Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:38, реферат
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.
Возрастает влияние русской культуры на народы края. Это сказывалось в изменении быта и нравов, в заимствованиях русских слов и одежды, вследствие постоянного общения и смешения в результате браков с русскими. По внешнему виду нерусское население отличалось от русского часто только одеждой, особенно женской, сохранившей свой старинный вид.
Несмотря на то, что большая часть чувашей и почти вся мордва приняли христианство, они продолжали приносить своим богам и предкам жертвы в кереметах и на могилах. Большинство татар и башкир оставались мусульманами. Калмыки в основном оставались ламаистами, часть их временно приняла христианство. Материальная культура башкир и калмыков определялась в значительной степени кочевым бытом. Частые передвижения с места на место обусловили простоту их летних жилищ и зимних домов. Развивается каменное и деревянное зодчество русского населения.
Народы края создавали свой богатый фольклор. В прикладном искусстве мотивы народного растительного орнамента широко использовались в вышивке, в тканях и в ювелирных изделиях.
Развитие русской культуры благотворно сказывалось и на культуре других народов края. Сближению русского и нерусского населения Поволжья способствовало сходство экономического и правового положения.
Вопросы и задания
1. Каким был первый герб г. Самары?
2. Что Вы знаете о
задачах и деятельности
3. С какой целью были построены Новозакамская и Самарская укрепленные линии?
4. Какие ремесла и промыслы были развиты в Самарском крае в XVIII в.?
5. Каким было положение крепостных и ясачных крестьян в крае?
6. Почему крестьяне и
многие городские жители
7. Составьте карту-схему "Путь войска Е.И.Пугачева в нашем крае "
8. Каков был социальный состав населения г.Самары к концу XVIII века?
9. Что такое Генеральное межевание?
10. Раскажите о культурной жизни края в XVIII веке.
Документы:
1. Насильственная выдача замуж
крепостной крестьянки Екатерины Степановой.
24 декабря 1701 г.
"1701 г. декабря в 24 день отдал я, князь Александр, во двор дьяку Дмитрию Неупокоеву за дворового его человека крестьянскую свою девку Катьку, Степанову дочь, а выводных взял я, Князь Александр, у него Дмитрия, денег пять рублев, и тою моею девкою ему, Дмитрию, и жене ево и детям владеть. А буде кто в твое мою девку вступатьца, и мне, князь Александру, что Дмитрия ото всего очищать и в той девке убытков никаких не доставил и впредь мне, князь Александру и жене моей и детям до той девки дела нет. В том я, князь Александр, сию выданную и отпись дал. А отпись писал приказа военных дел подьячий Андрей Никифоров"98.
2. О наказании крепостных крестьян.
Из указа Екатерины II
"... В именном
ее императорского величества
указе за подписанием
3. Из волжских песен о Е.И.Пугачеве.
Темный лес – то наши вотчины.
Тракт проезжий – наша пашенка.
Пашем, пашем мы в глухую ночь,
Собираем хлеб не сеямши...
Не цепом молотим – слегою
По дворянским по головушкам,
Да по спинушкам купеческим.
Вы укройте леса, нас, станишников,
А ты степь ли степь наша родная,
Ты неси коней глаже скатерти...
Мы задумали дело правое,
Дело правое, душу честную...
Мы дворян – господ – на веревочки,
Мы дьяков да ярыг – на ошейнички.
Мы заводчиков – на березоньки,
А честных крестьян – на волю-вольную.
(А.В.Абрамов-Ширяевец.
"Волжские песни", 1Э36, с.61).
4. Манифест Емельяна
Пугачева о даровании
от власти помещиков, об отмене рекрутских наборов,
подушных и других податей
31 июля 1774 года
"...Объявляем во всенародное известие.
Жалуем сим именным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков... и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, волностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных протчих денежных податей, владением землями, лесными, сенокосными угодьями и рыбными ловлями, и соляными озерами без покупки и без аброку и освобождаем всех, прежде гонимых от злодеев дворян и градцких мздоимцев-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев... как прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников и злодеев – дворян, всякой может возчувствовать тишину и спокойную жизнь, коя до века продолжаться будет.
Петр.
Примечание. Пугачев выдавал себя за царя Петра III. убитого приближенными Екатерины II во время дворцового переворота 1762 г. Всеобщая ненависть к царице, ее вельможам, помещикам-крепостникам послужило почвой для создания легенды о том, что убитый Петр III сочувствовал народу, что он жив и скрывается.
5. Именной указ казаку Л.И.Травкину, казакам и крестьянам
деревни Михайловки Ставропольского уезда
"Самодержавного императора Петра Федоровича Всероссийского и прочая, и прочая, и прочая.
Сей мой именной указ в Михайлову деревню казаку Левонтию Травкину и казакам, и всякого звания людям моим, имянное мое повеление.
Как деды и отцы ваши служили предкам моим, так и вы послужите мне, великому государю, верно и неизменно до капли своей крови. Когда вы исполните мое имянное повеление, и за то будити жалованы крестом и бородою, рекою и землею, травами и морями, и денежным жалованием, и хлебным провиантом, и свинцом, и порохом, и вечною вольностью. И повеления моего сполнити, то совершенно меня за оное приобрести можете к себе мою монаршескую милость.
А ежели вы моему указу противиться будете, то вскорости восчувствовати на себя правидный мой гнев, и власти всевышнего создателя нашего избегнуть не может никто, и никто вас от нашея руки защитить не может.
1773 г. октября 23 дня.
Великий государь Петр Третий Всероссийского.
Лекция восьмая
САМАРСКИЙ КРАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Фельдмаршал Михаил Кутузов –
современникам и потомкам:
"О, народ мужественный, народ знаменитый:
сохрани навеки сию чистоту во всех нравах,
сие величие в духе, сию любовь к хладной
Родине своей, будь вечно русским, как был
и будешь, в народах первым... Воины!
Не пройдут и не умолкнут громкие дела и
подвиги ваши; потомство сохранит их в
памяти своей. Вы кровию своею спасли
Отечество..."
План
1. Социально-экономическое развитие края.
2. Участие самарцев в Отечественн
3. Отклики в крае на движение декабристов.
Литература
– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХVI – первая половина XIX века. – М., 2000.
– Носков А.И. Минувшее проходит предо мною... О славных самарцах д самарских днях знаменитых россиян – Самара, 1998.
– Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия. – Самара, 1966.
– Самарская летопись... Том первый. – Самара, 1993.
Самарское Поволжье с древности до конца XIX в., Сборник документов и материалов. Колл. авторов. Ред. Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. Самара.2000.
1. Социально-экономическое развитие края
В первой половине XIX в. население Заволжья в пределах будущей Самарской губернии увеличилось почти в четыре раза: с 389360 человек до 1512291 человек. Такое увеличение обеспечивалось не столько естественным приростом, сколько постоянным притоком переселенцев. Вдвое возросла плотность населения.
При сохранении многонационального характера и культурного разнообразия жителей определилось значительное преобладание в Самарском крае русских. Свыше половины жителей они составили в уездах Бузулукском (89%), Николаевском (77%), Самарском (75%), Ставропольском (74%), Бугурусланском (60,5%).
Привилегированные сословия (дворяне, чиновники, духовенство) составляли менее 1% жителей края, служащие регулярных и иррегулярных войск, члены их семей, отставные военнослужащие и женщины – солдатки, вместе взятые – 6,4%. На городские сословия (почетных граждан, купечество, мещан, цеховых, иностранных подданных) приходилось 3,5% населения, на крестьян – 89,1%. Среди крестьян традиционно преобладали государственные крестьяне, которые вместе с иностранными колонистами и вольноотпущенниками составляли 2/3 здешних крестьян. Вторыми по численности среди сословных групп крестьян были удельные, а лишь третьими – помещичьи. Дворяне продолжали весьма активно переводить своих крепостных на новые земли.
Заселения и переселения крестьян на новые земли было сопряжено с огромными трудностями. Известный публицист "западник" К.Д.Кавелин признавался на страницах конфиденциального письма управляющему своего села Константиновки: "Если мужики меня убьют, я буду говорить в минуту смерти: эти люди платят мне за грехи моих предков и они правы... Спросите у старых людей..., сколько их перемерло от того, что их переселили, а дворов у них не было".
Массовые переселения государственных крестьян происходили в 1825-1834 гг. Значительное содействие переселенцам в этот период оказывалось по распоряжению министра финансов Е.Ф.Канкрина. В ряде случаев выделялись для поселения лучшие земли, отводился безвозмездно лес для построек, принимались некоторые меры к сохранению их здоровья.
В 40-е годы XIX в. правительство прибегло к массовому выводу отдельных групп населения (военно-служилых сословий казаков и крещеных калмыков) за пределы Самарского региона. По указу от 8 марта 1841 г. началась выселение казаков бывших внутренних кантонов Оренбургского войска на восток, на новую пограничную линию. Многовековая история казачества в Самарском крае была прервана.
Правительство исходило из принципа, что казаком является лишь тот, кто живет и служит на границе. Тех, кто не хотел уходить с насиженных мест, переводили в сословие государственных крестьян и отрешали как от казачьих обязанностей, так и от привилегий.
Выселение не затронуло башкир, которые тоже являлись служилым сословием, но в Заволжье было немногочисленным и обитавшим на его восточных окраинах.
В общей массе переселенцев скрывались и беглые. Для многих из них легальным прикрытием служили традиционные волжские промыслы, судовые работы, сезонный сельскохозяйственный найм, растущие города. Изготовление фальшивых паспортов превратилось в настоящее ремесло.
Прекрасными земледельцами проявили себя украинцы-переселенцы (в основном выходцы из Полтавской и Харьковской губерний). В степных уездах многие из них владели также большими стадами и значительными капиталами.
С русским хозяйственным укладом особенно сблизилась мордва, пришедшая в заволжский край из Пензенской, Симбирской, Тамбовской и Нижегородской губерний. Много общего было и в обыденной одежде: лапти, овчинный полушубок, причем иногда даже в июльскую жару. Как свидетельствует современник, "мордвины между инородцами слывут за самый сильный народ".
Чуваши в отличие от мордвы неохотно селились вместе с другими народами. Они ставили свои поселения в укромных местах, подальше от больших трактов и открытых пространств. Современники отмечали исключительное прилежание чуваш к хлебопашества:
"Особенно замечательна их жатва, до того тщательная, что с первого взгляда на сжатые поля кажется, будто на них не осталось ни одного колоса..." Другая особенность хозяйственного быта чувашей – ведущая роль женщины. Чувашки участвовали во всех мужских работах – на пашне, сенокосе и др. – и при этом отличались "мускульной силой" и трудились больше мужей. Чуваши отличались редким миролюбием. Уголовные преступления среди них встречались крайне редко. Многие в то время остались еще язычниками и скрытно от властей поклонялись священным рощам, добрым (Тера) и злым (Кереметь) духам.
Земледелием и торговлей активно занимались татары. Башкиры переходили к оседлой жизни и улучшали домостроительство. В южных степях края кочевали "киргизы" (казахи). На зиму они уходили на Рын-Пески и к Камыш-Самарским озерам.
Поселения немцев-колонистов являли образец порядка и опрятности. Они вызывали удивление путешественников роскошными каменными домами,, которые могли бы украсить любой губернский город. Одеждой колонисты походили на зажиточных русских крестьян. Только рубаху они заправляли в шаровары, как украинцы, и почти все носили жилеты синего сукна с медными пуговицами, нанковый или домашнего полотна кафтан. Женщины надевали платья и сарафаны или корсеты из сарпинки и ситца, головной платок завязывали под подбородком, обували синие чулки и башмаки.