Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:15, реферат
Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании.
1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература
2 КОНСПЕКТЫ КУЛЬТУРНАЯ
ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
Фрейд
План
1. Главная задача культуры - защита нас от природы
2. Природа и культура
3. Очеловечивание культуры
4. Три задачи Богов
5. Религиозные представления возникли из потребности защитить себя от сверхмощи природы
1 В чем заключается особая ценность религиозных представлений?
Если вообразить, что ее запреты сняты и что отныне всякий вправе избирать своим сексуальным объектом любую женщину, какая ему нравится, вправе убить любого, кто соперничает с ним за женщину или вообще встает на его пути, может взять у другого что угодно из его имущества, не спрашивая разрешения, — какая красота, какой вереницей удовлетворений стала бы тогда жизнь! Правда, мы сразу натыкаемся на следующее затруднение. Каждый другой имеет в точности те же желания, что я, и будет обращаться со мной не более любезным образом, чем я с ним.
Правда, природа не требовала бы от нас никакого ограничения влечений, она дала бы нам свободу действий, однако у нее есть свой особо действенный способ нас ограничить, она нас губит, холодно, жестоко и, как нам кажется, бездумно, причем, пожалуй, как раз по случаю удовлетворения нами своих влечений. Именно из-за опасностей, которыми нам грозит природа, мы и объединились и создали культуру, которая, среди прочего, призвана сделать возможной нашу общественную жизнь. В конце концов, главная задача культуры, ее подлинное обоснование - защита нас от природы.
2 Известно, что во многих
отношениях она уже и теперь
сносно справляется со своей
задачей, а со временем, надо
думать, будет делать это еще
лучше. Но ни один человек
не обманывается настолько,
Природа противостоит нам
всей своей мощью, величественная, жестокая,
неумолимая, колет нам глаза нашей
слабостью и беспомощностью, от которых
мы думали было избавиться посредством
своего культурного труда. К немногим
радующим и возвышающим зрелищам,
какие может явить
Добавьте сюда ущерб, который ему наносит непокоренная природа, — он называет это роком. Последствием такого положения его дел должны были бы быть постоянная грызущая тревога и тяжелая обида от оскорбления чувств естественного нарциссизма.
Как для человечества в
целом, так и для одиночки жизнь
труднопереносима. Какую-то долю лишений
накладывает на него культура, в
которой он участвует, какую-то меру
страдания готовят ему другие
люди, либо вопреки предписаниям культуры,
либо по вине несовершенства этой культуры.
Культура облегчает ему здесь
задачу, она старается в одинаковой
мере за всех.. Задача здесь троякая,
грубо задетое самолюбие
3 Самым первым шагом
достигается уже очень многое.
И этот первый шаг
Такая замена естествознания
психологией не только дает мгновенное
облегчение, она указывает и путь
дальнейшего овладения
Сходным образом человек делает силы природы не просто человекообразными существами, с которыми он может общаться как с равными, - это и не отвечало бы подавляющему впечатлению от них, а придает им характер отца, превращает их в богов, следуя при этом не только инфантильному, но, как я попытался показать, также и филогенетическому прообразу.
4 Со временем делаются
первые наблюдения
Задача бога теперь состоит
в том, чтобы компенсировать дефекты
культуры и наносимый ею вред, вести
счет страданиям, которые люди причиняют
друг другу в совместной жизни, следить
за исполнением предписаний
Всякое добро, в конечном
счете, по заслугам вознаграждается, всякое
зло карается, если не в этой форме
жизни, то в последующих существованиях,
начинающихся после смерти. Таким
образом, все ужасы, страдания и
трудности жизни предназначены
к искуплению; жизнь после смерти,
которая продолжает нашу земную жизнь
так же, как невидимая часть
спектра примыкает к видимой,
принесет исполнение всего, чего мы здесь,
может быть, не дождались. И неприступная
мудрость, управляющая этим процессом,
всеблагость в нем
5 Люди говорят, что
жизнь станет невыносимой,
Я уже пытался показать, что религиозные представления произошли из той же самой потребности, что и все другие завоевания культуры, из необходимости защитить себя от подавляющей сверхмощи природы. К этому присоединился второй мотив, стремление исправить болезненно ощущаемое несовершенство культуры. И как раз очень уместно сказать, что культура дарит эти представления индивиду, потому что он принимает их как данность, они преподносятся ему готовыми, он был бы не в силах изобрести их в одиночку. Они — наследие многих поколений, в которое он вводится, которое он перенимает как таблицу умножения, геометрию и т.д. Есть, конечно, и одно отличие... обычно эту совокупность религиозных представлений предлагают как божественное откровение. Но это само по себе есть уже элемент религиозной системы, преподносимый с полным пренебрежением к известным нам фактам исторического развития религиозных идей и к их разнообразию в разные эпохи и в разных культурах.
ОТНОШЕНИЕ
РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Г.В.Ф. Гегель
План
1. Тождественность религии и государства
2. Связь между государством и религией
3. Раздвоение государства и религии
4. Религиозный идеал и истина
5. Глубокое противоречие между государством и религией
6. Государственное устройство
1. Государство есть истинный
образ действительности; в нем
истинная нравственная воля
В общем, религия и основа государства – одно и то же: они тождественны в себе и для себя. В патриархальном отношении, в иудейской теократии, они еще не различены и еще внешне тождественны. Однако они вместе с тем и различны; в ходе дальнейшего развития исторического процесса они строго разделяются, однако затем вновь полагаются как истинное тождество. . Религия есть знание высшей истины, и эта истина в ее более точном определении есть свободный дух; в религии человек свободен перед богом; поскольку он приводит свою волю в соответствие с божественной волей, он не противостоит высшей воле, но обретает в ней самого себя; он свободен, поскольку он достиг в культе снятия раздвоения. Государство есть лишь свобода в мире, в действительности. Народы, не ведающие о том, что человек свободен в себе и для себя, живут в состоянии отупения как со стороны их государственного устройства, так и со стороны их религии. В религии и государстве – одно понятие свободы
Народ, имеющий плохое понятие о боге, имеет и плохое государство, плохое правительство и плохие законы.
2 Подробное рассмотрение
этой связи между государством
и религией относится,
Представление об этой связи
находит выражение в
Если в целом нет никакого сомнения в том, что законы установлены божественной волей, то не менее важно действительно познать божественную волю, причем это познание не есть особая привилегия отдельных лиц, но доступно всем. Познать, что есть разумное, – дело образованной мысли, и особенно дело философии, которую в этом смысле можно с полным основанием называть жизненной мудростью. Каковы были внешние обстоятельства, связанные с установлением истинных законов (были ли они даны правителем добровольно или под нажимом оппозиционных сил), значения не имеет; развитие в человеческом обществе понятия свободы, права и гуманности необходимо для себя. Следовательно, если исходить из истины, что законы выражают божественную волю, то особенно важно определить, каковы эти законы.
3. Наконец, государство
и религия могут пребывать
в раздвоении и иметь
4 Таким образом,
Первое проявление нравственности
в субстанциальной
Во-вторых, человек в качестве
единичного существа вынужден бороться
с необходимостью, установленной
природой. Его нравственный долг –
завоевать самостоятельность