Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:04, реферат
Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области». В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская.
1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии.............................................................................................................................................................3
2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии.................................................................................11
3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине.................................................13
4. Черногорская митрополия...............................................................................................................15
5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого....................18
6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика
их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками..........19
7. Современное положение Сербской Православной Церкви.........................................................22
8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей.............................................................33
9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях............................................................37
Заключение...........................................................................................................................................38
Список использованной литературы..................................................
Ветвями Карловацкой Митрополии-Патриархии были Далмация и Босния с Герцеговиной, куда также переселились сербы, теснимые турками. Далмация побывала в ведении Италии, Франции, а в 1814 году была присоединена к Австро-Венгрии. Несмотря на усиленные просьбы, далматские православные сербы на протяжении веков не могли добиться открытия у себя собственной епископской кафедры. Лишенные своего архиерея, они во второй половине XVI века были подчинены венецианскому епископу, носившему титул Филадельфийского архиепископа и находившемуся в юрисдикции Константинополя. Лишь в 1808 — 1810 годах, во время захвата Далмации французами, была учреждена здесь православная епископская кафедра. В 1873 году, как об этом будет сказано в главе III «Румынская Православная Церковь», Далматская епархия была соединена с Буковинской. Судьбы славянского населения Боснии и Герцеговины (до XV в. последнюю славяне называли Захолмией или Холмской землей) совпадают. Как первая, так и вторая на протяжении веков находились в зависимости от более сильных соседних государств: Сербии (до конца X или начала XI в.), Хорватии (в XI в.) и Венгрии (с нач. XII в. до турецкого порабощения). В связи с таким переходом в государственном отношении из рук в руки в Боснии и Герцеговине наряду с православием с древних пор было утверждено и католичество. Если бы боснийцы и герцеговинцы, приняв вместе со всеми сербами христианскую веру, остались в государственной зависимости от Сербии, то Православие у них окрепло бы и смогло легко устоять перед средневековой католической пропагандой. Но захват их католиками-хорватами, а затем венграми открыл свободный доступ для латинян — папы объявили Боснию и Герцеговину своей церковной собственностью. Многие были совращены в католичество. Оставшиеся верными Православию до XIV века — времени святителя Саввы — не имели собственных епископов. Священников им ставил епископ Рашский. Святитель Савва в Герцеговине открыл Захолмскую епархию; ближайшими к Боснии стали новоучрежденные первым Сербским Архиепископом епархии Моравичская и Даборская. В XII веке в Боснии, а в XIII веке и в Захолмии появились еретики-патарены, представлявшие собой ветвь болгарских богомилов. С завоеванием этих земель турками (с 1463 г.) патарены приняли магометанство. С того же времени боснийцы и герцеговинцы начали нести двойное иго: турецкое и греческое — фанариотское. После русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг., принесшей освобождение Балканским странам, Босния и Герцеговина попали под гнет католической Австро-Венгрии. С этого времени «летопись народно-церковной жизни в Боснии и Герцеговине... почти вся исчерпывается двумя сторонами одной и той же политики австрийского правительства: притеснением православного сербского населения и Православной Церкви и расширением или пропагандой Церкви Католической». Православные сербы подвергались всевозможной религиозной дискриминации вплоть до Первой мировой войны, в результате которой была перекроена политическая карта мира. Невзирая на трудности, православные сербы Боснии и Герцеговины сохранили свою веру и временами добивались улучшения своего положения. Так, в 1883 году в Рельеве, близ Сараева, их заботами была открыта «Восточно-православная священническая семинария», вскоре реорганизованная в «Восточно-православное богословское училище для Боснии и Герцеговины» с задачей подготовки будущих пастырей Церкви. Оплотом Православия в Боснии и Герцеговине, как и во всей Австро-Венгрии, служили монастыри. Среди них: Моштаница во имя архистратига Михаила (на месте мученичества святого Феодора Тирона, по местному народному преданию); Ловница во имя святого Георгия Победоносца (основан Неманичами); Милешево в честь Вознесения Господня. Последний монастырь был построен в середине XIII века сыном Стефана Первовенчанного Владиславом. Здесь был похоронен святитель Савва Сербский. Этот монастырь, как отмечалось выше, в годы турецкого господства был центром освободительного движения.
Следует отметить, что главной целью Карловацких Митрополитов было стремление объединить всех православных в одну Сербскую Церковь. Но австрийское правительство, видя в этом опасность, всегда мешало осуществлению плана. Так, в 1873 году Буковинская епархия, под влиянием австрийцев, была возвышена до самостоятельной митрополии с подчинением ей Далматской епархии. Сделано было невероятное: самые западные епархии (Далматско-Истрийская и Боко-Которская) соединены не со смежными и единоплеменными Карловацким Патриархатом и митрополиями Боснии и Герцеговины, а с епархией Буковинской, отделенной от Далмации большим пространством, лежащей на северо-востоке Австрии и при том населенной не сербами, а румынами и русскими. В 1880 году Австро-Венгрия заключила с Константинопольской Патриархией «конкордат», которым были учреждены как самостоятельные (автономные) митрополии в Боснии и Герцеговине. «Епископы Православной Церкви, находящиеся в настоящее время на епископских кафедрах в Боснии и Герцеговине, — говорилось в конкордате, — утверждаются и сохраняют свое положение... В случае вакантности одной из трех митрополичьих кафедр в Боснии и Герцеговине, его императорское и королевское апостолическое величество имеет назначить нового митрополита на вакантную кафедру... Если будет доказано, что кто-либо из трех упомянутых митрополитов нарушил свои обязанности, по отношению ли к гражданским, или по отношению к церковным властям, или по отношению к своим пасомым, то устранение его должно идти тем же путем, каким шло его назначение». Все это свидетельствует о том, что католическая австрийская власть, желая ослабить Сербскую Церковь, не допускала ее объединения. Вся история православного населения в Австро-Венгрии есть история борьбы с пропагандой католицизма. Поборники Православия подвергались репрессиям со стороны правительства. «Опыт показывает, — свидетельствовал в начале XX столетия профессор Г. А. Воскресенский, — что повсюду... славянское православное население... весьма часто подвергается насилиям в делах веры и Церкви... Австрийское правительство старается всеми мерами и всеми возможными способами подавить национальный дух славянских племен, ему подвластных, причем даже выдумывает различные якобы «русофильские и москалефильские тенденции», которые опять-таки дают ему новый предлог угнетать славян». Не без оснований говорили в эти годы проживавшие в Австро-Венгрии сербы: «Турецкое иго убивало тело, а австрийцы убивают душу».
Иначе
сложилась церковная жизнь небольшого
(ок. 40 тыс. человек), но храброго племени
Черногории (части прежнего сербского
государства — Диоклеи, или Зеты). Стесненное
со всех сторон в 1483 году турками племя
во главе с героем сопротивления Иваном
Черноевичем укрылось в скалах Черной
горы, (отсюда название Черногория) и там
образовало братство беззаветно храбрых
защитников своей веры и родной земли.
Центром этого братства стал построенный
И. Черноевичем монастырь в Цетинье (в
будущем столица страны). Сын Ивана Георгий
Черноевич, наследовавший власть отца,
не выдержал суровых условий жизни черногорцев
и в 1516 году ушел в Италию, а верховное
правление передал Митрополиту. 335 лет
(до 1851 г.) в этой маленькой стране государственная
власть была теократической: Митрополиты
были также и государями. Но и после отделения
гражданской власти от церковной Митрополиты
пользовались огромным авторитетом в
стране — без их ведома не решали ни одного
важного государственного дела.
Из черногорских Митрополитов особенно
известны святители XVIII — XIX веков Даниил,
Петр I и Петр II. Митрополит Даниил (1697 —
1735 гг.) оставил о себе память в народе
как самоотверженный защитник свободы
своей страны. В 1712 году во главе небольшого
отряда (около 12000 человек) Даниил разбил
турецкую армию. В сражении он потерял
всего 318 человек, а врагов было уничтожено
до 20000. «Сколько вообще известно изо всех
войн новейшего времени, — читаем в «Истории
Христианской Церкви» издания А. П. Лопухина,
— только в черногорских войнах постоянно
встречается такая несоразмерная пропорция
убитых турок в сравнении с нападающими
героями». Святитель Петр I (1781 — 1830 гг.) известен
своими заботами по водворению внутреннего
порядка в стране. Его труду принадлежит
обнародование Судебника для Черногории.
До этого времени страна управлялась устными
распоряжениями, основывавшимися на предании.
В Судебнике были заключены постановления,
направленные против измены отечеству,
против преступлений уголовного характера
(убийств, междоусобий, краж и пр.), а также
постановления, касающиеся обязанностей
священников и народных старшин. В частности,
об измене отечеству говорилось, что любой
изменник Церковью предается проклятию,
а гражданским судом приговаривается
к смертной казни с истреблением его дома
и даже поколения — как враг всего народа.
Священникам и народным старейшинам Судебником
вменялось в обязанность учить народ страху
Божьему, жизни со всеми в мире и любви,
уклонению от зла и даже мысли о зле.
Под руководством святителя Петра черногорцы
одержали славные победы над турками в
1796 году под Мартиничами и у селения Крусе.
Несмотря на значительно превосходящие
силы противника, потери черногорцев были
невелики: в первом сражении 23 убитых и
около 30 раненых, у турок — одних только
бегов и аг было убито более 60, простых
же солдат много; во втором сражении 130
убитых и около 240 раненых, у турок погиб
предводитель войска — албанский визирь
Махмуд-паша, рядовых же солдат погибло
до 3500 человек. Российский Император Павел
I наградил Святителя орденом святого
Александра Невского, который был доставлен
в Черногорию со следующим именным рескриптом:
«Преосвященный Митрополит! Ведая усердие
Ваше к империи Всероссийской, по единоверию
от праотцев Ваших наследованное и ни
в каком случае не колеблемое, восхотели
Мы явить Вам знак особливого Нашего к
Вам благоволения, вследствие чего жалуем
Вас кавалером ордена Нашего святого великого
князя Александра Невского, богоугодными
делами и храброй защитой отечества прославленного
предка Нашего. Препровождаемые при сем
знаки сего ордена повелеваем Вам возложить
на себя и носить по установлению. Пребываем
к Вам и ко всему народу Вашему навсегда
неизменно благосклонный». В 1805 году черногорцы
(12 000 человек) в союзе с русской эскадрой
(2500 человек) под предводительством святителя
Петра обратили в бегство французские
войска, посягавшие на славянские территории
(французы потеряли убитыми до 250 человек,
черногорцы только 13). Трогательны и поучительны
сами обстоятельства кончины святителя
Петра, ярко рисующие его светлый образ. В
день кончины утром он продиктовал своему
секретарю для черногорского народа завещание,
которое было вечером прочитано перед
народом в присутствии самого Святителя.
Завещание заканчивалось следующими грозными,
но и знаменательными словами: «Да будет
проклят тот, кто бы покусился отвратить
вас от верности благочестивой и христолюбивой
России, и всякому, кто бы из вас, черногорцев
и бердян, пошел против единоплеменной
и единоверной нам России, дай Бог, чтобы
у него у живого отпало мясо от костей,
и не было бы ему добра ни в этой жизни,
ни в будущей». После прочтения завещания
Святитель, собрав последние силы, обратился
к народу с глубоко назидательным прощальным
словом. «Не могу больше скрывать от вас,
— говорил он, — приближения последнего
часа моей жизни: я оставляю этот свет.
Завещаю вам взаимную любовь, дорогие витязи
и славные герои. Приветствуйте от меня
всех братьев черногорцев и скажите им,
что хотя их государь и переселился в вечность,
но своему народу он оставляет последнее теплое пожелание,
чтобы его свободные братья черногорцы
в мире и братской любви защищали Богом
дарованную им свободу и не забыли, что
они свободные герои. В этой многострадальной
и бедной, но свободной земле я пережил
и беспомощное детство, и седую старость.
С Богом оставайтесь, мои свободные горы,
и да не увянет ваша слава, пока будет стоять
мир! Благодать Божия да будет посреди
вас и всего рода сербского!». Ослабевшего
владыку отвели в его спальню, где он прилег
на кровать и мирно почил, словно уснул
крепким сном после трудового дня. Черногорская
Церковь причислила Святителя лику святых.
Еще в конце XIX столетия черногорцы рассказывали
о святителе Петре I: «Пятьдесят лет он
правил нами; бился за нас в бою, вел переговоры
и ходил перед нами в чистоте и простоте
душевной каждый Божий день. Он дал нам
хорошие законы и положил конец беспорядочному
состоянию страны. Он расширил пределы
наши и оттеснил от них врага. Даже на смертном
одре он держал речь к старшинам нашим,
и эта речь и после смерти его держит нас
в мире между собой. Пока был он жив, мы
клялись его именем». Владыка Петр II (1830
— 1851 гг.), получивший епископскую хиротонию
в 1833 году в Петербурге, продолжал дело
своего предшественника по утверждению
порядка в стране, в частности он принимал
меры к упразднению укоренившегося страшного
обычая кровной мести. При нем 800 черногорцев
во главе со священником Радовити (пал
в бою) разбили турецкий отряд из нескольких
тысяч человек. А в 1835 году 10 черногорцев
завладели старинной крепостью Жабляк
и удерживали ее в течение трех дней против
3000 турок. Они сдали крепость лишь по приказу
Митрополита, желавшего избежать войны
с Турцией. Помимо ратных дел Владыка занимался
и поэзией. «Владыка — герой, правитель
и поэт», — так прозвали его черногорцы.
Это был последний Митрополит, совмещавший
в одном лице духовную и светскую власть. В
Югославии (СРЮ) до сих пор весьма почитают
владыку Петра II. В 1974 году в его честь
на вершине горы Ловчев был открыт мраморный
мавзолей, строившийся много лет. В мавзолее
установлен саркофаг с останками Митрополита.
Данный памятник выполнен по проекту известного
югославского скульптора Ивана Мештровича.
К памятнику ведут 500 каменных ступеней
и 132-метровый тоннель, пробитый в граните
горы. В преемники митрополиту Петру II
был избран его племянник Даниил. Не желая
принимать монашество, он смог добиться
согласия народного вече на то, чтобы в
будущем государственная власть была
отделена от церковной власти, и в 1851 году
был провозглашен наследственным князем
Черногории. До самого освобождения Балкан
от турецкого порабощения черногорцы
вели героическую борьбу с турками и сохранили
независимость. Даже во второй половине
прошлого века (1857 г.), когда великие западноевропейские
державы предложили Черногории небольшое
территориальное приращение и выход к
морю в случае признания власти Турции
над собой и князь Даниил (1851 — 1860 гг.) уже
готов был согласиться, народ решительно
отверг какое бы то ни было подчинение
Турции. Мало того, слабовооруженные черногорцы
в 1858 году истребили в Грабове турецкую
артиллерию, оживив таким образом старые
предания своей военной славы.
История Черногории есть история мужественной
примерной борьбы за святую веру, за независимость
своего народа. Согласно Наблюдениям русского
ученого П. А. Ровинскогр, жившего в Черногории
с небольшими перерывами с 1879 по 1907 год,
«каждый месяц черногорцы имели 6 — 7 сражений
с турками, 2/5 ее населения погибало на
поле боя, 1/5 — от ран и только 2/5 жителей
умирало естественной смертью». Менее
интенсивной по сравнению с государственной
деятельностью была церковная деятельность
черногорских Владык. Хорошее объяснение
этому дали черногорцы в своем ответе
Святейшему Синоду Русской Православной
Церкви, обвинявшему святителя Петра I
в недостаточном внимании к делам церковным.
«Русский Святейший Синод, — писали черногорцы,
— не зная наших обстоятельств, думает,
что Владыка наш живет... как русские архиереи...
не занимаясь ничем больше, как только
церковными делами. У нас дело обстоит
совсем иначе: наш епископ в кровавом поту
должен пешком восходить на самые крутые
горы, как только явится потребность, а
это продолжается без перерыва, — умирить
или научить народ, так что для отправления
церковных обязанностей у него остаются
только часы, свободные от правительственных
забот. И эти часы очень редки». Тяжелое
положение черногорцев не позволяло им
заниматься духовным просвещением. Тем
не менее черногорские святители принимали
посильные меры и в этом направлении. Так,
известно, что святитель Петр I собирал
вокруг себя молодых людей и лично утверждал
их в главных началах православной веры,
учил их читать по Часослову, Псалтири,
Евангелию и другим церковным и священным
книгам. Митрополит Иларион открыл было
даже Богословию для кандидатов священства,
которая, к сожалению, вскоре была закрыта
во время войны с турками в 1876-1878 гг. Особых
епископов стали хиротонисать в Зету (впоследствии
Черногория) со времени святителя Саввы
I. При возведении Сербской Архиепископии
в ранг Патриархии Зетская епархия была
переименована в Митрополию. До 1845 года
кафедра Зетских архиереев менялась. Некоторое
время она находилась в монастыре во имя
святого Михаила (на западе приморской
части области), а в указанном году резиденция
Митрополитов была перенесена в Цетинье
в новопостроенный Иваном Черноевичем
монастырь в честь Лореттской иконы Божией
Матери.
С упразднением в 1766 году Печского Патриархата
Черногорская Церковь была подчинена
Константинополю, но только формально.
Фактически же она управлялась независимо,
как самостоятельно существовало и Черногорское
государство. Во время управления Черногорской
Церковью Митрополитом святым Петром
I Святейший Синод Русской Православной
Церкви признал эту Церковь автокефальной. В
1904 году впервые в истории Черногорской
Церкви были утверждены «Устав Святейшего
Синода» и «Устав православных консисторий».
В состав Синода, по Уставу, вошли, кроме
Митрополита и Захолмско-Рашского епископа
(епископия учреждена в 1876 г.), два архимандрита,
три протопресвитера и синодальный секретарь.
Сведения о письменности Сербской Церкви с древнейших пор и до XIX столетия весьма скудны, поэтому не представляется возможным проследить ход ее исторического движения и развития. Древнейшая сербская церковная письменность имеет, главным образом, житийный характер. Так, первый сербский Архиепископ святой Савва написал Житие своего отца Стефана Немани. То же сделал и брат святителя Саввы — первый сербский король Стефан Первовенчанный. Ученик святителя Саввы и его спутник в паломнических путешествиях к святыням Палестины, хилендарский иеромонах Дометиан, также составил Житие Стефана Немани. Кроме того, он написал и житие своего учителя — святителя Саввы. Архиепископ Сербский святой Даниил II (XIV в.) изложил жития королей и сербских Архиепископов. Этот труд вошел в составленный впоследствии сербский «Цароставник», или «Родослов», напоминающий собой русскую Степенную книгу. Из числа сербских писателей XIV столетия следует упомянуть и Афонского иеромонаха Исайю, который в 1371 году перевел на сербский язык творения, известные под именем святого Дионисия Ареопагита, с толкованиями на них святого Максима Исповедника. В XVII столетии Патриарх Сербский Паисий I написал Жития царей Стефана Душана, его сына Уроша и святого князя Стефана Штиляновича. Появились труды и на общеисторические темы. Так, архимандрит Иоанн Раич (XVIII в.) оставил после себя в четырех частях «Историю разных славенских народов, наипаче болгар, хорватов и сербов». Интересовали православных сербов и святые отцы Церкви, о чем свидетельствуют переводы на сербский язык творений святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, преподобного Иоанна Дамаскина, приписываемых святому Дионисию Ареопагиту и др. В XIX веке Сербскую Православную Церковь прославил своими учеными трудами епископ Далматско - Истринский Никодим (Милаш). Сочинение епископа Никодима «Православное церковное право» было переведено на русский язык и издано в Петербурге в 1897 году. До сих пор этот труд служит главнейшим пособием при изучении церковного права. Епископу Никодиму принадлежат также и такие труды по церковному праву: Правила Православной Церкви с толкованиями, Историко-канонический взгляд на установление сербско-румынской митрополии, Устав Святейшего Синода в княжестве Черногорском, Устав православных консисторий в княжестве Черногорском и др. В 1975 году епархиальное управление Далматской епархии решило открыть в своем центре — г. Шибенике — музей, посвященный памяти славного епископа-канониста. Видным церковным писателем XIX века был и Митрополит Сербский Михаил, оставивший после себя около 50 отдельных изданий, много статей, грамот, посланий. Его перу принадлежат: Пастырские поучения православным христианам на все воскресные и праздничные дни года, Церковный учитель (содержит беседы на догматические и церковно-общественные темы), Поучение матери о воспитании малых детей, Православное нравственное богословие, Герменевтика, Взгляд на историю Сербской Церкви, Ответ Православно-Кафолической Восточной Церкви о православной вере англиканам (по вопросу о церковном единении), О папстве и лютеранстве и др. Направление всех этих трудов строго православное.
После
Первой мировой войны, когда произошло
объединение Сербии, Хорватии, Словении,
Далмации, Боснии и Герцеговины, Черногории,
1 декабря 1918 года в Белграде было провозглашено
«Королевство сербов, хорватов, словенцев».
В мае 1919 года в Белграде встретились епископы
и провозгласили объединение различных
сербских епархий в единую Сербскую Православную
Церковь. 12 сентября 1920 года в Сремских
Карловцах состоялся архиерейский Собор,
который восстановил в Сербской Церкви
патриаршество. В тот же день — день памяти
святого короля Милутина Патриархом был
избран Белградский митрополит Димитрий. Патриарх Димитрий (