Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 15:05, реферат
Данная креативная работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви. Мы намерены рассмотреть их состояние на сегодняшний день и дать рекомендации по оптимизации этого процесса.
Однако в начале полезно было бы поставить вопрос, что такое PR в религиозной организации, и насколько уместно говорить о PR такого института как Церковь.
Итак, в итоге Образ РПЦ создается на 63 балла из 125 возможных, а статьи объективны на 70 баллов из 125. Так как минимальное значение составляет 25, то можно сказать, что отражение РПЦ в данных СМИ натягивает на характеристику «плохо» (до 50 – «очень плохо», от 75 – «нормально», от 100 – «хорошо»)
В церковных СМИ регулярно освещается внешнеполитическая деятельность РПЦ, тогда как в светской прессе этого практически не наблюдается (я имею в виду освещение с акцентированием роли РПЦ), что позволяет нам сделать следующие выводы. Активная и полезная внешнеполитическая деятельность РПЦ способствовала бы формированию ее положительного имиджа при должном отражении в отечественной прессе. Такие аспекты деятельности РПЦ как стремление к налаживанию контактов с другими христианскими религиозными организациями, деятельность в области разряжения очень актуальных сейчас проблем взаимодействия с исламом, разработка общественных программ и т.д., не могут не вызвать одобрения у большинства населения России. Но проблема состоит в том, что внешнеполитическая деятельность РПЦ освещается в основном церковными СМИ и в очень малой степени СМИ светскими. Соответственно имеет смысл дополнительно привлекать внимание прессы к таким событиям.
Телевидение.
Аналогичная ситуация сложилась и на телевидении. Минусом здесь следует считать мизерное присутствие Церкви в информационном поле, совершенно неадекватное реальному количеству православных в России и их духовным запросам. Положительной стороной является то, что репортажи о РПЦ периодически проходящие в новостных лентах, которые смотрят большинство телезрителей в основной своей массе объективно отражают реальные церковные проблемы и зачастую вызывают симпатию к служителям Церкви. В основном это касается государственных и проправительственных каналов, таких как РТР или ОРТ. Крайне негативным и предвзятым отношением к Церкви известно НТВ; после показа фильма М. Скорсезе, Патриарх на некоторое время даже запретил пастве РПЦ смотреть этот канал.
Вывод.
В целом можно сделать вывод, что в светских СМИ образ РПЦ представлен весьма необъективно и предвзято. Это можно объяснить тем, что светские СМИ зачастую видят в Церкви потенциальную угрозу для свободы слова. Впрочем в некоторых СМИ (например «Коммерсантъ») церковная жизнь представлена достаточно неангажированно.
Что касается конкретных журналистов, то среди наиболее лояльных к Церкви можно назвать таких как Щипков, создавший в Санкт-Петербурге Гильдию религиозной журналистики, Кырлежев(«Русская Мысль»), Колпаков(как ни странно, «МК») и Любимов, основатель проправительственного холдинга «МедиаМир». К наиболее агрессивно настроенным - Наталью Бабасян (ВВС) и Комарова(«Новые Известия»), бывшего редактора Московского Церковного Вестника. Следует также иметь в виду позицию некоторых журналистов, освещающих религиозную тематику (например, Сергей Бычков) которые странным образом совмещают личную веру и жесткую, зачастую переходящую все разумные рамки критику официальных структур Церкви, совершенно дискредитирующая эту самую веру в глазах общественности.
Социологические опросы (отношение к РПЦ)
О состоянии современного PR РПЦ говорят данные социологических опросов. Безусловно, некоторые расхождения в данных вызваны тем, что эти опросы проводят лица и организации, с разными взглядами и разной степенью заинтересованности. Однако в целом нижеприведенные данные весьма красноречивы.
1.Русской Православной Церкви доверяют 51,8% респондентов. Такие результаты были получены в прошлом году Центром социологических исследований МГУ. В результате исследования выяснилось, что симпатии к Церкви не ограничиваются рамками конфессиональной принадлежности опрошенных и их мировоззренческой ориентацией, поскольку численность доверяющих ей превышает процент верующих (50,5%). РПЦ пользуется доверием не только у своей паствы, а у более широких слоев населения
2. Около 44 % опрошенных в возрасте от 14 до 30 лет считают себя верующими. Об этом 8 мая на пресс-конференции в Центральном доме журналиста сообщил заместитель министра образования РФ Юрий Коврижных. Согласно тому же исследованию, верующими себя считают 80 % школьников.
3. 55% россиян считают себя верующими православными христианами. Об этом свидетельствуют данные фонда "Общественное мнение", полученные в ходе всероссийского опроса городского и сельского населения в середине апреля 1999 г.
Таким образом, практически все верующие поддерживают РПЦ (51,8% из 55%); а среди школьников верующих больше чем среди людей в возрасте 18-30лет. Так что хотя некоторые недостатки PR РПЦ очевидны, следует констатировать наличие весьма благоприятных условий для ведения работы с потенциальной паствой.
Церковные и процерковные СМИ, программы, передачи, интернет-ресурсы
Церковные СМИ.
К основным церковным СМИ, то есть непосредственно подконтрольным РПЦ, можно отнести следующие: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный Вестник». Эти органы печати рассчитаны на внутреннюю аудиторию и, в целом, достигают стоящих перед ними задач. То есть достаточно полно и компетентно информируют своих читателей о событиях внутрицерковной жизни. Их минусом является то, что они носят исключительно информативный характер, зачастую перегружены официозом («ЖМП»), и не справляются с задачами внутреннего PR.
Использование этих СМИ в более общих целях PR РПЦ затруднено. К сожалению, на данный момент, приходится констатировать, что данные СМИ ориентированы исключительно на православных христиан, и не могут быть использованы для агитации атеистов и представителей других конфессий по ряду причин. Первое, строго конфессиональное название. Второе, оформление в несовременном стиле. Бесспорно – это стиль РПЦ, но в общественном сознании он вызывает ассоциации с чем-то устаревшим, имеющем отношение к искусству древних славян, мягко говоря. Третье, стиль изложения.
Процерковные.
Намного больший охват имеют процерковные СМИ. Их аудитория складывается не только из православных, но и из неравнодушных к духовным вопросам слоев населения. Главный упор делается на патриотически настроенных граждан, причем вопросы религии здесь могут даже отступать на второй план. У таких СМИ несомненно больше шансов быть привлекательными для населения, особенно молодежи.
К подобным СМИ можно отнести журналы «Русский Дом», «Православная Беседа», «Фома», «Нескучный Сад». Газеты «Православная газета для простых людей», «Русский Вестник» и др. Здесь очень важно отметить неоднородный характер подобного рода изданий. Как уже было сказано, излагаемая в них точка зрения далеко не всегда совпадает с позицией Священноначалия. Особенно это относится к таким изданиям, как «Русский Вестник» и «Жизнь Вечная».
Анализируя тот PR, который создается подобными СМИ можно сделать вывод, что главный упор в них сделан не на вероучение Церкви, а на патриотизм, обрядовую сторону религии, нравственность в традиционном понимании этого слова. Позитивной стороной подобного PR является то, что РПЦ рассматривается патриотами как один из ключевых факторов национального возрождения. Негативной – то, что создается образ крайне консервативный и непонятный для интеллигенции, а также широкие слои населения практически ничего не узнают о сути Христианского Учения.
В интернете
РПЦ представлена достаточно
полно и адекватно. То, что православные
сайты лидируют по
Что касается православных
телепрограмм и передач, ситуация
на данный момент весьма
Весьма положительным моментом является появление в среднесрочной перспективе возможности создания телеканала, частично подконтрольного Церкви. Обсуждение такой альтернативы вызвало весьма бурные дебаты. На данный момент вопрос остается открытым.
Мероприятия, миссионерская и другая деятельность РПЦ
Образ РПЦ во многом складывается благодаря той деятельности, которую проводят ее структуры и отдельные представители. Имеет место периодическое посещение служителями Церкви социальных учреждений, таких как детские дома, дома престарелых, больницы, хосписы, военные госпиталя и тюрьмы. Патриарх выразил пожелание, чтобы за каждым подобным учреждением был закреплен соответствующий приход, оказывающий ему помощь. К сожалению, эта деятельность весьма неполно отражена в светских СМИ. В газете «Известия» был высказан даже упрек: «что-то не слышно о православных матерях Терезах…». Хотя проблема именно в том, что не слышно – православные сестричества оказывают широкомасштабную поддержку беспризорным детям и солдатам в госпиталях. В целом подобная деятельность положительно позиционирует РПЦ в общественном сознании.
PR РПЦ в высших и
средних учебных заведениях
Борьба с сектами и деструктивными культами, которой в России сейчас занимается в основном только РПЦ, неоднозначно воспринимается общественностью. С одной стороны, общество осознает опасность тоталитарных сект и приветствует борьбу с ними. С другой стороны, активная деятельность РПЦ в этой области многими воспринимается как «борьба за рынок».
По телевидению широко освещаются главные церковные праздники. Это положительно влияет на PR РПЦ, так как обеспечивает ее присутствие в информационном пространстве с определенной периодичностью.
Миссионерская литература
Миссионерская литература распространяется в церковных лавках, которые часто находятся в местах скопления людей (станции метро, магазины). Бесплатной литературы почти нет (имеющаяся распространяется преимущественно не официальными структурами церкви, а частными лицами и организациями, причем их позиция далеко не во всем совпадает с позицией Церкви, а затрагивает преимущественно проблемы абортов, восстановления монархии и т.п.). Такой ПР также является стихийным (хотя есть и другая точка зрения), и в большинстве случаев имеет негативные последствия. Впрочем, церковная миссионерская литература достаточно доступна по цене. Она рассчитана преимущественно на людей, только пришедших в храм, и касается в основном правил поведения в церкви, обрядов, благочестия, основ вероучения. Существенным минусом такого подхода является то, что у неподготовленного человека складывается ошибочная иерархия ценностей, в которой обряды и правила благочестия оказываются равно значимыми с догматами. Это заслоняет истинное учение Православия и укрепляет негативное отношение к Церкви как к закосневшей в обрядах и непонятных запретах (неясно: ради чего?). Такая литература удовлетворяет потребности тех, кто считает себя православными, но имеет языческое отношение к религии (важность обрядов). Оптимально, на наш взгляд, позиционируют Церковь в глазах общественности книги и видео/аудиоматериалы диакона Андрея Кураева, в которых достигается сочетание доступного и увлекательного стиля изложения с богословски верно расставленными акцентами. Пример успешных ПР с использованием миссионерской литературы и раздаточного материала – это критика абортов (преимущественно проводилась религиозным центром “Жизнь”).
Итоги
Подводя итоги назовем основные плюсы и минусы связей с общественностью РПЦ на сегодняшний день.
Среди положительных моментов можно отметить:
Негативные моменты PR РПЦ:
4.Рекомендации
Проанализировав имеющуюся на сегодняшний день ситуацию, наша аналитическая группа сочла возможным дать некоторые рекомендации для оптимизации связей с общественностью Русской Православной Церкви. Здесь следует затронуть некоторые концептуальные вопросы, не учтя которые невозможно приступать к построению PR стратегии РПЦ.
Основополагающие принципы
С точки зрения Православия человек приходит к Богу не через информационные технологии; это таинство, которое совершается между душой человека и Богом. Таким образом, задача связей с общественностью РПЦ, которая определяется миссией данной некоммерческой организации, формулируется как использование средств массовой информации и других методов коммуникации с общественностью с целью религиозного образования и духовного просвещения, установления православного уклада жизни, возрождения и укрепления семьи, воспитания детей в духе заповедей Христовых, развития у народа патриотизма, чувства родной культуры, знания истории, и защиты таких идеалов, как нравственность, честность.
Как совершенно верно сказал о. Андрей Кураев, «Христианство не может быть религией, приятной во всех отношениях». Истины, содержащиеся в Православии, зачастую резко контрастируют с тем, что удобно и комфортно для человека. Но зачастую негативное отношение людей к Христианству проистекает не из особенностей этой религии, а в силу неверной, предвзятой, ангажированной подачи материала отдельными акторами коммуникационного процесса, в том числе некоторыми представителями Церкви. Применение PR технологий необходимо для нивелирования негативного PR, исходящего от противников Церкви, и верного освещения тех отрицательных моментов церковной жизни, которые действительно имеют место.
Информация о работе Связи с общественностью Русской Православной Церкви