Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью данной работы является: рассмотреть музей как социокультрный институт, его предмет и свойства; ознакомиться с функциями музея, изучить историю формирования региональных музеев Сибири.
Задачи:
Объектом настоящего исследования избрана музейная и туристская деятельность.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1 МУЗЕЙ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ…………….........4
1.1 Понятие «музей»…………………………………………………........4
1.2 Классификация музеев……………………………………………
1.3 Музейный предмет и его свойства…………………………………...6
1.4 Социальные функции музея………………………………………......7
1.5 Музейная коммуникация…………………………………………...…9
2 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА…………
2.1 Понятие «музейный туризм»…………………………………………
2.1 Цели и задачи музейного туризма………………………………...…13
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ……………….....16
3.1 История формирования региональных музеев Сибири…………....16
3.2 История музеев Алтайского края…………………………………....21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...…29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………..…30
Предметом исследования музейного туризма является управление и структура музеев (институциональный подход), рынок сбыта музейной продукции (интеллектуальной, информативной, полиграфической, сувенирной, книжной и др.), и в этом направлении музейный туризм опирается на исследования других дисциплин: менеджмента и маркетинга. Предмет исследования в музейном туризме и аудитория музеев (целевая, реальная, потенциальная), изучаемая с помощью достижений в социологии и психологии. Музеи управляют значительными финансовыми активами, обладают в своем штате функциональными специалистами— людьми, связанными с продажей, покупкой, продукцией, финансами (кураторы, хранители и т.д.), что является также предметом изучения музейного туризма. Туризм пользуется экономической парадигмой, остающейся его основной теоретической базой. Музейный туризм в данном случае не представляет исключения. Экономические факторы — приоритетная область исследования в музее. однако поддержание правильного музейного имиджа — задача более важная, чем любой сиюминутный доход [9,с.56].
2.1 Цели и задачи музейного туризма
Музеи обладают отличиями от бизнес-фирм. Хотя они целенаправленны, но их целью не является получение прибыли. Музейная первостепенная цель уникальна: собирать, хранить и интерпретировать памятники искусства, науки и истории. Подобные цели музея могут казаться неосязаемыми, но они очень реальны. Они — более общественно-культурные, чем экономические, а, следовательно, оценки музея должны быть связаны с пониманием этих правильно определенных целей.
Многие социальные
факторы должны быть
Атмосфера, создаваемая в музее, является частью предлагаемого
им туристического продукта, так же, как дизайн и качество музейной среды: экспозиционных и не экспозиционных помещений; зданий, территории, рекламы, печатной продукции - всего, что находится в музее или ассоциируется с ним. В определенном смысле, музей продает пространство, поскольку пространство музея обладает свойством наделять вещи смыслами и ценностными значениями.
Музей предлагает:
1) экспозиции и выставки;
2) экскурсии и лекции;
3) специальные программы;
4) услуги, ассортимент которых
определяется возможностями
коллектива и инфраструктуры;
5) авторские права на
воспроизведение предметов,
собрание;
6) сувениры — качественные
и неслучайные, снабженные
маркой музея, или сертификатом, удостоверяющим точность их воспро-
изведения;
7) книги, каталоги, буклеты
и другую полиграфическую
Следовательно, музей может предложить туристу множество продуктов - материальных и нематериальных, созданию которых предшествует исследовательская работа. Таким образом, предметом музейного туризма можно считать широкий круг объективных закономерностей, относящихся к процессам получения и анализа информации о туристическом рынке и потребителе музейной продукции, к созданию условий подготовки и продажи музейного продукта, а также правовых и экономических основ для его рекламы и сбыта.
Музейный туризм, будучи новой развивающейся дисциплиной, прикладной по отношению к всеобъемлющей науке музеологии, использует различные методы гуманитарных, общественных и экономических наук, в зависимости от решения конкретных задач. Музейный туризм активно пользуется методами маркетинга и менеджмента, в то же время на более высоком уровне обращается к методам дисциплин, общим срезом которых является культурология - междисциплинарное знание, использующее парадигмы исторической, социологической, психологической и других наук.
Музейный туризм представляет собой объектную форму межкультурной коммуникации, под которой понимается коммуникация (взаимодействие) между субъектом и «предметами» культуры и искусства, часто в процессе невербальной коммуникации. В этом случае можно говорить о передаче информации через архитектуру, музейные экспонаты. Своеобразие межкультурной коммуникации в сфере музейного туризма проявляется в том, что объем воспринятой невербальной информации часто превышает объем воспринятой вербальной информации.
Среди главных задач музейного
туризма условно можно выделить
общетеоретические и прикладные.
К общетеоретическим задачам
могут быть отнесены:
К прикладным задачам относятся:
1)изучение коллекций музеев
и
4) разумное сочетание
просветительской ориентации
3 РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ТУРИЗМА В СИБИРИ
3.1 История формирования региональных музеев Сибири
Появление музеев в Сибири
было обусловлено экономическими, общественно-политическими
и культурными потребностями
региона. Музеи здесь создавались
при местных городских
При городских
Первый музей в Сибири появился в начале XIX века. Это был «Барнаульский горный музеум». Его создали в 1823 г. при Управлении Колывано-Воскресенских заводов по инициативе П.К.Фролова (1775-1839), инженера, изобретателя, начальника округа Колывано-Воскресенских заводов и Ф.В. Геблера (1782-1850), доктора медицины, натуралиста, исследователя Алтая. Музей в основном предназначался для рудокопного училища, а также для любителей наук. Первая его экспозиция состояла из модельной, минералогической, зоологической, нумизматической коллекций и собраний этнографических и археологических редкостей. Вместе с тем, в ней были и предметы, свидетельствовавшие о жизни, быте населения края [2,с.55]. Он в основном выполнял задачу по пробуждению у местной интеллигенции интереса к собирательной деятельности, а не в организации исследования края. В 1907 г. археологическая, этнографическая и большая часть модельной коллекции Горного музея были переданы в Императорский Томский университет и Томский технологический институт, а 28 мая 1911 г. Алтайскому подотделу ЗСО ИРГО были переданы коллекции Горного музея и библиотека Алтайского округа. Они пополнили фонды районного краеведческого музея г. Барнаула.
В Омске в этот период был открыт Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества (ЗСО ИРГО), при котором создали и музей (1878 г.), в формировании которого приняли участие выдающиеся ученые, общественные деятели, исследователи Сибири, Центральной Азии и Алтая Г.Е. Катанаев, Г.Н. Потанин, И.Я. Словцов, Н.М. Ядринцев. Коллекции музея формировались в основном за счет сборов, проводимых членами ЗСО ИРГО во время экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также за счет добровольных поступлений от граждан. В течение многих лет проблема помещения для музея была актуальной .
При Тюменском
Александровском реальном
Небольшой музей
открылся и при Томском
Музейные собрания
по археологии, этнографии, истории,
нумизматике, бонистике,
В 1910-х – 1940-х
гг. создаются губернские и
По настоянию интеллигенции
Томска городские власти в
1911 г. принимают решение об
открытии Областного
Горно-Алтайский музей
свою историю ведет с 29 октября
1918 года, с приобретения Каракорум-
Музей в Новониколаевске
(ныне – Новосибирск) был
Кемеровский областной
краеведческий музей открылся 6 октября
1929 г. Он разместился в правом
крыле на третьем этаже Дворца
труда. Все собранные
8 ноября 1929 г. пожар уничтожил
многие экспонаты и
В 1943 г. музей приказом отдела при НКП РСФСР получил статус областного и был переподчинён Кемеровскому областному отделу народного образования .