Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад

Описание работы

Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Файлы: 1 файл

развитие фонем слуха школа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

     Встречается типичный  недостаток в дикции, как невнятное  произношение слов, чрезвычайно вялая работа артикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве звука, который становиться тусклым, дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Учитель должен выяснить дефекты, если таковы есть, у каждого ребенка и индивидуально работать над устранением их.

     Вокальные упражнения  следует тщательно  подбирать, чтобы  они были разнообразны  по музыкальному материалу; работа над ними должна приносить не только техническую пользу ребенку, но и побуждать интерес к пению.

    Эти упражнения  могут быть самыми  разнообразными и  преследовать  многообразные  цели: развивать голос,  расширять его  диапазон, укреплять дыхание, настраивать ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, помогать ребенку овладеть техническими приемами выразительного исполнения, словом, развивать фонематический слух.

    Начинать надо  с простейших, развивающих  элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой, темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются.

    Никогда не надо  начинать упражнения  с громкого пения.  Гораздо полезнее  отрабатывать верный  механизм голосообразования на малом звуке и свободном, эластичном дыхании. Петь следует мягко, легко, без силы, давая внутреннюю свободу дыханию.

    Учитель должен  иметь запас вокально  – хоровых упражнений, пополнять его  новыми интересными  примерами (из  конкретных произведений, заимствовать у коллег, черпать из публикующейся методической литературы, сочинять собственные упражнения – задания).

     Из всего выше  сказанного следует  сделать вывод,  что упражнения  должны  использоваться  не бессистемно,  а в определенном  порядке, предлагая постепенность и разносторонность развития голоса и слуха.

    Таким образом,  с помощью вокальных  упражнений мы  будем развивать  фонематический слух  у младших школьников.

    Роль вокальных  упражнений для  развития фонематического  слуха огромна и поможет выработать координированное движение органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции, поможет снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции при правильном и регулярном выполнении речевой гимнастики.

     Причиной недоразвития  фонематического слуха является недостаточное развитие артикуляционного аппарата, в результате чего, произносится не точный, искаженный звук, а так же недостаточное раскрытие ротовой полости, в результате чего, заглушаются произносимые звуки.

    Для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс вокальных упражнений выполняющих роль речевой гимнастики, а  речевая гимнастика будет способствовать развитию фонематического слуха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 КОМПЛЕКС  ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ НАПРАВЛЕННЫХ  НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

     В своей работе мы используем комплекс упражнений, которые направлены на развитие фонематического слуха и используются для разогрева мышц лица и артикуляционного аппарата, челюсти, а так же для хорошего раскрытия речевого аппарата, а так же направлены на развитие речевого дыхания, голоса, дикции.

     Формирование  фонематического слуха поможет  сделать речь младшего школьника: 

  • ясной, доступной слушателю;
  • выразительной, речь ребенка будет яркая, красивая, убедительная;
  • правильной – ее соответствие литературной норме.

Обучающиеся должны знать:

  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
  • различать гласные и согласные звуки и буквы;
  • правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и др.

Изучив традиционную и коррекционную  программу, пришли к выводу, что для  совершенствования умений и навыков  необходимо использовать разнообразные  методы, формы, приемы работы упражнений и заданий.

К школьному  возрасту, ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный  словарный запас. Все происходит благодаря хорошей подвижности  и дифференцированной работе органов  артикуляционного аппарата. Это работа трех отделов: дыхательного, гортани, полости рта и носа. Поэтому, чтобы речь младших школьников была грамотная, понятная, не зажатая необходимо развивать артикуляционный аппарат, вследствие чего у детей будет развиваться фонематический слух

     Многие дети не выговаривают, путают, меняют, заменяют буквы, слоги местами, произношение носит нечеткий, смазанный характер. Из – за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков. Для этого мы разработали комплекс вокальных упражнений, которые направлены на развитие фонематического слуха.

     Из опыта учителей, которые видят такую задачу  в 1 классе:

-необходимость исправления недостатков  речевого развития у детей,  пришедших для обучения.

     При решении данной  задачи – исправление недостатков  речевого развития выделяют следующие  направления:

  • воспитание звуковой культуры речи;
  • совершенствование речевого общения;

Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:

  • развитие звукопроизношения;
  • отличное произношение слов и фраз;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • достижение выразительной речи.

Совершенствование речевого общения  возможно через:

  • развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи;
  • пониманию речи окружающих и своей собственной.

     В работе над звукопроизношением  эффективна артикуляционная гимнастика. Специально подобранные упражнения способствуют укреплению мышц органов речи, совершенствуют движение язык, губ. Выполнять речевую гимнастику нужно в течении 3-5 минут, эмоционально, в игровой форме. Идти от простых упражнений к более сложным. Взрослый следит за точностью и правильностью движений.

     Работа над каждым  упражнением идет в определенной  последовательности:

  • рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов («Сказка о великом язычке»);
  • показ упражнений;
  • выполнение упражнения детьми;
  • проверка правильности выполнения, указание на ошибки.

     В работе над дикцией  можно включать такие упражнения  как скороговорки, которые позволят  отработать навыки правильной  и четкой артикуляции, совершенствовать  плавность и темп речи.

     Задание: послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Запомните ее. Теперь повторите ее в быстром темпе.

     Пример: «Белые бараны  били в барабаны».

В нашей практической деятельности, простраивая ход работы, мы руководствовались  такими принципами как:

  • подбираем материал, влияющий на атмосферу на уроке, старались подбирать интересные задания, чтобы все дети принимали активное участие, не боясь сказать что – нибудь, даже если это не верно;
  • давали детям право ошибиться и самим же исправиться;
  • создавали ситуацию успеха, формируя у детей чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радостного настроения

         На протяжении  пяти недель на уроках мы  проводили артикуляционные гимнастики  в начале учебного дня, дыхательные упражнения, упражнения на развитие голоса, дикции, которые влияют на развитие фонематического слуха.

         Вокальные  упражнения мы включали в следующие  уроки: музыка, русский язык, изобразительное  искусство, чтение, математика, внеклассные  и индивидуальные занятия.

Примеры уроков, включающих вокальные  упражнения.

 

Музыка

Тема: «Угадай мой инструмент».

Цель: Познакомить с различными музыкальными инструментами

Задачи: О.- Познакомить с различными музыкальными инструментами

              Р.- развивать фонематический слух, мышление, воображение через вокальные упражнения (см. приложение 2)

                К.- прививать любовь к музыке.

Оборудование: Изображение инструментов: балалайка, бубен, барабан, баян.

 

Музыка

Тема: «Колыбельная песня».

Цель: Познакомить с пением колыбельной песни

Задачи: О.- Познакомить с пением колыбельной песни

              Р.- Развивать речевое дыхание,  внимание через дыхательное упражнение (см. приложение 5)

               К.- Воспитывать интерес к музыке, чистоговоркам.

 

Музыка

Тема: «Колыбельная песня».

Цель: Познакомить с пением колыбельной  песни

Задачи: О.- Познакомить с пением колыбельной песни

              Р.- Развивать речевое дыхание,  внимание через дыхательное упражнение (см. приложение 5)

               К.- Воспитывать интерес к музыке, к чистоговоркам.

 

Музыка

Тема: «Что, как гудит».

Цель: Познакомить с  тем как гудит паровоз и  самолет

Задачи: О.- Познакомить  как гудит паровоз и самолет

Р.- развивать фонематический слух артикуляционный аппарат через  вокальные упражнения (см. приложение 2)

К.- воспитывать интерес  к музыке, муз. упражнениям.

 

Русский язык

Тема: «Прописная буква Я».

Цель: Познакомить с прописной  буквой Я

Задачи: О.- Познакомить с прописной  буквой Я

              Р.- развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение выделять звук «Я» через вокальные упражнения (см. приложение 2)

              К.- воспитывать аккуратность письма.

Оборудование: картинки: ягода, лягушка, мяч, обезьяна, маяк, цыплята.

 

Математика

Тема: « Нумерация в пределах 10».

Цель: Познакомить со счетом в пределах 10

Задачи: О.- Познакомить со счетом в  пределах 10

              Р.- развивать правильное произношение  звуков в слове, умение выделять  его в слове, развитие фонематического  слуха, внимания, мышления, воображения  через вокальные упражнения (см. приложение 1, 2)

              К.- прививать интерес к составлению  задач, любовь к математике.

Оборудование: иллюстрации: хлеб, халат, хлопушка.

 

Чтение

Тема: «Час потехи». 

Цель: Познакомить с творчеством  Б.В. Заходера

Задачи: О.- Познакомить с творчеством Б.В.Заходера

              Р.- развивать фонематический слух  через вокальные упражнения, учить  детей выделять звук из слова  и определять его место в  слове, развивать внимание (см. приложение 2,4).

              К.- воспитывать интерес к чтению, интерес внимательно слушать стихотворение.

 

Изобразительное искусство (внеклассное  мероприятие)

Тема: «Весна».

Цель: Познакомить детей с признаками весны, научить изображать весеннее время года.

Задачи: О.- Познакомить детей со временем года, уметь отличать его  от других времен года, обучение слоговому анализу слов.

               Р.- развивать фонематический слух  через вокальные упражнения, аккуратное  использование красок, воображение,  мышление (см. приложение 2)

               К.- прививать любовь к изобразительному искусству, к времени года – весна.

Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха