Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Записано со слов 47-летнего Буденхена Прокопьева III готольского рода из улуса Загликскнй бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии в 1917 году.
Происхождение Готола
Готол был шестым сыном Тугалака Булаган-Хараева, который со своим отцом и братьями жил на реке Куде, притоеке реки Ангары. Он был ограниченным, слабосильным имел большой живот (бухал гузээн Готол). На охоте Готол был всегда в числе загонщиков - с подростками, которые смеялись над ним и проделывали всякие проказы.
Когда он гнал зверей из лесу, то у него сползали с ног унты, он сходил с лошади и надевал их. Готол был тих и нерасторопен, всегда мешкал и отставал от своих товарищей. Подростки торопили его, кричали на него и жаловались старшему (газаршею). На все назидания товарищей и старшего он отвечал угрюмым молчанием.
Товарищи-подростки пугали его медведем, которого он страшно боялся, поворачивал коня и пускался вскачь. За ним гнались и возвращали на место. А в это время звери проскальзывали мимо и уходили от охотников. За это на него накладывали взыскания: оставляли после охоты без пайка, но ничего не действовало на него. Он на всю жизнь остался трусливым и боялся одного слова «медведь». Один раз на охоте на него выбежал большой гуран. Готол, недолго думая, приняв козла за медведя, ускакал на своем коне без оглядки. За это его прозвали Гураном. Эта кличка осталась за потомками Готола.
Готол имел трех сыновей: Тудэ, Тургэна, Тутхэна и дочь Голохан. Дочь его была красавицей. Многие приезжали к ней и сватались, но она не выходила ни за кого. К ней приехал свататься с Лены Тогто мэргэн. Она не дала согласия быть его женой. Тогда Тогто мэргэн силой увез ее.
Братьев не было дома. Они поехали в местность Бордео на зэгэтэ аба, созванную племенем булагат. Когда братья вернулись домой, то не застали своей любимой сестры. Они собрались и поехали по следам их. Приехали на реку Лену, в цэ-гэнутский род. Тогто мэргэна не было дома, он поехал воевать с тунгусами, которые крали его скот. Братья взяли свою сестру и имущество Тогто мэргэна и вернулись домой. Голохан была беременна от Тогто мэргэна. Она родила двух сыновей-близнецов. Старшего назвали Аргасаном, второго - Абаши (ашаанда ерэсэн Аргасан, абаашалганда ерэсэн Абаша).
От старшего сына Готола произошел I готольский род, от среднего сына произошли буряты II готольского рода (бывшей Боханской инородной управы), от третьего сына произошел III готольский род (бывшей Боханской инородной управы Иркутской губернии). От сыновей Голохан - Аргасана и Абаши - произошли Боханский и Верхне-Буретьский улусы бывшей Боханской инородной управы.
Записано со слов 45-летнего Ильи Хонгодорова II готольского рода из улуса Верхне-Буретьский бывшей Боханской инородной управы в мае 1920 года.
Тайлган на месте хранения материнского последа
Буряты племени булагат ежегодно два раза устраивали кровавые жертвоприношения на месте племенного Таатерин-ского последа, на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, в долине реки Куды. В одном году была засуха в долине реки Куды и" эпидемия, пало много скота и лошадей, умерло много людей.. А между тем в тех местах, куда переселились выходцы из Ку-динской долины, буряты родов Готола, Шаралдая, Хогоя, Он-гоя, Онхотоя, Ноёта, не было ни засухи, ни мора среди людей. Это услыхали кудинцы и объяснили по-своему: выходцы уехали от нас и живут счастливо и богато; на жертвоприношениях старики их красноречивые призывают своих предков лучше наших стариков, поэтому они переманили наше счастье, надо их гнать со своей земли, чтобы они больше сюда не ездили и не приносили жертвы.
Когда же на другой год, в урочное время, приехали переселенцы, кудинцы собрались все, напали на приезжих, отняли у них баранов, предназначенных для жертвоприношения, водку вылили, а самих избили, приговаривая: «Не ездите больше к нам, не переманивайте наше счастье от предков. Если приедете еще, то вас всех перебьем».
Поднялась страшная суматоха, одни побросали детей, другие оставили лошадей и побежали. Хогой потерял своего сына Бороя. Его подобрали сыновья Ашаабагата, воспитали, женили и поселили на реке Мурине. С тех пор переселенцы не стали ездить, на место своего материнского последа и стали устраивать тайлганы на своем месте. Это событие произошло в поколение внуков Готола. Чтобы приносить жертву, надо-было устроить где-то жертвенник (ширэ). Старшие внуки Готола - Мумай и Сойрон - ночью поехали на горы Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, взяли священный камень (танха шулуун) из жертвенника своих предков, совершили жертвоприношение молочной водкой, взятой из дома, потом во весь дух помчались домой. Приехали, изложили его на горе против своего стойбища, потом устроили жертвенник по образцу жертвенника на горах Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. С тех пор стали устраивать тайлган на своем месте, на горе, Хушун, против Загликского улуса.
Другие роды, поселившиеся в долине рек Осы, Обусы и Улея, тоже привезли камни со старого жертвенника своих предков и тоже стали устраивать тайлган у себя.
В поколение праправнуков Готола единый готольскнй род разделился на три рода, которые назывались I, II и III готольскими, тогда и тайлганы стали устраивать отдельно по родам: I готолов род стал устраивать на горе Кутул; II готолов род - у себя, в долине реки Тарсы; III готолов род расселился по улусам, родовой тайлган у них распался из-за дальности расстояния.
Потомки Тудэ вырыли священный камень из жертвенника родового и увезли к себе, зарыли на горе Кутул, под своим жертвенником.
Прочие роды не знали о проделках потомков своего старшего брата, обнаружили это только тогда, когда перестраивали свой жертвенник перед революцией. Священный камень до сего времени хранится на горе Кутул как дорогая реликвия далеких предков.
Все роды, которые вышли из Куды, до сего времени призывают свои божества по старому местоприбыванию. Хотя они давно живут в других местах, никогда не видели гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, несмотря на это, все призывают:
С--к, С--к, С--к.
Готол баабаймнай тоонто
Урагшаа харасан
Ухэр Манхай хада,
Хойшоо харасан
Удэгэ Бэлеэн, .
Бухэ ехэ нуур,
Булэг ехэ ушевсэн.
Тайн байсан тапгамнай,
Тахижа байсан мургэлиай.
Аласаймнай олон болгохын тул--,
Ананахаймнай унэр болгохын тул--..
Место .материнского последа Готола –
отца нашего,
Выступающая вперед
сопкой Гора Ухэр Манхай,
Выпятившаяся назад вершиной
Гора Удэгэ Бэлеэн,
Большое озеро Бухэ,
Разросшийся в стороны тальник,
Увеличьте наш скот,
Размножьте наше потомство...
Записано со слов 60-летнего Алексея Вартанова III готольского рода из улуса Хохорск бывшего Боханского хошуна Ангарского аймака Иркутской губернии в 1929 году.
Готолов род
Происхождение самого Готола еще не выяснено; одни говорят, что он был старшим сыном Алагуя Тугалакова, другие говорят, что он был сыном Тугалака, третьи говорят, что он был сыном Сагана Тугалакова, но несомненно то, что он происходил из племени булагат. По призыванию ехэ тайлгана, Готол с сыновьями жил в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, на реке Куде, приносил жертву совместно с другими булагат-скими родами хозяину названных гор Кудинской долины. Сыновья Готола, когда поселились в долине реки Иды, стали устраивать свой тайлган на старом месте, то есть у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, но местные кудинские буряты родов бозоева, буинова и бубаева стали их прогонять, как и прочих отъехавших родов хогоева, онгоева и онхоева, чтобы они, устраивая тайлганы здесь, не переманили божества к себе. Тогда сыновья Готола приехали ночью и украли священный камень .из жертвенника гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн, увезли домой и зарыли под своим новым жертвенником на горе в улусе Загликском, III готолова рода. А потом, в 1860-х годах, в связи с переходом на оседлость, летние перекочевки были нарушены и готольские три рода - I, II и III - вынуждены были разделить летники и разбить их по своим родам и улусам. I готолов род стал устраивать ехэ тайлган у себя, на горе около-'улуса Шаралтинского. II готолов род перенес свои летники в Тарсу и стал устраивать ехэ тайлган на своей родовой территории, а III готолов род, как многочисленный и растянувшийся на 16-20 верст по долине реки Иды, вынужден был создавать летники по своим улусам, а тайлганы устраивать каждым улусом самостоятельно. Тогда представители I готолова рода украли священный камень, увезли к себе и зарыли на горе Кутуле в землю и над ним воздвигнули новый жертвенник ехэ тайлгана. С тех пор ехэ тайлган они стали устраивать на горе Кутульской, недалеко от улусов Хандагайского и Хапсагаевского.
Этот факт явно говорит о том, что готолов род принадлежит к племени булагат и имеет с ним одно происхождение. Готол имел три сына и одну дочь. Сыновей звали Тудэ, Тургэн и Тутхэн, дочь звали Голохан. Она была красавицей. Сохранилась поговорка: «Готоли сайхан Голохан».
От трех сыновей Готола произошли готоловы роды, живущие в долинах рек Иды и Осы. В Алари есть Готолов улус, также Урда Хулэруйский улус, известный среди бурят под названием Тулэйн Готол. Он находится около села Бейтонов-ского, недалеко от тракта на Черемхово. Часть готоловых родов проживает в Забайкалье под названием бумал готол. Происхождение слова буумал непонятно, но, по-видимому, это прозвище готолов Забайкалья связано с переселением их ич Прибайкалья в Забайкалье. Слово буумал исчезло из обыденной речи современных бурят, но сохранилось в шаманских призываниях. Так, например, в призываниях хоринских двух заянов поется:
Хори дээрээ байхадаа, Когда жили в Хори,
Хорин хоёр гуулэлэйбди, Назывались двумя
Хойто буумалда буухадаа Когда на север
Боройн хоёр гуулэлэйбди... Назывались двумя
По приезде в Забайкалье это прозвище пристало к бурятам готолова рода, поэтому называются они бумал-готольским родом.
От старшего сына Тудэ произошел I готолов род, который состоит из улусов: Шаралта, Хандагай, Хапсагай, Кутул, Корма, Гречохон, Бугата и ясачного села Надеждинского.
Тудэ имел трех сыновей: Согола, Тара и Мумая. Тар имел трех сыновей: Хартая, Батлая и Хаби. Сына Хартая звали Са-хян, сына его - Шальма. У Шальма были сыновья Маншхан, Буха, Хахархай. Сыновей последнего звали Александр и Маслянка. От Тудэ идет сейчас десятое поколение.
Сына Согола звали Бульжухай, сына его - Булсаг, сына последнего - Хабай Улзыев. Булсагаев был тайшей Идинской степной конторы после разделения Верхоленскрй степной конторы на мелкие конторы в 1740-х годах. Хабай тайша имел 6 сыновей: Убэ, Булата, Халба, Бахана, Ажи, Баная. Из них после своего отца был тайшей Убэй Хабаев, после него тайшей был сын его Елой, после Елоя был тайшей сын Булата Хабаева Мадай Булатов. Сын последнего Данила был родовым старостой I готолова рода, а сын его Петр Данилович Мадаев - заместителем и управляющим Идинской степной думы. Прочие потомки Хабая были заседателями степной думы и родовыми старостами. Их род назывался «ноен утхатай», потому их выбирали на разные должности.
Родословная: Готол, Тудэ, Соогол, Бульжуухай, Улзээ, Хабай, Баахан, Алексан, Малаасгай (Василий), сыновья последнего- Михаил (учитель), Абрам (милиционер), Трофим (учитель), Федор (летчик-инженер). Дочь Маласгая вышла замуж в Укыр.
Готол, Тудэ, Муумай, Андар, Шулуун, брат последнего Бартасот - Протас Чечерич, главный тайша идинских бурят был дворянином, имел именные указы от Екатерины II. Протас Чечерич имел двух сыновей - Шулуна и Шаргу. Они были сосланы тайшей И. И. Пирожковым в Якутск якобы за агитацию против существующего порядка в Российской империи и там умерли. Сын Шулуна Бахрушка имел сына Григория, у которого были сыновья Балхан и Мондогой. У сына Балхана - Марка-был сын Сократ, сыновья Сократа - Петр, Семен, Ким и Ильтон.
Улус Шаралта: Готол, Тудэ, Соогол, Мордой, Молон, Сампиир, Барга, Балта, сыновья Балты - Убони и Андри, сыновья Убони - Иннокентий и Киприян, дочь - Екатерина. У Инно кентия - сын Василий и дочь Елена. Дети Елены: Валя, Ким, Боря и Маня.
Улус Хандагайский: Готол, Тудэ, Таар, Бамбар, Баалан, Баахан, Баяр, Баян, Баярта, Халмаат, Маташка и Адольф.
Готол пришел из долины Куды. Там он жил со своими сородичами по реке Куде в местности Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Оттуда они из-за недостатка пастбищ разъехались кто куда. Готол прибыл сюда через Иркутск. Там он жил недалеко от Иркутска, в устье Куды, а потом перебрался сюда.
Записано со слов Халмата Баяртуева I готольского рода из улуса Хандагайский бывшей Боханской инородной управы в августе 1917 года.
Готолов род
Готол был сыном Сагана Тугалакова. Сыновья Сагана жили по реке Куде, у гор Ухэр Манхай и Удэгэ Бэлеэн. Саганов род был многочислен. Он имел семь сыновей. Когда сыновья выросли, то встал вопрос о переселении в другие места из-за пастбищ.
Готол со своими тремя сыновьями и дочерью переселился в Долину реки Иды, где никого не было. Он поселился в устье Тарасы, где теперь Усть-Тарасинский переселенческий участок.
Готол умер сравнительно молодым. После его смерти остались три сына: Тудэ, Тургэн и Тутхэн и дочь - красавица Голохан.
Один раз сыновья Готола пошли на охоту и пробыли там долго. В отсутствии их приехали сэгэнуты, забрали имущество, полонили сестру Голохан и уехали к себе, за реку Лену.
Когда сыновья Готола вернулись, то никого не застали. Они пустились в погоню. Расспрашивая, они доехали до реки Лены. Переправились через реку и попали в кочевья сэгэну-тов. Здесь они нашли свою сестру Голохан. Мужчин не было дома: все они были в походе.
Сыновья Готола захватили имущество сэгэнутов, взяли свою сестру и вернулись домой. Сестра их Голохан была беременна. Она родила двух близнецов. Сыновей ее назвали Аргасан и Абаша (Ашаанда ерэhэн Аргасан Абаша хоёр).