PR в мусульманских религиозных организациях РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 12:30, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века в России ознаменовался эпохой возрождения традиционных религий. Начался массовый рост интереса к религии как социальному и культурному явлению, произошла фундаментальная переоценка исторической и социальной роли церкви и мусульманской уммы. На всех государственных уровнях власти стали возникать новые формы взаимодействия и сотрудничества в различных сферах общественной жизни, начались процессы учреждения органов по взаимодействию с религиозными объединениями. Конфессиональные организации всерьез задумались о формировании своей информационной стратегии и тактики сотрудничества со средствами массовой информации.
В качестве теоретической основы PR в религиозных организациях мы возьмем определение отечественного теоретика в сфере связей с общественностью А.Н. Чумикова: «Система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, предполагающих создание и распространение посланий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением».1

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………3
Современное состояние PR мусульманских религиозных организаций РФ…………………………………………………………………………………. 7
Целевые группы мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………12
Источники получения информации о мусульманских религиозных организациях……………………………………………………………………..21

Основные задачи PR мусульманских религиозных организаций………………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..………………………...36

Файлы: 1 файл

НОУ ВПО.docx

— 67.44 Кб (Скачать файл)

Конфессиональный лоббизм  можно оценивать и как более  широкое средство достижения компромиссов, способ взаимного уравновешивания  и примирения между собой разнообразных  интересов. Стержень лоббизма — взаимовыгодное сотрудничество. Представителям разных конфессий просто необходимо объединяться для решения проблем социального  характера, таких как борьба с  алкоголизмом, наркоманией, нравственной деградации общества. В этих вопросах позиция и цель монотеистических религий одна — делать все возможное  во благо человека.15

Бизнесмены.

На данный момент мусульманские  организации активно занимается позиционированием себя в среде  бизнесменов как организации, которой  небезразлично судьба российской экономики.

Основной линией связей с  общественностью мусульманских  организаций в этой области должно быть снятие стоящего перед богатыми людьми выбора между религией и бизнесом. Разъяснение того факта, что Церковь  не имеет ничего против богатства, нажитого праведным путем, при условии  регулярных пожертвований, необходимо ставить во главу угла. Это принцип  работы с бизнесменами группы (2).

Для привлечения бизнесменов  группы (7) следует позиционировать  такие ценности, как этичный бизнес и справедливость, и связывать  их в сознании группы с просветительской деятельностью мусульманских религиозных  организации.

 

 

 

 

 

  1. Источники получения информации о мусульманских религиозных организациях

При осуществлении эффективной  деятельности PR в мусульманских  религиозных организациях необходимо знать основные источники получения  информации общественностью для  того, чтобы иметь представление  как они могут формировать  образ ислама и мусульман.

Современное российское общество пользуется информацией об исламе из следующих источников:

А) Непосредственное общение  с верующими и служителями  культа;

За последние десять лет  население научилось с осторожностью  относиться к СМИ, и с большим  вниманием к информации, полученной через непосредственные контакты. Поэтому  формирование образа ислама в сознании населения во многом зависит от личных качеств и богословских знаний ее представителей. Именно таким образом  и складывается стихийный PR ислама, который на данный момент доминирует. Антисоциальное поведение некоторых  рядовых мусульман, не лучшим образом  сказывается на общественном мнении в пользу ислама. Обычное хулиганство, преступление или тот же терроризм, рассматривается сквозь призму ислама, т.е. преступник, как правило, ассоциируется  с исламом.

Б) Участие в праздничных  мероприятиях и посещение мечетей;

Мусульманские праздники  по существу невольно являются крупнейшими  PR мероприятиями. Из-за нехватки мечетей, например, только в Москве на праздничных богослужениях собирается до трехсот тысяч человек. С каждым годом численность увеличивается. Эти события привлекают огромное количество СМИ. Однако праздничные молитвы вызывают недовольства местного населения. 

В) Семейное воспитание;

В основном мусульманское  население имеет сильные религиозные  традиции, благодаря которым в  большинстве своем мусульманская  часть российского общества более  религиозно, по сравнению с представителями  других конфессий. Впрочем последнее  время все больше мусульман переселяется в крупные города центральной  России, где к сожалению постепенно утрачивает эти традиции.  

 

Г) информация светских СМИ

В силу светского характера  нашего государства и секуляризации  общества, население получает информацию даже о религиозных организациях преимущественно из светских СМИ. Поэтому PR мусульманских религиозных организаций  во многом зависит от того, как она  будет представлена данными средствами информации. У ислама нет монополии  на СМИ, поэтому мусульманские организации  вынуждены искать возможности привлечения  их внимания к себе.

Мониторинг СМИ показал, что подавляющее большинство  новостей об исламе, связано с терроризмом  или экстремизмом, а также с  проблемой миграции.

Среди печатных и интернет изданий, рассказывающих об исламе более  менее полную информацию выделяются интерфакс-религия и НГ – религии.

Г) интернет-ресурсы

Интернет, по мнению многих авторов, является сейчас одним из основных каналов распространения информации об Исламе, ведущей площадкой коммуникаций среди мусульман, а также одним  из средств для осознания ими  своей религиозной идентичности. Ведь ни для кого не секрет, что российские мусульмане фактически не имеют возможности  получать информацию об Исламе по центральному телевидению и радио на достаточном уровне. Исламские издания также не имеют широкого распространения среди основной массы мусульман. Таким образом, у мусульман на сегодня нет другого более эффективного и доступного информационного канала, чем Интернет.

Если же говорить о лидерах  «рынка мусульманских сайтов», то здесь  имеет смысл сослаться на данные статистики Yandex по индексам цитируемости мусульманских сайтов, где места распределяются следующим образом:

 

1. «Ислам.Ру» — информационный  канал (РФ, Москва) www.islam.ru Цитируемость: 2200

 

2. «IslamNews» — информационное  агентство (РФ, Москва) www.islamnews.ru Цитируемость: 1200

 

3. Официальный сайт Совета  муфтиев России (РФ, Москва) www.muslim.ru Цитируемость: 1000

 

4. «Ислам для всех»  (Украина, Киев) islam.com.ua Цитируемость: 850

 

5. «Ислам в Российской  Федерации» (РФ, Москва) www.islamrf.ru Цитируемость: 700

 

6. «Ислам в Нижнем Новгороде»  — информационный портал (РФ, Нижний Новгород) www.islamnn.ru Цитируемость: 600

 

7. «Путь к вере и  совершенству» — об Исламе (РФ, Москва) www.umma.ru Цитируемость: 50016

Среди недостатков мусульманского интернет пространства можно выделить следующие моменты:

- низкий технический и  редакторский уровень;

- отсутствие единой мусульманской  картины мира, или единой идеологии,  миссии одного отдельного сайта  и всего исламского интернета  в целом;

- Сибгатуллин А.А. в  своей монографии выделяет следующий  недостаток: «Посмотрите, как работают американское телевидение и Голливуд. Я считаю, что в пропагандистском плане это один из самых эффективных механизмов формирования нужного типа общества, нужной модели личности, нужной управленческой схемы. Голливуд и американское телевидение построены не на том, что диктуется какая-то информация, декларируется какая-то истина или лозунг и т. д. Американский Голливуд, американское телевидение, а соответственно и американское интернет-сообщество основаны на том, что создают постоянно, каждый день, примеры для подражания. Ибо люди живут не по законам и не по каким-то конституциям и т. д. Они их просто не знают. 99% живут, беря с кого-то пример. Центральный момент: кто, как и с какими целями создает в информационном пространстве соответствующую систему примеров для массового подражания»17.

 

В ходе небольшого анкетирования  в котором задавался вопрос пользователям  социальной сети «В контакте» был  задан вопрос: «Откуда вы получаете  знания об исламе?» был получен  следующий вывод:

 

Исламские учебные заведения, воскресные школы:  106 (13.1%)

Книги : 158 (19.53%)

Родственники: 228 (28.18%)

Internet: 173 (21.38%)

Друзья: 73 (9.02%)

Пока нет определенного  источника: 71 (8.78%)18

В опросе участвовало 809 человек.

Если учитывать, что пользователи социальной сети в основном относятся  к молодому поколению, то приоритетными  направлениями мусульманских организаций  PR по отношению к внутренней аудитории является интернет, работа с семьей и книгоиздание.

 

В работе со светскими СМИ, которые формируют общественное мнение в российском обществе, мусульманским  организациям следует вести работу, опираясь на классические рекомендации PR специалистов:

 

1. Говорите с точки зрения  интересов общественности, а не  своей организации. 

2. Сделайте новости легкими для  чтения и употребления.

3. Сообщайте наиболее важные  факты вначале. 

4. Не спорьте с репортером, не  теряйте контроля.

5. Если репортер задает прямой  вопрос, дайте ему прямой ответ. 

6. Если вы не знаете ответа  на вопрос, просто скажите об  этом.

7. Говорите правду, даже если  она тяжела.

8. Не собирайте пресс-конференцию,  если у вас нет того, что  журналисты считают новостью. 19

Личный опыт и анализ медийных событий в мусульманском сообществе показал, что исламские лидеры и  руководители организаций зачастую не следуют общепризнанным рекомендациям  в работе со СМИ специалистов по связям с общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные  задачи PR мусульманских религиозных организаций

 

В процессе исследования PR деятельности в мусульманских религиозных организациях было выявлено несколько актуальных задач необходимых для гармоничного развития ислама в России.

- создание единого  информационного мусульманского  пространства

Необходимо создать единый информационный орган, объединяющий основные централизованные организации РФ для  выработки единых позиций по актуальным вопросам и проблемам ислама. Стоит  отметить, что подобные попытки были предприняты в СМИ исламских  религиозных организаций.

Был создан Союз мусульманских  журналистов Создана организация была 21 мая 2003 года. Существует при СМР (Совете муфтиев России), располагается в здании СМР. Председателем был назначен Али Вячеслав Полосин. Его первым заместителем — Ахмед Саадулазимов (руководитель пресс-службы СМР). Радик Амиров стал исполнительным секретарем. Заместителями председателя стали: руководитель пресс-службы ДУМ Поволжья Ахмед Махметов, Иман Валерия Порохова, Александр Ячменев (автор мусульманских телепрограмм). После того, как был образован сайт Ислам-инфо.Ру А.В. Полосин практически перестал принимать участие в деятельности Союза мусульманских журналистов. А после ухода с должности руководителя пресс-службы СМР Р. Амирова, Союз мусульманских журналистов прекратил свою практическую деятельность.20

Другой попыткой была инициатива по созданию Ассоциации исламских электронных СМИ. Об этом было объявлено на Всероссийской конференции "Ислам-online" в Казани. На этом же мероприятии был принят Кодекс мусульманского журналиста.21

Однако созданию единого  органа по связям с общественностью  препятствуют национальные, региональные и идеологические особенности централизованных мусульманских организаций.

Наиболее целесообразным является создание функционирующих  органов или департаментов по связям с общественностью при  каждом отдельно взятом духовном управлении. Проблему нехватки кадров можно решить за счет краткосрочных курсов по предмету «Технологии по связям с общественностью» на базе исламских учебных заведений, с привлечением квалифицированных  кадров.

- Созыв специальной  комиссии по определению стратегии  связей с общественностью в отдельно взятой религиозной организации

В отдельно взятой религиозной  организации необходимо создать  комиссию по созданию Департамента по связям с общественностью. Примерными обязанностями данного отдела могут  быть следующими:

    1. Разработка общей стратегии и планирования PR деятельности организации
    2. Составление базы данных СМИ
    3. Написание и распространение пресс-релизов, пресс-китов, официальных писем
    4. Отраслевой мониторинг
    5. Создание и ведение архива публикаций СМИ
    6. Организация PR мероприятий
    7. Формирования базы лояльных журналистов
    8. PR консультирование
    9. Аналитика
    10. Фандрайзинг
    11. Продвижение религиозных лидеров
    12. Участие религиозного лидера на ТВ и радио
    13. Создание и видение блога религиозного лидера
    14. Экспертиза внутренних коммуникаций в религиозных организациях
    15. Внутренний PR
    16. GR – контакты с властью

 

- формирование  позитивного имиджа ислама

Основной целью в данной задачи является PR в продвижении  такого продукта как имидж Ислама.

Для начала рассмотрим особенности  коммуникативных технологий в общем  и PR в частности.

В качестве особенностей коммуникативной  технологии в работе Д.П. Гавра выделяет следующие признаки и критерии22:

1.      искусственность и сознательное управление коммуникационными ресурсами − специальное изменение естественного (стихийно возникшего) коммуникационного процесса в формировании управляемого (и поэтому искусственного) коммуникативного пространства;

Информация о работе PR в мусульманских религиозных организациях РФ