Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад
Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Встречается типичный недостаток в дикции, как невнятное произношение слов, чрезвычайно вялая работа артикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве звука, который становиться тусклым, дряблым. Причиной может быть вялость и малоподвижность языка, губ, зажатость нижней челюсти, недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и лица. Учитель должен выяснить дефекты, если таковы есть, у каждого ребенка и индивидуально работать над устранением их.
Вокальные упражнения следует тщательно подбирать, чтобы они были разнообразны по музыкальному материалу; работа над ними должна приносить не только техническую пользу ребенку, но и побуждать интерес к пению.
Эти упражнения могут быть самыми разнообразными и преследовать многообразные цели: развивать голос, расширять его диапазон, укреплять дыхание, настраивать ровность голоса, его подвижность, гибкость, чистоту интонации, помогать ребенку овладеть техническими приемами выразительного исполнения, словом, развивать фонематический слух.
Начинать надо с простейших, развивающих элементарные певческие навыки упражнений, диапазон которых небольшой, темп умеренный, динамика средняя. Постепенно технические задачи упражнений усложняются.
Никогда не надо начинать упражнения с громкого пения. Гораздо полезнее отрабатывать верный механизм голосообразования на малом звуке и свободном, эластичном дыхании. Петь следует мягко, легко, без силы, давая внутреннюю свободу дыханию.
Учитель должен иметь запас вокально – хоровых упражнений, пополнять его новыми интересными примерами (из конкретных произведений, заимствовать у коллег, черпать из публикующейся методической литературы, сочинять собственные упражнения – задания).
Из всего выше сказанного следует сделать вывод, что упражнения должны использоваться не бессистемно, а в определенном порядке, предлагая постепенность и разносторонность развития голоса и слуха.
Таким образом, с помощью вокальных упражнений мы будем развивать фонематический слух у младших школьников.
Роль вокальных упражнений для развития фонематического слуха огромна и поможет выработать координированное движение органов речи: развитию речевого дыхания, голоса, дикции, поможет снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции при правильном и регулярном выполнении речевой гимнастики.
Причиной недоразвития фонематического слуха является недостаточное развитие артикуляционного аппарата, в результате чего, произносится не точный, искаженный звук, а так же недостаточное раскрытие ротовой полости, в результате чего, заглушаются произносимые звуки.
Для решения данной проблемы необходимо разработать комплекс вокальных упражнений выполняющих роль речевой гимнастики, а речевая гимнастика будет способствовать развитию фонематического слуха.
КОМПЛЕКС
ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ
В своей работе мы используем комплекс упражнений, которые направлены на развитие фонематического слуха и используются для разогрева мышц лица и артикуляционного аппарата, челюсти, а так же для хорошего раскрытия речевого аппарата, а так же направлены на развитие речевого дыхания, голоса, дикции.
Формирование
фонематического слуха поможет
сделать речь младшего
Обучающиеся должны знать:
Изучив традиционную и коррекционную программу, пришли к выводу, что для совершенствования умений и навыков необходимо использовать разнообразные методы, формы, приемы работы упражнений и заданий.
К школьному возрасту, ребенок обычно хорошо произносит все звуки, имеет достаточный словарный запас. Все происходит благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Это работа трех отделов: дыхательного, гортани, полости рта и носа. Поэтому, чтобы речь младших школьников была грамотная, понятная, не зажатая необходимо развивать артикуляционный аппарат, вследствие чего у детей будет развиваться фонематический слух
Многие дети не выговаривают, путают, меняют, заменяют буквы, слоги местами, произношение носит нечеткий, смазанный характер. Из – за этого ребенку трудно адаптироваться в классе, активно общаться, свободно и уверенно чувствовать себя в школе. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, нужно помочь ему освоить правильное произношение звуков. Для этого мы разработали комплекс вокальных упражнений, которые направлены на развитие фонематического слуха.
Из опыта учителей, которые видят такую задачу в 1 классе:
-необходимость исправления
При решении данной
задачи – исправление
Воспитание звуковой культуры речи включает в себя:
Совершенствование речевого общения возможно через:
В работе над
Работа над каждым
упражнением идет в
В работе над дикцией
можно включать такие
Задание: послушайте и повторите отчетливо скороговорку сначала в медленном темпе. Запомните ее. Теперь повторите ее в быстром темпе.
Пример: «Белые бараны били в барабаны».
В нашей практической деятельности, простраивая ход работы, мы руководствовались такими принципами как:
На протяжении
пяти недель на уроках мы
проводили артикуляционные
Вокальные
упражнения мы включали в
Примеры уроков, включающих вокальные упражнения.
Музыка
Тема: «Угадай мой инструмент».
Цель: Познакомить с различными музыкальными инструментами
Задачи: О.- Познакомить с различными музыкальными инструментами
Р.- развивать фонематический слух, мышление, воображение через вокальные упражнения (см. приложение 2)
К.- прививать любовь к музыке.
Оборудование: Изображение инструментов: балалайка, бубен, барабан, баян.
Музыка
Тема: «Колыбельная песня».
Цель: Познакомить с пением колыбельной песни
Задачи: О.- Познакомить с пением колыбельной песни
Р.- Развивать речевое дыхание,
внимание через дыхательное
К.- Воспитывать интерес к музыке, чистоговоркам.
Музыка
Тема: «Колыбельная песня».
Цель: Познакомить с пением колыбельной песни
Задачи: О.- Познакомить с пением колыбельной песни
Р.- Развивать речевое дыхание,
внимание через дыхательное
К.- Воспитывать интерес к музыке, к чистоговоркам.
Музыка
Тема: «Что, как гудит».
Цель: Познакомить с тем как гудит паровоз и самолет
Задачи: О.- Познакомить как гудит паровоз и самолет
Р.- развивать фонематический слух артикуляционный аппарат через вокальные упражнения (см. приложение 2)
К.- воспитывать интерес к музыке, муз. упражнениям.
Русский язык
Тема: «Прописная буква Я».
Цель: Познакомить с прописной буквой Я
Задачи: О.- Познакомить с прописной буквой Я
Р.- развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение выделять звук «Я» через вокальные упражнения (см. приложение 2)
К.- воспитывать аккуратность
Оборудование: картинки: ягода, лягушка, мяч, обезьяна, маяк, цыплята.
Математика
Тема: « Нумерация в пределах 10».
Цель: Познакомить со счетом в пределах 10
Задачи: О.- Познакомить со счетом в пределах 10
Р.- развивать правильное
К.- прививать интерес к
Оборудование: иллюстрации: хлеб, халат, хлопушка.
Чтение
Тема: «Час потехи».
Цель: Познакомить с творчеством Б.В. Заходера
Задачи: О.- Познакомить с творчеством Б.В.Заходера
Р.- развивать фонематический слух через вокальные упражнения, учить детей выделять звук из слова и определять его место в слове, развивать внимание (см. приложение 2,4).
К.- воспитывать интерес к чтению, интерес внимательно слушать стихотворение.
Изобразительное искусство (внеклассное мероприятие)
Тема: «Весна».
Цель: Познакомить детей с признаками весны, научить изображать весеннее время года.
Задачи: О.- Познакомить детей со временем года, уметь отличать его от других времен года, обучение слоговому анализу слов.
Р.- развивать фонематический слух через вокальные упражнения, аккуратное использование красок, воображение, мышление (см. приложение 2)
К.- прививать любовь к
Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха