Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 19:28, реферат
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).
Понятие "свобода
совести" сужается в данном случае
в понятие, характеризующее лишь
правовое пространство обеспечение
свободы религии. Понятно, что такой
подход к определению свободы
совести исключает из ее содержания
свободу на свободную мысль о
религии, свободу от религии, свободу
ее отрицание. Свобода религии - это,
в сущности, свобода религиозной
совести.
"Свобода совести"
и "свобода религии" - понятия
взаимосвязанные?связаны, но не тождественны.
Если первое понятие охватывает своим
содержанием широкую сферу духовного,
мировоззренческого бытия человека, в
которой она самоопределяется и самореализуется,
то второе - "свобода религии" выступает
как свобода выбора и самоутверждения
индивида лишь в системе религиозных координат.
Свобода религии в данном контексте выступает
как свобода выбора религии, как свобода
вероисповедания, отправления религиозного
культа. Она характеризует правовые, экономические,
общественно-политические возможности
и гарантии свободного религиозного самоопределения,
самореализации личности, независимого
функционирования религиозных организаций
и их институтов.
Таким образом можно
сказать, что свобода совести, как религиоведческой-правовая
категория именно в предметном поле своего
проявления - отношение человека к религии-в
полной мере раскрывает свою сущность
через понятие "свобода религии",
которое, по сути, включает в себя все аспекты
свободы совести: самоопределения личности
в сфере религиозного мировоззрения, религиозных
ценностных ориентаций, а также ее самореализации
в системе своего религиозного выбора.
Структурно понятия "свобода религии"
имеет два основных компонента - "свобода
вероисповеданий" и "свобода церкви".
Свобода вероисповедания
является составной структуры свободы
совести и выступает как
Иными словами,
понятие "свобода вероисповедания"
характеризует внутреннюю способность
личности, а также ее правовые возможности
свободно без внешнего давления и
принуждения соблюдать принципы
любой религии, вероисповедания - предмета
своего самоопределения; свободно отправлять
- публично или приватно - религиозный
культ, свободно изменять свои религиозные
предпочтения. Свобода вероисповедания
предполагает равенство перед законом
как верующих, так и различных конфессиональных
направлений, к которым они принадлежат.
Общеизвестно, что
религия является такой сферой духовной
жизнедеятельности личности, где
ее общественный характер проявляется
наиболее рельефно. Поэтому не может
быть и речи о свободе бытия
религии там, где наряду с индивидуальной
религиозной свободой (свобода вероисповеданий)
отсутствует возможность
Религиозная организация
как свободное образование
Понятие "свобода
церкви" включает и свободу создания,
управления, функционирования религиозных
организаций, свобод} хозяйственной, финансовой
их деятельности и т.п.. Религиозные
об?единения, ассоциации, вступают в определенные
отношения с государственными, светскими
организациями, с религиозными организационно
оформленными структурами других конфессиональных
направлений. Эти отношения также являются
элементом??силового поля "действия"
свободы церкви ".
Таким образом,
"свобода церкви" - понятие, отражающее
степень автономности, независимости
внутреннего устройства, структуры
управления религиозного об?единение,
его правовой статус, возможности реализации
задач, ради которых оно и создавалось.
Рассматривая
категорию "свобода религии", осмысливая
ее сущность через понятие "свобода
вероисповедания" и "свобода церкви",
стоит обратить внимание еще и
на понятие "свобода в религии".
Это - специфическое религиоведческое
понятие, практически не употребляется
в научном обороте. Оно характеризует
степень свободы, которую допускает,
скажем, то или иное вероисповедание
для своих адептов в деле реализации
вероисповедной практики, толкование
тех или иных положений своего
религиозного учения. Следовательно, речь
идет об уровне свободы верующего
в организационно оформленном пространстве
его религиозного выбора.
"Свобода в
религии" является важным
Реализация принципов
свободы в религии в рамках
той или иной конфессии слишком
проблематичной. Религия массой фактов
свидетельствует, что та или иная
Церковь, вероисповедных направление
очень нетерпимо относятся к
любым попыткам со стороны верующих
проявлять свободу мысли о поучений
авторитетов церкви, отдельных положений
вероучения. Известно, что в раннем христианстве
такие попытки воспринимались как еретические,
а верующие, которые допускали религиозное
вольнодумство, жестоко преследовались.
Вывод здесь однозначный: в течение всей
своей истории практически каждая Церковь,
вероисповедных направление, конфессия
ревностно оберегали свое вероучение,
не допускали (часто под угрозой смерти)
попыток их свободного осмысления и толкования
со стороны своих сторонников. При всех
положительных изменениях и сегодня религиозные
организации практически не допускают
каких-то элементов свободы в религии
для своих верных.
В структуре
указанных выше понятий, которые
в той или иной мере раскрывают
сущность и содержание религиоведческой
категории "свобода совести", чрезвычайно
важным является понятие "толерантность"
("терпимость").
Проблема толерантности
тесно?связана с проблемой свободы вообще
и свободы совести в частности. Она является
фундаментальной основой, необходимым
условием утверждения ненасилия в делах
веры. М. Ганди соотносил ее с принципами
свободы совести. Он писал, что истина
кроется в сердце каждого человека, там
ее и следует искать ... Мы не имеем права
заставлять других действовать согласно
нашим видением истины.
Защита собственного
выбора, самоопределения, суверенитета
в религиозной, мировоззренческой
сфере требует от индивида уважения
к выбору других. Таким образом, проблема
терпимости к другим, скажем, религиозных
ориентаций, точек зрения подчиняется
проблеме принципиального
Толерантность
имеет несколько главных
1. Признание
равенства, суверенитета, свободы
религии и убеждений суб?
2.Признание права
суб?объектов коммуникации на собственное
понимание истины, на собственную правду,
жизненную и интеллектуальную позицию,
мировоззренческие и религиозные ориентиры,
ценности. При этом их культурная, мировоззренческая.
религиозная своеобразие рассматривается
как их достоинство. Одновременно признается
ценность плюрализма и плюрализм как ценность.
Этот принцип кратко можно выразить правилом
античности: "О вкусах не спорят".
3. Безусловная
отказ от монополии на истину,
открытость и уважение к
Если анализировать
толерантность на индивидуальном уровне,
то окажется, что она выступает
как особый умонастроение, жизненно-психологическая
установка, которая позволяет видеть
в другом (конфессиональном-
Воспользовавшись
мнением французского политика Эдгара
Пизани, заметим, что толерантность - это
принцип утверждения культуры разнообразия
в индивидуальной и общественном сознании
и одновременно основа для поиска компромисса,
согласия. Следовательно, она проявляет
себя как стремление единства в разнообразии.
Этот принцип очень важен в аспекте межконфессиональных
и межцерковных отношений.
Однако следует
заметить, что далеко не всегда имеет
обов "связной характер взаимозависимость
свободы совести и терпимости. Жизнь подтверждает,
что индивид реализует мировоззренческий
и религиозный выбор своей совести не
всегда однозначно, так же и действия его
не всегда предусматривают терпимость
к взглядам других людей. Следует подчеркнуть,
что в таком аспекте толерантность включает
в себя и определенную напряженность между
осознанием суб?Объектами отношений ценности,
если не предпочтений своих собственных
убеждений и своего жизненного выбора,
и необходимостью признания права на существование
альтернативных мировоззренческих религиозных
и жизненных ценностей. Не случайно английский
философ Б. Вильямс рассматривал толерантность
как "неудобную добродетель".
Должны считаться
и с тем, что когда свободный,
скажем, религиозный выбор, стал убеждением
личности, то он приобретает для
нее характера истинности, абсолютности.
Другие религиозные взгляды, "истины"
в этом контексте оцениваются
как ложные, а затем к ним
относятся не всегда терпимо. Толерантность
имеет предел, "потому терпимое отношение,
скажем, к убеждениям других людей
как абсолютный (безусловный) характер
морального требования обусловлено верой
в истинность своих убеждений, предусматривает
нетерпимость, ибо истина в некотором
смысле нетерпима". Нетерпимость, как
известно, порождает только нетерпимость.
В своей основе - это тяжелая, исторически
давняя общественная болезнь. Нетерпимость
(как понятие) характеризует определенный
вектор, в частности межцерковных и межконфессиональных
отношений, когда одно конфессиональное
"мы" или "Я" стремится унизить,
"ликвидировать", поставить в "рамки"
неполноценности религиозные идеи. наставления,
мировоззренческие ориентации других
конфессиональных "Мы" или "Я"
в угоду своим собственным религиозным
убеждениям, представлениям, догмам, рассматривая
это как принцип их защиты, подтверждение
их абсолютной истинности. Нетерпимость
(атолерантнисть) ориентировочная на возражения
ценностного, мировоззренческого, религиозного
разнообразия, а нередко и на насильственный
поиск однообразия. Это отчетливо просматривается
в сфере межконфессиональных, межцерковных
и внутрицерковных отношений в Украине,
в которых доминируют элементы нетерпимости.
Проблема толерантности
в сфере межконфессиональных
отношений приобрела сегодня
в мире в частности в Украине
чрезвычайную остроту и в высшей
степени прагматичного общественного
звучания. Она выступает как важный принцип,
условие, фактор достижения межконфессионального,
межцерковного примирения в отношениях
отдельных церквей, конфессий, действующих
на территории Украины.