Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад
Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.
Оборудование: Иллюстрации весны Левитан И.И. «Март», « Весна – большая вода», Бялыницкий – Бируля «Весна идет».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Вокальные упражнения
Развитие артикуляционного аппарата
Артикуляционная гимнастика
Четыре раза слегка прикусите
зубами кончик языка.
Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.
Покусывайте язык попеременно правым и левыми боковыми зубами, как бы жуя его.
Сделайте
языком круговое движение
Покусывайте
нижнюю губу, верхнюю губу, втяните
щеки и закусите боковыми
Пройдите по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей.
Интонационно – фонетические упражнения
Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперед – вниз, губы расслаблены, пальцы рук проверьте мягкость губной коммисуры, проткнув щеки, то есть, поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подтянуты, общее положение лица – испуганное. Для детей это упражнение называется «страшная сказка», так как последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы.
Последовательность гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ, Ы, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ».
Произносить гласные нужно без видимых движений губ и челюсти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие голоса
Попрашайка
Цель: развитие голоса
Ходит, ходит Попрошайка
Просит, просит, Попрошайка
Дайте, дайте Попрошайке
Все, что просит Попрошайка.
«Уточка».
Цель: развитие голоса
Названа так по сходству вытянутых вперед губ с утиным клювом. Челюсть выходит вперед так, чтобы нижние зубы находились перед верхом, губы вытягиваются вперед как на гласном «У», но при этом выворачивается наружу, чтобы были видны зубы. В таком положении используются упражнения программы идентичные предыдущему. Контролировать необходимо четкое срабатывание регистрового порога и неподвижность губ и челюсти при артикуляции гласных. Приемы действуют те же.
Сочетание
хорового повторения с
Цель: развитие голоса
Учитель говорит: « У – у – у – сигналит паровоз. Как он сигналит? Скажите хором. А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин… Наташин… Далеко паровоз приближается к нам… Он совсем близко от нас.… А Катин паровозик еще далеко… Митин паровоз совсем близко… Димин паровоз гудит басовито. У Настенькиного паровозика тоненький голосок…»
Использование дидактических игр « Заводные игрушки»
Цель: развитие голоса
Дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Учитель «заводит» белочку – ребенка «ключиком», и он произносит те звуки, которые произносит белка.
Использование песенок (гласные и свистящие звуки) с различной силой голоса
Цель: развитие голоса
Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басовито, а игрушечного – в более высокой тональности (тоненько).
Произношение согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х. А так же хором и по одному дети проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пии – пии, колокольчик – динь – дон, курица – ко – ко – ко), формирование темпа речи, на формирование интонационной выразительности речи (квох – квох – квох - негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах – куд – кудах – громко квохчет, чем – то встревоженная).
Использование стихотворных строк из программных произведений
Цель: развитие голоса
Учитель напоминает отрывок, затем 2 – 3 раза повторяет его с детьми. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети, пекут оладушки и приговаривают: «Ой, ладушки – ладушки, Испечем оладушки» ( закрепление звука а), на закрепление звука с – целесообразно исполнять народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х – стихотворение «Веселое лето» В.Берестова.
Повторение детьми слов из текста, который рассказывает педагог
Цель: развитие голоса
Закрепляя произношение звука п, учитель
знакомит» детей с тремя
Воспитание слухового
Цель: развитие голоса, дикции.
«Кто – то подошел к Насте, остановился за ее стулом и запел: «Поиграй со мной, Настенька. Ква – ква – ква». Кто пришел поиграть с тобой, Настя?»
Голосовые упражнения
Цель: развитие голоса
Машина долго гудит – би – и – и – и.
Девочка долго плачет – а – а – а.
Длительное звучание гласных постепенно увеличивается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Развитие артикуляционной моторики
Описание. Педагог: «Посмотрите, как мальчик чистит зубы. Мы сейчас с вами тоже почистим зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я. А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей.
Цель: Активизация кончика языка. Подготовка к произношению звука ш.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь пряма вверх.
Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.
Описание. Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит: «Мы в лес пойдем,
Грибов найдем,
Ребят мы громко позовем: «Ау! Ау! Ау!»
Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Вторая группа после этого говорит очень тихо «Ау! Ау! Ау!». Потом меняются ролями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Развитие речевого дыхания
«Волшебный кубик»
Цель: развивать речевое дыхание, темп речи, интонационную выразительность.
На гранях кубика (размер 10 – 15 сантиметров) наклеены картинки: паровоз, пароход, жеребенок и другие. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - говорят дети, в то время как учитель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а они хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (на картинке самолет – ввв, водопроводный кран – ссс, комар – ззз).
Исполнение детьми «длинных песенок»
Цель: развивать речевое дыхание
Отрабатывая произношение гласных или некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку длительно (в течении 2 –3 секунд) произносить звук на одном выдохе.
Можно использовать прием, рекомендованный М.Генинг и Н.Герман, - «Вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо следить, чтобы дети не опускали голову, когда «вытягивают ниточку».
Исполнение детьми «длинных песенок»
Цель: развивать речевое дыхание
Отрабатывая произношение гласных или некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку длительно (в течении 2 –3 секунд) произносить звук на одном выдохе.
Можно использовать прием, рекомендованный М.Генинг и Н.Герман, - «Вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо следить, чтобы дети не опускали голову, когда «вытягивают ниточку».
Колыбельная
Цель: развитие речевого дыхания
Повторяется 3 – 4 раза, последний раз – совсем тихо.
Баю – баю – баю – Катеньку качаю,
Баб – баю – баю – глазки
закрываю,
баю – бай, баю – бай – ты собаченька не
лай,
лю – ли, лю – ли, лю – ли – куколки уснули.
Дыхательные упражнения
Цель: развитие дыхания
Детям нужно поддувать подвешенные полоски папирусной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в воде.
При слабом выдохе они мало колеблются, при сильном – отклоняются от вертикальной оси.
Цель: Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование: два кружка для ребенка ( красный и белый ).
Описание. Педагог предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок должен поднять красный кружок, если нет – поднимает белый кружок.
Цель: Нахождение места звука в слове.
Оборудование: Полоска из цветного картона, разделенная на 3 части яркими линиями, фишка ( флажок или кружок ).
Описание. Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове. В зависимости от того, слышится ли звук в начале слова, в конце или середине, фишка ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться одной полоской большого формата.
Сначала дети определяют место звука только в начале, затем в конце слова. И лишь когда они все это усвоят, можно взять слова, в которых заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласные должны быть ударными (аист, река, мак ).
Цель: Нахождение звука в названиях предметов по картине.
Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.
Описание. Педагог показывает детям картину, например, «Огород». После рассматривания картины педагог предлагает рассматривать, что собирают дети на огороде. Затем перед детьми ставится задача сказать, в названии каких предметов имеется звук р ( звук с ).
Цель: активизация словарного запаса, автоматизация отдельных звуков.
Оборудование: Металлические скрепки, небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Скрепки прикрепляются к предметным картинкам.
Описание. Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их. Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука ( например, р ), его место в слове (в начале, конце, середине слова).
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Оборудование: Картинки на определенный звук.
Описание. Педагог: «Сейчас я покажу картинки и назову их, а вы послушайте и отгадайте, какой звук встречается во всех произнесенных мною словах».Затем педагог показывает картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «с». Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.
Цель: Активизация словаря, автоматизация разных звуков.
Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха