Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 19:21, курсовая работа

Описание работы

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Содержание работы

1. Введение......................................................................................................стр.2

2. Глава I.Теоретические основы организации развития музыкального образования у младших школьников.............................................................стр.3

3. 1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса у детей............................................................................стр.3

4. 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса............стр.

5. Глава II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов..........................................................................стр.

6. 2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента.............................стр.

7. 2.2 Характеристика формирующего эксперимента.................................стр.

8. 2.3 Контрольный эксперимент....................................................................стр.

9. Заключение...................................................................................................стр.

10. Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая 1.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

 

Московский  Государственный Университет Культуры и Искусств

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа по педагогике

«Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки»

 

Выполнила студентка 3-его курса заочного отделения 

Котова Анастасия  Алексеевна

 

Научный руковоитель: профессор, кандидат педагогических наук

Спинжер Наталья  Федоровна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010г.

План

 

1. Введение......................................................................................................стр.2

 

2. Глава I.Теоретические основы организации развития музыкального образования у младших школьников.............................................................стр.3

 

3. 1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса у детей............................................................................стр.3

 

4. 1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса............стр.

 

5. Глава  II. Экспериментальное исследование развития музыкальных вкусов учащихся начальных классов..........................................................................стр.

 

6. 2.1 Цель и методика констатирующего эксперимента.............................стр.

 

7. 2.2 Характеристика формирующего эксперимента.................................стр.

 

8. 2.3 Контрольный эксперимент....................................................................стр.

 

9. Заключение...................................................................................................стр.

 

10. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка  должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка  – народная потребность»

Людвиг Ван  Бетховен.

Музыка как  вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и  в процессе познания развиваться.

Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут  стать подлинными любителями серьезной  музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая  определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются  к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблема заключается  в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда  музыку можно услышать практически  везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества  легкодоступного музыкального материала (диски, видео записи).

Вместе с  этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.

Наблюдая детей, легко убедиться в том, что  одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

 

Вывод 1: Ребенок  получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к звучанию в основном современной музыки, и уже в меньшей степени народной и классической, но, к сожалению, в последнее время наблюдаются тенденции к оскуднению музыкального вкуса современных детей.

Вывод 2: Если проблема развития музыкального вкуса к школьников тк значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

 

 

Глава I.

Теоретические основы организации  развития музыкального вкуса у младших школьников

1.1 Теоретический анализ факторов, влияющих на формирование музыкального вкуса.

Вечером включаются телевизоры, приемники, магнитофоны. В  дома и на улицы приходит музыка. Музыка, даже самая лучшая, стала  доступней воды из крана. Вам классику? - пожалуйста. А вам рок или поп? – на соседней волне.

Сталкиваясь в  пространстве, даже две хороших музыки легко становятся простым шумом.

Музыка, как  и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. После хорошего концерта оно хранится годами, а после исключительного – всю жизнь.

При редких встречах с музыкой подлинное удовольствие и возникает редко, и хранится недолго. А вот при постоянных и привычных встречах душевный подъем постепенно превращается в настрой  души, заставляющий иначе жить, иначе думать и действовать. И в этом разворачивающемся светлом кругу ускоренным темпом идет саморазвитие, выявление и духовное возвышение личности.

Помимо живого слова музыкантов и знатоков музыки, к ее пониманию нас приближает литература о ней.

Историей становления  музыки занимались выдающиеся отечественны теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики.

Для развития музыкальной  культуры крайне важны работы, доступные любителям музыки, способные помочь формированию публики и музыкальному воспитанию детей. Таковы, например, работы Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева. Ярко и интересно писали о музыке выдающиеся музыканты и исполнители. Достаточно назвать имена Ф.И.Шаляпина, Г.М.Когана, Г.Г.Нейгауза. К счастью, как правило, просто и доходчиво, образно и стилистически увлекательно писали о музыке сами композиторы: А.Серов, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, Д.Шостакович, Д.Кабалевский, а из зарубежных – Р.Шуман, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.

Наша эпоха  требует музыки для всех, а не для немногих избранных. Пусть даже эта музыка кажется кому-то легкой, примитивной, низкопробной и т.д. Согласно другому мнению масса в принципе не способна понять высокое искусство. Традиции серьезной музыки нужно хранить вопреки вкусам и музыке масс, хотя бы поклонников серьезной музыки оставалось все меньше и меньше. Такова трагическая судьба избранных в «массовом» обществе.

На наших  глазах складывается принципиально  новая музыкальная культура, понимание которой и невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

 

Свои музыкальные  задатки есть у каждого. Вопрос лишь в том, чтобы учесть все их разнообразие и найти наилучшие для каждого  пути и формы обучения и воспитания.

Разумеется, музыка может быть и очень сложной, но пути к постижению этой сложности просты и всем доступны.

Один из таких  путей – раннее приобщение к народной песне.

Несколько десятков простых слов и 10-15 нот обычного диапазона  человеческого голоса. Что из них можно сделать? Песню. И зазвучат наполненные музыкой слова как сердечная исповедь или огромная картина жизни, как голос личной судьбы или задушевная мечта народа. В песне – исток всех других жанров. Через нее вбирают они эмоциональный опыт народов и поколений. Ведь она наиболее чуткий свидетель и участник всех поворотов народной и личной истории.

Древнейшая  песня была способом сохранения и  передачи опыта предков, источником знаний о мире и о человеке, средством  общения людей друг с другом и  даже с силами природы. Чем тяжелее была жизнь, тем задушевней песня. Песня напоминала о возможности другой, лучшей жизни. Разумеется, все это не могла сделать одна песня, поэтому у каждого народа песен множество. И для каждого дела, каждого случая, для каждого состояния и настроения – свои.

Народная песня  нетороплива, и нынешний бурный темп обновления вкусов ей просто не под  силу. Поэтому часто она вынуждена  потесниться и уступить место  массовой популярной песне или диско-шлягеру. Но в этом соревновании и у нее  есть свои преимущества.

Главное ее преимущество – глубина содержания, выразившаяся и в мелодии, и в тексте.

Народную песню  можно спеть по народному только в том случае, если душа певца, и  душа публики требует песни.

Совсем не трудно доказать, что тексты настоящих народных песен – чистейшая поэзия, а вот в песнях многих нынешних профессионалов бросается в глаза примитивность, а то и прямая нелепость текста. Ведь одно дело прочитать текст глазами. И другое дело – пропустить его через душу и голос, спеть эти слова за дружеским столом или наедине с любимой.

Овладевая богатством народной песни, ребенок одновременно овладевает красотой, выразительностью обыденной русской речи, яркостью и глубиной народной поэзии и теми истоками – звуковыми и интонационными, - из которых вырастает русская классическая музыка. Это важно не только для развития музыкальной культуры личности, без которой пока еще многие обходятся, но и культуры речевой, без которой нет никакой другой культуры.

Наиболее активная часть потребителей музыки – молодежь, преимущественным вниманием которой последние десятилетия пользовались самые легкие жанры эстрадной музыки. Приспосабливаясь к аудитории, сначала эстрада, потом и телевидение, и радио, отдали этой музыке большую часть своего времени.

Для слушания музыки как искусства недостаточно того, чтобы играли музыканты и пели певцы, нужны выбор, подготовка и концентрация внимания. И тогда каких-нибудь 30 минут звучания моцартовской симфонии способны обогатить нас больше, чем 20 лет восприятия нейтрального музыкального шума.

Настоящее искусство  – результат высшей концентрации духовных сил композитора и музыкантов, и оно требует такой же концентрации и от слушателей. Такой способности  напряженно и внимательно слушать  не требует, но зато и не развивает, никакое другое искусство. На мгновение отвлекшись от рассматривания картины или чтения стихотворения, вы можете вернуться и начать восприятие сначала. В музыке все мгновенно и необратимо.

Наше время  благоприятно для обсуждения острых вопросов. А их в нашей музыкальной жизни накопилось немало. И, что интересно, у каждого поколения, у каждого культурного круга свои.

«А почему рок-музыку называют легкой? Разве она легкая? – часто приходится слышать этот вопрос. – Разве легко музыкантам исполнять свои песни, не жалея ни голоса, ни нервов? Разве легко откликаться на происходящие события? Сочинять самим песни, десятки песен в год – и таких, чтобы их хотелось слушать и петь?»

«Разумеется, серьезная  классическая музыка – прекрасная вещь. Но почему современные композиторы-профессионалы так редко и неохотно пишут о самых современных, волнующих проблемах нашей жизни? Почему так мало стараются быть понятыми широкой публикой?»

Наверное, многое в этих вопросах идет и от незнания, и от горячности. Но сами вопросы  закономерны.

В последнее время миллионы молодых людей увлекаются бит- и рок-музыкой, организуют свои ансамбли, пишут и поют собственные песни. Почему же до сих пор существует высокомерное отношение к этой музыке?

Почему, как  будто бы всерьез желая приучить молодежь к серьезной музыке, взрослые сами почти не ходят на концерты? Сожалея об утрате народных песенных традиций, сами не поют, а часто и не знают ни слов, ни мелодий лучших народных песен? Для ответа на многие из вопросов надо обращаться к истории. Многое из того, к чему профессионалы-музыканты и их поклонники привыкали веками, поставлено под сомнение жизненными переменами и духовными поисками XX века.

 

Этот век  многое изменил и в жизни, и  в искусстве.

Культура тесно  связана с научно-техническим  прогрессом. Механизировав городскую и сельскую, уличную и домашнюю жизнь людей, где доброжелательно, а где и варварски вторгнувшись в природу, он резко преобразил звуковую среду, оттеснив природные звучания техническими. Вместе с тем он дал человеческому голосу новую силу, великодушно сделав певцами тысячи людей, сто лет назад считавшихся бы безголосыми. Он позволил улучшить или ухудшить старые музыкальные инструменты и открыть новые. Он создал новые формы распространения музыкальной культуры, увеличив аудиторию музыканта в тысячи и даже миллионы раз. Он расширил международные музыкальные связи, позволив нам за 1-2 дня увидеть по телевизору и услышать по радио столько разнообразной музыки, сколько сто лет назад не было по силам самому рьяному путешественнику за всю его жизнь.

Говоря о музыке, нужно подчеркнуть, что, охотно признавая художественную неравноценность не только отдельных произведений, но и целых стилей, направлений, даже эпох, мы в то же время исходим из самого широкого подхода к музыке, начинающегося с осмысления всего многообразия природных звуков и завершающегося анализом высочайших достижений музыкального искусства. Музыка, разумеется, может быть хорошей и плохой, предельно развлекательной и предельно серьезной, но везде, где звуки, звуковые комплексы, интонации, элементарные или усложненные формы их сочетания несут в себе определенный эмоциональный смысл, мы имеем дело с явлениями, без понимания которых односторонним и неполным было бы и понимание наиболее развитых форм музыки.

Информация о работе Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки