Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:41, реферат
Прежде всего, необходимо определить для себя, что же такое культура. В научной литературе она всегда противопоставляется природе. Все, что создано человеком в материальной и в духовной сфере, относится к области культуры. Если народная материальная культура включает в себя комплекс вещей (предметы обихода, орудия труда, жилище, мебель, одежду, даже музыкальные инструменты), которыми человек так или иначе пользуется в жизни, то народная духовная культура охватывает всю систему воззрений данного этноса на природу и человека. Она находит свое отражение в календарных и семейных обрядах, играх и развлечениях, песнях, сказках и многом другом.
Введение
Глава 1. Фольклор как часть традиционной культуры
1.1 Понятие – культура и её функции
1.2 Традиционная народная культура и фольклор
1.3 Фольклор как особый вид искусства
2.1 Жанры в музыкальном фольклоре
2.2 Фольклоризм
Заключение
Литература
Былая племенная раздробленность славянских племен, затем — феодальные разграничения внутри Московского государства, деление на губернии, уезды, волости и образование новых культурных общностей по территориальному признаку привели к возникновению местных традиций народного музыкального творчества. Вместе с тем складывались длительные творческие взаимодействия славян, а позже — русских с соседними племенами и народами, протекали ассимиляционные процессы, когда происходило смешение славян с балтами, финно-уграми, тюрками. Несходство природных и хозяйственных условий жизни русского населения на северных реках и в южных степных районах, в сибирской тайге и во владимирском ополье также сказывалось на формировании местных особенностей пения и инструментального музицирования в разных ареалах обширной земли Российской, повлияло на сложение особых жанров и жанровых разновидностей в разных местностях, где длительное время проживают русские.
Поэтому территориальные культурные различия также следует учитывать при изучении и творческом освоении жанров русского музыкального фольклора.
В отечественной науке представление о жанрах музыкального народного искусства складывалось в течение длительного времени. Однако до наших дней существует разное понимание категории «жанр» специалистами разных школ и направлений.
Принципы жанровой классификации, применяемые в данной работе, изложены автором в книге В.Щурова «Стилевые основы русской народной музыки» (М., 1998).
Приведем вкратце основные установки автора при определении и исследовании жанровых явлений в русской народной музыке.
Жанр (от французского «genre» — род, вид, манера) в музыкальном фольклоре — это род, вид или разновидность произведений народной музыки, обладающих существенными общими свойствами музыкальностиховой структуры и музыкально-поэтической образности в связи со сходной социальной и художественной функцией.
Классификация осуществляется по принципу — от общего к частному.
Первый уровень разграничения жанровых явлений — по самым крупным, родовым признакам, определяемым типом художественной образности. Все многообразие произведений народной музыки подразделяется в первую очередь на три рода — эпос, лирику и драму.
К эпосу в его чистой, беспримесной форме относятся песни повествовательного характера, в музыкальном отношении основанные на декламационном принципе.
К лирике принадлежат песни и инструментальные мелодии, не связанные строго с каким-либо обрядом или действием и выражающие чувства, переживания человека. Ярче всего лирика выражается в песнях широкого мелодического диапазона с распевным музыкально-слоговым ритмом, а также в инструментальной музыке, воспроизводящей напевы протяжных песен. В то же время встречаются малораспевные песни, в которых лиризм проявляется особым образом — скромно, сдержанно.
К драме можно отнести все музыкальные формы, которые сопровождают действие, движение, то есть те, которые связаны в той или иной мере с театральностью. Это песни и инструментальные наигрыши, включаемые в народные театральные представления, а также поддерживающие то или иное народное действо: национальные обряды, разные формы народной хореографии.
Для эпоса необходимо наличие сказителя и слушателей. Драма рассчитана на присутствие не только слушателей, но и зрителей. Лирическое музыкальное излияние возможно лично для себя, в отсутствие слушателей или в кругу ограниченного их числа, а также при совместном пении «гуртом» (по южнорусской народной терминологии), например при возвращении с поля, на посиделках или беседах.
Существуют промежуточные родовые явления. К лироэпическим песням можно отнести южнорусские распевные баллады или казачьи былинные песни, к лиродраматическим — прощальные песни подруг невесты на свадьбе. Однако для последовательной, точной классификации за основу берется один, основной, ведущий признак. В распевных балладах главенство принадлежит лирическому началу. А свадебные коллективные причеты девушек на северной свадьбе обусловлены правилами и условностями обряда, поэтому в родовом отношении они принадлежат к драме. Трудовые артельные песни и припевки поддерживают ритмичное действие плотников, крючников (грузчиков), бурлаков, лесосплавщиков, рыбаков, поэтому их тоже можно (с определенной долей условности) отнести к драме. Колыбельные имеют в народном представлении обрядовое предназначение, без которого невозможно, например, объяснить содержание так называемых смертных баек. Поэтому, хотя это и может показаться парадоксальным, их правильнее отнести не к лирике, а к драме, к семейной обрядности.
Следующий уровень классификации внутри родов — видовой (что следует из определения понятия «жанр») — по жизненной или обрядовой приуроченности. Наиболее полно и последовательно этот принцип проявляется в драматических жанрах. Календарные обрядовые песни подразделяются по сезонному признаку и по характеру ритуального действия — веснянки, юрьевские, волочебные, семицкие, покосные, прополочные, жнивные, рождественские, масленичные.
Далее осуществляется разделение по отдельным деталям соответствующего ритуала. Так, среди жнивных различаются зажиночные, обжиночные, помочанские песни. На Псковщине — плачи-жалобы кукушке. Среди зимних (рождественских и новогодних) — колядки, щедровки, подблюдные. Разнообразно конкретное обрядовое предназначение различных по характеру и настроению свадебных песен: комментирующих происходящее, прощальных, величальных, кори- тельных, причитаний невесты.
Песенный эпос может излагаться в сказительской сольной форме (один певец сказывает для слушателей — на севере) и в коллективной ансамблевой (в конном строю — у казаков). Это коренным образом отражается на видовых различиях печорской старины и донской казачьей былинной песни.
Лирические песни хотя и весьма относительно, но тоже подразделяются по наиболее характерному для них жизненному предназначению — беседные, посидел очные, уличные, «полевые».
Песни одного вида могут предназначаться для разного исполнения по составу певцов и инструменталистов: соло или ансамблем, для разных половозрастных групп (детские, женские, мужские), с инструментальным сопровождением и без него; особое место занимают инструментальные жанровые проявления.
Уточнение жанра происходит и с учетом социальной среды, в которой соответствующая песня возникла, и вкусы которой отражает: крестьянская или городская, солдатская или рекрутская, бурлацкая, ямщицкая, мещанский романс, тюремная песня.
На определенном уровне классификации принимается во внимание словесное содержание песни. Например, на один напев может быть исполнена героическая былина (старина) и небылица, что в корне меняет жанровую сущность произведения. На северной свадьбе на один напев может исполняться величальная и корительная песня, что, естественно, приводит к их существенным жанровым отличиям. Случается (на юге России), что песня о прощании девушки с дружком, которого ведут во солдаты, поется в плясовом кругу. Тогда следует уточнение: плясовая песня рекрутского содержания. Вслед за колыбельной, в которой младенцу желают здоровья, следует смертная байка, будто бы с ожиданием гибели ребенка, что также влияет на образный строй песни, меняет жанровый смысл обряда (продуцирующая магия или оберег).
При классификации песен учитывается народное толкование жанра, народная терминология: плясовые («алелёшные») песни (с припевом «лёли, лёли»), подблюдные («илийки» — с припевом «вью, вью, алею»), частушки и страдания (коротушки, дол гущ ки, припевки, тараторки), лирические (проголосные, протяжные, долгие) песни.
Подобная многоуровневая классификация позволяет выделить наиболее общие жанровые явления и вместе с тем оттенить мелкие, но важные частности.
1.5 Фольклоризм
Фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.
Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.
Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.
Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.
Основными признаками фольклора, выделяемыми различными исследователями, являются его синкретизм, вариативность, изустность передачи, импровизационность, коллективность творческого процесса, традиционность и полиэлиментность.
Синкретизм характеризует взаимосвязь, целостность внутренних компонентов и свойств фольклора. Эту особенность мы рассмотрим в другом разделе работы.
Вариативность можно рассматривать как изменяемость художественных произведений, их неповторяемость при исполнении или иной форме воспроизведения. Каждый автор или исполнитель дополнял традиционные образы или произведения собственным прочтением или видением. Подлинный народный художник никогда не повторяется, не создает двух абсолютно одинаковых произведений.
Изустность передачи фольклорного материала проявляется в бесписьменности форм передачи фольклорной информации. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику. В музыкальном творчестве очень характерны передача и заимствование художественного материала по слуху, "с рук", без использования письменных руководств, пособий и т.п. Импровизационность - это особенность фольклорного творчества. Каждое новое исполнение произведения обогащается новыми элементами (текстовыми, мелодическими, ритмическими, динамическими, гармоническими и т.д.), которые привносит исполнитель. Причем эти изменения носят спонтанный, ситуативный характер. Любой исполнитель постоянно вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянному развитию, изменению произведения, в ходе которого выкристаллизовывается эталонный художественный образ. Тем самым фольклорное произведение становится результатом многолетнего коллективного творчества. Фольклор полиэлементен, поскольку очевидны его внутреннее многообразие и многочисленные взаимосвязи художественного, культурно-исторического и социально-культурного характера.
Исследованием фольклора целенаправленно занимается специальная наука - фольклористика. В разное время она воспринималась как часть этнографии, отрасль литературоведения, музыкознания, отдел истории культуры, вспомогательная дисциплина социологии, социальной психологии (психологии народов), антропологии. Обособлению фольклористики предшествовал длительный процесс ее становления в сфере названных наук.
Истоки фольклористики восходят к эстетике древнего мира, к описаниям путешественников, к отдельным высказываниям писателей и композиторов прошлого. Современная западная фольклористика изучает культуру первого слоя населения - крестьянства.
Предметом науки является материальная и нематериальная культура. Некрасова М. А. в работе "Народное искусство как часть культуры" выделяет четыре формы бытования народного искусства.
Первая форма - это народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования. Подобную форму можно встретить у аборигенного населения, народностей крайнего севера, представителей племенных общин экваториальной Африки и Амазонии. Здесь фольклор является неотъемлемой частью быта и образа жизни людей, он непосредственно сопровождает их труд и отдых.
Вторая форма - это коллективное творчество на основе промысла или творческого любительского объединения.
Третья форма - это творчество единичных исполнителей или мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт.
Четвертая форма - это профессиональные коллективы и творческие мастерские.
Если рассматривать фольклор, прежде всего, как искусство слова, то среди его особенностей или основных художественных приемов можно выделить следующие: гиперболизация, генеалогическая циклизация, привязывание одного сюжета или мотива к разным историческим лицам или, наоборот, притягивание нескольких сюжетов к одному персонажу.
Современный фольклор - явление сложное и в отдельных аспектах противоречивое. Оно находится в постоянном движении и развитии: одни формы и жанры активно бытуют, на их основе возникают новые формы и произведения (песенный фольклор), другие сохраняются лишь частично. В каких-то отдельных группах населения трансформируются и переосмысляются; некоторые же забываются и отмирают (заговоры, некоторые художественные промыслы, ритуалы, некоторые жанры фольклорного театра).
Фольклорные традиции эволюционируют и изменяются, развиваются и дополняются вместе с изменением условий жизни. Появляются новые формы фольклора, которые развивают и обогащают старые, уходящие. Но со временем развивается и профессиональное искусство, которое влияет на фольклор. Художественное самодеятельное творчество, используя образцы фольклора, перерабатывает их с учетом требований профессионального сценического искусства. Привнесение организованности в процесс творчества, вмешательство извне, - это уже не фольклор, а «народное искусство», в смысле не традиционное, а современное. По мнению И.И. Земцовского, воздействие фольклора на фольклоризм всегда положительно, а вот влияние фольклоризма на фольклор может быть и положительным и отрицательным.