PR в мусульманских религиозных организациях РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных религий. Начался массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, произошла фундаментальная переоценка исторической и социальной роли церкви и мусульманской уммы. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни, начались процессы учреждения органов по взаимодействию с религиозными объединениями. Конфессиональные организации всерьез задумались о формировании своей информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.
В качестве теоретической основы PR в религиозных организациях мы возьмем определение отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова: «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением».1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ…………………………………………………………………………………. 7
Целевые группы мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………12
Источники получения информации о мусульманских религиозных организациях……………………………………………………………………..21

Основные задачи PR мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………………...36

Файлы: 1 файл

НОУ ВПО.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

НОУ ВПО «Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования»

Кафедра лингвистики и коммуникационных технологий

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

PR в мусульманских религиозных  организациях РФ


 

 

 

 

 

                                                                Выполнил студент

Измайлов Раис Ряшитович

                                                                 Факультет Связи с общественностью

Группа ПРЗ-10

                                      

                                                                Научный руководитель:

Терентьева Елена Викторовна

канд. психол.наук, д-р

                                                               

 

Дата сдачи:_______________

Дата защиты:_____________

Оценка:__________________

 

 

Балашиха 2013 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3

  1. Современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ…………………………………………………………………………………. 7
  2. Целевые группы мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………12
  3. Источники получения информации о мусульманских религиозных организациях……………………………………………………………………..21

 

  1. Основные  задачи PR мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….33

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………………...36

 

 

 

 

 

Введение

Конец XX века в России ознаменовался  эпохой возрождения традиционных религий. Начался массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, произошла фундаментальная переоценка исторической и социальной роли церкви и мусульманской уммы. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни, начались процессы учреждения органов по взаимодействию с религиозными объединениями. Конфессиональные организации всерьез задумались о формировании своей информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.

В качестве теоретической основы  PR в религиозных организациях мы возьмем определение отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова: «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением».1

 

В последнее время общественном сознании нашей страны и мирового сообщества возникло множество негативных стереотипов о мусульманах и Исламе. Всё чаще ислам начинают ассоциировать с экстремизмом, насилием, мракобесием и терроризмом. На фоне негативного отношения к исламу растет напряжение в межнациональных отношениях, все чаще инициативы по строительству мечетей, ношение мусульманской одежды встречает активное неприятие в российском обществе.

С другой стороны часть  мусульманской молодежи начинает исповедовать радикальные формы исламистских сект, по причине недоверия к официальным  религиозным организациям. Подобная тенденция говорит о том, что  на данный момент отсутствуют эффективные  механизмы связей с молодым поколением мусульман. Экстремистские апологеты  порой превосходят с точки  зрения присутствия в информационном интернет-пространстве.

В связи с обозначенными  тенденциями, особый интерес приобретает  анализ PR технологий, применяемых в мусульманских религиозных организациях РФ.

Актуальность  темы. В настоящее время мусульманские религиозные организации остро нуждаются в формировании специализированного PR для решения внутриконфессиональных и общегосударственных задач.

 Однако направления  деятельности PR-специалиста в мусульманских религиозных организациях не сформулированы четко, они мало изучены, потому что продвижением общественные организации начали заниматься в России лишь в конце XX века, поэтому данная тема актуальна.

 Объектом исследования является PR деятельность религиозных мусульманских организаций.

 Предметом рассмотрения в данной работе являются PR-концепции и направления PR-деятельности в мусульманских религиозных организациях. Мы рассмотрим общие механизмы деятельности PR-специалиста в религиозной организации и проанализируем PR-деятельность наиболее влиятельной на данной момент религиозной организации Совет муфтиев России.

Проблема исследования заключается  в том, что не определена специфика PR-деятельности религиозных организаций, не разработаны механизмы PR-деятельности мусульманской религиозной организации.

 

 Целью работы является  исследование особенностей PR деятельности в мусульманских религиозных организациях.

 

 Задачи:

- определить современное  состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ;

- рассмотреть основные  мероприятия, миссионерская и другая деятельность мусульманских религиозных организаций за последние два года;

- определение целевых  групп;

- определить источники получения информации о мусульманских религиозных организациях;

 

- выделить основные  задачи  PR мусульманских религиозные организаций;

Степень изученности темы. Особенность PR в мусульманских религиозных организациях практически не изучена. На данный момент известны лишь две дипломные работы, в которых проводилось исследование  по данному направлению. Одна из них работа выпускника Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского «PR-технологии в деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО)». В этой работе проводится анализ деятельности Духовного управления мусульман Нижегородской области, рассматриваются стратегии и технологии по продвижению данной организации. В исследовательской работе Р.Ф.Ишматова «Роль PR технологии в формировании имиджа ислама» выделяются технологии, способные улучшить образ ислама в современном обществе.

Однако существует ряд  исследований по тематики религиозный  PR представителей неисламских конфессий. Изучению PR-деятельности в религиозных организациях посвящены книги многих исследователей. Эл. Райс, Д. Траут в книге «Позиционирование. Битва за узнаваемость» объясняют, как использовать стандартные технологии PR в продвижении сект.

 В книге А. Вайсмана  «Стратегия маркетинга в религии»  описаны методы продвижения религиозных  организаций. 

 Ричарда Дафта . В  монографии «Религиозный PR: теория  и практика от Ричарда Дафта»  приводит примеры PR-кампаний церквей,  разъясняет специфику PR религиозных  организаций. 

 Отечественные исследователи  также уделяют немало внимания  проблем PR религиозных организаций.  И.П. Яковлев в книге «Паблик  рилейшнз в религиозных организациях»  приводит опыт продвижения церкви в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ

В настоящее время насчитывается  более 40 самостоятельных Духовных управлений мусульман (муфтиятов), которые в  большинстве случаев подразделяются на кызыяты и мухтасибаты. Большинство  этих Духовных управлений объединено в три крупные централизованные организации: Центральное духовное управление мусульман России и европейских  стран СНГ (ЦДУМ) в Уфе, Совет муфтиев  России (СМР) в Москве и Координационный  центр мусульман Северного Кавказа (КЦМ СК).2

Помимо централизованных организаций существует ряд независимых  общественных и религиозных структур.

Каждая из выше перечисленных  организаций ведет свою деятельность самостоятельно. Подобная ситуация мешает решать актуальные задачи, возникающие  в мусульманском сообществе. Примером тому могут служить недавний скандал с хиджабами в Ставропольском крае3, а также инцидент с необоснованными запретами мусульманской литературы 26.03.2012 Ленинским районным судом г. Оренбурга.4 Порой по одному и тому же вопросу мусульманские руководители высказывали абсолютно разные точки зрения, другие же вовсе отмалчивались. Например, первый заместитель ДУМЕР Мухетдинов Д.В. в своем блоге отметил, что хиджаб является традиционным элементом женской одежды для российских мусульман5. В свою очередь Верховный муфтий Талгат Таджутдин рекомендовал воспользоваться косынкой вместо хиджаба6. Официальная позиция государственных политических деятелей, в ответах на вопрос о хиджабах ориентировалась на мнения ряда ангажированных специалистов по исламу.78 В итоге в настоящий момент предпринимаются попытки на законодательном уровне ограничить ношение мусульманской одежды в школах. Мусульманские организации не смогли адекватно довести до общества и государства значение и роль хиджаба в исламе, не смогли сформулировать единую позицию по данному вопросу.

К нерешенной проблеме также  относится необоснованный запрет мусульманской  литературы. Здесь также нет единой позиции, осуждающий подобные действия.

В ходе анализа мусульманских  религиозных организаций удалось  выделить лишь одну централизованную организацию где существует подобие  PR деятельности, ориентированной не только на внутреннюю, но и на внешнюю аудиторию. Как правило, остальные централизованные мусульманские организации имеют пресс-службу, официальные сайты, ежемесячные газеты которые в основном служат для внутреннего потребления.

На более высоком уровне построена работа Совета муфтиев  России (СМР). В рамках  СМР и его подразделения Духовного управления мусульман Европейской части России в мае 2011 года была создана пресс-служба ДУМЕР. Перед отделом были поставлены следующие задачи: охватить максимально широкую географию жизнедеятельности мусульманских организаций на местах, подавать качественную, объективную и правдивую информацию и создать качественно новый информационный поток, в котором доминантой стал бы Совет муфтиев России как наиболее крупная и серьезная централизованная религиозная организация в России.

 

8 февраля 2012 начал работу сайт «Мусульмане России» - Dumrf.ru. Он стал четвёртым сайтом общефедерального масштаба, входящим в медиахолдинг «Медина».

 Издательский дом «Медина»  выступает вспомогательным звеном в осуществлении информационной политики СМР. ИД «Медина» занимается изданиями предназначенными для внутренней и внешней аудитории. В перечень изданий входят богословские, научные и учебные материалы, а также десятки периодических изданий.

Аналитика, прогнозы и комментарии  экспертов, широкое обсуждение актуальной повестки дня государственно-конфессиональных отношений, объективное освещение  международной тематики, научно-просветительские статьи исторического и культурологического  характера – это прерогатива  информационно-аналитического портала  «Ислам в Российской Федерации» -  IslamRF.Ru. Одним из эксклюзивных продуктов  ИД «Медина» является сайт «Ислам в  СНГ» Islamsng.com- единственный в своём  роде продукт, который знакомит и  сближает друг с другом мусульман  на всем пространстве СНГ.

 

 В медиа-холдинге сложилась  команда профессионалов, состоящая  из авторов, выпускающих редакторов, технических администраторов и  собственных корреспондентов.

Помимо информационно-издательской работы СМР ежегодно проводит крупные PR компании по формированию позитивного  имиджа ислама.

Ежегодно проводится благотворительная  акция приуроченная к празднику  Курбан – байрам. В 12 крупных торговых центрах города Москвы в кафе сети халяль производится бесплатная раздача  шаурмы, к которой прилагается  буклет, разъясняющая смысл праздника.9 Также проводится крупный концерт в Кремлевском зале, посвященный Курбан-байрам, с приглашением известных артистов.10 В концерте приняли участие такие известные исполнители, как Алсу, «Бурановские бабушки», Марат Башаров, Надежда Бабкина и д.р. Подобные массовые мероприятия проводятся и во время других мусульманских праздников.

Также в рамках СМР проводятся многочисленные конференции, круглые  столы, пресс-конференции с приглашением высокопоставленных государственных  лиц. Например, в этом году в Московском исламском университете Совета муфтиев  России прошла встреча с членом Совета Федерации Р.Гаттаровым, депутатами Государственной Думы М.Сафиным  и М.Маркеловым.11

Однако Совету муфтиев  России не хватает профессионального PR отдела, который бы мог оперативного реагировать на возникающие информационные кризисы. Например, СМР не смог грамотно и эффективно выстроить информационную стратегию во время скандала со сносом здания исторической соборной мечети города Москвы.12После этого события в СМИ появилось множество негативных публикаций по отношению к СМР и лично руководителю муфтию Равилю Гайнутдину. В первые дни кризиса не было грамотной информации, раскрывающей мотивы СМР по сносу исторического здания. Затем в информационном  пространстве появились запоздалые комментарии заместителей муфтия. Оправдания были малоубедительными и порой заместители давали противоречащие друг другу комментарии.

Информация о работе PR в мусульманских религиозных организациях РФ