Вокально - хоровая работа сдетьми младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Файлы: 1 файл

Вся Курсовая.docx

— 49.50 Кб (Скачать файл)

- развитие слуха учащихся (воспитание  слухового контроля, умения оценить  правильность выполнения каждого  вокально-технического задания);

- пение упражнений без сопровождения, что способствует успешному воспитанию  вокального слуха учащихся и  выработке чистоты интонации;

- связь вокальных упражнений  с музыкальной грамотой, что достигается  разучиванием и пением этих  упражнений по нотам;

- личный показ и объяснения  педагога в процессе упражнений, демонстрация фотографий и плакатов, отражающих правильные и неправильные  приёмы голосообразования, с соответствующими  пояснениями;

- сознательное овладение навыками, то есть понимание детьми правил  и способов выполнения упражнений;

- сочетание в процессе вокально-хоровых  упражнений коллективного пения  с индивидуальным опросом отдельных  учеников.

В практике существуют две группы музыкально-певческих упражнений.

Первая группа – это те упражнения, которые последовательно и в определенной системе осуществляют накопление вокально-хоровых навыков. Они не связаны с изучаемым певческим материалом. В таких упражнениях постепенно формируются навыки широкого дыхания, чистого унисона, протяжного, напевного звука, точного интонирования тона и полутона и т. д.

Учителя музыки и хормейстеры составляют специальные попевки-упражнения, учитывая особенности своих классов или коллективов. При этом важно помнить, что обязательными компонентами упражнений должны быть: повторность, определенная организация и целенаправленность на улучшение качества голосообразования. Сущность вокального упражнения определяют два последних из них. Любое вокальное упражнение превратится в бесполезное повторение, если оно не будет специально организовано в соответствии с конкретно поставленной целью. Так, различные звуки в пределах диапазона можно петь отдельно, бессистемно много раз. Но от этого их звучание не выравнивается, даже если мы поставим перед собой эту цель. Когда же мы отдельные звуки расставим поступенно (по три-пять звуков) и будем специально их петь связно, напевно на какой-либо слог, то есть специально организуем повторение всех звуков в задуманной последовательности, такие упражнения будут способствовать выравниванию звучания голоса» [16, с.21].

1. Упражнения должны быть простыми  по мелодическому и ритмическому  рисунку, легко запоминаться.

2. Пение не может совсем не  выражать никаких эмоций, поэтому  даже при пении упражнений  необходимо стремиться к определенной  эмоциональной окраске голоса. Пение  лучше ассоциировать с радостным  настроением, поэтому упражнения  чаще даются в мажоре.

3. В начале обучения упражнения  исполняются в спокойном, медленном  темпе, в дальнейшем темп может  меняться в зависимости от  методических целей. При развитии  подвижности голоса, по мере освоения  навыков, темп упражнения убыстряется.

4. Упражнения обычно располагаются  в виде модулирующей секвенции  по полутонам вверх и вниз.

5. В начале обучения при введении  нового упражнения его мелодию  можно поддерживать аккомпанементом. Как только интонация у учеников  станет устойчивой, необходимо оставлять  одну гармоническую поддержку. Далее очень полезно для выработки четкой координации между слухом и голосом, для закрепления и совершенствования вокальных навыков петь упражнения без сопровождения инструмента с предварительной ладовой настройкой.

6. Начальные упражнения на центральном  участке диапазона должны петься  ровным по силе звуком mf. Пение упражнений следует начинать с наиболее естественно, красиво и без напряжения звучащих нот в диапазоне певца, так называемых примарных звуков. Обычно это ноты в среднем отделе диапазона детских голосов (фа1 - ля1, си1); постепенно объем звуков увеличивается до всего диапазона голоса. Крайние, предельные звуки диапазона вовлекаются только на более поздних этапах обучения, их лучше у детей не касаться. Формирование крайних нижних и верхних звуков может идти только на базе хорошо звучащей середины, поэтому, прежде всего, укрепляется средний участок диапазона.

Важная роль в таких упражнениях принадлежит определенной системе: от элементарного овладения основными вокально-хоровыми навыками к их более тонким проявлениям.

Вторая группа упражнений составляется из трудных фрагментов разучиваемых вокально-хоровых произведений. Такие упражнения предшествуют разучиванию и имеют достаточно узкую задачу: подготовить учеников к усвоению нового наиболее сложного материала в песне. Этот вид упражнений представляет собой отдельные фразы из песен, заключающие в себе определённые трудности. Отрывки из песен выделяются для специальной работы и поются на слоги, на отдельные гласные, а также различными другими приёмами, используемыми в зависимости от трудностей той или иной фразы (высокая тесситура, трудный текст).

Важно, чтобы у учащихся воспитывалось сознательное отношение ко всем упражнениям.

В процессе сложной и кропотливой вокально-хоровой работы у учащихся с 1 по 4 классы:

- вырабатываются навыки певческого  дыхания в связи с воспитанием  напевности и лёгкости звучания  детского голоса;

- вырабатываются навыки отчётливой  артикуляции звуков;

- идёт работа над унисоном;

- происходит обучение плавному  и отрывистому характеру звуковедения;

- выравнивается звучание голоса  на всём диапазоне путём округления  гласных;

- идёт обучение распеву одного  гласного на двух или нескольких  звуках;

- вырабатываются навыки двухголосного  пения.

Таким образом, современные подходы к формированию вокально-хоровых навыков требуют применения комплекса методических приёмов и упражнений, применяемых на уроках музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Воспитательные и организационные возможности хоровой музыки огромны. Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, церковную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения, развивают певческие навыки: учатся естественно и правдиво передавать в звуке тончайшие оттенки человеческого настроения, что является высшей трудностью и высшей степенью вокального мастерства; развивают музыкальный слух, чувство ритма, память, дикцию и культуру речи.

В применении к детской психологии, к детям значение хорового пения как фактор воспитывающего, поднимающего уровень всех их занятий, возрастает неимоверно. В отличие от взрослых, умудренных жизненным опытом, воспринимающих искусство не только эмоционально, но и на основе своего жизненного опыта, дети, с самых ранних лет входящие в мир искусства, впитывает эстетические впечатления одновременно с восприятием окружающего мира. Дети, поющие в хорошем хоре, где ставятся определенные художественно – исполнительские задачи, выполняют их параллельно с выполнением пусть маленьких, но для них очень важных «детских» жизненных задач.

Хоровое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что чувства, идеи, заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой людей.

Осознание детьми того, что когда они поют вместе, дружно, то получается хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая хором, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения оказывает на юных певцов колоссальное воздействие.

В ходе выполнения курсовой работы были получены следующие результаты.

Показана актуальность развития вокально-хоровых навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи.

Коллективный характер обучения пению в школе больших групп учащихся с разными музыкальными способностями, специфические приёмы обучения хоровому пению, особенности организации обучения детей в общеобразовательной школе привели к необходимости разработки специальных методических приёмов для обеспечения эффективности воспитания вокально-хоровых навыков в системе урочных занятий.

Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а коллективное пение – это прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших человеческих качеств. В школьных хорах дети приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод: важнейшей задачей современной музыкальной педагогики является создание новой стройной системы, позволяющей сделать процесс музыкально-хорового образования на базе музыкальной школы целенаправленным и последовательным.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Просвещение, 2000. – 235 с.
  2. Апраксина О. А. Музыкально воспитание в школе. - Вып.12.– М., 1977. – 304 с.
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. М.:Музыка, 1982.- 150с.
  4. Баранов Б.В. Курс хороведения. М, 1991. – 267 с.
  5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. С-П.: Музыка, 2000. – 378 с.
  6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973. - С. 66-97.
  7. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в

начальных классах. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 14.- М., 1989. – 187 с.

  1. Детский голос. / Под ред. В.Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. – 336 с.
  2. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989. – 367 с.
  1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. М.: Владос, 2003. – 272 с.

  1. Жданова Т. А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре / Т. А. Жданова. Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. – 267 с.
  2. Из истории музыкального воспитания. /Авт.-сост. Апраксина О.А. М.: Просвещение, 1990. – 407 с.
  3. Левандовская Л. Музыка для 1-го класса. М.: Музыка, 1975. – 255 с.
  4. Медушевский В. В. Дух музыки и дух музыкального воспитания /В. В. Медушевский. Искусство в школе. – 1995. – №.2. – 304 с.
  5. Общая психология. М., Просвещение, 1970. - 476 с.
  6. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором. М.: Академия, 2003. – 192 с.
  7. Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - С. 76-81
  8. Стулова Г.Г. Хоровой класс. М.: Просвещение, 1988. – 363 с.
  9. Суханова М. Педагогика как наука и искусство воспитания. М.: МГУК, 1997
  10. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа. / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. – М., 1982. – 289 с.
  11. Урбанович Г. Певческий голос учителя. / В сборнике «Музыкальное воспитание в школе». Авт-сост. О. А. Апраксина. - Вып.14. – М.,1978. – 276с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Вокально - хоровая работа сдетьми младшего школьного возраста