География хлебопекарной промышленности Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Хлебопекарная промышленность относится к одной из важнейших отраслей АПК. Производственная база хлебопекарной промышленности РФ включает в себя около 1500 предприятий большой, средней и малой мощности и свыше 10000 пекарен и обеспечивает ежегодную выработку около 20 млн. тонн продукции, в том числе около 12,5 млн. тонн вырабатывается на крупных хлебозаводах. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Научные основы развития и размещения отраслей АПК………....4
Параграф 1. Место и роль АПК в едином народно-хозяйственном комплексе страны……………………………………………………………………………...4
Параграф 2. Классификация отраслей АПК…………………………………….5
Параграф 3. Особенности и факторы развития и размещения хлебопекарной промышленности………………………………………………………………….9
Глава 2. Анализ развития и размещения хлебопекарной промышленности по территории страны……………………………………………………………....10
Параграф 1. Общее состояние хлебопекарной промышленности на территории страны…………………………………………………………........10
Параграф 2. Экономическая оценка деятельности хлебопекарной промышленности за 2005-2010 годы…………………………………………..12
Параграф 3. Состояние хлебопекарной отрасли в Самарской области……...13
Глава 3.Проблемы и перспективы развития хлебопекарной промышленности………………………………………………………………...15
Параграф 1. Проблемы …………………………………………………………15
Параграф 2. Перспективы……………………………………………………....19
Заключение……………………………………………………………………...22
Приложение……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по Эк.географии.doc

— 445.50 Кб (Скачать файл)

  Принятый Государственной Думой новый Налоговый кодекс позволит в какой-то мере решить эту проблему, а практика работы в новых условиях налогообложения покажет необходимость дополнительных мер.

   Сейчас как никогда нужен Закон о хлебопечении. Однако предложенный Российским союзом пекарей проект закона Государственной Думой был отклонен, в то время как легко были приняты законы о лицензировании и контроле. Например, "О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки", где хлебобулочные и макаронные изделия в одночасье были отнесены к продуктам переработки зерна.

   Как показала практика, количество контролеров никогда не определяло качество продукции, и их число имеет мало общего с реальными интересами населения. Никто не отрицает, что разумный государственный контроль должен быть, однако та заорганизованная бюрократическая система, которую мы имеем сейчас, и произвол контролеров наносят отрасли только вред. Главными факторами, обеспечивающими качество хлеба, должны быть его конкурентоспособность, высокое качество муки, современная техника, профессионализм работающих, внутренний контроль и самое главное - спрос населения. К сожалению, в последние годы государство практикует все большее ужесточение внешнего контроля и увеличение числа контролирующих, лицензирующих, сертифицирующих, надзирающих и других организаций. В результате отечественное хлебопечение превращается в бесправную отрасль, а такие понятия, как инвестиционная, налоговая и таможенная политика, надежное обеспечение отрасли качественным сырьем, сотрудничество с российской и мировой наукой о хлебе, отодвигаются на задний план. В итоге в 1999 году из 1325 хлебопекарных предприятий, учитываемых Госкомстатом по рентабельности, 342 предприятия, т.е. 26%, были убыточны.

  Таким образом, приходится констатировать, что юридически закрепленные социальные обязательства хлебопекарных предприятий перед населением страны не в полной мере согласуются с их сырьевыми, материально-техническими, финансовыми и правовыми ресурсами.

 

Параграф  2. Перспективы.

   Тем не менее, есть примеры разумного подхода к организации работы отрасли. В ряде регионов взвешенно подходят к хлебопекарной промышленности, принимая участие в решении проблем и проявляя заботу о перспективах ее развития. Например, Правительство Москвы создало централизованный фонд развития хлебопечения, направляя в него все налоги на прибыль, идущие в местный бюджет. Это позволяет проводить активную работу по расширению и техническому обновлению хлебопекарного производства. В отдельные периоды коэффициент обновления достигает 12% и больше в год.

   Активнее начали действовать и в других регионах. В Самарской области, где закрылся городской хлебозавод мощностью 55 т в сутки, прекращено строительство новых хлебозаводов и где материально-техническая база за последние 10 лет развилась только за счет малых пекарен, на государственном предприятии "Самарахлебпром" разработана программа технического перевооружения хлебопекарной промышленности области. Программа нашла понимание у региональных властей: она принята коллегией департамента сельского хозяйства, получила поддержку департамента экономики, одобрена губернатором. Если она будет реализована, то область получит дополнительно до 20 тыс. т хлебобулочных и до 7 тыс. т кондитерских изделий в год.

   Активно и самостоятельно осуществляют разработку и реализацию программ развития, обеспечивающих выход производства на новый технический и технологический уровень и освоение новых видов продукции, булочно-кондитерский комбинат в Казани, Коломенский и Серпуховской хлебокомбинаты Московской области, предприятия Липецкой области, Краснодарского края и других регионов.

   Но в большой степени стабилизация и успешное развитие отрасли зависит и от самих хлебопеков. Как свидетельствует опыт развитых стран, кооперация и сотрудничество дают более высокие результаты, чем даже конкурентная борьба.

   Развал в начале 90-х годов производственных территориальных объединений, технологически и экономически связанных предприятий привел в хлебопечении к образованию заведомо слабых хлебозаводов и вследствие этого к формированию мнимой конкурентной среды. Отсутствие в регионах сбалансированного механизма взаимодействия между хлебозаводами и пекарнями вызывает взаимные претензии, ненужное в большинстве случаев соперничество. Обвальное падение спроса и объемов производства, нехватка инвестиций и оборотных средств, неопределенность перспектив неотвратимо диктуют необходимость поиска новых форм кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.

   Дальнейшее развитие хлебопекарной промышленности должно сопровождаться высоким интеллектуальным потенциалом науки и производства, которые не могут существовать раздельно. Без внедрения новейших технологий и современной техники многие хлебопекарные предприятия постепенно превратятся в неконкурентоспособные даже на внутреннем рынке. Проблемы с финансированием науки, а речь идет не только о научных исследованиях в области хлеба, неизбежно приводят и уже привели хлебопекарное производство к существенному замедлению его обновления. В стране должна быть четкая техническая политика в области продовольственного машиностроения и, в частности, для хлебопекарной промышленности. Анализируя перспективы ее развития, нельзя оставаться лишь в рамках одной отрасли. Любые программы развития начнут буксовать именно из-за того, что не будут обеспечены соответствующей техникой, и это неизбежно будет сопровождаться большими финансовыми издержками. Настало время переходить в отечественном машиностроении от показавшей свою несостоятельность спонтанной политики к государственной.

  Налоговая политика для отрасли должна быть справедливой и ясной; рынок сырья - стабильным и доступным; система государственного контроля за качеством хлебобулочных изделий - не чрезмерной, а целесообразной.

   Нужно, наконец, решиться и принять решение об обязательных отчислениях на науку, потому что добровольность в этом деле не что иное, как пустые слова.

   Для этого и Правительство страны, и Государственная Дума, и другие государственные органы и ведомства должны пересмотреть перечень критериев в оценке хлебопекарной промышленности и ее роли в решении социально-экономических задач страны. Необходимы новые государственные решения, такая государственная практика, которая позволит повсеместно остановить спад производства, усилить роль науки, придать предприятиям новые стимулы и создать такой рынок хлебобулочных изделий, который бы полностью отвечал интересам населения страны.

 

 

Заключение.

   Анализируя развитие хлебопекарной промышленности в РФ на примере Самарской области, можно сказать, что  объем потребления хлеба и хлебобулочных изделий ежегодно снижается, что негативно отражается на экономических показателях работы предприятий. Для того чтобы устранить эту проблему нужно:

  1. внедрять современные технологии производства
  2. налоговая политика для отрасли должна быть справедливой и ясной
  3. рынок сырья - стабильным и доступным
  4. система государственного контроля за качеством хлебобулочных изделий - не чрезмерной, а целесообразной

 И только тогда, хлебопекарная промышленность будет эффективно функционировать, и развиваться, снабжая, все слои населения самым доступным продуктом питания.

 

 

 

Приложение 1.

 

Приложение 2.

 

Приложение 3.

ПРОИЗВОДСТВО  ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ  
ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

1970

1980

1990

1995

2000

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Российская  Федерация

19133,1

19879,6

18241,5

11335,7

9005,0

8395,2

8219,5

7966,6

7815,3

7758,9

7483,3

7212,7

Центральный федеральный  округ

5554,1

5494,3

4980,4

3236,3

2691,2

2495,5

2448,0

2367,9

2308,7

2230,7

2147,5

2082,5

Северо-Западный федеральный округ

2057,9

1951,6

1866,1

1300,3

945,7

878,7

855,1

831,2

809,2

784,8

775,7

744,0

Южный федеральный  округ

2087,2

2344,5

2153,4

1627,5

1503,9

1327,0

1310,5

1278,5

1247,3

1235,4

1184,3

1153,4

Приволжский федеральный  округ

4299,9

4780,7

4472,2

2497,3

1949,4

1749,3

1695,0

1626,5

1580,0

1612,9

1554,9

1488,6

Уральский федеральный  округ

1483,4

1509,3

1409,3

830,5

655,0

621,4

584,9

561,4

551,7

543,0

536,0

508,0

Сибирский федеральный  округ

2645,5

2786,0

2460,6

1270,3

912,4

980,4

993,1

965,0

997,3

1031,3

978,8

936,6

Дальневосточный федеральный округ

1005,2

1003,1

893,4

573,5

347,4

342,9

332,9

336,0

321,0

320,8

306,2

299,6


 

Приложение 4.

 

Приложение 5.

Производство  хлеба в Самарской области  с 1995 по 2009гг.

 

Список использованной литературы.

 

  1. Экономическая и социальная география РФ / В.В. Воронин,2009. -253 с
  2. Экономическая география России: Учебник / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д.э.н., проф. М.В. Степанова. — М.: ИНФРА-М, Российская экономическая академия, 2000. — 533 с. — (Серия «Высшее образование»).
  3. Российский статистический ежегодник 2010
  4. http://www.samara-apk.ru
  5. Производство хлеба, хлебобулочных, кондитерских изделий. Сан Пин 2.3.4.545-96. - М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996. - 63 с.
  6. Михелев А.А. Справочник по хлебопекарному производству, т.1. – М.: Пищевая промышленность. 1977. – 365с.

 

 

 

 

 

1 Международный валютный фонд ( апрель 2009г.)

 


Информация о работе География хлебопекарной промышленности Самарской области