Русская музыка с древних времён по XVIII век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:23, реферат

Описание работы

Русская музыка — это своеобразная летопись многовековой истории нашей страны. Ее истоки находятся в глубокой древности и тесно связаны с художественным творчеством восточных славян — песнями, сказками, легендами. Народное искусство всегда было неотделимо как от верований и обрядов (сначала языческих, а позже христианских), так и от земледельческого труда, который составлял основу жизни. Русский народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни.

Файлы: 1 файл

Музыка древ - 18 век.docx

— 29.61 Кб (Скачать файл)

Другим выдающимся композитором XVIII — начала XIX века был  Дмитрий Степанович Бортнянский (1751—1825). Музы-кальное образование он получил сначала в Придворной певческой капелле, а затем в Италии, где прожил десять лет и стал признанным композитором. По возвращении в Россию вся дальнейшая судьба музыканта была связана с Придворной певческой капеллой, где сначала он занимал должность капельмейстера, а позднее стал ее директором. Творчество Бортнянского велико и разнообразно — помимо ин-струментальной музыки (клавирные сонаты, камерные ансамбли и другие) он сочинял оперы и романсы. Но в историю русской культуры он вошел как автор более ста хоровых произведений. Композитор создал замечательные духовные концерты, которые продолжили традицию партесного концерта и в то же время испытали влияние светской музыки — оперной и симфонической. Духовные концерты Бортнянского по своей форме приближаются к симфоническому циклу и состоят из самостоятельных частей, контрастных по характеру, где хоровые эпизоды чередуются с ансамблевыми и широко используются приемы постепенного нарастания и затухания звучности. Помимо культовой музыки композитор сочинял и светскую хоровую музыку — песни, гимны, кантаты.

Автор замечательных  хоровых концертов Максим Созонтович Березовский (1745—1777), как и Бортнянский, сначала учился в Придворной певческой капелле, а затем в Италии у знаменитого теоретика музыки падре Мартини. Выдержав экзамен, он был принят в число членов Болонской академии. По возвращении в Россию его творческая и личная жизнь складывалась крайне неудачно. Короткая и драматичная жизнь Березовского закончилась самоубийством в возрасте 32-х лет.

Однако главное  место среди музыкальных жанров в XVIII веке занимала опера. Она, как и  многие инструментальные жанры, появилась  в России благодаря иностранным  музыкантам. В 30-е годы в Петербурге был создан придворный итальянский  театр, в репертуаре которого состояли оперы-сериа и буффа. В течение многих лет в столице жили и работали такие известные европейские композиторы, как Арайя, Галуппи, Паизиелло, Сарти, Чимароза. Немного позже в Петербурге появляется и французская оперная труппа, представлявшая комические оперы Руссо, Филидора, Гретри, Монсиньи. Веселые спектакли оказали решающее воздействие на формирование русского оперного жанра. Его развитию способствовала деятельность как государственных и частных театров, так и распространенных повсеместно крепостных театров; некоторые из них (например, у графа Шереметева) успешно соперничали с лучшими европейскими театрами. Русские оперы XVIII века представляли собой народно-бытовые музыкальные комедии, построенные на чередовании разговорных диалогов-сцен (как во французской комической опере) и музыкальных номеров песенного и ариозного характера, часто основанных на народных мелодиях. Первыми значительными произведениями в этом жанре стали оперы 1770—1780-х годов «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина. Евстигней Ипатьевич Фомин (1761—1800) — первый русский композитор, воплотивший в своем творчестве трагическую тему. Он написал оркестровую музыку к мелодраме (Мелодрама — возникший в XVIII веке в Европе жанр музыкально-театрального представления, в котором литературный текст произносился в сопровождении оркестровой музыки: он либо чередовался с музыкальными номерами, либо звучал на их фоне). «Орфей» на текст Я. Княжнина, которая была поставлена в Петербурге при участии знаменитого трагика И. Дмитревского. Увертюра к «Орфею» стала первым образцом русской драматической симфонической музыки. Оперная увертюра была тем жанром, благодаря которому развивалась отечественная симфоническая музыка в XVIII веке: в недрах театра, как это было и в Европе, рождалась будущая русская симфония.

Рождение  и взаимодействие многих жанров и  художе-ственных стилей в русской музыке XVIII века, широкое распространение в быту музыкальных инструментов и скла-дывавшиеся традиции музицирования, возникновение хо-ровых капелл, оркестров, оперных трупп, развитие музыкального образования (В конце XVIII века музыкальные классы создаются также при Московском университете, в институтах, лицеях, пансионах; появляется целый ряд частных школ) и становление концертной деятельности, наконец, появление национальной композиторской школы подготовили создание и расцвет русской классической музыки в XIX веке. Вопросы и задания

1.Каковы истоки  русской музыки? Где формировались  особенности национального музыкального  стиля? 

2. Где и  когда зародилась профессиональная  музыка в России?

3. Расскажите  о скоморохах и певцах-сказителях  Киевской Руси.

4. Что такое  знаменное пение? 

5. Где сохранялись  традиции древнерусской культуры  после распада Киевской Руси?

6. Какова была  роль Московской Руси в развитии  национальной культуры и искусства?  Какие новые жанры появились  в эту эпоху в песенном фольклоре  и светском искусстве? 

7. Какие перемены  произошли в XVII веке в области  просвещения, культуры и искусства?  Что такое парсунное письмо? партесное пение? духовный (партесный) концерт? кант?

8. Назовите  главные культурные события XVIII века и русских писателей, художников, композиторов этого времени. 

9. Как развивается  кант в XVIII веке?

10.Что такое  городская песня? российская песня? 

11.Назовите  авторов первых сборников русских  народных песен. Каково значение  появления нотных записей народной  музыки?

12.Перечислите  основные жанры инструментальной  и хоровой музыки XVIII века.

13.Что представляли  собой первые русские оперы,  каковы их осо-бенности?

14.Расскажите  о композиторах XVIII века и основных  жанрах их творчества.


Информация о работе Русская музыка с древних времён по XVIII век