Жанры в музыкальном фольклоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:41, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо определить для себя, что же такое культура. В научной литературе она всегда противопоставляется природе. Все, что создано человеком в материальной и в духовной сфере, относится к области культуры. Если народная материальная культура включает в себя комплекс вещей (предметы обихода, орудия труда, жилище, мебель, одежду, даже музыкальные инструменты), которыми человек так или иначе пользуется в жизни, то народная духовная культура охватывает всю систему воззрений данного этноса на природу и человека. Она находит свое отражение в календарных и семейных обрядах, играх и развлечениях, песнях, сказках и многом другом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Фольклор как часть традиционной культуры
1.1 Понятие – культура и её функции
1.2 Традиционная народная культура и фольклор
1.3 Фольклор как особый вид искусства
2.1 Жанры в музыкальном фольклоре
2.2 Фольклоризм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по фольклору.docx

— 49.80 Кб (Скачать файл)

План

Введение

Глава 1. Фольклор как часть традиционной культуры

1.1 Понятие – культура и её функции

1.2 Традиционная народная культура и фольклор

1.3 Фольклор как особый вид искусства

2.1 Жанры в музыкальном фольклоре

2.2 Фольклоризм

Заключение

Литература

 

 

Введение

 

Именно в традиционной культуре специалисты разных областей знания ищут пути воссоздания целостного представления о вселенной и человеке, восстановления гармоничных отношений между людьми и природой, а также достижения психологического и душевного равновесия в современном обществе.

Прежде всего, необходимо определить для себя, что же такое культура. В научной литературе она всегда противопоставляется природе. Все, что создано человеком в материальной и в духовной сфере, относится к области культуры. Если народная материальная культура включает в себя комплекс вещей (предметы обихода, орудия труда, жилище, мебель, одежду, даже музыкальные инструменты), которыми человек так или иначе пользуется в жизни, то народная духовная культура охватывает всю систему воззрений данного этноса на природу и человека. Она находит свое отражение в календарных и семейных обрядах, играх и развлечениях, песнях, сказках и многом другом.

 

Глава 1. Фольклор как часть традиционной культуры

 

    1. Понятие – культура и её функции

 

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни; культура труда, художественная культура, культура быта. В более узком смысле термин "Культура" относят только к сфере духовной жизни людей.

Культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. Главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человека. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением все новых элементов культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком.

Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, навыки, ритуалы, обряды и т.д., которые образуют коллективный социальный опыт и уклад жизни. Культура при этом действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая передается человеку и значение которой нисколько не меньше биологической наследственности.

Второй функцией культуры, тесно связанной с первой, является познавательная, информационная. 

Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от поколения к поколению. Она выступает как социальная и интеллектуальная память человечества.

Не менее важной является регулятивная, или нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через системы норм, правил и законов морали, а также правил, соблюдение которых составляет необходимые условия для нормального существования общества.

С уже названными тесно переплетается коммуникативная функция, которая осуществляется в первую очередь с помощью языка, являющегося главным средством общения людей. Наряду с естественным языком все области культуры — наука, искусство, техника — обладают своими специфическими языками, без которых невозможно овладение всей культурой в целом. Знание иностранных языков открывает доступ к другим национальным культурам и всей мировой культуре.

Еще одна функция - ценностная, или аксиологическая, — также имеет большое значение. Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное. Критерием таких различий и оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.

Особого выделения заслуживает творческая, инновационная функция культуры, которая находит выражение в создании новых ценностей и знаний, норм и правил, обычаев и традиций, а также в критическом переосмыслении, реформировании и обновлении уже существующей культуры.

Наконец, важное, значение имеет игровая, развлекательная, или компенсаторная функция культуры, которая связана с восстановлением физических и духовных сил человека, проведением досуга, психологической разрядкой и т.д.

Как утверждает В.А. Котеля, культура разделяется на два типа:

1) традиционная - доиндустриальная, бесписьменная, распространяется устно, регулируется традициями, обычаями, обрядами;

2) современного типа, индустриальная, имеет распространенную письменность, регулируется государственными законами, нормами, инструкциями.

 

 

    1. Традиционная народная культура и фольклор

 

Традиционная народная культура – это часть культуры, включающая в себя многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, фольклор, обряды, празднества, костюмы, ремёсла, народную музыку, песню, танец, театр.

Фольклор - «духовная» часть традиционной культуры, включает в себя сферу сознания людей: мысли, чувства, мироотношение, верования; знания, умения, навыки. Фольклор разделяется на жанровые направления или виды: обрядовый, песенный, инструментальный, танцевальный, изобразительный.

Образцы фольклора - песни, обряды, танцы, наигрыши, сказки, поговорки - представляют собой тексты, которые могут быть выражены частично в материальной форме - символическое значение предметов, инструментов, атрибутов обряда, одежды, украшений.

Народное творчество - часть традиционной культуры, которая содержит в себе художественную творческую деятельность, то есть формы народного искусства. Это создание украшений, изделий декоративно-прикладного народного художественного творчества, сюда же относят лучшие образцы фольклора в исполнении талантливых мастеров или профессионалов, например, сказителей, гусляров, пастушеские наигрыши как часть профессионального мастерства пастухов и т.д. В традиционной песенной культуре есть, как ее составная часть, традиционное песенное искусство.

Народная музыка - часть традиционной культуры (фольклора). «Народная музыка (музыкальный фольклор) - вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа; бытует, как правило, в неписьменной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Музыкальные традиции разных общественных формаций исключительно устойчивы, живучи. В каждую историческую эпоху существуют более или менее древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. В совокупности они образуют так называемый традиционный музыкальный фольклор. Основные виды музыкального народного творчества - песни, эпические сказания (русские былины, якутские олонхо), танцевальные мелодии, плясовые припевки (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы)».

Народная музыкальная культура каждой нации (народа) состоит из системы музыкально-фольклорных диалектов и образует при этом музыкально-стилевое целое. В то же время, национальный музыкальный фольклор объединяется, в процессе развития, с другими культурами в более крупные фольклорно-этнографические общности. Например, в Европе: скандинавская, балтская, карпатская, балканская, средиземноморская, и др.

 

 

1.3 Фольклор как особый вид искусства

 

В своих исследованиях Ю.А.Толмачев определил, что фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Его можно рассматривать как праядро художественной культуры, особый пласт в культуре общества. Можно констатировать, что фольклор - это древнейший пласт народной художественной культуры.

В современной литературе распространенной является расширительная трактовка фольклора как совокупности народных традиций, обычаев, обрядов, воззрений, верований, искусств.

В частности, известный фольклорист В.Е. Гусев в книге "Эстетика фольклора" рассматривает данное понятие как художественное отражение действительности, осуществляемое в словесно-музыкальных, хореографических и драматических формах коллективного народного творчества, выражающих мировоззрение трудящихся масс и неразрывно связанных с жизнью и бытом.

В энциклопедическом словаре фольклор приравнивается к народному творчеству, народному искусству. Он рассматривается как художественная коллективная деятельность трудового народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, создаваемые народом и бытующие в народных массах: поэзия (предания, песни, сказки, эпос), музыка (песни, сказки, наигрыши, пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство.

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

 

Фольклор очень многообразен. Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к ХУШ в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Фольклор может быть аутентичным, сценическим и стилизованным.

Аутентичный, или подлинный, фольклор - это народное искусство, не вычлененное из его исконного бытования. Он тесно связан с традиционной культурой, дошедшей до нас от поколения к поколению.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке.

 

 

1.4 Жанры в музыкальном фольклоре

 

Для того чтобы в полной мере почувствовать и понять красоту произведений народного музыкального творчества, осознать их образный смысл, важно знать их роль в народной культуре, их жизненное предназначение, что в конечном счете и определяет жанровую природу народной музыки. Ласковая колыбельная поется с целью убаюкать младенца. Бодрая ритмичная артельная песня призвана сплотить усилия рабочего коллектива. В причитаниях выражается человеческая скорбь, глубокая печаль. А плясовые песни способствуют единению людей в общем веселье, поэтому они радостны, живы, энергичны.

В то же время многие жанровые проявления в народном музыкальном искусстве весьма специфичны, поскольку связаны с формировавшимися на протяжении веков религиозными, культурными представлениями разных социальных слоев русского общества, обусловлены особенностями хозяйственного, бытового уклада разных классов и сословий старой России.

Некоторые архаические музыкальные формы, фиксируемые собирателями фольклора в наши дни, зародились, возможно, еще до создания в IX веке Киевского государства, в среде древних славянских племен. А солдатская песня возникла в связи с введением рекрутчины, то есть уже в XVIII веке. Кадриль была завезена в Россию из Западной Европы в конце XVIII столетия, тогда как бальные поздние танцы, такие, как «Девочка Надя», «Светит месяц», «Карапет», появились в русских городах и селах лишь в конце XIX века.

Таким образом, жанровая система русского музыкального фольклора складывалась на протяжении всей истории русского народа, насчитывающей более тысячи лет. В современном музыкальном народном искусстве совмещаются культурные напластования разных времен и эпох.

Информация о работе Жанры в музыкальном фольклоре