Вокально - хоровая работа сдетьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Файлы: 1 файл

Вся Курсовая.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

Выразительное, эмоционально яркое произнесение текстов повышает речевую культуру детей. Элементы движений, включаемые в исполнение упражнений, песен, музыкальных спектаклей развивают необходимую координацию движений.

Включение детей в творческий процесс на занятиях коллектива происходит постепенно. Этому весьма способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержке в коллективе творческого настроя.

Образовательной целью педагогической поддержки является:

  • формирование позитивных мотиваций к здоровому образу жизни;
  • создание условий для личностного развития средствами вокально-хорового искусства;
  • совершенствование умений и формирование навыков: естественного свободного пения на опорном дыхании в высокой певческой позиции, навык чистой и безупречно окрашенной интонации, умение передать стилевые признаки и элементы выразительности певческой культуры.

Воспитательной целью психолого-педагогической поддержки являются:

  • создание условий для развития творческого потенциала учащихся;
  • создание внутри себя соответствующей духовно-нравственной атмосферы;
  • передача художественного воплощения песен сценическим действием, пластикой движения, хореографией, усиливающим музыкальную драматургию;
  • создание базы для понимания высоких образцов классической и народной музыки мировой музыкальной культуры.

Развивающей целью психолого-педагогической поддержки является:

  • поиск обоснованного сценического решения;
  • выработка стереотипа музыкально-образного мышления музыкальными звуками;
  • побуждение к пытливости;
  • побуждение к поиску тех психологических составляющих, акцентов, которые определяют атмосферу и микроклимат в коллективной музыкальной деятельности. [15, с.174]

Важным в психолого-педагогической поддержке являются воспитание чувства коллективизма, сотворчества, умение слушать и слышать другого для достижения хорошего ансамблевого строя, воспитание культуры выступления (поведение на сцене и за кулисами, эмоциональная искренность в передаче музыкального образа, общение со слушателями)

Различаются следующие виды педагогической поддержки: психологическая, социальная и медицинская.

Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, самообразовании, общении, образе жизни.

Задача руководителя хорового коллектива – поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае. Для этого руководитель помогает обучающимся сформулировать проблему самому, т.е. проговорить вслух то, о чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится и почему именно сейчас, а не раньше потребовалось разрешение этой проблемы. Важность этой задачи основывается на данных психолого-педагогических исследований, которые установили, что словесное оформление постановки проблемы ребенком обеспечивает более успешное ее разрешение по сравнению с теми случаями, когда педагог сам формулирует проблему ребенка. И здесь важно исключать педагогическое давление, не давать свои установки.

Чтобы оказать помощь и педагогическую поддержку обучающемуся, сначала выявляется тип затруднения с классным руководителем, учителями-предметниками, родителями, одноклассниками и самим ребенком.

В беседе с учителями выясняются индивидуальные особенности ребенка, выявляются методы и пути решения возникших проблем.

После этого определяются содержание и формы педагогической поддержки. В ансамбли включены в основном дети с хорошими музыкальными данными, но в них не закрыта дорога и детям с не очень развитыми музыкальными способностями. Даже с сольными номерами могут выступать дети с очень скромными музыкальными данными, так как любые, даже очень слабые музыкальные способности могут активно развиваться при условии большой заинтересованности трех сторон: ребенка, педагога, и родителей. Тем более что на кружковых занятиях не выставляются отметки. На первый план выступает оценка потенциальных возможностей ребенка, что дает возможность ему оставаться в атмосфере познания и что юные годы он проведет не на улице, совершая асоциальные поступки, а в творческом, духовном общении с педагогами, товарищами, в общении с высокой музыкальной культурой.

Основными принципами педагогической оценки являются:

    • недопустимость сравнения ребенка с другими детьми;
    • перевод негативных проявлений в позитивные;
    • сохранение достоинств ребенка с одновременной коррекцией его поведения для ограждения достоинств педагога;
    • принятие ребенка таким, каков он есть;

Правильную ценностную ориентацию школьников в огромном потоке музыкальной информации обеспечивает выбор репертуара, в котором учитывается художественная ценность произведения, базирующаяся на позитивных музыкальных представлениях. Необходимо учитывать степень трудности произведения, её соответствие квалификации коллектива, возможности диапазона хористов младшего школьного возраста. [20, с.68]

Чтобы оказать педагогическую поддержку в этом выборе необходимо решить следующие задачи:

    • выявить особенности интонирования;
    • определить на основе ладогармонического анализа наиболее сложные в интонационном отношении моменты, с учетом закономерностей мелодического и гармонического строя;
    • находить способы преодоления интонационных трудностей;
    • учитывать особенности произношения литературного текста; его вокальность, а также безтекстового пения;
    • постановка дыхания (по фразам и цепного);
    • характеристика приемов звуковедения (легато, нон легато, маркатто);
    • разработка исполнительского плана на основе литературно-музыкального и хорового анализа;
    • установить темповый план в соответствии с характером проведения и его частей;
    • выявить специфические исполнительские трудности;
    • определить характерного для данного произведения основной исполнительский принцип;
    • определить общие и частные динамические и смысловые кульминации;
    • определить наиболее важные и трудные моменты, методы эффективной работы над ними;

Руководителю вокально-хорового хорового коллектива следует помнить: важно не только что поют, но и как поют.

Основными направлениями в педагогической работе руководителя хорового коллектива являются:

    • развитие культуры мировосприятия;
    • способность выразить свое артистическое увлечение;
    • проникновение в душевные глубины народа;
    • образно-игровое видение;
    • стремление детей к импровизации и совместному творчеству;
    • создание ситуаций успеха;

Чтобы работа в этих направлениях была успешной, необходимо посещать уроки учителей предметников, работать в тесном контакте с психологом и наблюдать за детьми, так же выработать с коллегами совместную политику и тактику помощи со стороны семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ В РАБОТЕ С МЛАДШИМ ХОРОМ

 

2.1. Начальный этап  работы с младшими школьниками

 

Младший хор, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном (до первой октавы – ре, ми-бемоль второй октавы). Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача – добиться унисонного звучания хора.

Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию – широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.

Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно – петь по нотам, и не так уж трудно».

Нами обязательно учитываются и особенности возраста детей, которые отмечались нами в первой главе нашего исследования. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив – это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом – сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требованиям:

1) носить воспитательный характер,

2) быть высокохудожественным,

3) соответствовать возрасту и пониманию детей,

4) соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива,

5) быть разнообразным по характеру, содержанию

6) каждое произведение должно  двигать хор вперёд в приобретение  тех или иных навыков, или закреплять  их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

 

2.2. Формы и методы  развития вокально-хоровых навыков

 

Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, которые даются в определённой последовательности, по линии постепенного усложнения заданий.

Хоровое пение требует овладения целым комплексом художественно-технических приёмов. Правильный подбор упражнений помогает выработать каждый певческий навык в отдельности, а также закрепить комплекс навыков в совокупности. Упражнения не могут сводиться к работе над отдельными навыками, так как при этом будет отсутствовать необходимая связь и координация между ними.

Выработка вокально-хоровых навыков в процессе упражнений основывается на следующих методических принципах:

- поддержание у детей интереса, активности и эмоционального  тонуса в процессе упражнений, что достигается разнообразием  как самих упражнений, так и  методических приёмов;

Информация о работе Вокально - хоровая работа сдетьми младшего школьного возраста