Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:15, реферат
Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании.
1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература
Более сложные религиозные понятия рассматривались как результат развития и усложнения первичной идеи о существовании у каждого человека некоей параллельной духовной субстанции.
Слабой стороной анимистической
теории происхождения религии следует
признать прежде всего субъективизм
таких психологических явлений,
как сон, галлюцинация и др. В самом
деле, можно допустить, что увидевший
во сне своего умершего предка человек
способен уверовать в реальность
его существования как некоей
первопричины сна или явления, однако
уверить или убедить других в
реальности собственной души (духа)
сновидец не в силах, так содержание
сновидения не может быть отождествлено
с религиозным представлением, тем
более переживанием. Здесь отсутствует
сознание зависимости от могущественного
объекта религиозного почитания, а,
как мы знаем, это сознание — одна
из важнейших черт, присущих всякому
религиозному переживанию. Даже совершенно
некультурному человеку с примитивным
сознанием нет оснований
Животные (во всяком случае
высшие) тоже видят сны, однако зоопсихологи
не находят у них даже зачатков
идеи о самостоятельном
В реальности собственного
духовного начала спонтанно, часто
подсознательно (как, например, у материалистов)
убеждает человека его самосознание,
властно говорящее о
Однако осознание своей духовной сущности еще не есть религия. Скорее можно сказать, что такое осознание является предпосылкой религиозного сознания, но не более, ибо для религиозного сознания характерно представление о реальности не только самого себя как духовного существа, но прежде всего Бога (или божеств), с которым данный субъект находится в контакте, или, может быть, только вступает в контакт, или даже (по меньшей мере) осознает возможность такого контакта. Все это выходит далеко за пределы выводов и заключений анимистической теории происхождения религий, столь же несостоятельной, как и другие рассмотренные выше концепции.
Подводя итог разбору теорий происхождения религий, можем отметить, что при всем их разнообразии и взаимных противоречиях (нередко взаимоисключающих) у них есть общие легко различимые черты.
а) При внимательном анализе каждой версии в отдельности обнаруживается аналогия с соответствующими, идейно близкими воззрениями на религию, подвергшимися критике в предыдущей главе. Так, например, выявляется родство между попыткой свести религиозное переживание к чувству зависимости от сверхъестественных факторов и попыткой усмотреть первоисточник этого переживания в чувстве страха, такого рода параллели можно обнаружить также между другими теориями о происхождении и сущности религии.
б) Одной из общих черт рассмотренных версий происхождения религии является неправомерное распространение отношения к религии, присущего многим людям нашего времени, на первобытное человечество, которое, согласно чуждым религии воззрениям, якобы было когда-то безрелигиозно, а в какой-то период своего развития приобрело религиозные представления и стало практиковать религиозный культ.
Если для многих людей нашего времени такие психологические феномены, как страх перед будущим (в частности перед смертью и перед неизвестным, но инстинктивно предчувствуемым предсмертным состоянием), стремление найти утешение и обрести твердую почву под ногами среди житейских невзгод, действительно, оказываются толчками или поводами для обращения к Богу, то перенесение этого опыта на примитивно мысливших первобытных людей (например, на популяцию первобытного стада или хотя бы даже на неандертальцев или кроманьонцев) лишено всякого обоснования, носит произвольный и отнюдь не научный характер.
в) Все рассматриваемые версии происхождения религии относятся к ней как к продукту человеческого мышления, и общей для этих теорий является презумпция нереальности сверхъестественного фактора — тем самым сводится на нет само понимание религии как связи между божеством и человечеством, между сверхъестественным и естественным факторами. В основе всех их лежит отношение к религии как к совокупности иллюзорных, вымышленных состояний. В этой односторонности, в игнорировании главного фактора — Божественного Откровения — основной дефект подобных версий, лишающий их какой-либо реалистичности.
г) Безрезультатность поисков безрелигиозности в далеком прошлом человечества, которые оказываются тщетными при изучении палеонтологических и антропологических объектов, относящихся к периоду даже «первобытного стада». Одного этого отрицательного результата в сущности достаточно, чтобы подтвердить и обосновать ложность и научную беспочвенность всех рассматриваемых односторонних (т.е. игнорирующих Откровение) версий происхождения религии.
1.2 Религия как форма мировоззрения
Мировоззрение - это сложное,
синтетическое, интегральное образование
общественного и
1. Познавательный компонент.
Базируется на обобщенных
2. Ценностно-нормативный
компонент. Включает в себя
ценности, идеалы, убеждения, верования,
нормы, директивные действия и
т. д. Одно из главных
3. Эмоционально-волевой
4. Практический компонент.
Мировоззрение - это не просто
обобщение знания, ценности, убеждения,
установки, а реальная
Религиозное мировоззрение
Религиозное мировоззрение первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и сверхъестественными.
Однако религия в отличие
от мифологии проводит точную грань
между естественным и сверхъестественным,
наделяя первое только материальной
сущностью, второе – только духовной.
Поэтому в период, когда мифологические
и религиозные представления
были соединены в религиозно-
По мере развития религиозных
верований религиозное
Уходили в прошлое такие черты мифологической картины мира, как:
– отсутствие ясной последовательности событий в мифах, их вневременной, внеисторический характер;
– зооморфизм, или звероподобие мифологических богов, их спонтанные, не поддающиеся человеческой логике действия;
– второстепенная роль человека в мифах, неопределенность его положения в действительности.
Целостные религиозные мировоззрения сформировались, когда сложились монотеистические вероучения, когда появились системы догматов, или непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость – греховность.
Религия – это вера в сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством которых божество дает о себе знать посвященному. Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью которых человек приходит к вере и утверждается в ней.
В религиозном мировоззрении бытие и сознание тождественны, этими понятиями определяется единосущий, вечный и бесконечный Бог, по отношению к которому природа и человек, от него произведенные, вторичны, а потому временны, конечны.
Общество представляется
стихийным сборищем людей, так как
оно не наделено своей особой душой
(в научном мировоззрении
В вертикальной картине мира Бог – человек общественные отношения воспринимаются как сугубо личностные, единичные действия людей, спроецированные на великий замысел Творца. Человек в этой картине – не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного предопределения.
В религиозном сознании,
как и в мифологии, духовно-практическое
освоение мира осуществляется через
его раздвоение на священный (сакральный)
и повседневный, «земной» (про-фанный).
Однако проработка идеологического
содержания религиозной системы
взглядов поднимается на качественно
иной уровень. Символизм мифа заменяется
сложной, порой утонченной системой
образов и смыслов, в которой
существенную роль начинают играть теоретические,
понятийные построения. Важнейший принцип
построения мировых религий –
монотеизм, признание единого бога.
Вторая качественно новая черта
– глубокая духовно-этическая