Жанры в музыкальном фольклоре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:41, реферат

Описание работы

Прежде всего, необходимо определить для себя, что же такое культура. В научной литературе она всегда противопоставляется природе. Все, что создано человеком в материальной и в духовной сфере, относится к области культуры. Если народная материальная культура включает в себя комплекс вещей (предметы обихода, орудия труда, жилище, мебель, одежду, даже музыкальные инструменты), которыми человек так или иначе пользуется в жизни, то народная духовная культура охватывает всю систему воззрений данного этноса на природу и человека. Она находит свое отражение в календарных и семейных обрядах, играх и развлечениях, песнях, сказках и многом другом.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Фольклор как часть традиционной культуры
1.1 Понятие – культура и её функции
1.2 Традиционная народная культура и фольклор
1.3 Фольклор как особый вид искусства
2.1 Жанры в музыкальном фольклоре
2.2 Фольклоризм
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Реферат по фольклору.docx

— 49.80 Кб (Скачать файл)

Современной публике интереснее смотреть интерпретацию фольклора (фольклоризм), чем сам фольклор. Новые формы и требования сценического, профессионального искусства во многом гораздо более развиты, чем фольклор. Фольклор оказывается функционально ограниченным, что свойственно вообще старой традиции. Получается, что ценность фольклора очевидна и безусловна, но она заключается в том, что его элементы используются в качестве «строительных материалов» для современного искусства и культуры. В сколько-нибудь полном, изначально чистом виде фольклор использовать невозможно. Фольклоризм - образ фольклора в сознании современной культуры, современных людей. Настоящего же фольклора, оказывается, не видел никто. По мнению Земцовского, «вообще фольклор явился науке в форме. фольклоризма», а подлинный фольклор - буквально открытие рубежа XIX - XX веков.

 

Заключение

Все названные и другие функции культуры могут быть сведены к двум: функции накопления и передачи опыта, или приспособления (адаптации) и критически творческой функции. Они также тесно, неразрывно связаны между собой, поскольку накопление включает в себя критический отбор из всего имеющегося наиболее ценного и полезного, а передача и освоение опыта происходят не пассивно и механически, но предполагают опять же критическое, творческое отношение. В свою очередь, творческая функция означает, прежде всего, совершенствование всех механизмов культуры, что неизбежно приводит к созданию чего-то нового.

 

Возникновение жанровой системы связывают с развитием функциональности пения. Соотношение материала и функции делает жанры. Если материал - пение и функция песенная, то налицо лирические жанры. Если же материал - пение, а функция речевая: в магических закличках, в обрядах, в играх, и др., то возникает такая музыкальная формула (форма напева), которая не осознается людьми в качестве самостоятельной, но воспринимается как часть обряда, игры. Такая форма музыкально не свободна. Пение становится неким языком, на котором народ может сообщать и собственно пение, и заклинание, и игру, и сказывание, подобно системе речевых жанров.

 

Музыкальная стилистика произведения русской народной музыки во многом определяется его жанровой принадлежностью. Достаточно назвать жанр того или иного песенного или инструментального образца, и в нашем представлении с достаточной определенностью возникает его общий характер. И, наоборот, по особенностям мелодии, ритма, композиционной структуры и другим стилевым признакам можно с большей или меньшей уверенностью определить жанр звучащего либо приведенного в нотной записи примера.

 

 

Фольклоризм преследует разные цели и их осознание важно для определения его феноменологической сущности. Как культурологический феномен фольклоризм предполагает сохранение самого фольклора.

Феномен замещения фольклора фольклоризмом в современной культуре вовсе не означает, что с историческим угасанием фольклорных традиций бесследно исчезнет и сам фольклор. Он еще долго будет оставаться культурным наследием, удовлетворяющим современной эстетической потребности, но будет усваиваться не традиционно (устной передачей), а посредством современных носителей информации - книг, аудио- и видеозаписей; через исполнение его самодеятельными и профессиональными музыкантами, специализированное обучение, и т.д. Современные средства художественной коммуникации преодолевают былую замкнутость фольклора в строго определенных регионах и времени исполнения. Различные виды фиксации и передачи информации самим своим появлением повлиявшие на угасание непосредственной жизни фольклора, в то же время способствовали его второму рождению в рамках современной культуры.

Фольклорные традиции не являются стабильными, вечными. Они изменяются, нарождаются и уходят вместе с изменением форм жизнедеятельности. На основе старых, уходящих традиций появляются новые.

 

Литература

 

    1. Щуров В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. — М.: Музыка, 2007. — 400 с., нот. ISBN 978-5-7140-0821-4
    2. Котеля В.А. Теория песенного фольклора. - Учебнометодические материалы для выездных курсов повышения квалификации работников культуры в п.Борисовка, 20 февраля 2007 г. - Белгород: Издание БГЦНТ. - 2007. - 28 стр.
    3. Толмачев, Ю.А. Народное музыкальное творчество : учебное пособие / Ю.А. Толмачев. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. - 120 с. - 5 экз.
    4. Народное музыкальное творчество: Учебник / Отв. ред. Н 28   О.А.Пашина. - СПб.: Композитор, 2005. -568с.,нотн. прим., ил. 15ВЫ 5-7379-0278-1

 

 


Информация о работе Жанры в музыкальном фольклоре