Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа
Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных религий. Начался массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, произошла фундаментальная переоценка исторической и социальной роли церкви и мусульманской уммы. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни, начались процессы учреждения органов по взаимодействию с религиозными объединениями. Конфессиональные организации всерьез задумались о формировании своей информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.
В качестве теоретической основы PR в религиозных организациях мы возьмем определение отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова: «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением».1
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ…………………………………………………………………………………. 7
Целевые группы мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………12
Источники получения информации о мусульманских религиозных организациях……………………………………………………………………..21
Основные задачи PR мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………………...36
НОУ ВПО «Институт социально-
Кафедра лингвистики и коммуникационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
PR в мусульманских религиозных организациях РФ
Измайлов Раис Ряшитович
Группа ПРЗ-10
Терентьева Елена Викторовна
канд. психол.наук, д-р
Дата сдачи:_______________
Дата защиты:_____________
Оценка:__________________
Балашиха 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..…
Введение
Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных религий. Начался массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, произошла фундаментальная переоценка исторической и социальной роли церкви и мусульманской уммы. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни, начались процессы учреждения органов по взаимодействию с религиозными объединениями. Конфессиональные организации всерьез задумались о формировании своей информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.
В качестве теоретической основы PR в религиозных организациях мы возьмем определение отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова: «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением».1
В последнее время общественном сознании нашей страны и мирового сообщества возникло множество негативных стереотипов о мусульманах и Исламе. Всё чаще ислам начинают ассоциировать с экстремизмом, насилием, мракобесием и терроризмом. На фоне негативного отношения к исламу растет напряжение в межнациональных отношениях, все чаще инициативы по строительству мечетей, ношение мусульманской одежды встречает активное неприятие в российском обществе.
С другой стороны часть
мусульманской молодежи начинает исповедовать
радикальные формы исламистских
сект, по причине недоверия к
В связи с обозначенными тенденциями, особый интерес приобретает анализ PR технологий, применяемых в мусульманских религиозных организациях РФ.
Актуальность темы. В настоящее время мусульманские религиозные организации остро нуждаются в формировании специализированного PR для решения внутриконфессиональных и общегосударственных задач.
Однако направления деятельности PR-специалиста в мусульманских религиозных организациях не сформулированы четко, они мало изучены, потому что продвижением общественные организации начали заниматься в России лишь в конце XX века, поэтому данная тема актуальна.
Объектом исследования является PR деятельность религиозных мусульманских организаций.
Предметом рассмотрения в данной работе являются PR-концепции и направления PR-деятельности в мусульманских религиозных организациях. Мы рассмотрим общие механизмы деятельности PR-специалиста в религиозной организации и проанализируем PR-деятельность наиболее влиятельной на данной момент религиозной организации Совет муфтиев России.
Проблема исследования заключается в том, что не определена специфика PR-деятельности религиозных организаций, не разработаны механизмы PR-деятельности мусульманской религиозной организации.
Целью работы является исследование особенностей PR деятельности в мусульманских религиозных организациях.
Задачи:
- определить современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ;
- рассмотреть основные мероприятия, миссионерская и другая деятельность мусульманских религиозных организаций за последние два года;
- определение целевых групп;
- определить источники получения информации о мусульманских религиозных организациях;
- выделить основные задачи PR мусульманских религиозные организаций;
Степень изученности темы. Особенность PR в мусульманских религиозных организациях практически не изучена. На данный момент известны лишь две дипломные работы, в которых проводилось исследование по данному направлению. Одна из них работа выпускника Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского «PR-технологии в деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО)». В этой работе проводится анализ деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области, рассматриваются стратегии и технологии по продвижению данной организации. В исследовательской работе Р.Ф.Ишматова «Роль PR технологии в формировании имиджа ислама» выделяются технологии, способные улучшить образ ислама в современном обществе.
Однако существует ряд исследований по тематики религиозный PR представителей неисламских конфессий. Изучению PR-деятельности в религиозных организациях посвящены книги многих исследователей. Эл. Райс, Д. Траут в книге «Позиционирование. Битва за узнаваемость» объясняют, как использовать стандартные технологии PR в продвижении сект.
В книге А. Вайсмана
«Стратегия маркетинга в
Ричарда Дафта . В
монографии «Религиозный PR: теория
и практика от Ричарда Дафта»
приводит примеры PR-кампаний
Отечественные исследователи
также уделяют немало внимания
проблем PR религиозных организаций.
И.П. Яковлев в книге «Паблик
рилейшнз в религиозных
В настоящее время насчитывается
более 40 самостоятельных Духовных управлений
мусульман (муфтиятов), которые в
большинстве случаев
Помимо централизованных организаций существует ряд независимых общественных и религиозных структур.
Каждая из выше перечисленных организаций ведет свою деятельность самостоятельно. Подобная ситуация мешает решать актуальные задачи, возникающие в мусульманском сообществе. Примером тому могут служить недавний скандал с хиджабами в Ставропольском крае3, а также инцидент с необоснованными запретами мусульманской литературы 26.03.2012 Ленинским районным судом г. Оренбурга.4 Порой по одному и тому же вопросу мусульманские руководители высказывали абсолютно разные точки зрения, другие же вовсе отмалчивались. Например, первый заместитель ДУМЕР Мухетдинов Д.В. в своем блоге отметил, что хиджаб является традиционным элементом женской одежды для российских мусульман5. В свою очередь Верховный муфтий Талгат Таджутдин рекомендовал воспользоваться косынкой вместо хиджаба6. Официальная позиция государственных политических деятелей, в ответах на вопрос о хиджабах ориентировалась на мнения ряда ангажированных специалистов по исламу.78 В итоге в настоящий момент предпринимаются попытки на законодательном уровне ограничить ношение мусульманской одежды в школах. Мусульманские организации не смогли адекватно довести до общества и государства значение и роль хиджаба в исламе, не смогли сформулировать единую позицию по данному вопросу.
К нерешенной проблеме также относится необоснованный запрет мусульманской литературы. Здесь также нет единой позиции, осуждающий подобные действия.
В ходе анализа мусульманских
религиозных организаций
На более высоком уровне построена работа Совета муфтиев России (СМР). В рамках СМР и его подразделения Духовного управления мусульман Европейской части России в мае 2011 года была создана пресс-служба ДУМЕР. Перед отделом были поставлены следующие задачи: охватить максимально широкую географию жизнедеятельности мусульманских организаций на местах, подавать качественную, объективную и правдивую информацию и создать качественно новый информационный поток, в котором доминантой стал бы Совет муфтиев России как наиболее крупная и серьезная централизованная религиозная организация в России.
8 февраля 2012 начал работу сайт «Мусульмане России» - Dumrf.ru. Он стал четвёртым сайтом общефедерального масштаба, входящим в медиахолдинг «Медина».
Издательский дом «Медина» выступает вспомогательным звеном в осуществлении информационной политики СМР. ИД «Медина» занимается изданиями предназначенными для внутренней и внешней аудитории. В перечень изданий входят богословские, научные и учебные материалы, а также десятки периодических изданий.
Аналитика, прогнозы и комментарии
экспертов, широкое обсуждение актуальной
повестки дня государственно-
В медиа-холдинге сложилась
команда профессионалов, состоящая
из авторов, выпускающих
Помимо информационно-
Ежегодно проводится благотворительная акция приуроченная к празднику Курбан – байрам. В 12 крупных торговых центрах города Москвы в кафе сети халяль производится бесплатная раздача шаурмы, к которой прилагается буклет, разъясняющая смысл праздника.9 Также проводится крупный концерт в Кремлевском зале, посвященный Курбан-байрам, с приглашением известных артистов.10 В концерте приняли участие такие известные исполнители, как Алсу, «Бурановские бабушки», Марат Башаров, Надежда Бабкина и д.р. Подобные массовые мероприятия проводятся и во время других мусульманских праздников.
Также в рамках СМР проводятся
многочисленные конференции, круглые
столы, пресс-конференции с
Однако Совету муфтиев России не хватает профессионального PR отдела, который бы мог оперативного реагировать на возникающие информационные кризисы. Например, СМР не смог грамотно и эффективно выстроить информационную стратегию во время скандала со сносом здания исторической соборной мечети города Москвы.12После этого события в СМИ появилось множество негативных публикаций по отношению к СМР и лично руководителю муфтию Равилю Гайнутдину. В первые дни кризиса не было грамотной информации, раскрывающей мотивы СМР по сносу исторического здания. Затем в информационном пространстве появились запоздалые комментарии заместителей муфтия. Оправдания были малоубедительными и порой заместители давали противоречащие друг другу комментарии.
Информация о работе PR в мусульманских религиозных организациях РФ