Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 14:15, реферат
Конкретные формы возникновения и развития египетской религии - представляет огромные трудности, которые объясняются состоянием источников. Религиозные воззрения египтян возникли и развивались задолго до объединения Египта. Между тем письменных источников от тех времен не сохранилось, поскольку письменность в Египте возникла позже, приблизительно в одно время с начавшимся процессом объединения. Правда, в "Текстах пирамид", впервые записанных во времена V и VI династий, содержатся отдельные места, восходящие к глубочайшей древности. Однако это лишь отрывочные и несвязные свидетельства о древнейших формах религиозного мышления египтян, не позволяющие, к сожалению, составить четкое представление о возникновении и становлении египетской религии.
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОРИОГРАФИЯ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Фетишизм и тотемизм. Культ животных
Местные боги
Теогонии и космогонии
Монотеизм или политеизм. Представления о боге
Мир-Двойник
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
2 енно, ритуальное) человеку, в Старом царстве. на протяжении всего её существования. в нём живёт его Двойник; этот мир можнозагробную вселенную, населенную богами, которых нужно просить о милости, и демонами, с которыми необходимо бороться при помощи соответствующих заклинаний. В этой вселенной человек был мал и ничтожен, свое место в ней он мог найти только благодаря специальным путеводителям, каковыми являются Книга мертвых и многочисленные поздние «Книги» заупокойного характера. Всеобъемлющей становится ненужная в мире-Двойнике магия, без которой человеку не справиться со злокозненными врагами. Засилье магии ведет к преобладанию в поздней египетской религии бесконечно сложного, но совершенно формального благочестия, поражавшего античных путешественников своими масштабами и безжизненностью. К тому же размывание мира-Двойника оказало влияние и на отношение к смерти. В Старом царстве, где жизнь мира-Двойника фактически в неизменном виде продолжала земную жизнь, смерть не была трагедией; к ней относились спокойно и с достоинством. Поздний загробный мир качественно отличался от человеческого, был неуютен, загадочен, опасен, так что переход в него был серьезнейшим рубежом, а смерть превращалась в крушение всего привычного вокруг человека, была врагом, с которым нужно было бороться39. Это предопределяло трагизм позднего мировоззрения, не свойственный Старому царству.
Однако было бы совершенно неверным полагать, что на поздних этапах мир-Двойник угасал бесследно; будучи подавляем миром bA, он в свою очередь влиял на него. Особенно хорошо это прослеживается на примере распространения изображений в гробнице — со временем они все больше приближаются к телу умершего. До конца V дин. они локализуются только в наземных помещениях, т. е. совершенно отделены от мира bA. С конца V дин, изображения появляются в погребальных камерах, но пока только на их стенах (кроме того, в склепах могут находиться и статуэтки). I Переходный период ознаменован появлением изображений («фризов предметов») на внутренних стенках саркофагов. В Среднем царстве впервые появляются антропоморфные саркофаги, которые позднее, начиная с Нового царства, становятся особенно распространенными; тем самым гроб превращается в изображение человека. Вместе с этим на смену «фризам предметов» приходят изображения богов, покрывающие наружные и внутренние поверхности саркофага.
Теперь саркофаг представляет для умершего целый мир, ибо над ним распростерта изображенная на внутренней стороне крышки небесная богиня Nwt, рождающая солнце. Идея эта всецело принадлежит миру bA, но воплощение ее достигается средствами мира-Двойника. Эта же эпоха дает и еще одно нововведение — Книга мертвых кладется в саркофаг рядом с мумией, так что изображения («виньетки» Книги мертвых) оказываются в непосредственной близости от тела. Наконец, для римского времени характерны мумийные пелены с сюжетными росписями, изображающими умершего среди богов. Теперь изображения предельно приближены к мумии. Таким образом, изображения все глубже внедряются в мир bA, так что в конце концов не остается ни одной свободной от них области. Поэтому, хотя мир-Двойник как таковой и гибнет в Новом царстве, элементы его — изображения — пронизывают мир bA и создают пестрый и страшно запутанный загробный мир Позднего времени, столь разительно отличающийся от того, что мы обнаруживаем в более ранние периоды.
Такова в общих чертах трехтысячелетняя история представления о мире-Двойнике. Как мы видим, ее основные этапы совпадают с важнейшими вехами в истории египетского государства, а все развитие рассматриваемой концепции лежит в основном русле развития египетского мировоззрения и в значительной степени его определяет.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
Бадж У.Е. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.
Большаков А.О. Представление о двойнике в Египте Старого царства // ВДИ 181. №2, 1987. С. 3–36.
Большаков А.О. Человек и его
двойник. Изобразительность и
Зубов А.Б. Монотеизм или политеизм – вновь к представлениям о боге в Древнем Египте// Древний Египет и христианство (к 2000-летию христианства): Материалы научной конференции 26.11.2001-29.11.2001. М., РГГУ. 2001 г.
Коростовцев М.А. Религия// Культура Древнего Египта. М., 1976. С. 180-222.
Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
Франк-Каменецкий И.Г. Памятники египетской религии в фиванский период. М., 1917// Культурно-исторические памятники древнего Востока, вып. 5. Часть II. М., 1918// Культурно-исторические памятники древнего Востока, вып. 6.
Siegfried Morenz. Egyptian religion. Methuen, London, 1973.
1 Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999, с. 16-18.
2 Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб., 2001, с. 41-80.
3 Siegfried Morenz. Egyptian religion. Methuen, London, 1973.
4 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
5 Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
6 Большаков А.О. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб., 2001, с. 7.
7 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976, с. .
8 Под «нечестивцем» здесь подразумевается человек, покидающий свой ном и своего номового бога, а под «чужбиной» - другие номы Египта.
9 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976, с. .
10 Assman J. Ma’at: Gerechtigkeit und Unsterblicheit im alten Ägypten, München, 1990, P. 277.
11 Virey. La religion de l'ancienne Egypte.- Paris,1910; E.Drioton, Le monotheisme de l'ancienne Egypte // Cahiers d'histoire egyptienne.- Cairo, 1948.- №1; S.Morenz. Egyptian Religion.- Ithaca(N.Y.),1973.- P.116; J.Vergote. La notion de Dieu dans les livres de sagess egyptiens // La sagesses du Proch Orient ancien.-Paris,1963. У.Бадж. Египетская религия. Египетская магия. М.,1996.- С.12 и след.
12 Pierret. Les interpretations de la religion egyptienne. Paris,1912
13 A.Moret. Mysteres egyptiennes. —Chalon sur Saone, 1911.
14 E.Otto.The Conception of God in Egypt in the Late Period // Forshungen und Fortschritte. Bd.35. Berlin,1961. — P.278.
15 S.Morenz. Egyptian Religion.- Ithaca(N.Y.),1973.- P.149.
16 A.Piankoff. The Litany of Re / Egyptian Religious Texts, vol.4.- New York,1964.- P.5.
17 Зубов А.Б. Монотеизм или политеизм – вновь к представлениям о боге в Древнем Египте… М., 2001 г.
18 Бадж У.Е. Египетская религия. Египетская магия. М., 1996.— С.12.
19 И.Г.Франк-Каменецкий. Памятники египетской религии... —Вып.I.- Москва,1917.- Стр. 4 - 5.
20 O.Hornung. Conception of God in Ancient Egypt.- New York, 1982.- P.54.
21 O.Hornung. Conception of God in Ancient Egypt.- New York, 1982.- P.54.
22 Зубов А.Б. Монотеизм или политеизм – вновь к представлениям о боге в Древнем Египте… М., 2001 г.
23 J.Assmann. Agypten: Theologie und Frommigkeit einer fruhen Hochkultur.- Stuttgart,1984. Русский перевод: Ян Ассман. Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации. М.,:Присцельс, 1999.
24 A.H.Gardiner. // ZÄS, Bd.42, 1905. — P.36.
25 Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М., 1976.
26
27 Frankfort et al., 1946, p. 96 = 1951, p. 106.
28 см.: Lacau, 1926-3; ср.: Lacau,1913
29 Разумеется, в храмах имелись изображения богов, но для храмовой реальностиприсутствие божества было нормой, а не чудом. В гробницах же частных лиц чудесное было невозможно.
30 Локализацию миров в гробнице не следует понимать слишком буквально. Говорить о каком-либо конкретном расположении мира-Двойника бессмысленно; то же самое относится и к другому миру. Когда мы говорим, что какой-либо мир локализуется в каком-либо помещении гробницы, это означает, что в данном помещении находятся средства «создания» этого мира — изображения или тексты.
31 Например Žabkar, 1968, р. 58–61, 90.
32 Hassan, 1975-3, pl. 56, fig. 39.
33 Точнее говоря, одна точка пересечения двух миров все-таки существовала — тело умершего. На ранних этапах египтяне еще не умели консервировать тело, изготавливать настоящие мумии, но это их нисколько не смущало. При помощи специального пеленания небальзамированного трупа или заливки его гипсом создавали подобие тела — куклу, муляж. При этом труп, естественно, разлагался, но видимость тела сохранялась. Таким образом, мы имеем здесь дело, по существу, с созданием изображения и, следовательно, с проникновением мира Двойника в мир bA. К сожалению, мы слишком плохо знаем погребальные обычаи этой поры и не можем сказать, насколько важным было это соприкосновение двух миров.
34 Большаков, 1982, с. 100.
35 Правда, остается непонятным, почему к мысли о необходимости такой компенсации пришли именно в это время. Приходится признать, что мы все еще очень далеки от понимания деталей происходивших процессов.
36 Первые Тексты саркофагов появляются при VI дин. в мастабе Mdw-nfr в Балате [Valloggia, I986-1,р. 74–78, 1986-2, pl. 62–63]. Поскольку в силу провинциальной специфики в ней практически отсутствуют изображения, связь появления Текстов саркофагов с их исчезновением налицо.
37 Речь идет об известной надписи Ra(w)-wr(.w) [Urk. I, S. 232; Hassan, 1932, pl. 18], рассказывающей о том, как царь Nfr-jr(j)-kA-ra(w) должен был принести извинение (несомненно, ритуальное) человеку, которого случайно коснулся его жезл.
38 В целом ряде случаев вообше не ясно, изображается ли поклонение самому богу или его статуе, что, разумеется, имеет принципиальное значение.
39 Zandee, 1960.