Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 20:15, научная работа
Установившихся терминов для обозначения племени у бурят нет, каждое племя и род имеет свои термины. Так, у эхиритов и булагатов под словом якан - «кость» подразумевается племя; хонгодоровцы под словом ряжан понимают «род», под словом яhан - «племя и род»; у хоринцев слово эсэгэ - «отец» означает «племя». Например, хорьдой эсэгэ - «отец хорьдойский»; роды же, вышедшие из Халхи и Джунгарии, вовсе не имеют слова для обозначения племени, так как со времени переселения на Селенгу, Ангару и Лену они не имели -племенных объединений, жили маленькими родами.
ПЛЕМЕНА И РОДЫ БУРЯТ
БУЛАГАТ И ЭХИРИТ
БУХА НОЕН
МОЛОНТОЙ
РАЗДЕЛ 1. БУЛАГАТСКИЕ РОДЫ
ОБЩЕПЛЕМЕННЫЕ ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ
Старший сын Сойрона Тургэнова, Батмо, имел трех сыновей: Ярбахая, Убгэна и Утэлхэя.
Средний сын Сойрона, Хаби, имел трех сыновей: Бани, Бишнихан изы и Мандахи.
Младший сын Сойрона имел семерых сыновей: Амагзая, Еодора, Еобху, Ергона, Елдора, Хоригора и Хортмо.
Сын Хэлтэбши Тургэнова, Монхой, имел трех сыновей. Их звали: Барбагай, Бардам и Барбадай. Моло имел трех сыновей. Их имена: Хадан, Абан и Амхай.
Записано со слов 69-летнего Тосона Петухова из улуса Средне-Тарасин-ский II готольского рода ныне Боханского аймака Иркутской области в 1935 году.
Тутхэн Готолов
Тутхэн был третьим сыном Готола Алагуева. Как младший сын, он остался на пепелище своего отца - Готола. Другие братья его разъехались: Тудэ уехал вниз и занял устье Барадты, второй брат - Тургэн - занял устье Аландара.
Тутхэн имел одного сына, звали его Таху. Он имел пятерых сыновей, имена их: Ярбай, Бужидай, Хэрэй, Борши и Базай.
Ярбай имел семерых сыновей. Имена их по порядку: Тураг, hобондой, Бургай, Дархи (hoxop), Буурал, hархи, hадай.
Бужидай имел девять сыновей. Имена их по порядку.: Башhай, Бааhан, Башли, Баршуу, Барлак, Барай, Бубаа, Барха-ни... Он ездил и искал хорошее место, где можно разместиться его девяти сыновьям с девятью большими стадами и девятью табунами лошадей. Изъездил Забайкалье и нигде не кашел подходящего места. Вернулся оттуда и дорогой потерял своих восьмерых сыновей и восемь табунов лошадей. С одним сыном и одним табуном он поселился на том месте, где сейчас находится улус Хандагаевский I готолова рода. Он здесь жил недолго. Боясь Амагзая Мураева, он уехал вместе с сыном Моло в долину реки Осы, они вместе создали IV готольский род, входивший в бывшую Бильчирскую инородную управу.
Потомки Хэрэя образовали Хэрэтинский улус III готолова рода. Их мало, всего 13 дворов. Вместе с ними проживают люди шести родов (яЬан). Местные буряты говорят, что в Хэрэтинском улусе проживают буряты семи родов (Хэрэтээни долоон хари).
Потомки Борши живут в Хара-Тиргенском улусе III готолова рода.
Базай жил в местности Базайн хэр, между улусами Хо-хорским, Хара-Тиргенским, за рекой Идой. Сейчас там их нет. Потомки Базая все вымерли. В 1887 году умер последний представитель этого рода - Иванка Архинчеев. Оставшийся один на своем месте Мисхэ Батаров перекочевал в Хохорский улус, то есть в улус своего племянника, так как Ярбай и Базай были братьями родными.
образовал улус, называемый Онтохи урак, или Ижелхинским. Онтохи был сыном Ьагна. У Онтохи было два сына - Ухан и Дабагаан, которые в улусе образовали два урака.
Ярбай имел семерых сыновей: Турага, hободоя, Баргая, Дархи (hoxop), Бурала, hархи и hадая.
Потомки Турака живут частично в Хэрэтинском улусе, частично в Хондолоевском улусе III готолова рода. Потомки Бургая живут.в Хара-Тиргенском улусе. Он имел четырех сыновей, имена их: Бархиг, Бальхай, Азарга и приемный сын (дахажи ерэhэн Дахаан - «прибывший следом Дахан»).
hoxop (Дархи) имел восьмерых сыновей, имена их: Хай-. дар, Буйдан, Борх--, Буухяа, Алексей, Дандагай, Дарби и Дахатай. Алексей остался без потомства, Хайдар и Дарби образовали Верхне-Хохорский улус, прочие пять братьев образовали Нижне-Хохорский улус.
Бурал имел трех сыновей, имена их: Башха, Боток и Болдой. Потомки Башхи образовали улус Гергеновский (Гергентэ урак). Потомки Ботока образовали Хушунский улус III готолова рода.
Потомки hархи живут в Загликском улусе. Они образовали hархи урак в том же улусе.
Потомки hадая живут в Загликском улусе, где образовали hадай урак. Они частично живут и в Хэрэтинском улусе и тоже образуют hадай урак.
Потомки Борши частично живут тоже в Загликском улусе и называются по имени своего предка Манжи - Манжи урак.
Записано со слов 46-летней Татьяны Матвеевны Халтагаровой из города Улан-Удэ в 1936 году.
Хохор и его потомки
Хохор Дархи был сыном Ярбая. Женат он был на девушке Бэлэн. Она была из улуса Халюта I бараева рода. Брак Хохо-ра с Бэлэн был счастливым. Они имели восемь сыновей и две дочери.
Сначала Хохор жил со своими братьями и отцом у устья Тарасы, где теперь улус Заглик и переселенческий участок Усть-Тараса. Хохор был человеком дальновидным и смышленым. Учитывая нужды своих многочисленных сыновей, он избрал местом поселения то место, где ныне расположен Хохорский улус. До революции Хохорский улус был большим и многочисленным улусом в Западной Бурятии. Число дворов к 1917 году доходило до 225, население- 1200 душ обоего пола; мягкой пашни к 1917 году было вымерено 7884 казенных десятины, лошадей было 1000 голов, коров - 4500 голов, овец - 8000 голов.
Место было болотистое и топкое. Хохор выбрал место под усадьбу горку в пади Байса. Гора Булдрун тогда была покрыта лесом. Когда туда переселился Хохор, ежегодно горел лес. который доходил до самого двора его. От пала сгорала дотла Усадьба Хохора. Жена Бэлэн уговаривала его перенести усадьбу на другое место, но Хохор не слушался совета жены и все говорил, что здесь место хорошее, что наши потомки будут благодарить нас за выбор места для поселения.
Сыновья, Хохора размножились. Каждый из них имел по несколько сыновей. hайдар имел пятерых сыновей: Бугайхана, Малахая, Аадага, Саландая, Тубя. Буйдан имел двух сыновей - Даба и Тэгшэ. У Борхёо было пять сыновей: Бушхан, Баанай, Осой, Хаахай и Хамтай. Бухяа имел трех сыновей: Дандагара, Дадуу и Дараhаана. Алексей был бездетным. Дандагай имел двух сыновей: Даряана и Дагара. Дарби имел одного сына и две дочери - от первой жены, а от второй жены - сыновей: Хабтари, Антона, Улахана и три дочери. У Дахатая было три сына: Дархан, Дарба и Далбай.
Хохорский улус по числу сыновей Хохора разделялся на восемь эсэгэ: 1) hайдартан, 2) Буйдантан (буруу занта буй-дантан - «буйдановцы с плохим нравом»), 3) Борхоотон (Борхоотон бурууие ухэхэдэн гульдадаг юм - «Когда пропадает бурун, то собираются борхоевцы»), 4) Буухяатан, 5) Дандагайтан, 6) Дарбитан и 7) Дахатайтан (hайдарураг, Буйда-нураг, Борхооураг, Буухяаураг, Дандагайураг, Дарбиураг, Да-хатайураг).
Из них образовались в 1888 году два улуса - Нижний и Верхний - по случаю выдвижения двух кандидатов на должность улусного старшины. От одной группы был выдвинут Никола Бараников, а от другой - Бура Ажеев. В 1890 году от Хохорского улуса были выдвинуты два кандидата на совмещение должности выборного Боханской инородной управы - Николай Бадашкеев и Терентий Бараников. Вражда еще усилилась. Хохорск разбился на два враждующих лагеря. При этом пять сыновей Хохора образовали Нижний Хохорский улус, а два сына - hайдар и Дарби - Верхний Хохорский улус.
Записано со слов Алексея Вартанова готольского рода из улуса Хохорский бывшего Боханского инородческого ведомства Балаганского уезда Ир-хутской губернии в мае 1916 года.
Амагзай Мураев
Амагзай был старшим сыном, Муры Сойронова. Он владел огромной физической силой, был саженного роста, славился как замечательный охотник. По преданию, Амагзай имел настоящий бухарский тугой лук (бухайр шара номо). Стоя на южной стороне реки Иды, он попадал своей стрелой в зверей, скитающихся по северной стороне реки.
Охотясь за дорогой пушниной, Амагзай уходил далеко и пропадал по целым месяцам, он доходил даже до Саянов. С такой охоты он возвращался с богатой добычей, ездил на базары и выменивал свою добычу на дорогие шелка и чесунчу. Один раз он ездил даже в Китай, привез оттуда дорогие подарки матери и отцу.
Амагзай был молод и силен. Он дружил только с одним человеком, с таким же молодым и сильным, как он. Это был сын Мандахаева, Манюр. Они вместе уходили в тайгу и возвращались всегда с богатой добычей. Друг его сильно заболел. Родители его обратились к большой черной шаманке из сайгутского рода. Звали ее Шарнайхан. Шарнайхан приехала в Средне-Тарасинский улус, держала себя важно и надменно, никого близко к себе не подпускала. Народу собралось много, всем хотелось попросить ее поворожить и узнать свою судьбу. Приходя ворожить, народ приносил последнюю ценность из дома. Шаманка сидела важно, и надменно, ворожила, предсказывала будущее и брала щедрые приношения людей.
Амагзай не отходил от постели своего
единственного друга и слушал
все слова шаманки, которые пришедшие
принимали с большим
Шаманка совершала жертвоприношения в течение восьми суток, принесла в жертву 49 голов скота, но больному стало еще хуже. Она осмотрела больного и сказала, что еще нужно принести черного барана и черного козла помощнику Эрлэн хана и что тогда больной выздоровеет. Когда она совершила на девятый день жертвоприношение помощнику Эрлэн хана, Эрью хара ноену, то стала камлать от всей души, проявила все свое красноречие и мастерство. Когда она пришла в экстаз, то подошла к Амагзаю и указала, что он является причиной болезни Манюра, что в Амагзая вселился злой дух. Чтобы спасти больного от смерти, Амагзая надо принести в жертву Эрлэн хану и его помощнику.
Амагзай посмотрел на своего больного друга: он уже лежал мертвым. Он вскочил на ноги, подбежал к шаманке, взял ее на руки и опустил головой вниз в булур. Она задохнулась. Народ в страхе разбежался, и никто не хотел хоронить умершего. Амагзай с горя пьянствовал три дня подряд. Друг его лежал дома, и никто к нему не подходил, кроме отца и матери. Амагзай пригнал всех одноулусников и велел похоронить умершего.
После похорон своего единственного друга Амагзай стал нелюдим, все уединялся, рассуждал с самим собой, шаманов и шаманок называл обманщиками и тунеядцами. Люди стали бояться его, говорили, что в Амагзая действительно вселился злой дух, что шаманка была права и что он съел своего друга.
Амагзай ходил по юртам, требовал себе водку и пил. Когда он был пьян, то был страшен. Он бил того, кто попадался ему на глаза. Садился на своего коня, брал бухарский свой лук и стрелы, стрелял в кого попало. Люди в страхе разбегались кто куда.
Моло уехал в долину реки Осы, поселился там и образовал IV готольский род, состоявший из улусов Урда Моло и Хойто Моло (передний и задний Молоевские улусы). Потомки сродного брата Амагзая,-Бани Забиева, уехали за Ангару и образовали Яматский улус в долине реки Алари. Потомки Едора и Еобохи уехали туда же, образовали Халабстинский улус в Алари. Потомки Ергона, Елдора и Хоригора уехали в Забайкалье, поселились на речке Иволге, в улусах Средне-Иволгинский, Гильбиринский, Алданский, Жаргалантуйский, Загастайский, Сутойский и ясачной деревне Дмитриевской; на реке Селенге - в улусах Ацайский, Енхорский, Шанайский, Наринский и в селении Ново-Покровском.
Записано со слов Сергея Иннокентьевича Архипова II Готольского рода из улуса Нижне-Тарасинский Боханского аймака Иркутской области в 1929 году.
Скала Амагзая
Потомки Моло живут в долине реки Осы. Они уехали туда, боясь Амагзая, сына Сойрона. Он был одержим припадками. В припадке он убивал людей, уходил в лес и жил там. Проезжающим не давал проходу. По донесению бурят, из Иркутска прибыл отряд, который уговорил молодую жену Ба-зая Тахуева, бывшую любовницу Амагзая, позвать его в гости и напоить крепкой водкой. Она, боясь начальника отряда, вынуждена была выдать своего лихого любовника. Она позвала его и напоила водкой. В это время подошел отряд и хотел взять его. Амагзай встал и выстрелил из лука. Начальник отряда застрелил его из ружья. Похоронен он на южной горе улуса Харатиргэн. В долине реки Иды есть скала, на которой Амагзай скрывался. Она возвышается над рекой Идой.
Моло со своими сыновьями уехал
в долину реки Осы. Там они образовали
самостоятельный Орлокский
По преданиям, Амагзай жил семь-восемь поколений тому назад. Он был сыном Сойрона Тургэнова. Амагзай занимался охотой, слыл хорошим стрелком. По преданиям, он мог застрелить гурана, бегущего на противоположном берегу реки Иды. Берега реки Иды иногда расходятся на полверсты и более. Народ об Амагзае говорит как о насильнике, грабителе чужого добра. В действиях его одна черта, по преданиям народа - это ненависть к шаманам и шаманкам. В предании рассказывается следующее. В Среднюю Тарасу как-то привезли одну шаманку, которая исполняла требы верующим шаманистам. В экстазе она стала говорить всякие сумасбродные вещи верующим, наконец, дошла до Амагзая, обрисовала его неверующим, стала осуждать его действия. Амагзай был среди слушателей. Верующие, слушая шаманку, трепетали, затаив, дыхание. Они слушали ее и смотрели на него. Амагзай сидел и слушал, в конце концов ему стало тошно от бредней шаманки. Он встал, подошел к шаманке и взял ее в охапку. Народ в страхе разбежался. Амагзай сунул ее вниз головой в булур, то есть в большую посудину, в которой буряты держат кислое молоко для выгонки тарасуна - молочной водки. Шаманка задохнулась в булуре. С тех пор Амагзай не стал жить дома, а стал разъезжать по разным местам, грабить, избивать и убивать людей.
Жил он в ущелье скалы у Хара-Тиргенского улуса III го-толова рода, ныне Боханского аймака Иркутской области. Скала расположена на берегу реки Иды, и до сего времени она зовется скалой Амагзая. Грот небольшой (в нем может укрыться только один человек), защищен от ветра и дождя.