Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:07, курсовая работа
Цель исследования - дать характеристику развития навыков хорового пения младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России;
- определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения;
- рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;
- раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.
Введение…………………………………………………………………………….
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»……………………………………………………………………………….
1.1 Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема…………………………………………….
1.2. Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста……………………………………
1.3. Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков……
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников……………………………………
2.1. Характеристика участников эксперимента………………………………
2.2. Экспериментальное исследование на констатирующем этапе…………
2.3. Экспериментальное исследование на формирующем этапе……………
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Научно-теоретические
основы формирования вокально-хоровых
навыков у детей младшего школьного возраста
в процессе освоения предмета «Хор»…………………………………………………………………
1.1 Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная психолого-педагогическая проблема…………………………………………….
1.2. Психологические особенности формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста……………………………………
1.3. Понятие и методы формирования вокально-хоровых навыков……
Глава 2. Экспериментальное исследование возможностей музыкальных занятий в условиях дополнительного образования для развития вокально-хоровых навыков младших школьников……………………………………
2.1. Характеристика участников эксперимента………………………………
2.2. Экспериментальное исследование на констатирующем этапе…………
2.3. Экспериментальное исследование на формирующем этапе……………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время в теории и практике музыкальной педагогики все острее встают вопросы форм и методов обучения детей младшего школьного возраста на уроке музыки в общеобразовательной школе. Музыкальные занятия можно признать своеобразным индикатором эффективности применяемых педагогических методов, так как через эти занятия в школе проходят без исключения все учащиеся. В обучении музыке в настоящее время условно можно выделить несколько видов деятельности: слушание музыки, хоровое пение, импровизация, сочинение, игра на музыкальных инструментах и др. Из них методически широко раскрыты слушание музыки и пение. Знакомство с нотными знаками в их графическом изображении в общеобразовательной школе, как правило, ограничено несколькими занятиями. Практически забыто пение a`cappella, за исключением отдельных случаев, имеющих отношение к хоровому сольфеджио.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки.
Развитие музыкального слуха в процессе пения даёт поистине массовый способ музыкального воспитания - интонационный. Его стихийное проявление в народном хоровом исполнительстве нашло выражение в методе обучения. Д.Л. Локшин указывает на важнейшие его принципы - от живого созерцания, наблюдения, практики - к осознанию и теоретическому обобщению.
Теоретические положения о формировании навыков хорового пения получили развитие в многочисленных трудах отечественных музыковедов (В.В. Медушевский, Е.М. Орлова, Н.Г. Шахназарова, Б.М. Ярустовский и др.). В современных исследованиях проблемы музыкального воспитания освещаются в работах Э.Б. Абдулина, О.А. Апраксиной, Л.А. Баренбойма, Е.А. Бодиной, Д.Б. Кабалевского, И.М. Красильникова, В.И. Петрушина, В.Г. Ражникова, Н.А. Терентьевой, Г.М. Цыпина, Л.В. Школяр, в том числе в работах, посвященных хоровому пению и вокальной педагогике (Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Д.Л. Локшин, Е.В. Николаева, Г.А. Праслова).
В содержании диссертации представлен педагогический анализ проблемы воспитания музыкального слуха на интонационной основе в процессе освоения нотного письма певческим голосом. В исследовании обращено внимание на обучение в традиционной форме хорового пения без сопровождения (a`capella). С учётом современных условий акцент сделан на способности интонирования, которая является главной в воспитании музыкального слуха ученика и освоении им нотного письма.
Исследование сосредоточено на творческом процессе осознания, в котором практика освоения ребенком младшего школьного возраста нотного письма сочетается с практикой воспроизведения музыкальных интонаций собственным голосом. Взятое в сфере педагогического внимания это сочетание активизирует способность интонирования, что позволяет лучше понять природу интонирования, технологически наиболее точно выявить последовательность этапов освоения нотного письма, избежать ограничений в проявлении способности интонирования у детей.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта ведущих музыкальных педагогов и методистов, а также моей личной работы с детским хоровым коллективом позволили сформулировать гипотезу исследования: развитие вокально-хоровых навыков хорового пения на уроках музыки проходит более эффективно тогда, когда музыкальное обучение осуществляется систематически, в тесной связи педагога и учеников, на фоне формирования общей музыкальной культуры ребенка в младшем школьном возрасте и, наконец, с учётом возрастных и личностных качеств ребёнка.
Объект исследования - музыкальное воспитание младших школьников.
Предмет исследования - процесс развития у детей младшего школьного возраста навыков хорового пения.
Цель исследования - дать характеристику развития навыков хорового пения младших школьников.
Задачи исследования:
- проанализировать историю хорового обучения детей в процессе развития преподавания музыкальной культуры в России;
- определить конкретную последовательность формирования первоначальных навыков певческих навыков в начальный период обучения;
- рассмотреть систему музыкально-певческого материала (песен и упражнений), соответствующих вышеназванной задаче;
- раскрыть особенности возраста (психологические и индивидуальные) младших школьников.
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в процессе освоения предмета «Хор»
1.1 Формирование
вокально-хоровых навыков
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные способности, а также происходит общее укрепление и оздоровление организма. В детской психологии раскрыты его воспитывающие и развивающие возможности. Дети, поющие в хорошем хоре, наряду с выполнением художественно - исполнительских задач, решают и очень важные для них жизненные задачи. Хоровое пение - искусство массовое, оно предусматривает коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей. Осознание ребенком того, что когда все поют вместе и дружно, то получается хорошо и красиво. Именно он участвует в этом исполнении и песня, исполненная хором, звучит выразительней и ярче. Это оказывает на юных певцов позитивное и воспитательное воздействие.
Методические принципы в работе с детским хором, как известно, имеют специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Отзывчивость души ребенка столь непосредственна и непредсказуема, что выходить на репетицию с детским хором, имея некие «готовые рецепты», просто немыслимо. Пожалуй, более чем в работе со взрослыми певцами, с детской исполнительской аудиторией хормейстеру следует работать с большей отдачей, с пониманием психологических, физических особенностей детей, быть им учителем, воспитателем и просто другом одновременно. Чрезвычайно сложно дирижеру найти такую форму общения с детьми, при которой выполнялись бы профессионально - технологические, т.е. вокально-хоровые задачи, постоянно строился фундамент последующей работы, поддерживался интерес детей, на репетициях существовал бы особенный эмоциональный тонус, сообразных художественным задачам. Радость детского творчества уникальна и неповторима по своей сути.
Для создания хорового коллектива необходимо произвести отбор детей для участия в нем. Здесь не следует только ограничиваться быстрым заключением по немногим данным. У одного есть возможность запоминать спетые или сыгранные фразы, у другого в чутком разговоре, по поводу испытываемого впечатления музыкального порядка. Ребёнок с абсолютным слухом, может оказаться глуповатым при восприятии некоторых музыкальных отношений, или будет лишён задатков хорошего вкуса. Зато ученик с не обнаружившимся сразу слухом, со временем может оказать глубокий, обширный и серьёзный интерес к музыке; осознать её и стремится к высшему когда как более одаренный будет играть по слуху и не пойдет дальше, остановившись на примитивном. Поэтому к подбору детей в хор следует относиться с осторожностью, улавливать музыкальность, выяснять интерес к музыке (применять максимум способов).
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения семейное положение).
При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон), музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После этого определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и т.д.). На несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру, предлагается повторить за инструментом или голосом различные по высоте звуки в пределах среднего отрезка диапазона голоса поступающего, повторить голосом проигранное на инструменте несложное построение из трех-пяти звуков. Если поступающий имеет музыкальное образование или опыт пения в хоре, упражнения могут быть несколько усложнены. Например, поступающему предлагается на слух определить несложные интервалы в мелодическом, а затем и в гармоническом виде, построить голосом от заданного звука разные интервалы. В прослушивание целесообразно включать хроматические построения.
Важной проблемой является составление учебного плана. Музыкально-хоровая школа, являясь формой организации свободного времени детей, внеклассным и внешкольным видом их деятельности, вместе с тем представляет собой учебное заведение, где должно быть налажено последовательное, систематическое обучение детей музыкальному искусству.
Хоровое пение - действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Прежде всего, хоровое пение - коллективный вид исполнительства, занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. Кроме того, хоровое пение - наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата детей и юношества.
При приеме в младший хор сначала выявляют состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку.
Расширению индивидуального контроля за музыкально-певческим развитием способствуют также дополнительные занятия пением по группам, в которые распределяют всех детей по таким признакам:
а) одинаковый возраст;
б) тембр голоса;
в) сравнительно одинаковая музыкально-певческая продвинутость;
г) индивидуальные особенности.
Эффективным дополнением к первым двум формам работы можно считать магнитофонные записи: хоровые, групповые, индивидуальные. Прослушивание записанных на ленту упражнений и произведений, исполненных детьми, значительно повышает уровень их самоконтроля, способствует повышению интереса к предмету, стимулирует стремление каждого к самосовершенствованию.
Освоение разнообразнейших музыкально-певческих знаний, умений, навыков каждым участником хора способствует формированию хоровой культуры, помогает овладеть певческим голосом, выразительным художественным исполнением песен и хоровых произведений. Индивидуальное певческое развитие - основа, на которой стоится хоровое воспитание, формируется любой детский или юношеский хоровой коллектив. Это принципиально отличает его от профессионального взрослого хора.
Первым условием правильного вокально-хорового обучения является эмоционально-эстетический настрой хора, т.е. создание руководителем непринужденной обстановки, естественно сочетающей напряженный труд с увлекательным творчеством, что активизирует интерес, любознательность детей, создает оптимизм и высокую работоспособность. Такой настрой следует сохранять в течение всего урока.
Информация о работе Развития навыков хорового пения младших школьников