Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа
В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию. Проблемы взаимодействия природы и общества, выражающиеся ярче всего в поисках путей рационального природопользования, интенсификации производства требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.
Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Формирование географической культуры учащихся……….….4
1.1. Компоненты географической культуры……………………………..6
1.2. Перспективы проектирования культурологического географического образования………………….……………………………………………...9
Глава 2. Географическое образование – основа становления географической культуры…………………………………………....…….9
2.1. Концепция трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности…………………………………...……12
2.2. Проблемы школьной географии……………………………………...15
2.3. «Модель ООН»……………………………………....………………...18
Глава 3. Наши сегодняшние дела как памятники географической «культуры»…………………………………………………………………20
3.1. География, экология и человек……………………………………….20
3.2. Из истории формирования географических знаний………....…......28
3.3. Восстановленная из «пепла»……………………………………...….30
3.4. Роль программ в формировании географической культуры….........31
3.5. Современные программы……………………………………………..34
3.6. Приоритетность и ценность знаний………………………………..36
Заключение………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………....43
Человечеству нужно было пройти всё это и истратить триллионы долларов, чтобы экологические проблемы незаметно отошли в сторону и уступили свое интеллектуальное место программам «устойчивого развития». Профессионально ни медики, ни биологи создать систему интегральных научных знаний в этой области, как теперь это видно, не смогли. Они знали человека и отчасти природу. Но не знали законов развития хозяйства. Не знали очень многого. Ведь до этого они даже близко не подходили к проблемам взаимодействия природы, хозяйства и населения. Анализ такой системы можно было найти только в книгах географов. Но он звучал скорее как лозунг или как мечта. География, одна из древнейших областей знания, по ряду причин с запозданием включилась в решение этих проблем. Парадокс.
Но все же появилась надежда – экологическое и географическое образование однажды были сближены. Мы только начали совместную работу и не успели пока довести ее до конца. Глядь, а в системе образования снова наметились перемены. Мы снова расходимся. Что, разве другого выхода нет? Меняющаяся система образования снова стремится всё разъединить.
В чем проблема? Географы однажды, определив предмет своих исследований, заявили, что они изучают природу, хозяйство и население в их взаимодействии. До этого всё изучалось раздельно. Рациональной показалась интеграция знаний, накопленных в сопряженных областях научной деятельности. Экология изучает воздействие окружающей среды на живые организмы, а новейшая экология изучает это воздействие на человека. География призывает изучать и учитывать взаимодействие элементов (то есть прямое и обратное их действие) сложной системы «природа–человек». Экология (новейшая) изучает прямое воздействие окружающей среды на человека и стремится сохранить среду. Делается это раздельно: воздействие – само по себе, а реакция на него – сама по себе. А где интеграция? Кто и как должен изучать интеграционные явления? Экология? А разве при этом она не пойдет по пути, по которому однажды попробовала пойти география?
Нужно посмотреть на историю географии и с этой стороны. Я был «нормальный» отраслевой географ. Изучал рельеф как объект, а окружающую среду в отдельности, как условия, одну из причин развития. В 1971 г. всё изменилось (хотя в душе я оставался геоморфологом) – мне предложили, а я согласился, возглавить огромный коллектив для создания методики долгосрочного географического прогнозирования. Я уже об этом упоминал, когда писал о работах на Дальнем Востоке.
Нужно было начинать, а опыта не было. В те времена существовало представление, выдвинутое В. С. Преображенским, что сложное географическое явление можно изучать двумя способами: 1) традиционным, когда объединяются две группы специалистов-комплексников (регионалистов) – экономико- и физико-географов (ландшафтоведов); 2) создать некоторый комплексный коллектив специалистов-географов (отраслевиков) и работать в коллективе единомышленников, вырабатывая в себе взаимопонимание и доверие. Я был отраслевиком и решил попробовать идти вторым путем. Собрал энтузиастов, но все же на создание атмосферы взаимопонимания ушло практически два года. Только после этого мы научились не только понимать друг друга, но и ставить друг другу задачи. Принимая их для поиска ответов, мы вынуждены были сначала понять, что, глядя даже на одни и те же события, мы некоторое время говорим на разных языках, и для взаимопонимания приходилось «переводить друг друга». В нашем опыте, в конечном счете, нас объединила география, и всё стало получаться почти как по В. С. Преображенскому. В экологии многое идет по пути детализации. Смотрю на то, как создается «экология», и вижу, как она стремится разделиться и узко специализироваться по разным направлениям.
Еще один опыт. Нужно ли менять название общего дела «география» при переходе на новое дело? Ведь почти все работающие в экологии науки остаются географическими. Тогда ведь и образование может оставаться географическим, научные степени и виды квалификации тоже. Что дает замена названия географических работ на экологические? Новую вывеску к старым работам. Биологическая наука создала биоцентрический комплекс знаний. Все сделано по принципу – для того, чтобы охранять человека, нужно сохранить природу. Конечно, нужно изучить и человека. Но ведь всеми принято, что человек – это не только биологическое существо, но и общественное. Давно уже выросла целая отрасль знаний, изучающая и человека, и межчеловеческие отношения. Каждая из общественных наук изучает какие-то особенности человека. Там иное образование и иная наука. Если достаточно сменить название интегрирующей науки и заменить одних специалистов другими, то все сразу изменится? Вряд ли. Я думаю, что следовало бы учесть опыт истории и посмотреть – а может быть, в истории человечества это уже было опробовано?
Название той части знаний, которые мы долгое время называли географическими, исторически менялось. Человеку всегда были нужны знания об окружающей его среде. Человек накапливал представления о месте своего проживания, об окрестностях. Далее пространственные границы познанного расширялись в пространстве. Накопленные знания о местах проживания накапливались в памяти человека, а затем сохранялись и на носителях различного рода. Когда-то было принято, что знания о прошлом (а не только о местах проживания) важны. Важен исторический опыт выживания. Карл Маркс после назовет историю самой главной из наук. Та часть записанной в рукописях истории, которая касалась мест проживания, получила название географии. Наряду с рукописями большое значение для сохранения и распространения знаний получили карты. Знания об обществе были неотделимы от географических знаний. Они долгое время существовали совместно…
3.2. Из истории формирования географических знаний.
…Реальные наши начала лежат не в глубокой древности. Сама география была востребована (иначе ее не открывали бы в Московском университете). Учителей географии специально никто не готовил. Кафедры, на которых ее преподавали, не создавали географию как науку, а преподносили ее как учебный предмет. И преподавали «всё вместе», значительное место занимали история и статистика. И существовали такие кафедры эпизодически. А в это время «большая география», достижениями, которыми мы можем гордиться, делала великие дела. Вот некоторые из них:
1819–1821 гг. – кругосветное плавание Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева;
1842–1845 гг. – исследования Сибири и Таймыра А. Миддендорфом;
1847 г. – исследование внутренней Африки Е. П. Ковалевским;
1854 г. – работа Большой Сибирской экспедиции при участии А. Ф. Усольцева и др.;
1857 г. – исследования Туркестана Н. А. Северцовым;
1863 г. – исследование Сибири П. А. Кропоткиным;
1869–1871 гг. – исследование Средней Азии А. П. Федченко;
1870–1888 гг. – исследование Приморья и Центральной Азии Н. М. Пржевальским;
1871–1887 гг. – исследование Новой Гвинеи Н. Н. Миклухо-Маклаем;
1873–1875 гг. – исследование Восточной Сибири А. Л. Чекановским;
1876–1892 гг. – исследования Китая и Тибета Г. Н. Потаниным;
1884–1887 гг. – исследования Средней Азии Г. Е. Грумм-Гржимайло;
1886–1889 гг. – исследования Тихого океана С. О. Макаровым;
1893 г. – исследование Абиссинии Л. К. Артамоновым.
Ни один из названных великих географов не имел специального географического образования. Именно поэтому здесь уместно вспомнить о письме Н. И. Пирогова, которое он отправил в Министерство образования. Оно известно, но думается, что его полезно воспроизвести полностью, в том виде, в котором его опубликовал в 1956 г. Н. Н. Баранский.
«При отсутствии особой кафедры для преподавания географии в университетах, нет науки, которая связывала бы отдельные отрасли естествознания и служила бы основанием для изучения истории и статистики.
Без географии в курсе естественных наук недостает широкого воззрения на природу, представителем которого был Гумбольдт; без географии во всеобщей истории и в статистике теряется связь между природою и общественными явлениями, разъяснение которой составляет заслугу Риттера. Влияние этого пробела особенно заметно в приготовлении преподавателей географии для гимназий.
Наставники, по сему незнакомству с естественными науками, или вовсе не имеют в виду основной идеи географии, или не в состоянии развить эту идею с пользою для учеников. Наставники же, взятые из физико-математического факультета, изучавшие явления природы независимо от влияния их на общественную жизнь, или вовсе не могут оценить значения физических условий для человека, находящегося на различных ступенях общественности, или по крайней мере теряют из виду этнографический элемент.
Вследствие этого наука, которая могла бы в гимназиях содействовать умственному развитию детей и сообщать им много замечательных и полезных сведений, обращается в мертвую номенклатуру, в перечни: собственных имен, произведений трех царств природы, исторических событий и пр.
Заучив на память этот лексикон слов, с которым не связано никакой мысли, ученики выносят одно отупение, чувство умственной усталости, тогда как география, при надлежащем преподавании, должна бы возбудить охоту к занятиям и к чтению, наконец, дать наставнику нравственное влияние на учащихся.
Настоятельная потребность, ощущаемая гимназиями в хороших преподавателях географии, указывает на необходимость основательной подготовки учителей в педагогических курсах.
Достижение этой цели условливается открытием особых кафедр при университетах»…
3.3. Восстановленная из «пепла».
…Почти одновременно было сделано все: и попытка изменить программу преподавания географии в средней школе, и предложение о создании государственного географического института. В это время Д. Н. Анучину, почетному члену Академии наук по антропологии, было уже за семьдесят лет. Затем будут Октябрьская революция и Гражданская война. И Н. Н. Баранский вместе с А. А. Борзовым будут создавать районную школу географии. Будут и правительственные постановления по преподаванию географии в средней школе и в университете. Будут правительственные постановления об издании стандартных географических учебников и статьи в центральной газете страны «Правде» с лозунгом, который звучит теперь фантастически: «Лучше изучать географию». География была восстановлена «из пепла».
История преподавания географии в школе не написана, или мне она не известна.
Высказанный мной оптимизм опирается на исторические основания. Теперь нужно искать начало разрушений. Не занимаясь историей школьной географии, могу лишь сказать, что контакты московской университетской географии со школьной географией стали ослабевать. Не берусь говорить, хорошо это или плохо. В 1960 г. в журнале «Вестник МГУ. Серия география» помещена статья тогдашнего декана нашего факультета А. М. Рябчикова, где среди других вопросов анализируется состояние дел в подготовке учителей географии для средней школы. Автор стремится убедить читателя в том, что учитель географии, подготовленный в университете, сильно уступает учителю, подготовленному в педагогическом институте. Меня смутил один аргумент: выпускник пединститута легче приспосабливается к жизни в средней школе. Университетский географ якобы не может преподавать других школьных предметов. Отсюда ниже зарплата. И вывод – в университетах не стоит готовить школьных учителей. Университетские выпускники должны идти в промышленность, где и зарплаты больше, и где специалисты-географы нужнее. Видимо, уже тогда, задолго до начала перестройки экономической системы страны, существовали разные уровни географической культуры даже у университетских профессоров географии. И я принял эту публикацию в качестве определенного репера размежевания университетской и школьной географии. Я не помню ни одного совещания по определению наших полномочий и разграничению ответственности перед нашей общей наукой.
Школьная география. В моем университетском дипломе, выданном мне в 1950 г., написано, что мне присвоено звание учителя средней школы, но я ни часа в школе не преподавал. А что мне самому преподавали до войны в школе, не помню. В течение всей своей молодой жизни я сначала забывал географию, как школьный предмет. Затем всю жизнь я проработал в университете. Сперва рос как исследователь. Но работа в университете рано или поздно приводит к мысли, что пора познакомиться с азами преподавания…
3.4. Роль программ в формировании географической культуры.
…Я решил познакомиться со школьными программами по географии. Мне помогли, достали с десяток вариантов программ для разных классов и для разных целей. Передо мной – одна из лучших программ, написанная в строгом соответствии со всеми правилами. Это не просто выдумка ее автора, а результат исследования и экспериментов. Дальше я приведу из нее цитаты, а вы, скорее всего, догадаетесь, о какой программе я пишу.
Давайте подумаем. В программе я прочитал:
«Уникальность школьной географии заключается в том, что она, как ни один учебный предмет, знакомит учащихся с жизнью во многих ее проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в ближайшем окружении, в разных странах, в глобальных масштабах, учит пониманию сущности экологических, экономических и социальных проблем, роли географии в их решении, в прогнозировании развития взаимодействия между природой и человеком на разных территориальных уровнях. Без географических знаний и умений, без развитого пространственного представления о земной поверхности в сознании учащихся не может быть создана научная картина мира. Географические знания необходимы каждому человеку для того, чтобы осознать свою роль и место в жизни и в преобразовании действительности, определить активную жизненную позицию.
Вопросы образовательно-воспитательного потенциала школьной географии, а также географической культуры выпускника школы довольно широко освещаются в научной литературе по географии, в методических пособиях и статьях. Однако реальные результаты преподавания географии в массовой школе не во всем соответствуют ожидаемым, о чем свидетельствуют материалы изучения преподавания предмета, анкетирования и тестирования школьников и специально проводимых проверок их знаний и умений, где отмечается падение интереса учащихся к географии от курса к курсу. В связи с этим и с новыми требованиями к современной школе в целом возникает необходимость пересмотра традиционно сложившихся содержания и структуры школьной географии».
Информация о работе Географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры