, созданию которых предшествует исследовательская работа. Таким образом, предметом музейного туризма можно считать широкий круг объективных закономерностей, относящихся к процессам получения и анализа информации о туристическом рынке и потребителе музейной продукции, к созданию условий подготовки и продажи музейного продукта, а также правовых и экономических основ для его рекламы и сбыта.

Музейный туризм, будучи новой развивающейся дисциплиной, прикладной по отношению к всеобъемлющей науке музеологии, использует различные методы гуманитарных, общественных и экономических наук, в зависимости от решения конкретных задач. Музейный туризм активно пользуется методами маркетинга и менеджмента, в то же время на более высоком уровне обращается к методам дисциплин, общим срезом которых является культурология - междисциплинарное знание, использующее парадигмы исторической, социологической, психологической и других наук.

Музейный туризм представляет собой объектную форму межкультурной коммуникации, под которой понимается коммуникация (взаимодействие) между субъектом и «предметами» культуры и искусства, часто в процессе невербальной коммуникации. В этом случае можно говорить о передаче информации через архитектуру, музейные экспонаты. Своеобразие межкультурной коммуникации в сфере музейного туризма проявляется в том, что объем воспринятой невербальной информации часто превышает объем воспринятой вербальной информации.

Среди главных задач музейного  туризма условно можно выделить общетеоретические и прикладные.                                                                            

К общетеоретическим задачам могут быть отнесены:                                                                  1) изучение музея как социокультурного феномена, общественного предназначения и роли музея в зависимости от исторических условий;              2) изучение институциональной основы музея, организационной структуры, функций;                                                                                                                       3) разработка теории музейной коммуникации и методов ее применения в музейном туризме;                                                                                                      4) создание и развитие научного языка музейного туризма, специальной терминологии и понятийного аппарата. 

К прикладным задачам относятся:  

1)изучение коллекций музеев и                                                               «выведение» их в современное культурное пространство;                                                                                                               2) интерпретация музейных коллекций как специфической формы интеллектуального и художественного наследия;                                                   3) интеграция музейного туризма в международную туристическую деятельность;

4) разумное сочетание  просветительской ориентации музея  и развлекательной составляющей туризма;                                                                                              5) привлечение при подготовке специальных туристических программ разнообразных форм художественной деятельности и различных видов искусства, позволяющих с новой точки зрения показать музейную коллекцию [9,с.73].

3  РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ

 

3.1  История формирования региональных музеев Сибири

 

Появление музеев в Сибири было обусловлено экономическими, общественно-политическими  и культурными потребностями  региона. Музеи здесь создавались  при местных городских самоуправлениях  и при научных организациях: отделах  императорского Русского географического  общества, статистических комитетах, любительских исследовательских обществах, учебных заведениях [2.с.32].

 При городских самоуправлениях  были созданы музеи: Барнаульский  горный (1823); Сибирский областной  научно-художественный в Томске (1911); Горно-Алтайский национальный (1918); Ханты-Мансийский окружной краеведческий (1932); Курганский областной краеведческий (1951); при отделах РГО – Омский (1878); при реальном училище – Тюменский; при университете – Томский (1882); при любительском обществе исследования Алтая – Барнаульский районный (1891 г.).Судьба их складывалась по-разному. Она всецело зависела от того, в каких взаимоотношениях находились группы инициаторов их создания и власть; организаторских способностей, интеллектуального потенциала инициаторов; поддержки их другими гражданами и заинтересованности в этом самой власти.

Первый музей в Сибири появился в начале XIX века. Это был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К.Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края [2,с.55]. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула.

В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел  Императорского Русского географического  общества (ЗСО ИРГО), при котором  создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи  Сибири, Центральной Азии и Алтая  Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались  в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а  также за счет добровольных поступлений  от граждан. В течение многих лет  проблема помещения для музея была актуальной .

   При Тюменском  Александровском реальном училище,  построенном на средства купца  П.И. Подаруева, в 1879 г. был  создан музей, Созидательному  процессу его развития содействовал  широкий круг местной интеллигенции,  купцов, видных общественных деятелей. Особый вклад в создание музейного  фонда внесли И.Я. Словцов (1844-1907) директор училища, Н.М. Чукмалдин  (1836-1901) – купец и меценат, который  приобрел для города коллекцию  И.Я. Словцова и сам собрал немало редких вещей .

   Небольшой музей  открылся и при Томском университете. Его основал будущий попечитель  Западно-Сибирского учебного округа  и строитель Сибирского университета  профессор В.М. Флоринский. Томская  городская дума сформировала  специальную исполнительную комиссию  для устройства музея. Предприниматель  М.К.Сидоров преподнёс в дар  музею первую крупную археологическая  коллекцию «тобольских древностей  художника С.К. Знаменского». Датой основания стало 6 декабря 1882 г. – день празднования 300-летия присоединения Сибири к России [2,с.79].

   Музейные собрания  по археологии, этнографии, истории,  нумизматике, бонистике, фалеристике,  медалистике, разделам изобразительных  искусств и документальных источников  до начала 1920-х гг. формировались  из частных пожертвований представителей  самых разных слоев населения  Сибири и европейской части  России, коллекций расформированных  музеев Сибири и отдельных приобретений университета .

   В 1910-х – 1940-х  гг. создаются губернские и окружные  краеведческие музеи в Томске (1911 г.), в с.Улалле (ныне – Горно-Алтайск) (1918 г.), в Новониколаевске (1920 г.), в Ханты-Мансийске (1932 г.), в Кургане (1920 г.).

   По настоянию интеллигенции  Томска городские власти в  1911 г. принимают решение об  открытии Областного Сибирского  научно-художественного музея им. Александра II и определяют место под строительство музейного здания. Однако военные и революционные события 1914-1919 гг. прервали осуществление задуманного. Только 14.02.1920 г. на территории усадьбы золотопромышленника И. Д. Асташева был создан «Музей старины и революции», первая экспозиция которого открылась 18.03.1922 г. , а в октябре 1922 г. музей получил наименование «Томский краевой музей». Формирование музейных коллекций происходило за счет комплексного этнолингвистического и археологического изучения коренного населения Западной Сибири [2,с.85] .

   Горно-Алтайский музей  свою историю ведет с 29 октября  1918 года, с приобретения Каракорум-Алтайской земской управой по инициативе Г.И.Чорос-Гуркина у известной династии сибирских краеведов, отца и сына Гуляевых, уникальных палеонтологических, археологических, минералогических коллекций, научной библиотеки и архивных материалов. Из-за того, что он не имел постоянного помещения, его коллекциям приходилось кочевать по сёлам: Улалу, Чемал, Кызыл-Озек. В результате частых переездов были потеряны многие экспонаты и описи предметов. И только 7.12.1926 г. специальным постановлением Ойротского облисполкома музею было предоставлено каменное здания на Базарной площади – дома-магазин купца Д. Тобокова, в котором располагался Союз охотников [2.с.84 - 112].

   Музей в Новониколаевске  (ныне – Новосибирск) был образован  в 1920 г. как музей Мироведения.  В марте 1920 музейная секция  устраивает первую выставку по  мироведению в городском торговом  корпусе «О происхождению жизни на Земле», «О Вселенной». В августе она, став самостоятельным учреждением, открывает первую экспозицию, в состав которой вошло два раздела: астрономический и геологический. В 1920-е был собран богатейший этнографический материал по русским старожилам и коренным народам Сибири, в том числе уникальная шаманская коллекция, сформирована библиотека и естественно-научная коллекция, украшение которой – полный скелет самки мамонта, найденный на территории Новосибирской области в 1939 г. Название и тематика музея неоднократно менялись, с 1937 года он имеет современное название – Новосибирский областной краеведческий музей .

   Кемеровский областной  краеведческий музей открылся 6 октября  1929 г. Он разместился в правом  крыле на третьем этаже Дворца  труда. Все собранные материалы  для показа были объединены  в несколько отделов: геологический,  производственный, антирелигиозный,  сельскохозяйственный и другие. Но представить эти коллекции  одновременно не было никакой  возможности, так как музей  с самого начала не располагал  достаточным помещением [2,с.85].

8 ноября 1929 г. пожар уничтожил  многие экспонаты и документацию  к ним. Потери были восполнены  сборами материалов городскими  организациями и предприятиями,  а также помощью сибирских  музеев. Но в годы войны вновь  почти все экспонаты были либо  утеряны, либо погибли от плохого  хранения, так как музею пришлось  переехать семь раз в другие  места, потому что во Дворце  труда были размещены эвакуированные  предприятия.

   В 1943 г. музей  приказом отдела при НКП РСФСР  получил статус областного и  был переподчинён Кемеровскому  областному отделу народного образования .

Информация о работе Развитие музейного туризма в Сибири