Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 14:04, реферат
Сербы приняли христианство в VII веке. Однако первые семена Евангелия на Балканский полуостров были принесены еще святыми Апостолами. Предание свидетельствует, что здесь трудился святой апостол Андрей, который мученически скончался в Ахаии. Святой апостол Павел во время второго и третьего миссионерских путешествий прошел со словом благовестия по восточной и южной части Балканского полуострова, а «в Далмацию, — как свидетельствует сербский историк д-р Душан Л. Кашич, — послал своего ученика Тита и ему, как и многим общинам в Македонии и Греции, писал послания, чтобы он продвинул распространение христианства в той области». В IV веке на территории, входящей ныне в состав Югославии, были митрополия Сирмийская и архиепископия Салонийская.
1. Православная Церковь в королевстве Сербском, Османской империи и в восстановленной Сербии.............................................................................................................................................................3
2. Митрополия-Патриархат в Австро-Венгрии.................................................................................11
3. Положение церковных дел в Далмации, Боснии и Герцеговине.................................................13
4. Черногорская митрополия...............................................................................................................15
5. Церковная письменность и виднейшие сербские церковные писатели прошлого....................18
6. Сербская Православная Церковь в XX веке: Патриархи Сербские, краткая характеристика
их деятельности; борьба Церкви с фашизмом; взаимоотношения православных с католиками..........19
7. Современное положение Сербской Православной Церкви.........................................................22
8. Сношения Сербской и Русской Православных Церквей.............................................................33
9.Участие в экуменическом и миротворческом движениях............................................................37
Заключение...........................................................................................................................................38
Список использованной литературы..................................................
Взаимоотношения
Сербской и Русской Православных Церквей
основываются на давних, твердо установившихся
добрых традициях братской дружбы. За
весь период истории эти отношения можно
охарактеризовать как отношения любви. Корни
взаимоотношений двух Церквей-Сестер
уходят в глубь веков. Они крепко связаны
знаменательным событием конца XII столетия:
принятием монашества в русском Пантелеимоновском
монастыре на Афоне сербским царевичем
Растко (в монашестве святой Савва), впоследствии
возведенным на пост первого предстоятеля
Автокефальной Сербской Православной
Церкви. В 1347 году могущественный сербский
царь Стефан Душан прислал в афонскую
Пантелеимоновскую обитель честную главу
святого великомученика и целителя Пантелеймона.
А в следующем, 1348 году, посетив монастыри
Афона, Стефан Душан особое внимание уделил
обители святого Пантелеймона, приняв
на себя звание ее ктитора.
Не оставляли Пантелеимоновскую обитель
своими милостями и последующие сербские
правители: Стефан Урош, Лазарь, Драгош,
Костадин... По свидетельству московского
летописца, в 1404 году в Москве трудился
сербский инок Лазарь, который по просьбе
великого князя Василия Дмитриевича поставил
часы на княжеском дворе за Благовещенским
собором. С покорением Балканского полуострова
турками православные славянские народы
обращают свой взор к единоверной и единоплеменной
с ними Московской Руси. В 1509 году к великому
князю Василию Ивановичу прибыли от Белградского
Митрополита Феофана три старца с просьбой
об оказании помощи, ибо, писал Митрополит,
«попустил благий Господь Сербское господство
в руки иноплеменных, и монастырь сей долу
низвергся, и оскудела милостыня, и нет
милователей». Из дальнейшего содержания
письма выясняется, что Белградская митрополия
уже получала помощь и раньше от Ивана
III, что и ныне у нее есть един покровитель
— русский государь. Подобно тому как в
годы татарского ига на Руси сербский
царь Стефан Душан стал покровителем русской
обители на Афоне, так теперь в сторону
Москвы смотрели старцы Хилендарского
монастыря. Они величали русского царя
Ивана IV «солнцем христианским», сияющим
и озаряющим всю подсолнечную. В 1555 году
ими было направлено специальное посольство
в Москву с просьбой, чтобы царь взял Хилендарский
монастырь под свое покровительство, «чтобы
его богомолья была другая во святой Горе» после
первой Пантелеимоновской. Ходатайство
было удовлетворено — сербский монастырь
получил щедрые дары. В том же году прибыл
в «великую Русиу ка благочестивому цару
Иоану и светому Макарию, митрополиту
Московскому», митрополит Рашский Селивестр
«и тамо принесох много добро и урьковну
красоту у Хиландарь». Начиная с XVI века,
православные сербы пользовались сначала
рукописными, а затем и печатными церковными
книгами, издаваемыми в Московской Руси.
В свою очередь, южные славяне содействовали
передаче на Русь духовного наследия Византии,
содействуя таким образом духовному росту
Русской Православной Церкви. «Должно
признать, — утверждает В.М. Истрин, —
что большое количество византийских
произведений пришло на Русь уже в готовом,
южнославянском переводе, и притом в древнейшее
время — в переводах болгарских. Они продолжали
переходить и позже, когда на Руси развилась
уже своя письменность, а к переводам болгарским
стали присоединяться переводы и сербские». В
1641 году митрополит Скопийский Симеон
получил разрешение в Москве на сбор пожертвований
в пользу страдающего сербского народа.
С этого времени иерархи Сербской Церкви
неоднократно приезжали в Россию и увозили
отсюда доброхотные дары русских людей.
А Патриарх Гавриил I (Раич) в течение двух
лет жил в Москве. (После возвращения в
Сербию он был обвинен в государственной
измене и в 1659 году повешен турками.) Нашел
приют в России и бежавший от гнева турок
Патриарх Василий Бркич. В 1772 году он скончался
в Петербурге, где в Лавре и был похоронен. В
XVIII столетии в пределах нынешней Украины
нашли приют тысячи православных сербов.
Когда-то они покинули родину из-за турецкого
гнета и переехали в Австро-Венгрию, но
и там встретили унижение и несправедливость. Братское
отношение юго-западных славян к единоверным
и единокровным русским людям выразилось
в ответе Митрополита Черногорского Петра
I французам, предложившим по указанию
Ватикана отказаться от сношений с Россией
взамен на предоставление ему титула Патриарха
всех сербов и 200 тысяч франков. «Русские
нам не враги, — говорил Митрополит, а
братья по вере и племени, любят нас, как
и мы любим их... Славяне лишь от союза с
могущественной и родной Россией ждут
себе спасения и славы... Без русских —
пропасть и всем другим славянам!». О том,
что черногорцы получали поддержку от
братского православного русского народа,
В.В.Макушев (XIX в.) свидетельствует так:
«При посещении мною Черногории в 1865 году
в ней было 12 школ — главная четырехклассная
в Цетине (Цетинье) и 11 меньших с 2 классами
в более населенных местностях. Тогда
предполагалось открыть еще три школы;
ныне же насчитывается до 30 школ с 2000 учеников.
Школы содержатся из монастырских доходов
и на суммы, получаемые из России». Когда
в 1836 году в Белграде было открыто духовное
учебное заведение «Богословие», были
присланы сюда два преподавателя из окончивших
Московскую Духовную Академию. С 1840 года
был введен обычай посылать лучших выпускников
«Богословия» в Духовные Академии Русской
Православной Церкви. В 1920 —1925 гг. русская
инокиня Екатерина (в миру Евгения Борисовна
Ефимовская, родом из г. Москвы), прибыв
в Сербию с группой инокинь Леснинской
обители и став игуменией монастыря Хопово
на Фрушкой горе, явилась возродительницей
сербского женского иночества. Многие
ее ученицы были впоследствии игумениями
женских обителей в Сербии. В1923 году протоиерей
Стефан Димитриевич, в прошлом ближайший
помощник и сотрудник Сербского Митрополита
Михаила (1826 – 1898 гг.), председателя Сербского
Общества Красного Креста (основан в 1876
г.), в составе миссии сербов, хорватов
и словенцев оказывал помощь голодающим
Одесской и Екатеринославской губерний.
6 января 1924 года в «Красной ниве» был помещен
его снимок, запечатлевший момент беседы
отца протоиерея с редактором «Известий»
Ю. М. Стекловым. Здесь же была помещена
заметка о деятельности протоиерея С.
Димитриевича и его миссии. В 20-е, а затем
в 30-е годы, когда единству Русской Православной
Церкви угрожали внутренние раскольники,
главным образом «обновленцы», Сербская
Церковь одна из первых решительно высказалась
в поддержку Патриарха Московского и всея
России Тихона и осудила раскольников
как нарушителей святых канонов и отступников
от чистоты святого Православия. Патриарх
Сербский Варнава, выпускник Петербургской
Духовной Академии и постриженник Александре-Неве,
всегда сохранял дружеские отношения
с Местоблюстителем Патриаршего престола
Митрополитом Московским и Коломенским
Сергием (Страгородским). В свое время,
в связи с антиканоническими действиями
Константинопольского престола, направленными
к подчинению себе всей православной диаспоры,
в том числе и русских заграничных приходов,
Патриарх Варнава в письме к Митрополит
Елевферию (Богоявленскому) от 14 февраля
1932 года осудил эти папистские устремления
Константинополя. Трудным, для решения
вопросом, несколько осложнявшим добрые
отношения двух Церквей, был так называемый
«карловацкий вопрос». Получив пристанище
в Королевстве сербов, хорвате и словенцев,
группа русских архиереев-эмигрантов
в ноябре-декабре 1921 года в г. Сремские
Карловцы (отсюда «карловчане») составила
церковный Собор, который учредил «Архиерейский
Синод» во главе с митрополитом бывшим
Киевским Антонием (Храповицким) самовольно
принявшим титул «Наместника Святейшего
Патриарх Всероссийского». Отныне «карловчане»
стали выступать от лица Русской Церкви
во вред ей. Хотя раскольники в своей деятельности
находили поддержку тогдашнего королевского
правительства, тем не менее Сербская
Церковь брала на себя подвиг посредничества
в переговорах с ними Местоблюстителя
Патриаршего престола. Если и не был достигнут
желаемый результат, то виновны в это раскольники,
отвергнувшие принимаемые меры к умиротворению.
После Второй мировой войны Святосаввская
Церковь сохраню братские отношения с
Русской Церковью. Так, на Поместно Соборе
Русской Православной Церкви в 1945 году
присутствовал делегация Сербской Церкви
во главе с заместителем Патриарха митрополитом
Скопийским Иосифом.
В апреле 1945
г. Сербскую Православную Церковь посели
делегация Русской Православной Церкви
во главе с епископом Кировоградским Сергием
(Лариным). В том же году он еще раз посетил
Сербскую Церковь. В октябре 1945 г. архипастыри
Сербской Церкви удовлетворили желание
православных закарпатцев Мукачевской
епархии о возвращении их в лоно родной
Русской Церкви, от которой их насильно
отторгли более 700 лет тому назад. В 1946 году
было достигнуто соглашение о передаче
Сербской Церковью православных приходов
в Чехии в юрисдикцию Русской Церкви, а
в 1954 году храмы, клир и приходы благочиния
Московской Патриархии в Югославии, за
исключением Свято-Троицкого храма —
подворья в Белграде, были переданы в юрисдикцию
Сербской Церкви. На торжествах, посвященных
500-летию автокефалии Русской Церкви, и
на Совещании Глав и Представителей Поместных
Православных Церквей в Москве (июль, 1948
г) делегацию Святосаввской Церкви возглавлял
Патриарх Гавриил. В 1956 году гостем Русской
Церкви был Патриарх Викентий, прибывший
в Советский Союз с группой деятелей Сербской
Церкви. А в октябре следующего года Святосаввскую
Православную Церковь с ответным визитом
посетил Святейший Патриарх Алексий I
в сопровождении архиереев Русской Православной
Церкви. Во время пребывания в Югославии
Святейший Патриарх Алексий I посетил
Белградский Богословский факультет,
на торжественном заседании которого
было оглашено постановление Совета этого
факультета о присвоении Патриарху Алексию
I звания почетного доктора богословия.
30 октября 1956 г. оба Патриарха подписали
совместное коммюнике, в котором нашло
отражение единство взглядов обеих Церквей
по вопросам церковного сотрудничества
и борьбы за мир.
В 1958 году в Москве на торжествах по случаю
40-летия восстановления патриаршества
в России присутствовала делегация Сербской
Православной Церкви во главе с епископом
Нишским Иоанном.
Святейший Патриарх Герман, по приглашению
Святейшего Патриарха Алексия I, в октябре
1961 года посетил Русскую Православную
Церковь. Во время пребывания его в Москве
между обоими Патриархами состоялись
встречи и беседы, прошедшие в атмосфере
братской любви и полного взаимопонимания.
Результатом бесед явилось принятие коммюнике,
в котором было отмечено стремление Русской
и Сербской Православных Церквей укреплять
братские связи с остальными Поместными
Православными и инославными Церквами
и объединениями, а также содействовать
установлению мира во всем мире. Патриарх
Герман был избран почетным членом Московской
Духовной Академии. В мае 1962 года Патриарх
Алексий I вторично нанес визит Сербской
Православной Церкви. Патриархи снова
подписали коммюнике об укреплении союза
обеих Церквей-Сестер и о необходимости
прилагать все усилия для утверждения
на земле прочного и справедливого мира. На
юбилейных торжествах в Москве в 1963 году
по случаю 50-летия архиерейского служения
Патриарха Алексия I делегацию Сербской
Православной Церкви также возглавлял
Патриарх Сербский Герман. В сентябре 1965
года Московскую Патриархию посетила
делегация Сербской Православной Церкви
во главе с епископом Нишским Иоанном. Летом
1968 года делегация Сербской Православной
Церкви во главе с Патриархом Германом
принимала участие в торжественном праздновании
Русской Православной Церковью пятидесятилетия
восстановления патриаршества.
На торжествах избрания Поместным Собором
Русской Православной Церкви и интронизации
нового Патриарха Московского и всея Руси
Пимена в мае-июне 1971 года Сербская Православная
Церковь была представлена делегацией
во главе с митрополитом Добробосанским
Владиславом.
В связи с вступлением на Московский Патриарший
престол Святейший Патриарх Пимен вместе
с высокими делегатами Русской Православной
Церкви во второй половине октября 1972
года посетил Сербскую Православную Церковь,
а также Элладскую и Румынскую Православные
Церкви. «При посещении Сербской, Элладской
и Румынской Православных Церквей, — сообщает
ЖМП, — имели место беседы между Предстоятелями
этих Церквей и Предстоятелем Русской
Православной Церкви по вопросам, интересующим
братские Поместные Церкви и относящимся
к межправославным и экуменическим проблемам
и к служению Церквей благу человечества». В
октябре 1974 года гостями Русской Православной
Церкви были делегаты Сербской Православной
Церкви во главе с Патриархом Германом.
Ровно через год (окт. 1975 г.) в Советском
Союзе находились представители сербских
Духовных школ, которые ознакомились с
жизнью Духовных школ Москвы, Ленинграда
и Одессы. В марте 1992 года Святейший Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II встречался
в Фанаре (Стамбул) со Святейшим Патриархом
Сербским Павлом, когда Предстоятели четырнадцати
Поместных Православных Церквей подписали
Послание, где выразили свои позиции по
волнующим сегодня и христианский, и нехристианский
мир вопросам. Многократные взаимные визиты
деятелей Русской и Сербской Православных
Церквей, обмен мнениями по важнейшим
церковным вопросам, обмен праздничными
посланиями Предстоятелей Церквей к Рождеству
Христову и Святой Пасхе, братские приветствия
по случаю важнейших церковных событий
Церквей-Сестер, обмен церковными изданиями,
обучение в наших Духовных школах студентов
Сербской Православной Церкви и др. —
все это свидетельствует, что между обеими
Церквами не прерываются традиционные
живые братские отношения.
Сербская Православная Церковь поддерживает братские связи и с другими Автокефальными Православными Церквами, а также с инославными исповеданиями. С 1965 года она входит в качеств деятельного члена в экуменическую организацию — Всемирный Совет Церквей. На IV Ассамблее Всемирного Совета Церквей, проходившей в Упсале с 4 по 19 июля 1968 года, Патриарх Герман бы единодушно избран одним из президентов Всемирного Совета Церквей. В начале 1974 года в Вене был открыт Сербский православны центр, в помещении которого имеются часовня, библиотека, читальный зал и клуб. Здесь же действует и социальная служба, консультанты которой оказывают помощь обращающимся к ним. Вместе с прочими Поместными Православными Церквам и христианскими объединениями Церковь святого Саввы участвует в борьбе за установление прочного мира на земле. Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию.
Заключение
Обобщая рассмотренный в работе материал, можно сказать, что независимая и активная позиция Сербской Православной Церкви в политической жизни, стойкое и мужественное отношение к государственной власти, широкая международная деятельность, включающая контакты с Православными Церквами и другими конфессиями и религиозными организациями, взвешенное и благоразумное отношение к экуменическому движению и ВСЦ, забота о подрастающем поколении и намеченная реформа в сфере богословского образования убедительно свидетельствуют как о полноте церковной жизни в Сербской Церкви, так и об огромном духовном потенциале, который, несомненно, будет реализован несмотря ни на какие возможные внешние общественно-политические и государственные потрясения на территории бывшей Югославии.
Список использованной литературы