Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:04, реферат
Описание работы
Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области». В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская.
Содержание работы
1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии.............................................................................................................................................................3 2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии.................................................................................11 3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине.................................................13 4. Черногорская митрополия...............................................................................................................15 5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого....................18 6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками..........19 7. Современное положение Сербской Православной Церкви.........................................................22 8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей.............................................................33 9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях............................................................37 Заключение...........................................................................................................................................38 Список использованной литературы..................................................
А спустя всего две недели, 20
января, патр. Павел лично благословил
студентов, блокировавших в течение 20
часов улицы в центре города против полиции.
27 января, в праздничный день памяти св.
Саввы, Сербкой Церковью было организовано
шествие по улицам Белграда за свободу
и национальное единство. Собравшее 100
тыс. человек, шествие прошло 3 км по центру
Белграда к огромному, строящемуся с 1980
г. собору св. Саввы. Процессию возглавил
патр. Павел вместе с многочисленным духовенством;
верующие шли с иконами, свечами и деревянными
крестами. «После шумных волнений манифестаций
предыдущих дней процессия представляла
впечатляющий контраст своей тишиной,
прерываемой только церковными песнопениями»,
- говорится в сообщении об этом событии.
В открытом письме албанским
студентам Косово от 3 января 1998 г. патр.
Павел выступил против жестокости полицейских
репрессий, осуществленных по отношению
к демонстрациям албанских студентов,
но при этом он подчеркнул, что студенты
должны отказаться от идеи создания независимого
от Сербии государства.
Усилия Сербской Православной
Церкви по урегулированию кризиса в бывшей
СФРЮ не ограничиваются только деятельностью
внутри страны. На международном уровне
СПЦ занимает активную позицию с целью
донести православное видение югославской
проблемы и достичь конкретных результатов
в рамках межрелигиозных и политических
контактов.
В международной деятельности
Сербской Церкви можно выделить три направления,
следуя взгляду самих сербов, который
выражен в статье проф. д-ра М. Евтича, опубликованной
в официальном органе СПЦ «Гласник»:
Сотрудничество с православными
сестринскими Церквами;
Контакты с неправославными
конфессиями и религиозными организациями;
Действия на международной
политической арене.
Как отмечает проф. М. Евтич,
«наибольшую поддержку своих верующих
и всего сербского народа СПЦ получила
от греческих церковных иерархов Греции,
Кипра, Турции и других регионов, в которых
имеются греческие церкви». Так,
например, в 1992 г. в Фанаре (резиденции
Вселенского патриарха в Стамбуле) на
встрече представителей всех поместных
Церквей под председательством Вселенского
патриарха СПЦ изложила видение проблемы
в Югославии. Представители Православных
Церквей, осудив раскол Македонской Церкви,
оказали серьезную поддержку СПЦ.
Из Греции и Кипра постоянно идет гуманитарная
помощь, а Греция поддерживает Сербию
и в международных выступлениях.
Архиерейский Собор 1994 г., подчеркнув,
что «наибольшее братолюбие и крупнейшую
бескорыстную помощь оказал своим братьям
греческий народ», присудил Греческой
Православной Церкви и греческому народу
высшую награду СПЦ - орден св. Саввы I-ой
степени.
Болгарская Православная Церковь
(БПЦ) также поддержала Сербскую Церковь,
«а, тем самым, и сербский народ», «в отличие
от руководства болгарского государства,
в числе первых признавшего независимость
бывшей Боснии и Герцеговины и остальных
отделившихся от СФРЮ республик».
Болгарская Церковь отказалась поддержать
идею присоединения к ней Македонской
Церкви. «Мы признаем самостоятельность
Македонской Церкви только после того,
как это сделает ее Церковь-Мать - Сербская
Православная Церковь», - заявил официальный
представитель БПЦ, что вызвало большое
огорчение в политических кругах Македонии.
Румынская Православная Церковь
устами своего известного богослова о.
Ионы Бриа подчеркнула, что у сербского
патриарха Павла «глубоко христианский,
а не партизанский подход к проблеме»
кризиса в бывшей СФРЮ.
В 1993 г. организация по оказанию
гуманитарной помощи при постоянной Конференции
православных канонических епископов
в Америке «Международная христианская
православная помощь» приняла решение
оказать гуманитарную помощь оказавшимся
на территории Сербии беженцам.
Большая поддержка Сербской
Церкви была оказана со стороны Русской
Православной Церкви. В мае 1993 г. святейший
патриарх Московский и всея Руси Алексий
II и Св. Синод сделали Заявление относительно
положения на территории бывшей Югославии,
в котором высказали сопереживание тяжелым
страданиям сербского народа и других
народов бывшей Югославии. А в феврале
1994 г. патр. Алексий выступил против намеченных
авиацией НАТО (по согласованию с ООН)
бомбардировок сербских позиций под Сараево.
Важное значение имел официальный
визит патриарха Алексия II в Сербию в мае
1994 г. и ответный визит в Россию патриарха
Павла в октябре того же года. Эти визиты
предстоятелей двух Поместных Церквей
не только стали символом единства веры
и единения усилий в решения югославской
проблемы, но и послужили к укреплению
авторитета Сербской Церкви как в сербском
обществе, так и в глазах международной
общественности.
Святейший патриарх Алексий
II во время визита в Югославию с 14 по 19
мая 1994 г. посетил вначале Белград, где
у него состоялись встречи со святейшим
патриархом Сербским Павлом, президентом
СРЮ З. Лиличем и президентом Сербии С.
Милошевичем. Затем он побывал в городах
Сремски Карловцы и Нови Сад, 17 мая встретился
(вместе с патр. Павлом) на сараевском аэродроме
с загребским кардиналом Франьо Кухаричем
(во время встречи была подписана совместная
Декларация о мире). После этого патриархи
встретились в г. Пале с президентом Республики
Сербской Р. Караджичем. Святейший
патр. Алексий II вместе с патриархом Павлом
посетили также столицу Черногории г.
Подгорицу, Цетинский монастырь, встретились
с президентом Черногории М. Булатовичем.
Затем патриархи посетили г. Требинье
в Герцеговине, а 19 мая побывали в Косово,
в Грачаницком монастыре, где их встретили
многокилометровые вереницы богомольцев
всех сословий и возрастов, тянувшиеся
вдоль дороги в монастырь.
Святейший патриарх Павел посетил
с ответным визитом Россию с 6 по 13 октября
1994 г. Он провел переговоры со святейшим
патриархом Алексием II, посетил Свято-Троицкую
Сергиеву лавру и Московскую Духовную
Академию, встретился с вице-премьером
Российской Федерации О. Сысковцом, председателем
Государственной Думы И. Рыбкиным и мэром
г. Москвы Ю. Лужковым. Во время переговоров
с патриархом Алексием II были осуждены
действия македонских и украинских раскольников
- «автокефалистов», а также деятельность
различных сект. Была отмечена необходимость
мирного урегулирования конфликта в бывшей
Югославии.
Контакты Сербской Церкви с
неправославными религиозными организациями
можно разделить на четыре группы:
межрелигиозные и межконфессиональные
контакты общего характера;
контакты с католической Церковью;
контакты с протестантскими
деноминациями и объединениями;
контакты с нехристианскими
- прежде всего мусульманскими - организациями.
Из межконфессиональной деятельности
СПЦ необходимо отметить послание главам
Православных автокефальных Церквей,
папе Иоанну Павлу II, кардиналу Загребскому
Ф. Кухаричу, руководителям ВСЦ и КЕЦ, направленное
патриархом Павлом в 1991 году с целью проинформировать
их, что «в Хорватии многие сербские священники
ранены и СПЦ оплакивает смерть многих
своих верующих в Хорватии». Патриарх
Павел обратился с призывом к «христианскому
решению кризиса».
А 15 декабря 1991 г. и 8 ноября 1992
г. по просьбе СПЦ в Европе прошли экуменические
молитвы о мире в бывшей Югославии.
В самой Сербии, в г. Пече, с 8 по 10 декабря
1993 г. прошло заседание круглого стола
по проблемам мира и справедливости, в
котором участвовали представители различных
религиозных общин бывшей СФРЮ.
Начало активным контактам
с католической Церковью было положено
7 мая 1991 г. в г. Сремски Карловцы на встрече
делегации СПЦ, возглавляемой патриархом
Павлом, с делегацией Католической Церкви
Хорватии во главе с Загребским архиепископом
кардиналом Ф. Кухаричем, президентом
Епископской конференции Югославии. Это
была первая встреча такого уровня за
23 года. В итоговой декларации стороны
заявили, что настоящий конфликт не имеет
конфессиональных корней и призвали верующих
подавить «националистические чувства».
Стороны «не могут и не хотят дать конкретное
решение происходящему в стране кризису»,
- говорится в декларации, выход - в «политической
воле наших народов и их руководителей».
Впрочем, несмотря на это заявление, уже
осенью митр. Загребский Иоанн обвинил
Католическую Церковь Хорватии в действиях
против Православия и провел параллель
с эпохой усташей, когда из 557 православных
священников 217 были убиты, а 334 - депортированы.
В начале 1994 г. внеочередной
Архиерейский Собор СПЦ обсуждал возможность
встречи патриарха с папой Иоанном Павлом
II. Епископы Боснии и Герцеговины критиковали
папу за открытые высказывания в пользу
военного вмешательства против сербов
в Боснии, епископы Хорватии - за то, что
папа первый признал это государство.
В итоге архиереи не изъявили желания
видеть папу в Белграде.
Попытки продолжить контакт
с католиками наблюдаются в Сараево. 7
января 1997 г. на рождественской литургии
в одной из древнейших православных церквей
города - церкви св. Архангелов - присутствовал
католический архиепископ Сараево кардинал
Винко Пулич. Визит в православную общину
стал ответом на посещение сербским митрополитом
Восточной Боснии Николаем (который живет
в изгнании в г. Пале) праздника католического
Рождества 25 декабря 1996 г. А в марте
1997 года сербская православная община
г. Сараево изъявила готовность принять
папу во время его визита в Сараево 13 апреля.
Что касается диалога с мусульманами,
то в начале 1994 г. патр. Павел посетил резиденцию
мусульманского муфтия в Белграде Хандия
Юсуфспахика, причем оба лидера высказались
за прекращение военных действий в Боснии
и Герцеговине. Однако во время
визита в Сербию святейшего патриарха
Алексия II глава мусульманского религиозного
объединения Боснии и Герцеговины реис-улл-улехма
Мустафа Церич не проявил готовности встретится
с патриархом Московским и всея Руси, «обвинив
Русскую Православную Церковь в том, что
она не подняла голос против якобы совершенных
вооруженными силами Сербской Республики
злодеяний» над мирным мусульманским
населением.
Таким образом, как отмечает
проф. М. Евтич, «взаимопонимания с католиками
и мусульманами (которые отстаивают интересы
своих единоверцев в Хорватии и Боснии
и Герцеговине соответственно) достигнуто
не было. Определенный прогресс необходимо
признать в контактах с протестантами,
но все же сербская проблема не была ими
верно понята и представлена».
Из контактов с протестантскими
организациями наиболее плодотворными
были контакты со Всемирным Советом Церквей
(ВСЦ) и Конференцией Европейских Церквей
(КЕЦ). Интересно, что после того,
как ВСЦ и КЕЦ в начале 1993 г. поставили
вопрос о насилии над 30 тысячами женщин
в Боснии со стороны сербов (это сообщение
оказалось ложным) и о якобы безмолвном
попущении этому со стороны СПЦ,
с 11 по 16 февраля 1993 г. объединенная делегация
ВСЦ и КЕЦ побывала в Белграде, где встретилась
с патр. Павлом и другими деятелями Сербской
Церкви. По итогам визита делегации Элизабет
Солтер из отдела по правам человека было
сделано важное заявление: «Мы установили,
что патр. Павел призывает к прекращению
вражды, и наладил сотрудничество с представителями
других конфессий, существующими на территории
бывшей Югославии, но его драгоценные
усилия освещаются в международных средствах
массовой информации недостаточно и неправильно».
Этот вывод был авторитетно подтвержден
45-м заседанием Центрального Комитета
ВСЦ, состоявшимся 20-28 января 1994 г. в Йоханнесбурге
(ЮАР). По инициативе Русской Православной
Церкви ВСЦ направил «Послание к Церквам
в странах бывшей Югославии», в котором
отметил «односторонность и необъективность
сообщений об этом конфликте», поскольку
«насилие и жестокость совершается каждой
из воюющих сторон». ВСЦ критически высказался
по поводу санкций ООН против Сербии и
Черногории, так как эти меры не могут
остановить поставки оружия, а приводят
к нехватке продовольствия и медикаментов
у мирного населения. В конце 1993
г. КЕЦ организовала в Пече встречу представителей
религиозных объединений бывшей СФРЮ,
а 18-22 февраля 1996 г. в Белграде прошел экуменический
диалог по примирению, созванный КЕЦ и
Богословским факультетом СПЦ.
Необходимо отметить создание
в Хорватии 14 февраля 1997 г. Экуменического
комитета - для обеспечения благоприятных
условий диалога и действий в духе примирения.
В комитет вошли представители православной,
католической, лютеранской, баптистской,
пятидесятнической и реформатской Церквей.
Среди первых задач комитета - образование
общей делегации на 2-ое европейское экуменическое
заседание в Граце (Австрия) в июне 1997 г.
Третье направление деятельности
Сербской Православной Церкви на международном
уровне - контакты с различными общественными
и политическими деятелями и обращения
в адрес международных политических организаций.
В августе 1991 г. патр. Павел посетил
США, где встретился с президентом Джорджем
Бушем, а в ноябре 1993 г., во время
официального визита в Австрию, сербский
патриарх посетил местную сербскую общину
(ее численность около 150 тыс. человек),
встретился с католическими епископами
и был принят президентом Австрии Томасом
Клестилем.
В июле 1992 г. епископ Загумльский
и Герцеговинский Афанасий (иерарх СПЦ)
трижды обращался с посланием к генеральному
секретарю ООН Б. Бутросу-Гали чтобы описать
критическую ситуацию, в которой оказались
сербские народности Боснии и Герцеговины
после вступления туда Хорватской армии.
Хорваты разрушили кафедральный собор
и архиерейскую резиденцию в Мостаре,
женский монастырь в Дузи, 20 храмов и монастырей
на востоке Боснии и Герцеговины. «Нам
остается искать убежища в горах, как во
время нацистской оккупации», - заключил
еп. Афанасий.
В конце января 1996 г. патр. Павел
обратился с открытым письмом к президенту
США Биллу Клинтону, в котором указал на
«новую несправедливость», ударившую
по сербам Герцеговины: дейтонские соглашения
не только лишили их территорий, на которых
они жили с VII века, но и приводят к фактическому
изгнанию с территорий, формально сохраненных
за ними по этим соглашениям. Патриарх
выступил с протестом против передачи
католикам древнейшего монастыря Завала
и земель Попова поля (по дейтонским соглашениям
монастырь должен быть возвращен Сербской
Церкви).
Ущерб, нанесенный Сербской
Православной Церкви в результате вооруженных
столкновений сербов с хорватами и мусульманами,
является огромным по своим масштабам
и будущим последствиям. Погибло и изгнано
десятки епископов, сотни священников,
десятки тысяч верующих. Даже количество
разрушенных храмов трудно определить.
Один сербский источник сообщает, что
к концу 1993 г. уже было разрушено полностью
154 и частично 175 храмов, монастырей, часовен,
делая при этом оговорку, что это число
«является неполным». Другие источники
указывают на повреждение или разрушение
(на середину 1992 г.) 348 церквей только в
Хорватии и на разрушение 144 и повреждение
147 храмов в Боснии (на середину 1993 г.).
Помимо этого уничтожены драгоценные
богослужебные предметы, собрания икон
XV-XIX вв. Таким образом можно заключить,
что потери Сербской Церкви от вооруженного
конфликта являются во многом невосполнимыми.