Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде. Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве.
В творчестве Рахманинова наиболее явственно воплотилась русская душа, со всем свойственным ей трагизмом, широтой и высочайшей духовностью.
По своему дарованию Рахманинов был не только композитором, но и дирижером и пианистом мирового масштаба, что и явилось причиной того, что фортепианная музыка – важнейшее в его наследии.
В фортепианной музыке раньше всего проявился талант композитора, были созданы яркие и совершенные произведения.
Для рояля Рахманинов писал сочинения как крупных (4 концерта, 2 сонаты и 2 цикла вариаций), так и малых форм (прелюдии, музыкальные моменты, транскрипции произведений других авторов и др.)
В 80-90е годя Рахманинов пишет
преимущественно небольшие
Мелодия E-dur открывает другую сторону рахманиновского гения – светлую романтическую лирику, широкую мелодику, мечтательно-восторженную по настроению.
Пьеса отличается богатством
и непрерывностью развития мелодии,
изобилует динамическими
Как итог развития фортепианного
творчества этого периода появляются
«Музыкальные моменты» - цикл из шести
пьес. Они характеризуются
В творчестве 1900х годов у Рахманинова появляется новый жанр – этюд-картина. Тогда же композитор обращается к жанру прелюдии, переосмыслив его.
Прелюдиям Рахманинова свойственна целостность идеи, законченностью, разнообразие содержания: богатырский образ из прелюдии №2 op.23, драматически переосмысленный менуэт в прелюдии №3 op.23, марш в лирико-психологической трактовке (прелюдия №5 op.23), пасторально-пейзажные образы, воплощенные в широчайшей мелодии (прелюдия D-dur №4), пейзажные образы русской природы (прелюдии №5 op.32, №12 op.32), мрачные предчувствия (прелюдия №10 op.32).
Рахманинов значительно расширил содержание прелюдии как основного жанра лирической фортепианной миниатюры, созданного Шопеном. Не ограничивая себя лирикой, композитор вводит в свои прелюдии монументальные, героические, народные образы. Новаторством было и то, что почти все прелюдии – крупные пьесы концертного, виртуозного плана. При простоте композиции, прелюдии обладают значительным масштабом, обширно мелодизированными темами
Этюды-картины Рахманинова это прежде всего художественные произведения. В них - яркая образность, красочность, многообразие и богатство фактуры. Сам композитор не предлагал конкретных образов, считая этюды-картины произведениями лирико-психологическими, раскрывающими переживания и восприятия человека, но исполнители находили в музыке картины моря (op. 39 №2), зимнего пути (op.33 №2), вьюги (op. 33 №3), фантастической ночной погребальной процессии (op. 39 №7).
В этюдах-картинах явственно проступает концертный характер и монументальность этих произведений. Рахманинов блестяще использует выразительные возможности фортепиано. Он широко пользовался декоративно-концертным виртуозным изложением, тонкостью фактуры, широчайшая музыкальная ткань с явственной мелодией, многослойная полифонизированная фактура, состоящая из бесчисленных подголосков.
Важное место в творчестве Рахманинова занимает и жанр концерта как таковой: ни для одного из его современников, творческие интересы которых были связаны в первую очередь с областью фортепианной музыки (Скрябин, Метнер), этот жанр не имел такого значения, как для него. Каждый из четырех фортепианных концертов Рахманинова (к которым следует добавить и Рапсодию на тему Паганини) обозначает определенную веху на пути композитора.
Первый концерт, написанный им в семнадцати- восемнадцатилетнем возрасте (1890-1891), еще до окончания консерватории, - произведение неровное и недостаточно самостоятельное. В нем чувствуется влияние как русских музыкантов, под воздействием которых рос и формировался юный Рахманинов (Чайковского, Рубинштейна), так и западных романтиков - Шопена, Шумана, отчасти, может быть, Грига и Листа. Некоторые места (особенно во второй и третьей частях концерта) кажутся наивными, элементарными по изложению. Вместе с тем в ряде моментов чувствуются рахманиновская "львиная хватка", напор и энергия. Таковы бурно низвергающиеся каскады октав во вступлении к первой части, напоминание о которых несколько раз встречается в дальнейшем. Выразительны взволнованно-лирическая тема главной и спокойная, легко парящая - побочной партии. В целом эта часть безусловно лучшая и по качеству материала, и по стройности, законченности композиции.
Концерт был первым произведением Рахманинова, которое он предал гласности, обозначив его ор.1. О том, что оно оставалось ему дорого и позже, свидетельствует новая редакция, сделанная в 1917 году, в которой при сохранении основного тематического материала был внесен ряд изменений в план его развития, значительно обогащена фактура фортепианной партии, подвергнута коренному пересмотру инструментовка. В этом обновлен -виде композитор неоднократно включал Первый концерт в программы своих концертных выступлений.
Пять лет отделяют Второй фортепианный концерт Рахманинова оконченный в 1901 году, от его предыдущего фортепианного произведения - Шести музыкальных моментов ор.16. После трудного пятилетия мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает в этом новом своем сочинении как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальной физиономией и выработанной манерой письма. Как замечает Кашкин в отзыве на первое авторское исполнение концерта в полном виде 27 октября 1901 года, миновав период Sturm und Drang'a, Рахманинов показал себя в нем крупным оригинальным художником, "свободным от всякой изысканности и в то же время обладателем всех средств новейшей техники" (170).
Концерт, принесший ее автору
заслуженный успех, был по праву
признан лучшим русским фортепианным
концертом после си-бемоль-
Монологичность концерта
определяется по преимуществу лирическим
строем его музыки, что не исключает
ни сурового драматизма, ни строгой
величавой эпичности. Рахманиновский
лиризм проявляется здесь во всем
своем богатстве и
В этой теме, появляющейся в оркестре после нескольких "колокольных" аккордов субдоминантовой функции у фортепиано, Рахманинов создает на основе свободного претворения некоторых особенностей русской народно-песенной мелодики образ большой обобщающей силы. Возникая из секундовой интонации, она постепенно расширяет свой диапазон и приобретает все большую широту дыхания (пример 24). Вначале сурово и сумрачно звучащая тема приобретает в ходе развития более мягкую лирическую окраску и продолжается у фортепиано, которое выполняло до этого сопровождающую роль, окутывая мелодию гулкими полнозвучными пассажами.
Так подготавливается переход
к побочной партии, тему которой
излагает фортепиано при почти полном
молчании оркестра. Эта светлая мечтательная
тема принадлежит к характернейшим
образцам одного из описанных выше
типов рахманиновской лирической мелодики:
за коротким воодушевленным взлетом
мелодии на октаву по ступеням тонического
секстаккорда следует длительное секвенционное
нисхождение с преобладанием
поступенных ходов, законченного периода
тема далее словно истаивает и
растворяется в высоком регистре.
В отличие от неторопливо развертывающейся
экспозиции с плавным "перетеканием"
одного раздела в другой разработка
развивается динамично и
Медленную среднюю часть
концерта В.А.Цуккерман справедливо
назвал "жемчужиной русской лирики"
(323). Это пленяющее красотой и
поэтичностью музыки Adagio при довольно
большой своей протяженности
целиком основано на одной теме.
Излагаемая солирующим кларнетом на
фоне ровно струящихся фигурации
у фортепиано9, она производит впечатление
почти незаметной легкой зыби на застывшей
поверхности, лишь слегка отклоняясь от
основного опорного звука соль-диез
и вновь возвращаясь к нему.
Но за кажущейся внешней
фортепиано подготавливает
вступление репризы, изложенной сокращенно
с однократным проведением
В финале концерта контраст
мужественно волевого, действенного
начала и мягкого лиризма обостряется
при явном преобладании первого.
Четко и энергично ритмованная
тема главной партии сохраняет связь
с некоторыми тематическими элементами
первой части, но эта связь настолько
завуалирована, что с трудом улавливается
на слух. В лирически напевной теме
побочной партии также есть обороты,
сходные с аналогичной по своему
месту темой первой части, но черты
маршевой ритмики придают ей более
подвижный и активный характер (пример
28). В заключительном построении коды
эта тема звучит победоносно-ликующе
в сочных унисонах струнных, сопровождаемых
мощными полнозвучными
Важнейшим этапом в творческом
развитии Рахманинова стало создание
в 1909 году Третьего фортепианного концерта,
которому принадлежит такое же центральное
место среди его сочинений
конца 1900 - начала 1910-х годов, какое
занимает Второй концерт в ряду произведений
рубежа столетий. Не уступая этому
своему предшественнику по свежести
вдохновения, мелодическому богатству
и красоте тем, Третий концерт
носит на себе печать большей зрелости
и сосредоточенности мысли. Асафьев
считал, что начиная именно с Третьего
концерта происходит окончательное
формирование "титанического стиля
рахманиновской фортепианности" и
черты "наивно романтической фактуры",
свойственные ранним сочинениям композитора,
полностью преодолеваются им (25, 299).
Более широкое дыхание
Концерт начинается сразу, после двух вступительных тактов оркестра, с проведения широко распевной темы главной партии солистом в октавном изложении. По своей обобщающей силе и глубине выражения она не уступает первой теме Второго концерта, ко, в отличие от нее, звучит тихо и скромно, со сдержанным затаенным чувством задумчивой печали. Мелодия попевочной структуры развертывается в ограниченном диапазоне с постоянным воз вращением к основному устою. Много раз отмечалась близость ее к строению древнерусских церковных напевов, приводились даже конкретные примеры подобной близости (см.: 353, 369). Впрочем, эта аналогия может относиться только к первому построению темы, во втором построении она хроматизируется и подвергается секвентному развитию, что придает ей более экспрессивно заостренную субъективно-лирическую окраску. Существенную роль играет также четкий активный ритм оркестрового сопровождения, который приобретает далее значение одного из постоянных объединяющих элементов в пределах всего цикла.
Информация о работе С.В. Рахманинов: фортепианное творчество