Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:15, реферат
Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании.
1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература
Содержание
1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература
1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
Религия есть данный в опыте
факт, имеющий широчайшее, по мнению
многих, даже универсальное распространение.
Подавляющее большинство
Немецкий богослов Ф. Шлейермахер (1768-1834) утверждал, что в основе религии — сознание зависимости от высших Сил. Великий философ XVIII века И. Кант (1724-1804) указывал на чувство нравственного долга как на основу религии. Философ Ф. Паульсон (1896-1908) писал, что в основе религии внутреннее настроение, характеризуемое «смирением и упованием». Почти наш современник Б. Рассел (1872-1967) считал, что в основе религии «страх перед неведомым».
Общая черта всех этих определений
— исключительный акцент на психологическую
сторону религиозного переживания
и отсутствие упоминаний о его
объекте, о его внешнем источнике,
т.е. ничего не говорится о божестве
(одном или многих). Между тем,
как известно, именно «нечто божественное»,
как бы его в разных религиях себе
ни представляли, является объектом религиозной
жизнедеятельности и в то же время,
по единодушному убеждению приверженцев
любой религии, ее источником. К последнему
из приведенных высказываний тесно
примыкает атеистическое
Это определение противоречит нашему опыту: любой человек хорошо отличает реальные идеи от нереальных, действительность — от игры воображения, подлинное переживание — от сновидения, историческое повествование — от сказки. Если такое смешение в отдельных случаях и было возможно в доисторическую эпоху на наиболее низких уровнях развития человечества, в исторический период развития, тем более в наше время, оно невозможно и практически не наблюдается, а религия существует, и современные религиозные люди по интенсивности, искренности и яркости своих переживаний не уступают своим как будто менее культурно развитым предкам.
Существуют общеизвестные
примеры такого фантастического
отражения: сказки, легенды, поверья
и т.п. Дети верят им, и в их сознании
реальность преломляется в фантастических
образах. Однако с возрастом вера
в сказки исчезает. Легенды и поверья
тоже теряют свою вероятность с повышением
культурного уровня; и религия, если
бы она была только фантастическим
порождением сознания, давно бы исчезла
— взрослые, а тем более культурные
люди, бесспорно отвергли бы ее. Невозможно
и бессмысленно утверждать, что то,
чем живет подавляющее
Кроме того, идея Бога как Существа всесовершенного, т.е. Абсолюта, никак не могла бы быть отражением материального мира, в восприятии которого нет ничего опытно-абсолютного (примеры: относительность познания, в частности измерения величин; наличие антагонистических явлений в природе, относительность движения, времени в свете теории относительности).
Исследуя происхождение
религии в условиях игнорирования
всего, что свидетельствует об этом
религиозное сознание, подразумевают
убежденность в том, что религия
усвоена человечеством в
Одна из древнейших версий
происхождения религиозных
Этот взгляд на происхождение религии высказывался некоторыми из греческих софистов и скептиков (Секст Эмпирик, II-III вв.), пользовался большой популярностью среди «просветителей» XVIII века и наивных богоборцев послереволюционного периода в нашей стране.
Несмотря на то, что так
называемый научный атеизм давно
от версии сознательного обмана отказался,
она до сих пор бытует среди
людей, примитивно-враждебно
Несостоятельность версии сознательного
обмана становится очевидной уже
при осмыслении факта, что жрецом
человек не рождается, а становится
в условиях наличия религиозной
ситуации, т.е. религия является по отношению
к жреческому сословию чем-то первичным,
что неизбежно порождает
Другой, не менее популярной
и, пожалуй, более поздней версией
является попытка искать корни религиозных
представлений в чувстве
Поводом для таких гипотез
могло служить наличие
Одним из важнейших условий
возникновения религиозных
Наличие в научном мире
множества глубоко религиозных
людей, не являясь ни в какой мере
доводом в пользу истинности тех
или иных религиозных воззрений,
убеждает, однако, в отсутствии какой-либо
причинной связи между
Нельзя обойти молчанием
психологический аспект проблемы, тесно
связанный, с одной стороны, с
самонаблюдением, а с другой —
с психологией религии. Анализируя
собственные религиозные
Также необходимо остановить
внимание на весьма распространенном
взгляде на человеческие страдания
как причине возникновения
Эта теория, часто называемая
в научной литературе теорией
пессимизма, или пессимистической,
применительно к первобытному населению
нашей планеты страдает явной
надуманностью, отсутствием научного
обоснования. На начальных ступенях
развития люди не могли испытывать
состояние рефлексии, угнетенности,
не могли иметь глубоких переживаний,
связанных с осознанием бедственности
той или иной ситуации. Любое неблагоприятное
стечение обстоятельств вызывало, как
правило, активность, направленную на
преодоление дискомфорта или
тем более страданий, побуждало
к действию и не оставляло места
для каких-либо мучительных раздумий
о смысле страданий, — размышлений,
к которым первобытные люди вообще
еще не были способны. Непонятным остается
также психологический
Кроме того, далеко не все языческие божества воспринимались как добрые и благожелательные; многие из них представлялись мстительными, злыми, вредоносными (Ариман у персов, Ваал у финикиян, Шива у индийцев и многие другие), не говоря о том, что даже добрые, по мнению человека, божества были подвержены колебаниям настроения и легко переходили от благоволения к гневу и ярости.
Однако представить себе
первобытного человека обуреваемым
горестями, внутренними конфликтами,
разъедаемым рефлексией и ищущим
смысла жизни значило бы совершенно
утратить способность научно-
Последней из подлежащих рассмотрению
гипотез о происхождении