Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2015 в 19:38, реферат
Справедливо отмечено, что подлинное краеведение – всегда краелюбие. Это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности.
За последние тридцать лет сформировалась современная самарская историко-краеведческая школа – одна из крупнейших в Поволжье. Краеведение стало неотъемлемой частью научно-педагогического процесса средней и высшей школы Самаркого региона.
Около Усольского острожка (построен в 1614 г.) продолжали работать соляные варницы. В 1632 г. они перешли к купцу Надею Светешникову, который увеличил число рабочих и расширил варницы. Росли доходы от продажи соли. В 1680 г. царь Алексей Михайлович за 6500 р. приказал выкупить у Н.Светешникова Усолье с варницами, крестьянами, бобылями, рыбными ловлями и угодьями. Все это было отдано во владение Савво-Сторожевского монастыря. Монастырь увеличил добычу соли и рыбные промыслы, переводил сюда крестьян из других владений, охотно принимал беглых крестьян, присоединял земли с селами Архангельское (Новинки), Торновское, Старый Теплый Стан, Новый Теплый Стан, Жигулевка, Усолье.
Переселенцы сначала устраивали починки, которые потом вырастали в деревни и села. Пришлому населению трудно было обзаводиться хозяйством, поэтому новички подселялись к уже имевшим свое хозяйство "захребетниками", "подсоседниками", "соседями". Построив дом и заведя усадьбу, "захребетник" переходил в категорию бобыля, а получив участок земли, переходил в категорию тяглого населения. Савво-Старожевский монастырь освобождал поселенцев на несколько лет от повинностей и давал средства на обзаведение. Так поступали и другие владельцы. Переселенцы в XVII в. шли из уездов Верхнего, Нижегородского и Казанского Поволжья. Но были посадские, выходцы из дворцовых волостей, монастырские, помещичьи крестьяне, казаки, отставные стрельцы и т.п. "Вольные люди" самовольно основывали села и деревни на "ничейной" земле.
Первые основные сельские поселения возникли на Самарской Луке. Ею в основном и ограничивалась первоначально сельская округа Самары.
Самарские дети боярские и дворяне вслед за монастырскими старцами с 1640-х гг. также приступили к освоению Самарской Луки. Но все ближние к городу, лучшие земли были разобраны и им пришлось довольствоваться выходящими к Волге межгорными долинами. Там и возникли небольшие деревушки Ширяев Буерак (Ширяево), Моркваши, Ермаково, Кольцово, Осиновый Буерак (Осиновка) и другие.
Пришедшие позднее мордва и чуваши облюбовали центральную часть Самарской Луки, и "за лесом" появились Аскулы, Сосновый и Березовый Солонцы, Кармалы, Севрюкаево.
Широкое развитие получило промысловое рыболовство. Этим промыслом занималось значительное количество горожан – посадских людей и стрельцов.
Среди занятий жителей Самары известны также плотничество, изготовление кирпича, кузнечное дело, гончарство, огородничество.
Существенную роль для жителей Самары и окрестностей в их занятиях играл волжский торговый путь и отходившие от него дороги на Яик, в Среднюю Азию, сухопутный путь к Москве. Самарцы и работные люди, пришедшие с верховьев, работали на судах, нанимались бурлаками, более состоятельные занимались извозом.
Сельское население занималось прежде всего земледелием. Переселенцы сталкивались на новом месте с совершенно необычными для себя условиями. Вместо привычного дождливого короткого лета они испытывали действие засух и суховеев, вместо серых малоплодородных почв сеяли зерно в самарские черноземы. Однако урожаи озимых – ржи и яровых, прежде всего овса, были в среднем такими же, как на местах их былого жительства. Местные земледельцы вкладывали меньше времени и труда в сельскохозяйственное производство, предпочитали подрабатывать на промыслах. Местная сельскохозяйственная округа не могла полностью прокормить свой уездный центр и часть хлеба для питания горожан приходилось завозить с верховьев Волги.
Самарский уезд являлся уникальным явлением в русской средневековой истории. Он находился далеко за пределами границ расселения русского оседлого населения. Край был оторван от основного ареала, окружен степными и лесостепными кочевьями. Поселиться здесь в относительной безопасности от нападения кочевников первые земледельцы и промысловики смогли только благодаря уникальным природным условиям прежде всего Самарской Луки, надежно защищавших местных жителей.
В 1616-1648 гг. проводилась перепись, подворно переписывалось все податное население мужского пола. Чтобы окончательно прикрепить крестьян к земле и к помещику, было издано Соборное Уложежие 1649 г. Крестьяне принудительно работали на барина, обязаны были приносить ему хлеб, муку, баранов, кур, яйца...
Документы XVII в сообщают: "Бояре и дальние и ближние, и всяких чинов люди помещики и вотчинники ведают и судят своих крестьян во всяких крестьянских делах, кроме разбойных и иных воровских дел, ... пользуются правом сажать в тюрьму, в колоду, в железа, бить батагами, и кнутом, подвергать пыткам".
6. С.Т.Разин в Самарском Поволжье
Кульминацией социальных выступлений в XVII веке стало восстание казаков и крестьян под предводительством С.Т.Разина.
Разинское движение до основ потрясло южные и юго-восточные окраины России. Не обошло оно и Самарский край.
Во время сражения в Саратове находившиеся там 200 самарских стрельцов отказались драться против разинских войск и ушли из города. Саратовские жители сдали свой город добровольно. Вскоре и в Самаре появились сторонники Разина с "подметными письмами", в которых призывали идти на "изменников-бояр".
Вскоре Самара и селения Самарской Луки, особенно Усольские слободы, оказались плацдармом, где накапливались все силы, шедшие на помощь Разину под Симбирск, а затем позднее туда отступали разбитые, но не покорившиеся отряды сподвижников Степана Тимофеевича.
Самарские жители, включая гарнизон, в августе 1670 г. добровольно открыли ворота перед разинскими отрядами. Воеводу Алфимова и немногих его сторонников "посадили в воду"... В городе было устроено самоуправление по типу казачьего круга. Восстание жителей возглавили И.Говорухин и М.Нелосный, в чьих руках практически оказалась вся власть.
Игумен Спасо-Преображенского монастыря Пахомий сообщил в Москву: "Самаряне воровскому казаку Ромашке дали две пушки и две бочки зелья... Да к ним пристали самарские жители Мишка Нелосной с товарищи. И всего собралось их с яицкими казаками со 150 человек и служат казаки конницей, а Мишка с товарищи – пехотой".
Многие самарцы примкнули к отрядам атамана Ивана Константинова и под его руководством двинулись к Симбирску...
Большая часть жителей, вероятно, колебалась, выжидая, на чьей стороне больше сил. Поэтому, когда Разин с немногими казаками бежал из-под Симбирска на Дон, самарцы закрыли перед ним ворота города.
Однако движение на этом не завершилось. На помощь разинцам шли новые и новые отряды. Весть о поражении под Симбирском заставала многих из них в Самаре. Так в городке оказались названый брат Степана Леско Черкашенин, яицкий атаман Ромашка Тимофеев и многие другие. Отряды из Самары и сел Самарской Луки уходили в Симбирский край, где пытались развернуть новое широкое движение. Так, Р.Тимофеев со своими сподвижниками сражался под Симбирской чертой у Уреня, И.Говорухин с отрядом самарцев воевал под Белым Яром.
После гибели С.Т.Разина сподвижники атамана во главе с Иваном Константиновым вновь захватили Самару. Сюда пришел с большим отрядом и другой известный атаман – Федор Шелудяк. Они вновь попытались взять Симбирск, но были разбиты. Иван Константинов погиб в бою, а Шелудяк ушел вниз по Волге. Один из утесов Жигулевских гор и поныне носит его имя.
20 июня 1671 г. город принес повинную. Немногим раньше смирились жители Надеждинского Усолья. Так завершилась почти годовая эпопея самарской вольности. Зачинщиков выискивали. казнили и ссылали на вечное поселение в северные окраины государства.
В Поволжье долго жила вера в то, что С.Т.Разин жив и снова вернется. О нем и его сподвижниках сложено много песен, легенд и преданий.
Вопросы и задания.
1. Какова роль Самары в событиях смутного времени?
2. Для какой цели царь Михаил Федорович прислал набатный колокол в Самару?
3. Когда крепость Самара была переименована в город?
4. Почему было необходимо охранять Самару и строить укрепленные черты и крепости в XVII в.?
5. Какие ремесла и отрасли хозяйства развивались в крае в XVII в.?
6. Какое участие принимали самарцы в восстании С.Т.Разина?
7. Какие сказания, легенды,
предания о С.Т.Разине
8. Покажите на карте
первые населенные пункты
Документы
1. Грамота Степана Разина к народу
с призывом присоединиться к восстанию.
Сентябрь 1670 г.
Пишет вам Степан Тимофеевич всей черни. Хто хочет богу да государю послужить, да и великому войску, да и Степану Тимофеевичу, и я выслал казаков, и вам бы заодно изменников и мирских кравопивцев вывадить.
И мои казаки како промысь станут чинить и вам бы итить к ним в совет, и кабальныя и апальныя шли бы в полк к моим казакам"95.
2. Сообщение воеводы
Я.Хитрово о сдаче Степану
Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу холоп твой Янко Хитрово челом бьет.
В нынешнем, государь, во 179 (1670) г. по твоему, великого государя указу посылал я, холоп твой, ис Танбова на Пензу танбовских станичников вожа Корнюшка Мордасова с товарищи для проведывания вестей про вора и изменника Стеньку Разина с товарищи. И сентября, государь, в 12 день вож Корнюшка Мордасов в Тамбов приехал, а в распросе мне, холопу твоему, сказал, приехал де он, Корнюшка с товарищи в Керенск, и ему де, Корнюшке, в Керенске сказывал керенский воевода.
Приехал де в Керенск из Симбирска казак, а в распросе ему сказал: вору де Стенку Разину с товарищи самарские жители Самару сдали. И сентября же, де, государь, в 4-м числе от него, вора от Стеньки Разина воровские казаки приезжали к Белому Яру, стругов с десяти, бы де под Белым Яром, пошли назад к нему ж, к Стеньке Разину с товарищи96.
Лекция седьмая
САМАРСКИЙ КРАЙ В XVIII ВЕКА
"... может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать".
Михаил Ломоносов.
План
1. Социально-экономическое развитие края.
2. Оренбургская экспедиция.
Новозакамская и Самарская
3. Восстание под
4. Освоение самарского
Поволжья в последней четверти
Литература
– История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. XVI – первая половина XIX века. – М., 2000.
– Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область: Хрестоматия для преподавателей истории и учащихся старших классов средней школы. Ред. Е.И.Медведев. – Куйбышев, 1966.
– Носков А.И. Минувшее проходит предо мною... О славных самарцах и самарских днях знаменитых россиян. – Самара, 1998.
– Самарская летопись. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до начала XX века. – Самара, 1993. Кн.1.
– Самарское Поволжье с древности до конца XIX в. Сборник документов и материалов. Колл. авторов. Ред.: Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н., Самара, 2000.
– Смирнов Ю.Н. Оренбургская экспедиция (комиссия) и присоединение Заволжья к России в 30-40-е гг. XVIII в. – Самара, 1997.
– Тихомиров М.Н. К истории колонизации самарского края // Известия Самарского государственного университета. Вып.5.- Самара,1923.
1. Социально-экономическое развитие края
В конце XVII и в начале XVIII в. административные, хозяйственные, культурные преобразования, проводимые Петром I, непосредственно коснулись и Самарского края. Петр I сам побывал на Волге, познакомился с краем и дал указания об использовании естественных ресурсов и освоении Заволжья.
Совершенствовалась система административного управления. В 1708 г., когда в России были учреждены губернии, Самару с прилегающими землями включили в состав Казанской, а в 1717 г. передали только что созданной Астраханской губернии. Уже через год уезд числился в составе Симбирской провинции (промежуточного звена местного управления между губернией и уездом). Вскоре эта провинция была передана вновь в Казанскую губернию.
Во главе самарских властей оставался воевода, наделенный очень широкими полномочиями. В городе действовали следующие правительственные учреждения: воеводская канцелярия, магистрат – орган городского самоуправления, крепостная контора по оформлению различных актов и сделок ("крепостей"), таможня для сбора торговых пошлин. Для управления непосредственно городом и гарнизоном вводились должности городничего или коменданта, им иногда поручались обязанности воеводы, и последняя должность в таком случае упразднялась.
Кроме названных учреждений в Самаре находились караульная изба, две конюшни, каменный пороховой погреб, амбары, сараи, три храма и мужской монастырь, 210 посадских и 107 крестьянских дворов, кабаки, десятки лавочек, несколько ремесленных мастерских, базар. Общее число жителей Самары доходило до 2-3 тысяч человек.
В 1703 г. в Самаре случился большой пожар, о котором позднее воевода А.И.Кушников сообщал: "Кремль и палисад згорели без остатку". Но добрую половину самарского городка пожар пощадил. В 1703-1706 гг. общегородские укреплении были построены заново. Главной частью укреплений являлась земляная крепость, построенная по европейскому образцу. Она имела форму ромба, по ее углам располагались крупные земляные бастионы. Бастионы венчались срубами артиллерийских казематов с бревенчатыми покрытиями.