Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 19:28, реферат
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).
Роль религии в современном обществе
Религия была и
остается сегодня важным фактором в
развитии любой цивилизации. Ее место
в жизни того или иного социума
определяется различными обстоятельствами:
уровнем развития общества, общественного
сознания, культуры, традициями, влиянием
смежных социально-политических образований
(например, Византия и Киевская Русь).
В современном
мире роль религии довольно значительная,
хотя надо иметь в виду, что многое
зависит от умения той или иной
религии адаптироваться к современным
реалиям в скоротечном
Влияние религии
реализуется через ее функции
в обществе, которые уже были рассмотрены
выше в рамках соответствующей темы.
Действительно, выполнение этих функций
(особенно регулятивно-нормативной) убедительно
демонстрирует, что религия без
основания претендует на регламентацию
жизни человека (начиная с бытовых
указаний и кончая моралью) и общества
в целом. Можно привести примеры влияния
религии на культуру (например, запрет
на все виды изобразительного искусства
в исламе), на науку (например, инквизиция
в средневековой Европе и ее гонения на
ученых - Г. Галилей, Д. Бруно.), На политику
(например, политическая деятельность
римско-католической церкви в духе концепций
Августина Блаженного и Фомы Аквинского,
современная политика Ватикана, а также
теократические исламские режимы в современном
Иране, некоторых других странах Востока
и т.д.).
По мнению западных
социологов процесс секуляризации приводит
не к ликвидации религии, а лишь к изменениям
в ее структуре и роли в жизни общества.
Процессы сакрализации и секуляризации
диалектически взаимосвязаны?связаны.
Модернизация вероучений и культов в современных
религиях дает все основания считать,
что религия в тех или иных формах продолжает
влиять на все сферы общественной жизни,
процесс социализации индивида, науку,
культуру и тому подобное. История цивилизации
учит, что в большинстве религий есть значительный
адаптивный потенциал, т.е. способность
приспосабливаться к меняющимся условиям
нашего мира, реагировать на изменения
в различных сферах общественной жизни
- экономике, социальной сфере, политике,
культуре.
Относительно
значения секуляризации следует
подчеркнуть, что этот процесс не
совпадает (не одно и то же) с "атеизации",
т.е. утверждением атеизма. Секуляризация
- предпосылка свободомыслия, который
является элементом как общественного,
так и индивидуального сознания и представляет
собой мировоззренческую позицию, отстаивает
независимость человека от религии и церкви
в решении личных и общественных проблем.
Религиоведы выделяют следующие разновидности
свободомыслия: богоборчество, скептицизм,
антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм,
атеизм.
Высшая форма
вольнодумства - атеизм, который не
ограничивается отрицанием религиозного
мировоззрения, критикой различных
сторон религии и религиозных
организаций, но и утверждает материалистическое
мировоззрение, гуманистические идеалы.
Оптимальным для
развития общества и его стабильности
представляется утверждение в общественном
сознании принципов веротерпимости,
толерантности, права на свободу
совести, стремление к диалогу между
различными конфессиями, верующими
и атеистами.
Вышеуказанные
принципе и права (в частности, право на
свободу совести) закреплены в международных
правовых документах и законодательствах
разных стран. В Украине право на свободу
совести гарантировано Конституцией,
деятельность различных религиозных организаций
регламентирована специальным законодательством.
Особо следует
подчеркнуть, что взвешенное и корректное
отношение государства к разным
конфессиям и церквей является условием
межконфессионального согласия и социальной
стабильности.
Как уже отмечалось,
религия - явление общественное. Она
органично вплетена в структуру
социума, являются одним из важных ее
компонентов, находится в тесных
взаимосвязей?связях и взаимодействии
с другими элементами архитектоники общества.
В этом контексте чрезвычайно важной,
как в теоретическом, так и практическом
измерении возникает проблема свободы
бытия религии в обществе. В историческом
и современном прочтении эта проблема
остается весьма актуальной и многоаспектной.
Свобода бытия религии в обществе включает:
характер взаимоотношений государства
и религиозных организаций, ее отношения
к религии; место и функциональную роль
религии в обществе, правовой статус религии
и церкви, нормативный пространство деятельности
тех или иных религиозных организаций,
уровень возможности реализовать им свои
функциональные потенции в конкретном
социуме; комплекс проблем,?связанных
с правами и свободами человека в аспекте
ее отношения к религии и церкви, условиями
и возможностями ее свободной самореализации
в системе религиозных или арелигиозная
координат: вопросы межцерковных, межконфессиональных,
внутрицерковных отношений. Названные
выше проблемы в значительной мере осмысливаются
в религиоведении через категорию "свобода
совести".
Духовная жизнь
индивидов, социума, противоречивые процессы
развития религиозной и секулярной
сознания, отношений между государством
и церковью, взаимоотношений между
конфессиями выделяют проблему свободы
совести прежде всего как "людиномирну".
"Людиномирнисть" свободы совести
проявляется в том, что она отражает законодательно
оформлено и практически реализовано
признание государством, общественными,
политическими и религиозными организациями,
другими индивидами человеческой личности
как высшей ценности, уважение к ее духовного
суверенитета, свободы самоопределения
и самореализации в мировоззренческой,
в частности религиозной сфере своего
бытия.
Свобода совести
в концептуальном плане справедливо
рассматривается как одна из самых
ценных свобод, как то центральный
и стержневой принцип, на котором
базируются не только другие права
и свободы человека, но и ее общественная
безопасность, достоинство, уважение к
мировоззренческих ориентиров.
Свобода совести
- общественный феномен. Она находится
в неразрывной связи?связи с содержанием,
мировоззренческими координатами бытия
человека. Как понятие "свобода совести"
отражает условия, при которых возможно
свободное мировоззренческое самоопределение
личности, ее духовное становление, развитие,
самоактуализация.
По своему содержанию
это понятие многоаспектное. Его
сущностное нагрузки нередко определяется
в зависимости от предметного поля исследования
- философия, этика (философское-этическое),
политология, право (политико-правовое),
религиоведение, теология (религиоведческое,
теологическое).
Таким образом,
в философской интерпретации
свобода совести выступает как
специфически выборочная и согласованная
активность сознания, совести и свободы
индивида, направленная на его самоопределение
в духовной реальности относительно межевых
життевосмислових основ своего бытия.
Духовное (в том
числе мировоззренческий и религиозный)
самоопределения личности полноценное
и свободное лишь тогда, когда оно по своей
внутренней сути не вызвано внешними силовыми
побудительными факторами. В философском
смысле свобода совести проявляет себя
как атрибут личности как ее внутренняя
данность. Заметим, что признание свободы
совести - это признание (повторим) ценности
личности. ее духовного суверенитета,
ее подотчетности в контексте самоопределения
лишь своей совести, а для верующего человека
- и Богу, связь с которым является для
нее смыслом и целью жизни.
Обобщая, можно
сказать, что в философском аспекте
рассмотрения свобода совести - это
условие и результат "самости"
личности, это утверждение и
Свобода совести
как идея и как понятие возникла
при определенных социальных и исторических
условий, прошла сложный, тернистый
путь формирования, развития и утверждения:
от веротерпимости, общественного признания
допустимости права на свободный
выбор религии, того или иного
вероисповедания с правом личности
на свободу своего волеизъявления относительно
выбора тех или иных мировоззренческих
(религиозных или арелигиозная) парадигм,
ориентиров, ценностей.
Заметим, что
в политической и правовой науке
"свобода совести" была сформулирована
как необходимость этих наук, а
как острая (хотя политически и
идеологически окрашенная) потребность
реальной жизни людей, общества, религиозных
организаций, определенных конфессиональных
течений.
В правовой интерпретации
по своей сути понятия "свобода
совести" проявляет социальную природу
этой свободы, раскрывает ее содержание,
практическое исполнения в контексте
прогрессивных и негативных тенденций
исторического развития того или
иного государства. В этом аспекте
она выступает, с одной стороны,
как результат коллективной и
индивидуальной реакции на факты
преследований, насилия в отношении
верующих, инаковерующих, неверующих,
которые имели место на протяжении
истории религиозно-
В каждую историческую
эпоху уровень полноты
Правовой аспект
свободы совести характеризует
совокупность юридических норм, регулирующих
общественные отношения в процессе
практической реализации личностью
своего права на свободу совести.
Отметим, что последняя может
быть об?Объектом этих норм лишь в процессе
самореализации личности, т.е. в своем
публичном, общественном проявлении там,
где "силовое поле" действия свободы
совести одного "Я" пересекается
с "силовым полем" действия свободы
совести другого "Я". Право только
определяет границы, возможности и гарантии
внешнего, реализационного проявления
свободы ювисти. Право предполагает создание
в обществе таких демократических условий,
такого комплекса экономических, политических
и юридических возможностей, которые давали
бы возможность человеку свободно и полноценно
самореализоваться в системе установок,
координат своего мировоззренческого
выбора.
Однако право
не может регулировать процесс мировоззренческого
выбора. Скажем, для религиозного самоопределения
личности свобода совести как
право является формально внешним.
Иными словами, умственная деятельность,
мнение человека, сфера ее совести,
которые не проявляют себя в определенных
действиях, поступках, поведении, не являются
предметом права и не регулируются
им. Каждый человек должен сам определить
формы, способы, пути познания истины,
сущности трансцендентного, формы своего
единения с Богом.
Она от рождения
имеет право быть свободным, суверенным
и независимым в выборе и защите
своих идей, убеждений, суждений, своего
взгляда на мир, смысл и назначение
человеческой жизни. Это - дело ее совести.
Сфера совести - это частная сфера
личности. Государство не должно вмешиваться
в эту слишком тонкую и деликатную
сферу человеческого бытия.
Совесть у каждого
человека свободна отологической. Государство
не дает и не "дарует" права на свободу
совести, она лишь очерчивает правовое
пространство, в котором, например, верующий
индивид имел бы возможность свободной:
амореализации согласно выбору своей
совести.
Когда идет речь
о религиоведческое осмысления свободы
совести, то прежде всего имеем напомнить,
что сложилась традиция рефлексии этого
понятия в его правовом измерении, а именно
в контексте свободы выбора религии и
законодательно с урегулированных возможности
его практической реализации. То есть
речь идет о правовых основах свободы
индивида в отношении к религии. его самоопределения
и самореализации в рамках сакрального
или секулярного пространства бытия. Часто
в этом зв?связи употребляется термин
"свобода религии". Логично возникает
тогда вопрос о соотносительности понятий
"свобода совести" и "свобода религии".
Свобода совести
в религиоведении рассматривается
как синтезирующая категория, которая
имеет свою структуру, раскрывает свое
содержание через осмысление целого
ряда других понятий - компонентов этой
структуры. Структурно к синтезирующего
понятие "свобода совести" входят
такие понятия, как "веротерпимость",
"свобода религии", "свобода вероисповедания",
"свобода в религии". Это - исходные
понятия, которые являются элементами
структуры свободы совести, а затем имплицитно
содержат в себе принципы свободы совести.
Именно осмысление содержания этих понятий
в их соотносительности позволяет проникнуть
в сущность свободы совести в религиоведческие
ее экспликации.
В зарубежной философской,
юридической, религиоведческие, а тем
более теологической
Не выходит
за рамки свободы религии