Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:26, реферат
Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1873 года в имении своих родителей Онег, недалеко от Новгорода. Отец композитора, Василий Аркадьевич, сын Варвары Васильевны и Аркадия Александровича Рахманиновых, происходил из дворян Тамбовской губернии. Мать, Любовь Петровна, была дочерью Софьи Александровны и Петра Ивановича Бутаковых, постоянно живших в Новгороде. Склонность к музыке была характерной чертой Рахманиновых. Она ярко проявилась у деда композитора Аркадия Александровича Рахманинова. Отличный пианист, ученик Дж.Фильда, он выступал в благотворительных концертах и в музыкальных салонах Тамбова, Москвы, Петербурга, был знаком с видными музыкантами своего времени. Музыкальная одаренность С.В.Рахманинова обнаружилась уже в раннем детстве.
Та же ритмическая фигура
слышится и в начальных фразах
более лирически взволнованной
побочной партии, что подчеркивается
предшествующим собственно самой теме
ее оркестровым вариантом (пример 30
а, б). В своем развитии тема достигает
яркой выразительной
Вторая, более высокая
и продолжительная кульминация,
достигаемая путем постепенного
развития и вычленения отдельных
мотивов темы главной партии, становится
центром разработки (Allegro, ff, molto marcato)
и завершается стремительно низвергающимся
пассажем martellato, после чего наступает
полоса длительного спада напряжения
со скорбными малосекундовыми
Все дальнейшее (краткое напоминание побочной партии и полное заключительное проведение темы главной партии в ее первоначальном экспозиционном изложении) служит заключением и "округляет" форму, придавая ей замкнутый, завершенный характер. Троекратное проведение основной темы (в экспозиции, в начале разработки и в заключении) и три кульминационные фазы, расположенные в порядке нарастающей силы и напряженности, являются узловыми моментами формы, сообщающими ей необычайную внутреннюю цельность и целеустремленность развития.
Своеобразна по своему строению
и вторая часть концерта Интермеццо,
написанная в виде свободных вариаций
на простую песенную тему, излагаемую
в оркестре. При этом тональность
первоначального ее изложения и
вариаций, исполняемых солистом, различны
(ля мажор и ре-бемоль мажор с
рядом последующих модуляций). Благодаря
обилию понижающих альтераций во вступительном
оркестровом изложении темы, частично
повторяющемся в конце
Уверенной мужественной силы
и энергии исполнен финал концерта
с его типично рахманиновским
твердым, резко акцентированным
поступательным ритмом. Отмеченная выше
ритмическая фигура, являющаяся своего
рода лейтритмом всего произведения,
получает новое преломление в
теме главной партии финала, основанной
на стремительно взлетающих призывных
квартовых интонациях. Тот же неудержимый
напор волевой энергии, закованной
в жесткие рамки неизменного
синкопированного ритма, слышится и
в излагаемой полнозвучными аккордами
теме побочной партии. Только в заключительной
партии появляется более плавная
напевная мелодия, рисунок которой
совпадает с основными
Характер музыки неожиданно меняется в разработке (цифра 48, Scherzando), представляющей собой самостоятельный эпизод внутри сонатного allegro: резко изменяются темп, звуковой колорит, тип изложения; ритмический рисунок становится причудливым, неуловимо капризным. Но при всей контрастности сохраняется, хотя и очень тонко завуалированная, связь с основным тематическим материалом, боевые кличи главной партии финала превращаются в какие-то таинственные фантастические зовы: неясно вырисовываются и очертания отдельных мотивов побочной партии первой части (пример 33), а незадолго до окончания, как краткое напоминание, проходит начальная тема концерта в звучании виолончели (цифра 54, a tempo, poco a poco accelerando). Тем самым финал приобретает до известной степени суммирующее, синтетическое значение.
После краткой репризы Третий концерт, как и Второй, победоносно увенчивается сияюще светлой, но еще более ярко и уверенно звучащей в мощных унисонах фортепиано и оркестра кодой, основанной на преображенной теме побочной партии финала. Это торжествующее заключение подготавливается длительным постепенным нарастанием на доминантовом органном пункте, что еще повышает силу и интенсивность производимого им впечатления.
Работой, знаменовавшей начало
выхода из затянувшегося на целое
десятилетие творческого
Первой теме принадлежит главенствующая роль в концерте: она господствует на протяжении всей стремительной, динамичной разработки первого Allegro, эпизодически напоминает о себе и в двух следующих частях. Тема же побочной партии только один раз еще проходит в светлом, прозрачном регистре деревянных духовых незадолго до окончания разработки. Больше она нигде не появляется, репризное же проведение темы главной партии в оркестре с непрерывной линией тихого, постепенного динамического угасания звучит скорее как заключение, чем собственно реприза.
Необычна для рахманиновских
концертов вторая часть с ее строго
размеренным ровным хоральным движением
и лишь слегка варьируемым повторением
одной короткой мелодической фразы.
Неожиданный драматический
Четвертый концерт Рахманинова уступает двум предыдущим по свежести мелодического изобретения, широте и напряженности симфонического развития. Вместе с тем в нем проявляется ряд черт, характеризующих последний, зарубежный период творчества композитора: стремление к строгой сдержанности выражения порой жесткость, графичность музыкального письма усиление темных, мрачных тонов, принимающих иногда зловещую окраску ("разгул злых сил" в финале).
Воссоздание истинной концепции произведения
Едва ли возможно определить число характерных признаков первоклассной игры на фортепиано. Однако, отбирая десять важнейших черт и тщательно рассматривая каждую из них, учащийся узнает много из того, что в дальнейшем даст ему пищу для размышления. В конечном счёте, никто не в состоянии высказать в печати всё то, что может сообщить учитель в живом общении.
Приступая к изучению нового сочинения, чрезвычайно важно понять его общую концепцию, необходимо попытаться проникнуть в основной замысел композитора.
Естественно, существуют и чисто технические трудности, которые следует преодолевать постепенно. Но до тех пор, пока студент не сможет воссоздать основную идею сочинения в более крупных пропорциях, его игра будет напоминать своего рода музыкальную мешанину.
В каждом сочинении есть определённый структурный план. Прежде всего необходимо его обнаружить, а затем выстраивать композицию в той художественной манере, которая свойственна её автору.
Вы спрашиваете меня: «Каким
образом ученик может сформировать
верное представление о произведении
как едином целом?» Несомненно, наилучший
путь — прослушать его в исполнении
пианиста, чей авторитет как
Талант! Да, это величайшая сила, которая, как ничто другое, проникает во все художественные тайны и вскрывает истину. Талантливый исполнитель как бы интуитивно схватывает мысли, обуревавшие композитора в момент создания сочинения, и, как истинный интерпретатор, передаёт их аудитории в адекватной форме.
Техническое мастерство
Само собой разумеется, что техническое мастерство — дело первостепенной важности для того, кто хотел бы стать первоклассным пианистом. Невозможно представить себе хорошее исполнение, которое не отличалось бы чистой, беглой, отчётливой, гибкой техникой. Технические возможности пианиста должны отвечать художественным требованиям исполняемого произведения. Конечно, могут встретиться отдельные пассажи, которые потребуют специальной работы, но, говоря вообще, техника не имеет ценности в том случае, если руки и мозг не натренированы настолько, чтобы преодолеть основные трудности, встречаемые в новых сочинениях.
В музыкальных школах России
технике уделяют огромное внимание.
Возможно, в этом — одна из причин
столь благосклонного приёма некоторых
русских пианистов в последние
годы. Работа ведущих русских консерваторий
находится почти полностью под
наблюдением Императорского музыкального
общества. Такая система гибка: хотя
все студенты обязаны проходить
один и тот же курс обучения, особое
внимание уделяется индивидуальным
занятиям. Тем не менее, вначале техника
является предметом первостепенным.
В техническом отношении все
учащиеся обязаны достигнуть высокого
профессионального уровня. Никто
не является исключением. Может быть,
читателям журнала «The Etude» будет
интересно узнать кое-что об общем
плане работы русских императорских
школ. Курс обучения длится девять лет.
В течение первых пяти лет учащийся
приобретает большую часть
Лично я считаю, что требование глубоких технических знаний — проблема насущная. Уметь сыграть несколько пьес — не значит овладеть музыкальным профессионализмом. Это похоже на музыкальную табакерку, в запасе у которой только несколько мелодий. Понимание студентом техники должно быть всеобъемлющим. Позже ученику дают технически более трудные упражнения, к примеру — Таузига. Черни тоже совершенно заслуженно пользуется популярностью. Менее известны этюды Гензельта, несмотря на его долгую работу в России. Вместе с тем они так прекрасны, что их следовало бы поставить рядом с такими пьесами, как этюды Шопена.
Правильная фразировка
Художественная интерпретация невозможна, если учащемуся не известны правила, составляющие основу для очень важной области, фразировки. К сожалению, в этом отношении многие издания несовершенны. Некоторые из знаков фразировки используются неверно. Следовательно, единственно безопасный путь — взяться за специальное изучение этой важной сферы музыкального искусства. В старое время знаками фразировки пользовались мало. Бах расставлял их чрезвычайно скупо. Тогда в этом не было необходимости, так как каждый музыкант, играя, мог сам установить границы фразы. Но знание способов определения фраз ни в коей мере не является единственно необходимым. Столь же важно и мастерство их исполнения. В сознании художника должно родиться подлинное чувство музыки, иначе все знания фразировки, которыми он обладает, окажутся бесполезными.
Определение темпа
Если исполнение фраз полностью
зависит от чувства музыки, или
чувствования интерпретатора, то определение
темпа требует ничуть не меньшего
музыкального дарования. Хотя сейчас во
многих случаях темп того или иного
сочинения указывается
Самобытность исполнения
Очень многие студенты понимают,
что в исполнительстве
Информация о работе С.В. Рахманинов: фортепианное творчество