Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей АПК. Производственная база хлебопекарной промышленности РФ включает в себя около 1500 предприятий большой, средней и малой мощности и свыше 10000 пекарен и обеспечивает ежегодную выработку около 20 млн. тонн продукции, в том числе около 12,5 млн. тонн вырабатывается на крупных хлебозаводах. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Научные основы развития и размещения отраслей АПК………....4
Параграф 1. Место и роль АПК в едином народно-хозяйственном комплексе страны……………………………………………………………………………...4
Параграф 2. Классификация отраслей АПК…………………………………….5
Параграф 3. Особенности и факторы развития и размещения хлебопекарной промышленности………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ развития и размещения хлебопекарной промышленности по территории страны……………………………………………………………....10
Параграф 1. Общее состояние хлебопекарной промышленности на территории страны…………………………………………………………........10
Параграф 2. Экономическая оценка деятельности хлебопекарной промышленности за 2005-2010 годы…………………………………………..12
Параграф 3. Состояние хлебопекарной отрасли в Самарской области……...13
Глава 3.Проблемы и перспективы развития хлебопекарной промышленности………………………………………………………………...15
Параграф 1. Проблемы …………………………………………………………15
Параграф 2. Перспективы……………………………………………………....19
Заключение……………………………………………………………………...22
Приложение……………………………………………………………
Принятый Государственной Думой новый Налоговый кодекс позволит в какой-то мере решить эту проблему, а практика работы в новых условиях налогообложения покажет необходимость дополнительных мер.
Сейчас как никогда нужен Закон о хлебопечении. Однако предложенный Российским союзом пекарей проект закона Государственной Думой был отклонен, в то время как легко были приняты законы о лицензировании и контроле. Например, "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", где хлебобулочные и макаронные изделия в одночасье были отнесены к продуктам переработки зерна.
Как показала практика, количество контролеров никогда не определяло качество продукции, и их число имеет мало общего с реальными интересами населения. Никто не отрицает, что разумный государственный контроль должен быть, однако та заорганизованная бюрократическая система, которую мы имеем сейчас, и произвол контролеров наносят отрасли только вред. Главными факторами, обеспечивающими качество хлеба, должны быть его конкурентоспособность, высокое качество муки, современная техника, профессионализм работающих, внутренний контроль и самое главное - спрос населения. К сожалению, в последние годы государство практикует все большее ужесточение внешнего контроля и увеличение числа контролирующих, лицензирующих, сертифицирующих, надзирающих и других организаций. В результате отечественное хлебопечение превращается в бесправную отрасль, а такие понятия, как инвестиционная, налоговая и таможенная политика, надежное обеспечение отрасли качественным сырьем, сотрудничество с российской и мировой наукой о хлебе, отодвигаются на задний план. В итоге в 1999 году из 1325 хлебопекарных предприятий, учитываемых Госкомстатом по рентабельности, 342 предприятия, т.е. 26%, были убыточны.
Таким образом, приходится констатировать, что юридически закрепленные социальные обязательства хлебопекарных предприятий перед населением страны не в полной мере согласуются с их сырьевыми, материально-техническими, финансовыми и правовыми ресурсами.
Параграф 2. Перспективы.
Тем не менее, есть примеры разумного подхода к организации работы отрасли. В ряде регионов взвешенно подходят к хлебопекарной промышленности, принимая участие в решении проблем и проявляя заботу о перспективах ее развития. Например, Правительство Москвы создало централизованный фонд развития хлебопечения, направляя в него все налоги на прибыль, идущие в местный бюджет. Это позволяет проводить активную работу по расширению и техническому обновлению хлебопекарного производства. В отдельные периоды коэффициент обновления достигает 12% и больше в год.
Активнее начали действовать и в других регионах. В Самарской области, где закрылся городской хлебозавод мощностью 55 т в сутки, прекращено строительство новых хлебозаводов и где материально-техническая база за последние 10 лет развилась только за счет малых пекарен, на государственном предприятии "Самарахлебпром" разработана программа технического перевооружения хлебопекарной промышленности области. Программа нашла понимание у региональных властей: она принята коллегией департамента сельского хозяйства, получила поддержку департамента экономики, одобрена губернатором. Если она будет реализована, то область получит дополнительно до 20 тыс. т хлебобулочных и до 7 тыс. т кондитерских изделий в год.
Активно и самостоятельно осуществляют разработку и реализацию программ развития, обеспечивающих выход производства на новый технический и технологический уровень и освоение новых видов продукции, булочно-кондитерский комбинат в Казани, Коломенский и Серпуховской хлебокомбинаты Московской области, предприятия Липецкой области, Краснодарского края и других регионов.
Но в большой степени стабилизация и успешное развитие отрасли зависит и от самих хлебопеков. Как свидетельствует опыт развитых стран, кооперация и сотрудничество дают более высокие результаты, чем даже конкурентная борьба.
Развал в начале 90-х годов производственных территориальных объединений, технологически и экономически связанных предприятий привел в хлебопечении к образованию заведомо слабых хлебозаводов и вследствие этого к формированию мнимой конкурентной среды. Отсутствие в регионах сбалансированного механизма взаимодействия между хлебозаводами и пекарнями вызывает взаимные претензии, ненужное в большинстве случаев соперничество. Обвальное падение спроса и объемов производства, нехватка инвестиций и оборотных средств, неопределенность перспектив неотвратимо диктуют необходимость поиска новых форм кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.
Дальнейшее развитие хлебопекарной промышленности должно сопровождаться высоким интеллектуальным потенциалом науки и производства, которые не могут существовать раздельно. Без внедрения новейших технологий и современной техники многие хлебопекарные предприятия постепенно превратятся в неконкурентоспособные даже на внутреннем рынке. Проблемы с финансированием науки, а речь идет не только о научных исследованиях в области хлеба, неизбежно приводят и уже привели хлебопекарное производство к существенному замедлению его обновления. В стране должна быть четкая техническая политика в области продовольственного машиностроения и, в частности, для хлебопекарной промышленности. Анализируя перспективы ее развития, нельзя оставаться лишь в рамках одной отрасли. Любые программы развития начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей техникой, и это неизбежно будет сопровождаться большими финансовыми издержками. Настало время переходить в отечественном машиностроении от показавшей свою несостоятельность спонтанной политики к государственной.
Налоговая политика для отрасли должна быть справедливой и ясной; рынок сырья - стабильным и доступным; система государственного контроля за качеством хлебобулочных изделий - не чрезмерной, а целесообразной.
Нужно, наконец, решиться и принять решение об обязательных отчислениях на науку, потому что добровольность в этом деле не что иное, как пустые слова.
Для этого и Правительство страны, и Государственная Дума, и другие государственные органы и ведомства должны пересмотреть перечень критериев в оценке хлебопекарной промышленности и ее роли в решении социально-экономических задач страны. Необходимы новые государственные решения, такая государственная практика, которая позволит повсеместно остановить спад производства, усилить роль науки, придать предприятиям новые стимулы и создать такой рынок хлебобулочных изделий, который бы полностью отвечал интересам населения страны.
Заключение.
Анализируя развитие хлебопекарной промышленности в РФ на примере Самарской области, можно сказать, что объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий ежегодно снижается, что негативно отражается на экономических показателях работы предприятий. Для того чтобы устранить эту проблему нужно:
И только тогда, хлебопекарная промышленность будет эффективно функционировать, и развиваться, снабжая, все слои населения самым доступным продуктом питания.
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
ПРОИЗВОДСТВО
ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ
ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1970 |
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Российская Федерация |
19133,1 |
19879,6 |
18241,5 |
11335,7 |
9005,0 |
8395,2 |
8219,5 |
7966,6 |
7815,3 |
7758,9 |
7483,3 |
7212,7 |
Центральный федеральный округ |
5554,1 |
5494,3 |
4980,4 |
3236,3 |
2691,2 |
2495,5 |
2448,0 |
2367,9 |
2308,7 |
2230,7 |
2147,5 |
2082,5 |
Северо-Западный федеральный округ |
2057,9 |
1951,6 |
1866,1 |
1300,3 |
945,7 |
878,7 |
855,1 |
831,2 |
809,2 |
784,8 |
775,7 |
744,0 |
Южный федеральный округ |
2087,2 |
2344,5 |
2153,4 |
1627,5 |
1503,9 |
1327,0 |
1310,5 |
1278,5 |
1247,3 |
1235,4 |
1184,3 |
1153,4 |
Приволжский федеральный округ |
4299,9 |
4780,7 |
4472,2 |
2497,3 |
1949,4 |
1749,3 |
1695,0 |
1626,5 |
1580,0 |
1612,9 |
1554,9 |
1488,6 |
Уральский федеральный округ |
1483,4 |
1509,3 |
1409,3 |
830,5 |
655,0 |
621,4 |
584,9 |
561,4 |
551,7 |
543,0 |
536,0 |
508,0 |
Сибирский федеральный округ |
2645,5 |
2786,0 |
2460,6 |
1270,3 |
912,4 |
980,4 |
993,1 |
965,0 |
997,3 |
1031,3 |
978,8 |
936,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
1005,2 |
1003,1 |
893,4 |
573,5 |
347,4 |
342,9 |
332,9 |
336,0 |
321,0 |
320,8 |
306,2 |
299,6 |
Приложение 4.
Приложение 5.
Производство хлеба в Самарской области с 1995 по 2009гг.
Список использованной литературы.
1 Международный валютный фонд ( апрель 2009г.)
Информация о работе География хлебопекарной промышленности Самарской области