Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 19:29, доклад

Описание работы

Проблема развития фонематического слуха в настоящее время актуальна, как для молодого, начинающего педагога так и для опытного учителя. Над ней работают многие педагоги, методисты и психологи.
Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, значение родного языка дается ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда.
Обучение русскому языку должно держаться на трех китах: языкознании, психологии, методике.

Файлы: 1 файл

развитие фонем слуха школа.doc

— 179.00 Кб (Скачать файл)

Оборудование: Иллюстрации весны  Левитан И.И. «Март», « Весна –  большая вода»,  Бялыницкий –  Бируля «Весна идет».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вокальные упражнения

Развитие артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика

            Четыре раза слегка прикусите  зубами кончик языка. Повторите  четыре раза. 

   Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно, кончик языка, и все более далеко отстоящие поверхности.

     Покусывайте  язык попеременно правым и  левыми боковыми зубами, как бы жуя его.

     Сделайте  языком круговое движение между  губами и зубами с закрытым  ртом то же в противоположном  направлении.

     Покусывайте  нижнюю губу, верхнюю губу, втяните  щеки и закусите боковыми зубами  их внутреннюю поверхность.

     Пройдите  по всему лицу от корней  волос на лбу до шеи пальцами  круговым разминающим массажем. Обратите внимание на то, чтобы  пальцы не терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань  относительно лицевых костей.

Интонационно – фонетические упражнения

          Исходное положение: рот открыт движением челюсти вперед – вниз, губы расслаблены, пальцы рук проверьте мягкость губной коммисуры, проткнув щеки, то есть, поставив пальцы так, чтобы ощущать провалы между верхними и нижними боковыми зубами, не давая рту закрыться. В таком положении произнесите гласные тихим низким голосом. Глаза широко раскрыты, брови подтянуты, общее положение лица – испуганное. Для детей это упражнение называется «страшная сказка», так как последовательности гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдофразы.

     Последовательность  гласных: «У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,  Ы, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ».

     Произносить гласные  нужно без видимых движений  губ и челюсти.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развитие голоса

Попрашайка

Цель: развитие голоса

Ходит, ходит Попрошайка

Просит, просит, Попрошайка

Дайте, дайте Попрошайке

Все, что просит Попрошайка.

 

 

«Уточка».

Цель: развитие голоса

     Названа так по  сходству вытянутых вперед губ  с утиным клювом. Челюсть выходит  вперед так, чтобы нижние зубы находились перед верхом, губы вытягиваются вперед как на гласном «У», но при этом выворачивается наружу, чтобы были видны зубы. В таком положении используются упражнения программы идентичные предыдущему. Контролировать  необходимо четкое срабатывание регистрового порога и неподвижность губ и челюсти при артикуляции гласных. Приемы действуют те же.

 

 Сочетание  хорового повторения с индивидуальным (9 – 10 повторений)

Цель: развитие голоса

Учитель говорит: « У – у –  у – сигналит паровоз. Как он сигналит? Скажите хором. А теперь послушаем, как сигналит Олин паровоз… Сашин… Наташин… Далеко паровоз приближается к нам… Он совсем близко от нас.… А Катин паровозик еще далеко… Митин паровоз совсем близко… Димин паровоз гудит басовито. У Настенькиного паровозика тоненький голосок…»

 

Использование дидактических игр  « Заводные игрушки»

Цель: развитие голоса

Дети изображают бельчат (самолеты, комаров, жеребят). Учитель «заводит»  белочку – ребенка «ключиком», и он произносит те звуки, которые  произносит белка.

Использование песенок (гласные и  свистящие звуки) с различной  силой голоса

Цель: развитие голоса

Песенку большого паровоза (парохода) следует петь басовито, а игрушечного  – в более высокой тональности (тоненько).

Произношение согласных звуков м, б, п, н, т, д, к, г, х. А так же хором и по одному дети проговаривают звукоподражания, играя в заводные игрушки (мышата – пии – пии, колокольчик – динь – дон, курица – ко – ко – ко), формирование темпа речи, на формирование интонационной выразительности речи (квох – квох – квох  - негромко квохчет курица, охраняя цыплят, кудах – куд – кудах – громко квохчет, чем – то встревоженная).

Использование стихотворных строк  из программных произведений

Цель: развитие голоса

Учитель напоминает отрывок, затем 2 – 3 раза повторяет его с детьми. Повторение может осуществляться в игровой форме. Например, дети, пекут оладушки и приговаривают: «Ой, ладушки – ладушки, Испечем оладушки» ( закрепление звука а), на закрепление звука с – целесообразно исполнять народную песенку «Гуси вы, гуси», звука х – стихотворение  «Веселое лето» В.Берестова.

Повторение детьми слов из текста, который рассказывает педагог

Цель: развитие голоса

Закрепляя произношение звука п, учитель  знакомит» детей с тремя мышатами (игрушки, картинки). Их имена – Пик, Пак, Пок. Учитель поет или проговаривает песенку мышат, а периодически встречаются в ней имена Пик, Пак, Пок.

 

Воспитание слухового восприятия

Цель: развитие голоса, дикции.

«Кто – то подошел к Насте, остановился за ее стулом и запел: «Поиграй со мной, Настенька. Ква – ква – ква». Кто пришел поиграть с тобой, Настя?»

 

Голосовые упражнения

Цель: развитие голоса

Машина долго гудит – би –  и – и – и.

Девочка долго плачет – а –  а – а.

Длительное звучание гласных постепенно увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Развитие  артикуляционной  моторики

      Почистили зубы
     Цель: Активизация мышц  языка

     Описание. Педагог: «Посмотрите,  как мальчик чистит зубы. Мы  сейчас с вами тоже почистим  зубы, только не щеткой, а языком. Посмотрите, как чищу зубы я.  А теперь все почистим верхние зубы, чтобы они были еще чище. Вот какие чистые зубы стали у всех детей.

Фокус

     Цель: Активизация  кончика языка.  Подготовка к произношению  звука ш.

     Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот,  приблизить широкий  кончик языка к  верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь пряма вверх.

Эхо

     Цель: Активизация  мышц губ и нижней  челюсти. Развитие  силы голоса.

     Описание. Педагог  распределяет детей  на две группы, одна группа говорит: «Мы в лес пойдем,

                  Грибов найдем,

                  Ребят мы громко  позовем: «Ау! Ау! Ау!»

                   Никто не отзывается,

                  Лишь эхо откликается.

     Вторая группа  после этого говорит  очень тихо «Ау!  Ау! Ау!». Потом меняются ролями.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Развитие речевого дыхания

«Волшебный кубик»

Цель: развивать речевое дыхание, темп речи, интонационную выразительность.

На гранях кубика (размер 10 – 15 сантиметров) наклеены картинки: паровоз, пароход, жеребенок  и другие. «Вертись, крутись, на бочок ложись!» - говорят дети, в то время как учитель переворачивает куб с грани на грань. Вниманию детей предлагается одна из картинок, а они хором или индивидуально исполняют соответствующую песенку (на картинке самолет – ввв, водопроводный кран – ссс, комар – ззз).  

 Исполнение детьми «длинных  песенок»

Цель: развивать речевое дыхание

Отрабатывая произношение гласных  или некоторых свистящих (с, з), целесообразно  предлагать ребенку длительно (в  течении 2 –3 секунд) произносить звук на одном выдохе.

Можно использовать прием, рекомендованный  М.Генинг и Н.Герман, - «Вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук  сомкнуты. Ребенок произносит гласный  звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо следить, чтобы дети не опускали голову, когда «вытягивают ниточку».

     Исполнение детьми «длинных песенок»

Цель: развивать речевое дыхание

Отрабатывая произношение гласных  или некоторых свистящих (с, з), целесообразно предлагать ребенку длительно (в течении 2 –3 секунд) произносить звук на одном выдохе.

Можно использовать прием, рекомендованный  М.Генинг и Н.Герман, - «Вытягивание ниточки» (руки впереди на уровне груди, большие и указательные пальцы рук  сомкнуты. Ребенок произносит гласный звук и одновременно разводит руки в стороны, как бы «вытягивая нитку»). Необходимо следить, чтобы дети не опускали голову, когда «вытягивают ниточку».

    Колыбельная

Цель: развитие речевого дыхания

Повторяется 3 – 4 раза, последний раз – совсем тихо.

Баю – баю – баю – Катеньку качаю,

Баб – баю – баю – глазки закрываю, 
баю – бай, баю – бай – ты собаченька не лай, 
лю – ли, лю – ли, лю – ли – куколки уснули.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ5

Дыхательные упражнения

Цель: развитие дыхания

Детям нужно поддувать подвешенные  полоски папирусной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки  в воде.

При слабом выдохе они мало колеблются, при сильном – отклоняются от вертикальной оси.

 

Развитие  фонематического  слуха

Красный - белый

     Цель: Нахождение  звука в словах, воспринятых на  слух.

     Оборудование: два  кружка для ребенка  ( красный и белый  ).

     Описание. Педагог  предлагает ребенку  внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, ребенок должен поднять красный кружок, если нет – поднимает белый кружок.

Где звук?

     Цель: Нахождение  места звука в  слове.

     Оборудование: Полоска  из цветного картона, разделенная на 3 части яркими линиями, фишка ( флажок или кружок ).

     Описание. Педагог  называет слово.  Дети определяют  место заданного  звука в слове.  В зависимости  от того, слышится  ли звук в начале  слова, в конце  или середине, фишка  ставится на первую, последнюю или среднюю часть полоски. Можно ограничиться одной полоской большого формата.

     Сначала  дети определяют  место звука только  в начале, затем  в конце слова.  И лишь когда  они все это  усвоят, можно взять  слова, в которых  заданный звук в середине слова. Если заданный звук гласный, то подбираются слова с дополнительным условием: гласные должны быть ударными (аист, река, мак ).

Кто больше?

     Цель: Нахождение  звука в названиях  предметов по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

     Описание. Педагог  показывает детям  картину, например, «Огород». После рассматривания  картины педагог  предлагает рассматривать,  что собирают дети  на огороде. Затем  перед детьми ставится  задача сказать,  в названии каких предметов имеется звук р ( звук с ).

Поймай  рыбку

     Цель: активизация  словарного запаса, автоматизация отдельных  звуков.

     Оборудование: Металлические  скрепки, небольшие  предметные картинки, коробка и удочка  с магнитом. Скрепки  прикрепляются к предметным картинкам.

     Описание. Дети по  очереди вылавливают  удочкой различные  предметы. Называют  их. Определяют наличие  или отсутствие  в названии необходимого  звука ( например, р ), его место в слове (в начале, конце, середине слова).

Кто внимательнее?

     Цель: Активизация  словаря, автоматизация  разных звуков.

     Оборудование: Картинки  на определенный звук.

     Описание. Педагог:  «Сейчас я покажу  картинки и назову  их, а вы послушайте  и отгадайте, какой  звук встречается  во всех произнесенных мною словах».Затем педагог показывает картинки, которые начинаются, например, со звука с: санки, стакан, сумка, слон, скамейка. Дети говорят: «с». Педагог: «Правильно, все эти слова начинаются со звука с. Назовите мне их». Дети вспоминают и называют их. А потом они сами должны придумать слова с этим звуком.

Кто больше слов придумает?

      Цель: Активизация  словаря, автоматизация  разных звуков.

Информация о работе Вокальные упражнения как средство развития фонематического слуха