Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 19:28, реферат
Религия была и остается сегодня важным фактором в развитии любой цивилизации. Ее место в жизни того или иного социума определяется различными обстоятельствами: уровнем развития общества, общественного сознания, культуры, традициями, влиянием смежных социально-политических образований (например, Византия и Киевская Русь).
Толерантность
выступает прежде критерием оценки
культуры межконфессиональных отношений.
Она возможна лишь при условии
взаимоуважения, взаимопонимания, взаемопоступливости
суб?объектов коммуникации, их стремление
к диалогу, поиску путей к разрешению конфликта.
Без толерантности как принципу взаимоотношений
проблема межконфессионального примирения
невозможна. Понятно, что толерантность
не решает всех обозначенных проблем,
но она "вносит в них дух открытости"
и выступает важным предостережением
на пути распространения нетерпимости
и насилия в межконфессиональном среде.
Заметим, что
в предметном поле государственно-церковных
и межконфессиональных
Веротерпимость
как понятие зародилось еще в
период гонений на первых христиан.
Оно несло в себе идеи свободы
вероисповеданий, свободы религии,
свободы совести и в
Веротерпимости
требует заполнить?Обязательно санкции
закона, поскольку из-за отсутствия такой
санкции она практически невозможна. По
своей сути она может иметь разные грани
проявления отражать возможность жить
на территории конфессиональное ориентированного
государства, иметь свои религиозные убеждения,
однако с запретом их публичного проявления.
Вероятная и другая комбинация, когда
верующие сторонники терпимых конфессий
имеют возможность жить на территории
государства с господствующей, государственной
религией, иметь свои убеждения и публично
исповедовать их, однако их общественные
права при этом слишком ограничены по
сравнению с правами адептов господствующей
конфессии. В зависимости от конфессии
возможна и дифференцированная веротерпимость,
как это было, в частности, в Российской
империи, а сегодня хранится во многих
странах, где есть господствующая, официально
признанная или государственная Церковь.
Веротерпимости,
если рассматривать генезис ее в
историческом контексте, имеет собственную
логику развития - от простой, иногда временной
со стороны конфессиональное ориентированного
государства уступки инаковирцям до предоставления
им ограниченных общественных прав, разрешения
отправлять частным образом религиозный
культ. С развитием и демократизацией
общества пределы веротерпимости расширяются.
Иноверцы уже могут быть уравнены в политических
и общественных правах с приверженцами
господствующей религии, им предоставляется
право полноценной публичной культовой
деятельности. Так, веротерпимость перерастает
в свободу вероисповеданий, а в условиях
светского государства - в свободу религии.
Нередко в основе религиозной терпимости,
то есть веротерпимости, лежат сугубо
прагматические причины политического.
экономического, международного характера.
Эту прагматическую ориентированность
веротерпимости наблюдаем, анализируя
ее проявление в Римской империи, в отдельных
государствах средневековой Европы, в
частности, в России, где на фоне общей
нетерпимости к иноверцам православно
ориентированного государства имела место
относительная терпимость по протестантских
общин, члены которых переселялись в царскую
Россию, в частности на украинские территории,
из Германии, Голландии и других стран
Европы.
Проблема веротерпимости
и сегодня актуальна для многих
государств мира. Не случайно Генеральная
Ассамблея ООН в 1981 году приняла
«Декларацию о ликвидации всех форм
нетерпимости и дискриминации на
основе религии или убеждений».
Жизнеспособность
декларируемых в
Последнее предполагает:
- Обеспечение
в политическом плане
- Равенство граждан
независимо от их отношения
к религии. Никто не должен
подвергаться любой
- Отделение церкви
(религиозных организаций) от
государства. Это один из
- Отделения школы
от церкви, обеспечения светского
характера системы
- Равенство всех
религий, конфессий их
Как государственная
гарантия, встает также законодательное
закрепление механизма
Как гарантии обеспечения
свободы совести, свободы религии,
свободы церкви встают и законодательное
определенные ограничения как для личности
в процессе ее религиозной самореализации,
так и для деятельности религиозных организаций.
Эти ограничения могут представать как
необходимы лишь в контексте обеспечения
общественного порядка, безопасности,
здоровья?я и нравственности населения,
защиты прав и свобод других людей. Именно
те ограничения определены в международных
правовых актах, касающихся проблем обеспечения
и гарантирования свободы совести, свободы
религии.
Уровень обеспечения
гарантий свободы бытия религии в том
или ином обществе характеризует его демократичность
и цивилизованность, его ценностные ориентации,
место и роль религии в жизни этого социума,
их функциональные возможности.
Украина, как
субъект?Объект бывшего Союза, была лишена
возможности осуществлять свою политику
в отношении религии и церкви. Догматизированной
марксизм, что на протяжении десятилетий
был официальной идеологией, односторонне
рассматривал все явления, включая религию,
формировал лишь негативное отношение
к ней, к ее роли в истории украинского
народа. Государственная власть того времени
действовала по принципу силы и неуважения
к убеждениям и вере человека, прибегала
к насильственным и незаконным акций.
Национализация церковного имущества,
изъятия церковных ценностей, массовая
разрушение храмов, административно -
командные методы утверждения атеизма
в сознании людей сопровождались террором
и репрессиями против духовенства, насилием
над верующими.
Получив независимость,
Украинское государство осудило
незаконные действия тоталитарной власти,
стала на путь цивилизованных взаимоотношений
между церковью и государством. Одним
из первых ее законодательных актов
стал Закон "О свободе совести
и религиозных организациях".
За короткое время, буквально с нулевой
отметки в сформировано конституционно-правовое
поле государственно-церковных
Религиозная жизнь
Украины сегодня - сложная система
взаимоотношений, взаимодействия и
взаимовлияния канонически и
организационно структурированных
суб?объектов, об?объединенных по мировоззренчески-
Такое сочетание
является диалектическим: общегосударственные
и региональные компоненты в одних
случаях, взаимодействуя между собой,
формируют систему
Гармонизация
межконфессиональных отношений
как конечная цель государственно-церковной
политики ставит на повестку дня определение
основных приоритетов государства
в области религиозно-
Определение приоритетов
государства в области
Если говорить
о методологических основах концепции
государственно-церковной
- Церковь отделена
от государства, а школа - от
Церкви, ни одна религия не
может быть признана
- Каждый человек
имеет право на свободу
- Каждый человек
имеет право исповедовать
- Государство
не вмешивается в законную
деятельность религиозных
- Церковь стоит
вне политики, священнослужители
и верующие участвуют в
- Все конфессии
и верующие в Украине равны
перед законом и имеют право
на одинаковую защиту законом;
- Право на
свободу вероисповедания,
При этом принципиально
важно, чтобы государство четко
обозначила свои обязательства?Обязательства
перед Церковью, круг тех полномочий, которые
являются сферой ее компетенции, что сделает
ее политику в отношении Церкви прозрачной,
открытой для общественности. В частности,
говорится, что государство: