Связи с общественностью Русской Православной Церкви

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 15:05, реферат

Описание работы

Данная креативная работа посвящена связям с общественностью Русской Православной Церкви. Мы намерены рассмотреть их состояние на сегодняшний день и дать рекомендации по оптимизации этого процесса.
Однако в начале полезно было бы поставить вопрос, что такое PR в религиозной организации, и насколько уместно говорить о PR такого института как Церковь.

Файлы: 1 файл

PROrthodox.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

 

Итак, в итоге Образ РПЦ создается на 63 балла из 125 возможных, а статьи объективны на 70 баллов из 125. Так как минимальное значение составляет 25, то можно сказать, что отражение РПЦ  в данных СМИ  натягивает на характеристику «плохо» (до 50 – «очень плохо»,  от 75 – «нормально», от 100 – «хорошо») 

В церковных СМИ  регулярно освещается внешнеполитическая деятельность РПЦ, тогда как в светской прессе этого практически не наблюдается  (я имею в виду освещение с акцентированием роли РПЦ), что позволяет нам сделать следующие выводы. Активная и полезная внешнеполитическая  деятельность РПЦ способствовала бы формированию ее положительного имиджа  при должном отражении в отечественной прессе. Такие аспекты деятельности РПЦ как стремление к налаживанию контактов с другими христианскими религиозными организациями, деятельность в области разряжения очень актуальных сейчас проблем взаимодействия с исламом, разработка общественных программ и т.д., не могут не вызвать одобрения у большинства населения России. Но проблема состоит в том, что внешнеполитическая деятельность РПЦ освещается в основном церковными СМИ и в очень малой степени СМИ светскими. Соответственно имеет смысл дополнительно привлекать внимание прессы к таким событиям.

Телевидение.

Аналогичная ситуация сложилась и на телевидении. Минусом здесь следует считать мизерное присутствие Церкви в информационном поле, совершенно неадекватное реальному количеству православных в России и их духовным запросам. Положительной стороной является то, что репортажи о РПЦ периодически проходящие в новостных лентах, которые смотрят большинство телезрителей в основной своей массе объективно отражают реальные церковные проблемы и зачастую вызывают симпатию к служителям Церкви. В основном это касается государственных и проправительственных каналов, таких как  РТР или ОРТ. Крайне негативным и предвзятым отношением к Церкви известно НТВ; после показа фильма М. Скорсезе, Патриарх на некоторое время даже запретил пастве РПЦ смотреть этот канал. 

Вывод.

В  целом можно сделать вывод, что в светских СМИ образ РПЦ представлен весьма необъективно и предвзято. Это можно объяснить тем, что светские СМИ зачастую видят в Церкви потенциальную угрозу для свободы слова. Впрочем в некоторых СМИ (например «Коммерсантъ») церковная жизнь представлена достаточно неангажированно. 

Что касается конкретных журналистов, то среди наиболее лояльных к Церкви можно назвать таких как Щипков, создавший в Санкт-Петербурге Гильдию религиозной журналистики, Кырлежев(«Русская Мысль»), Колпаков(как ни странно, «МК») и Любимов, основатель проправительственного холдинга «МедиаМир». К наиболее агрессивно настроенным  - Наталью Бабасян (ВВС) и Комарова(«Новые Известия»), бывшего редактора Московского Церковного Вестника. Следует также иметь в виду позицию некоторых журналистов, освещающих религиозную тематику (например, Сергей Бычков) которые странным образом совмещают личную веру и жесткую, зачастую переходящую все разумные рамки критику официальных структур Церкви, совершенно дискредитирующая эту самую веру в глазах общественности.

 

 Социологические опросы (отношение к РПЦ)

О состоянии современного PR РПЦ говорят данные социологических опросов. Безусловно, некоторые расхождения  в данных вызваны тем, что эти опросы проводят лица и организации, с разными взглядами и разной степенью заинтересованности. Однако в целом нижеприведенные данные весьма красноречивы.

1.Русской Православной Церкви доверяют 51,8% респондентов. Такие результаты были получены в прошлом году Центром социологических  исследований МГУ. В результате исследования выяснилось, что симпатии к Церкви не ограничиваются рамками конфессиональной принадлежности опрошенных и их мировоззренческой ориентацией, поскольку численность доверяющих ей превышает процент верующих (50,5%).  РПЦ   пользуется доверием не только у своей паствы, а у более широких слоев населения

2. Около 44 % опрошенных в возрасте от 14 до 30 лет считают себя верующими. Об этом 8 мая на пресс-конференции в Центральном доме журналиста сообщил заместитель министра образования РФ Юрий Коврижных. Согласно тому же исследованию, верующими себя считают 80 % школьников.

3. 55% россиян считают себя верующими православными христианами. Об этом свидетельствуют данные фонда "Общественное мнение", полученные в ходе всероссийского опроса городского и сельского населения в середине апреля 1999 г.

Таким образом, практически все верующие поддерживают РПЦ (51,8% из 55%);  а среди школьников верующих больше чем среди людей в возрасте 18-30лет. Так что хотя некоторые недостатки PR РПЦ очевидны, следует констатировать наличие весьма благоприятных условий для ведения работы с потенциальной паствой.

 

Церковные и процерковные СМИ, программы, передачи, интернет-ресурсы

Церковные СМИ.

К основным церковным СМИ, то есть непосредственно подконтрольным РПЦ, можно отнести следующие: «Журнал Московской Патриархии» и газета «Церковный Вестник». Эти органы печати рассчитаны на внутреннюю аудиторию и, в целом, достигают стоящих перед ними задач. То есть достаточно полно и компетентно информируют своих читателей о событиях внутрицерковной жизни. Их минусом является то, что они носят исключительно информативный характер, зачастую перегружены официозом («ЖМП»),  и не справляются с задачами внутреннего PR.

Использование этих СМИ в более общих целях PR РПЦ затруднено. К сожалению, на данный момент, приходится констатировать, что данные СМИ ориентированы исключительно на православных христиан, и не могут быть использованы для агитации атеистов и представителей других конфессий по ряду причин. Первое, строго конфессиональное название. Второе, оформление в несовременном стиле. Бесспорно – это стиль РПЦ, но в общественном сознании он вызывает ассоциации с чем-то устаревшим, имеющем отношение к искусству древних славян, мягко говоря. Третье, стиль изложения.

Процерковные.

Намного больший охват имеют процерковные СМИ. Их аудитория складывается не только из православных, но и из неравнодушных к духовным вопросам слоев населения. Главный упор делается на патриотически настроенных граждан, причем вопросы религии здесь могут даже отступать на второй план. У таких СМИ несомненно больше шансов быть привлекательными для населения, особенно молодежи.

    К подобным  СМИ можно отнести журналы  «Русский Дом», «Православная Беседа», «Фома», «Нескучный Сад». Газеты «Православная газета для простых людей», «Русский Вестник» и др. Здесь очень важно отметить неоднородный характер подобного рода изданий. Как уже было сказано, излагаемая в них точка зрения далеко не всегда совпадает с позицией Священноначалия. Особенно это относится к таким изданиям, как «Русский Вестник» и «Жизнь Вечная».

Анализируя тот PR, который создается подобными СМИ можно сделать вывод, что главный упор в них сделан не на вероучение Церкви, а на патриотизм, обрядовую сторону религии, нравственность в традиционном понимании этого слова. Позитивной стороной подобного PR является то, что РПЦ рассматривается патриотами как один из ключевых факторов национального возрождения. Негативной – то, что создается образ крайне консервативный и непонятный для интеллигенции, а также широкие слои населения практически ничего не узнают о сути Христианского Учения.  

      В интернете  РПЦ представлена достаточно  полно и адекватно. То, что православные  сайты лидируют по посещаемости  среди всех сайтов на религиозную тему, говорит  о бесспорном интересе к традиционной духовности пользователей интернета. Качество как официальных, так и процерковных интернет-ресурсов находится на достаточно высоком уровне. На этих сайтах можно найти компетентные ответы на волнующие людей  духовные вопросы, обсудить в форуме или чате интересующую тему и завязать дружбу с единоверцами.   

      Что касается православных  телепрограмм и передач, ситуация  на данный момент весьма нестабильна. По мнению экспертов, профессионально  занимающихся данной тематикой, скажу «в настоящее время центральные каналы потеряли интерес к православной теме» (Дмитрий Сафонов, редактор программ «Предстоятель» и «Православный калкндарь»). Осенью 2001 года наметилась тенденция к сокращению православного вещания: закрыта новостная программа «Ортодокс», так и не вышел в эфир «Канон» со священником Владимиром Вигилянским. Наибольшее внимание к данной теме проявляет руководство «Третьего канала».  Впрочем, нужно отметить, что круг журналистов, работающих над православными программами, достаточно широк.

Весьма положительным моментом является появление в среднесрочной перспективе возможности создания телеканала, частично подконтрольного Церкви. Обсуждение такой альтернативы вызвало весьма бурные дебаты. На данный момент вопрос остается открытым.

 

Мероприятия, миссионерская и другая деятельность РПЦ

Образ РПЦ  во многом складывается благодаря той деятельности, которую проводят ее структуры и отдельные представители. Имеет место периодическое посещение служителями Церкви социальных учреждений, таких как детские дома, дома престарелых, больницы, хосписы, военные госпиталя и тюрьмы. Патриарх выразил пожелание, чтобы за каждым подобным учреждением был закреплен соответствующий приход, оказывающий ему помощь. К сожалению, эта деятельность весьма неполно отражена в светских СМИ. В газете «Известия» был высказан даже упрек: «что-то не слышно о православных матерях Терезах…». Хотя проблема именно в том, что не слышно – православные сестричества оказывают широкомасштабную поддержку беспризорным детям и солдатам в госпиталях. В целом подобная деятельность положительно позиционирует РПЦ в общественном сознании.

PR РПЦ в высших и  средних учебных заведениях слаб. Во многих светских ВУЗах бытуют  абсолютно ложные представления  о Православии. И хотя в некоторых ВУЗах представителями Церкви периодически читаются лекции, где освещается православная концепция, тем не менее, работа в этом направлении простаивает в связи с отсутствием квалифицированных кадров. Все это в совокупности приводит к тому, что учащиеся не получают должного объема информации о РПЦ, который позволил бы им сделать обоснованный выбор своей религиозной позиции.

Борьба с сектами и деструктивными культами, которой в России сейчас занимается в основном только РПЦ, неоднозначно воспринимается общественностью. С одной стороны, общество осознает опасность тоталитарных сект и приветствует борьбу с ними. С другой стороны, активная деятельность РПЦ в этой области многими воспринимается как «борьба за рынок». 

По телевидению широко освещаются главные церковные праздники. Это положительно влияет на PR РПЦ, так как обеспечивает ее присутствие в информационном пространстве с определенной периодичностью.

 

Миссионерская литература

Миссионерская литература распространяется в церковных лавках, которые часто находятся в местах скопления людей (станции метро, магазины). Бесплатной литературы почти нет (имеющаяся распространяется преимущественно не  официальными структурами церкви, а частными лицами и организациями, причем их позиция далеко не во всем совпадает с позицией Церкви, а затрагивает преимущественно проблемы абортов, восстановления монархии и т.п.). Такой ПР также является стихийным (хотя есть и другая точка зрения), и в большинстве случаев имеет негативные последствия. Впрочем, церковная миссионерская литература достаточно доступна по цене. Она рассчитана преимущественно на людей, только пришедших в храм, и касается в основном правил поведения в церкви, обрядов, благочестия, основ вероучения. Существенным минусом такого подхода является то, что у неподготовленного человека складывается ошибочная иерархия ценностей, в которой обряды и правила благочестия оказываются равно значимыми с догматами. Это заслоняет истинное учение Православия и укрепляет негативное отношение к Церкви как к закосневшей в обрядах и непонятных запретах (неясно: ради чего?). Такая литература удовлетворяет потребности тех, кто считает себя православными, но имеет языческое отношение к религии (важность обрядов). Оптимально, на наш взгляд, позиционируют Церковь в глазах общественности книги и видео/аудиоматериалы диакона Андрея Кураева, в которых достигается сочетание доступного и увлекательного стиля изложения с богословски верно расставленными акцентами. Пример успешных ПР с использованием миссионерской литературы и раздаточного материала – это критика абортов (преимущественно проводилась религиозным центром “Жизнь”). 

 

 

Итоги

Подводя итоги назовем основные плюсы и минусы связей с общественностью РПЦ на сегодняшний день.

Среди положительных моментов можно отметить:

  • Церковь прочно связана в сознании народа с патриотизмом, традиционной духовностью и возрождением России.
  • В информационном поле утвердились СМИ,  которые поддерживают Церковь и имеют достаточно широкую аудиторию.
  • РПЦ весьма успешно позиционирована в интернете.
  • Существует значительное количество информационных поводов, позволяющих РПЦ постоянно напоминать о себе общественности.

           Негативные моменты PR РПЦ:

  • Регулярное искажение образа РПЦ в светских СМИ
  • Отсутствие широко читаемых изданий, отражающих официальную позицию РПЦ
  • PR РПЦ по большей части стихиен, налицо отсутствие общей стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Рекомендации

Проанализировав имеющуюся на сегодняшний день ситуацию, наша аналитическая группа сочла возможным дать некоторые рекомендации для оптимизации связей с общественностью Русской Православной Церкви. Здесь следует затронуть некоторые концептуальные вопросы, не учтя которые невозможно приступать к построению PR стратегии РПЦ.

 

Основополагающие принципы

С точки зрения Православия человек приходит к Богу не через информационные технологии; это таинство, которое совершается между душой человека и Богом. Таким образом, задача связей с общественностью РПЦ, которая определяется миссией данной некоммерческой организации, формулируется как использование  средств массовой информации и других методов коммуникации с общественностью с целью религиозного образования и духовного просвещения, установления православного уклада жизни, возрождения и укрепления семьи, воспитания детей в духе заповедей Христовых, развития у народа патриотизма, чувства родной культуры, знания истории, и  защиты таких идеалов, как  нравственность, честность.

Как совершенно верно сказал о. Андрей Кураев, «Христианство не может быть религией, приятной во всех отношениях». Истины, содержащиеся в Православии, зачастую резко контрастируют с тем, что удобно и комфортно для человека. Но зачастую негативное отношение людей к Христианству проистекает не из особенностей этой религии, а в силу неверной, предвзятой, ангажированной подачи материала отдельными  акторами коммуникационного процесса, в том числе некоторыми представителями Церкви. Применение PR технологий необходимо для нивелирования негативного PR, исходящего от противников Церкви, и верного освещения тех отрицательных моментов церковной жизни, которые действительно имеют место.

Информация о работе Связи с общественностью Русской Православной Церкви